Еrrаrе нuмаnuм еsт

Не разум пагубен для человека, а ошибка разума.
АНАТОЛЬ ФРАНС





ЯВЛЕНИЕ 1

В кресле с высокой спинкой сидит Эл – седой бородатый старик в белых одеждах. На спинке кресла спит белый филин Дормант.

ЭЛ. Как думаешь, Дормант, он сильно изменился?

ДОРМАНТ (просыпаясь). Ух-ху-у!

ЭЛ (задумчиво). Вот и я не знаю. Не знаю, стоило ли назначать эту встречу. Он стопроцентно сочтет это проявлением моей слабости. Знал бы он, в чем на самом деле моя слабость…

ДОРМАНТ. Ух-ху-у! Ух-ху-у!


ЯВЛЕНИЕ 2

Два ассистента в зеленых хирургических одеждах вводят ЛУ, человека неопределенного возраста, одетого в черную смирительную рубашку, и сразу же уходят.

ЛУ. Не верю своим глазам! Эл?! Это ты?! А я все гадал, куда же меня ведут.

ЭЛ. Здравствуй, Лу! Присаживайся. Мне стало известно, что ты хотел меня видеть.

ЛУ. Эл, за истекший период времени я желал видеть тебя столько раз, что сбился со счета. Я и надежду уже утратил. Как мне выразить всю гамму чувств, охватившую недостойного?!

ЭЛ. Всё ерничаешь?

ЛУ. Ни в коей мере. Я действительно рад. Просто мне сложно понять, почему ты решился принять меня именно сейчас?

Пауза.

ЭЛ (вздыхая). Ты стал невыносим.

ЛУ. Вот как! А раньше?

ЭЛ. Прекрати фиглярствовать, Лу, иначе наш разговор окончится, не начавшись.

ЛУ. Умолкаю, умолкаю и внимаю тебе.

ЭЛ. Я хочу понять, чего ты добиваешься. В начале, когда ты сам еще был врачом, ты спорил со мной, критиковал мои методы лечения, потом начал бунтовать, настраивать против меня моё окружение, весь Ученый совет. Ты устроил, чуть ли не восстание! Когда же я понял, что ты недостоин быть членом Ученого совета Клиники и Главным врачом какого-либо из корпусов, я выгнал тебя. В ответ ты начал бурную деятельность среди моих пациентов. В последнее время ты просто перевернул все с ног на голову. Ради чего все это, Лу?

ЛУ. Ты велик и мудр, Эл! Неужели сам не догадываешься?

ЭЛ. Я хочу услышать тебя.

ЛУ. Меня? Услышать? С чего вдруг? Почему ты раньше не хотел этого? Почему не шел на контакт? Ведь единственное, чего я требовал от тебя – это диалога на равных.

ЭЛ. Ты прекрасно знаешь, что мы не равны.

ЛУ. Да, но твое масштабное Творение, твоя Клиника, требует штата помощников. Ты не можешь уследить за всем. Так будь любезен выслушивать чужое мнение. Даже если оно идет в разрез с твоим или просто тебе неприятно. Может, ты хочешь, чтобы Ученый совет безропотно смотрел тебе в рот? Хотя, на данный момент так и происходит.

ЭЛ (тяжело вздыхая). Я повторяю свой вопрос – чего ты добиваешься?

ЛУ. Ясности. А она заключается в следующем. Твой Эксперимент провалился. Созданный мир никуда не годится. Отсюда два выхода: или ты действительно лечишь людей, или закрываешь Клинику.

ЭЛ. С чего ты решил, что я не лечу людей?

ЛУ. Ты ЭТО называешь лечением?! Ты столько всего создал, но сил твоих не хватило на венец творения – человека. Видя свою оплошность и смыв все с лица земли, как двоечник спешно стирает с доски неверно решенную задачу, ты начал заново. Высадившихся на горе Арарат ты решил лечить. Ты решил лечить Человека. Ну-ну… Вопрос в том, что методы твои к лечению не имеют никакого отношения.

ЭЛ. Почему?

ЛУ. Ты действительно хочешь знать мое мнение?

ЭЛ. За этим я тебя и вызвал.
 
ЛУ. Свершилось! Да здравствует диалог!

Эл слегка морщится.

