Сила разума

- Как дела, Игорь? Вера дома?
- Вера дома, но…Скажу прямо, ты же не чужая. Плохо ей, лежит, отвернувшись к стенке, ни на что не реагирует. Врач посоветовал обратиться к психиатру.
- Ничего не предпринимай, я завтра буду у вас, поговорим.

- Верчик, ты что это раскисла, - мягко говорила Нина назавтра в безучастную спину младшей сестры. – Понимаю, нелегко. И Игорю трудно, и Володе. Новая школа, чужой язык, без друзей. Ты нужна им, мужчины легче нас ломаются… Когда я приехала сюда, ревела белугой. Адвокат послал взять у психиатра заключение. Тот как приговорил: клиническая депрессия. Потемнело в глазах: все в семье нормальные, а я, значит, псих. Не сразу разобралась, что здесь называют ментальными болезнями. У нас грусть считалась обычным делом. Помнишь, у Светлова: «Кто всегда безоблачно ясен, тот, по-моему, просто глуп!». А тут чуть что – бегут к шринку. Как после беженского процесса остаться оптимистом? Сильные мужики спивались, грозились поджечь себя. Потом нашла работу, целый день среди людей… А что с мамой было? Я тебе не писала… Ходила вся черная. Я ее записала в группу любителей природы. Там она встретила Гарри, теперь оба счастливы – бегают, путешествуют…

Нина вышла в салон.
- Ну как она? – спросил Игорь.
- Дайте ей отоспаться, подкормите, отойдет. Я заскочу в пятницу.
- Доктор выписал чудо-лекарство – «Prozak». Всех делает оптимистами.
- Дай-ка мне пару недель, наведу справки в библиотеке. Тут горы литературы о нем. Мне когда-то врач сказал: мозг остается мистерией, лечение психических расстройств даже не на горизонте. Прислушивайтесь к собственной мудрости, решать вам.

- Терапевт подозревает генетическую предрасположенность к беспокойству и депрессии, - сообщила Вера сестре через неделю. - Я ему рассказала о маме и тебе. Володька стал хмурым, клянет школу. Советует показать мальчишку специалисту не откладывая.
Вера была встревожена не на шутку.
- Не могу заснуть, все прислушиваюсь. В этом чертовом Интернете учат, как убивать себя и других.

- Веруша, тут иной подход к жизни. Всегда не мешает спросить мнение других врачей, это называется «врачебный шопинг». Заглянуть на вебсайты, в энциклопедии и справочники о лекарствах, книги и медицинские журналы. Я уже заказала несколько в библиотеке. Вот выписала кое-что для тебя.

Депрессия – 2-й фактор смертности в западных странах и 4-й – в мире, в Канаде ею поражена каждая пятая женщина, но лишь треть обращается за помощью к врачам, лишь 20% получают необходимое лечение. Ей сильнее всего подвержены пенсионеры и иммигранты. Это и понятно – многие из них страдают от бедности, общественной изоляции, отсутствия родни. Пик заболеваний – в возрасте 30-40 лет.

Признаки депрессии: Безразличие к жизни, работе, хобби, семье, низкая самооценка, безнадежность и беспомощность, чувство провала. Часто также чрезмерное беспокойство, страх, паника. Бессилие, головные боли,нарушение пищеварения, боли в спине, бессонница или сонливость. Речь замедлена. Назойливые мысли о смерти. У 10% - галлюцинации, мысли о вине, о серьезной болезни, преследовании кем-то. Шанс повторения после первого появления затяжной меланхолии – 50%, после второго приступа – 70%, после третьего – 90% и тогда болезнь может перейти в хроническую.

«Это – не немедленная ясная боль, как при сломе конечности. Точнее сказать, это – отчаяние, словно какой-то злой демон насмехается над больным мозгом, ты словно в перегретой комнате, ни ветерка, ни спасения», - пишет Вильям Стайрон в журнале «Психология сегодня», март 1999. Это – не в голове, как считали врачи раньше, и не нарушение химического баланса в мозгу. Это – реальное расстройство всего организма, которое отражают эмоции. Если оно затягивается, нарушается деятельность многих систем, увеличивается опасность