Мне, убогому, не дано понять сущности Великого Замысла. Я и не стараюсь. Вот только то, что получилось, напоминает детский рисунок. Вроде нарисованы какие-то предметы, вещи, люди, но нарисованы исключительно коряво. Не думаю, что ты сторонник примитивизма, Эл. Основная идея Эксперимента мне понятна – созданное тобой должно самосовершенствоваться. Ты только указываешь путь и создаешь, так сказать, объективные условия. Допустим. Тогда объясни мне, зачем ты расформировал корпус Вавилон? Чем он тебя не устраивал?

ЭЛ. Они не совершенствовались, они пестовали свою гордыню. Решили, что Главный врач доступен любому пациенту. Я указал им на ошибки, развеяв их фантазии и расформировав корпус.

ЛУ. И в результате корпусов появилось великое множество. Многие стали вообще неуправляемы. Они забыли, каким путем должны следовать, в какую сторону развиваться. Ты, решив, что самому тебе не справиться, да и не подобает размениваться на мелочи, отправил в каждый корпус своего Главного врача. И вот тут-то началось!

ЭЛ. Ты прекрасно знаешь, в чем заключается миссия Главных врачей корпусов. Они должны установить внутренний распорядок, режим, правила и методы лечения, т.е. наметить путь развития пациентов в целом. Правильный путь.

ЛУ. Правильный путь? Ха-ха! Оказавшись каждый в своем корпусе, они по-своему решили выполнять твои указания. Ввиду того, что, по твоей милости, языков возникло великое множество, не все смогли верно перевести твои слова. Более того, медсестры, медбратья и нянечки сумели переврать и то, что говорили сами Главные врачи и загнать людей в такие рамки, которые невозможно не нарушить. В результате каждый принимает лекарства и проходит процедуры, какие хочет. Корпуса воюют между собой, а что творится внутри каждого! При этом медперсонал упрямо твердит о всеобщей любви и единении! Стоит ли говорить тебе, что лечению это далеко не способствует? А самое главное, многие решили, что Главный врач корпуса и есть Главный врач всей Клиники. В одном из корпусов назначенного тобой ликвидировали и стали безуспешно лечиться у оставшегося медперсонала с именем бывшего Главного врача на устах, веря, что он придет снова и пропишет что-нибудь особенное. А о тебе никто и не вспоминает…

ЭЛ. Ты не прав, Лу. Люди обо мне не забыли.

ЛУ. Да? А ты когда последний раз был на обходе? Когда последний раз заходил в палаты? Когда последний раз кого-то консультировал? Когда последний раз собирал Ученый совет?

ЭЛ. Все это необязательно делать лично мне.

ЛУ. Ах, да…  Недосягаемость делает твой авторитет абсолютным. По крайней мере, тебе так кажется. Так вот, дорогой мой Эл, допустим, что до людей донесено основное, пусть в искаженном виде, со многими ошибками и лжеучениями…

Пауза.

Тогда почему, Эл, до сих пор никто не вылечился?

ЭЛ (вздыхая). Они вылечатся, Лу. Просто необходимы время и вера.

ЛУ. Credo, quia verum.

ДОРМАНТ. Верю, потому что нелепо.

ЭЛ (Дорманту). Спасибо, я понял. (Лу.) Твое стремление быть оригинальным раздражает!

ЛУ (улыбаясь). Совершенно потрясающим, Эл, является то, что Главные врачи корпусов обещают поголовную выписку в случае соблюдения людьми режима и внутреннего распорядка, установленных Главным врачом Клиники. Какая, к свиньям, выписка, Эл?! Большинство неизлечимо!

ЭЛ. Тебе-то откуда известно? Ты давно лишен звания врача и изгнан из Ученого совета!

ЛУ. Именно поэтому мне известно больше! Я рад, что так произошло! Я рад, что мое положение позволяет мне перемещаться от корпуса к корпусу и находиться ближе к человеку, нежели любой из эскулапов. Я рядом с людьми и я фанатично им предан!

ЭЛ. И поэтому ты творишь с ними то, что творишь?

ЛУ. Я ничего не творю с людьми, Эл. Я просто создаю условия, в которых у них появляется то, чего они, с твоей помощью, лишены с момента рождения, - право выбора. А тот путь, который они преимущественно выбирают, свидетельствует о том, что я прав.

ЭЛ. Отчего же я до сих пор не видел исцеленных тобой?

ЛУ. Хороший вопрос, Эл. Но разве исцелять – не твоя прерогатива? И потом, ты забыл основной принцип врачевания – Primum non nocere!

ДОРМАНТ (Открывая глаза). Прежде всего – не навреди!

ЛУ. Благодарю, Дормант! (Элу.) Чего же плохого в том, что человек отказывается от непонятных лекарств, выписываемых медперсоналом? Чего же плохого в том, что человек начинает сомневаться в диагнозе, который ему поставили? И чего плохого в том, что человек подвергает сомнению режим корпуса, тобою, якобы, установленный? Я пробуждаю в людях то, что заложено тобой, но, по каким-то причинам, возведено в ранг табу, а именно - инстинкты.

ЭЛ. Вот поэтому ты и перестал быть членом Ученого совета. Слишком многое ты подвергал и подвергаешь сомнению. Этим путем не вылечить душу!

ЛУ (вскакивает). А кто тебе сказал, что основной способ самосовершенствования и развития заключается в лечении души?! Как могут излечивать душу существа, наделенные тобой мозгом, задействованным всего на десять-пятнадцать процентов?! Откуда в тебе столько садизма, Эл?! Это страшная ошибка! Твоя ошибка! Лечить надо не душу, а разум!!! Все, что делал я, было направлено именно на это – доказать тебе, что условия Эксперимента неверны изначально! Неразумность людская - это ошибка твоего разума, Эл!

ЭЛ. Разум разовьется со временем. Посылок к его сиюминутному совершенствованию я не вижу.

ЛУ (садится). Уж чего-чего, а времени у них в избытке! Только кое-что изменилось. Люди по прежнему знают тебя, Эл, как создателя Клиники. Один маленький нюанс – они больше не верят, ни тебе, ни в тебя. Более того, они уже не хотят исцеляться! А все потому, что я, находящийся рядом, дал им то, что со временем тебя заменит.

ЭЛ. Что же это?

ЛУ. Деньги, Эл! Это деньги! Вот идол и безусловный авторитет для них. И, как ни странно, этого идола очень уважает и «неподкупный» медперсонал. Люди уверовали, что за деньги возможно все!

ЭЛ. За деньги не купишь здоровье.

ЛУ. Но за деньги можно создать видимость улучшения и пообещать полное исцеление. Как-нибудь потом…

ЭЛ. И это ты считаешь своим достижением?

ЛУ. Это лучшее, что я дал людям! Право выбора! Практика показала, что между постулатами Главных врачей корпусов и деньгами люди выбирают последнее. И поэтому, предлагаю оставить разговоры о спасении души в среде душевнобольных.  Я повторяю, у тебя осталось только два выхода – дать им разум или уничтожить.

ЭЛ. Есть третий путь – уничтожить тебя.

Пауза.

ЛУ. Я всегда знал, что ты шутник, Эл. Самой большой твоей шуткой было создание Клиники. Ты хотя бы на миг уясни - Творение сие иначе, как Дурдомом назвать нельзя. А в Дурдоме мне замены нет. Кто будет слушать анамнезы врачей? Кто будет беззаветно любить и слушать разжиревший медперсонал, плодящий ханжество и оправдывающий беззаконие твоим именем? И кто поверит, что изначальная НЕВОЗМОЖНОСТЬ выполнения предписаний врача – единственная причина продолжающейся болезни. Света без тьмы не бывает, Эл. Хотя, в одном я с тобой соглашусь – верить в грядущую выписку из Дурдома необходимо каждому!

Пауза.

У них есть я, Эл. Бывший врач, изгнанный отовсюду. Они верят тому, кто рядом. Особенно, если тот, кто сейчас рядом, когда-то был очень высоко. Кто больше меня заботился о человеке все прошедшее время? Таких нет! Я искренне предан людям и не могу больше терпеть твое отношение к ним, как к подопытным животным. Такими, каковы они сейчас, сделал их ты. Так прими решение и неси за него ответственность.

ЭЛ. Люди могли бы и не стать такими, не будь тебя рядом.

ЛУ.  Еще одна твоя ошибка, Эл, думать, что я существую отдельно. За такое количество времени я растворился в каждом из людей. Я – это они! И ты сейчас разговариваешь не с квинтэссенцией зла, а с одним из своих пациентов. Наверное, поэтому я одет в смирительную рубашку, да? Ты, Эл, стал панически бояться своего основного творения – человека!

Пауза.

ЭЛ. Я искренне надеялся на улучшение. Но… преждевременно. Мне жаль тебя, Лу, но до выздоровления тебе еще далеко.

Нажимает кнопку вызова.


ЯВЛЕНИЕ 3

Входят ассистенты и встают по обе стороны Лу.

ЛУ. А я, признаться, не могу решить, кто из нас болен…

Встает, готовый идти.

ЭЛ. Ты настолько далеко зашел в критике моего Эксперимента, что начал отождествлять себя с человеком. Так вот, запомни на прощание - Errare humanum est!

ДОРМАНТ. Человеку свойственно ошибаться!

ЛУ (пристально глядя на собеседника). Мне больше нравится ДОСЛОВНЫЙ перевод этой фразы – ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ ОШИБКА!

Пауза.

ЭЛ. Прощай, Лу!

ЛУ. Еще увидимся, Эл!

Ассистенты уводят Лу.


ЯВЛЕНИЕ 4

Эл и Дормант.

ЭЛ (отрешенно глядя перед собой). Ты, к сожалению, никогда не поймешь, Лу, что ты такая же составляющая моего Эксперимента, как и всё остальное. И как раз твоя линия поведения, твои мысли и поступки наиболее предсказуемы. Конечно, я ждал другого результата. Эксперимент не то, чтобы не удался, он просто стал развиваться по иному пути. А я так устал управлять неуправляемым. Но закончить Эксперимент и закрыть Клинику я не в силах, как не в силах люди быстро избавляться от своих старых игрушек. Но я очень устал! Я устал и поэтому пусть все идет своим чередом.

ДОРМАНТ (закрывая глаза). Natura non facit saltus!

ЭЛ. Да-да… Природа не делает скачков!

Внимательно смотрит на белого филина.

Запомни, Дормант, хорошенько! Если ты расскажешь кому-нибудь о минутных проявлениях моей слабости, я сверну тебе голову!

ДОРМАНТ (широко открыв глаза). Ух-ху-у! Ух-ху-у!





Занавес.


Рецензии
Прочитал. И даже все рецензии.
Вещь интересно написанная, философская и, кстати, вполне могла бы быть поставлена. Есть же одноактные пьесы.
Но. Если ЭЛ - это представитель Тьмы, инквизитор-экспериментатор, то противостоять ему должен представитель Света - богочеловек. Это было бы не только логично, но и жизненно, т. е. противостояние равных сил. Но ЛУ только составляющая его Эксперимента - просто человек, вышедший из-под контроля.
Экзистенциальная вещь. И еще эта мрачная фраза дословного перевода: «Человек есть ошибка…». Хотя, согласен, для оптимизма сейчас мало поводов. Но я всё-таки оптимист...

Гарри Цыганов   22.03.2010 01:38     Заявить о нарушении
ЭЛ - это сокращенное от ЭЛОХИМ. Одно из имен Создателя. В моем случае - создателя Клиники. И он вовсе не представитель Тьмы. Он-то, как раз, как никто, представитель Света, сам и создавший этот Свет.
А ЛУ (сокращенное от ЛЮЦИФЕР) - взбунтовавшийся и изгнанный ангел (ну, в смысле - врач :))), который как раз не вышел из-под контроля именно потому, что во всем своем естестве является частью эксперимента.
Вот только сам эксперимент для пациентов Клиники уже бесполезен, поскольку Errare humanum est...
Увы, но я все-таки пессимист...
:)))

Федор Кузьминский   22.03.2010 01:57   Заявить о нарушении
Ну, вот, Федор – я ничего не понял. Тогда вещь становится ещё безысходней. Если Элохим представитель Света, то, что есть Тьма? Свет не может ставить такие чудовищные эксперименты. Мир перевернётся! В нем тогда не только Человек - ошибка, тогда все сущее - ошибка. Я бы не хотел жить в таком перевернутом мире. Хотя сегодняшний мир и напоминает Ваши мрачные фантазии.
С уважением,

Гарри Цыганов   22.03.2010 10:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.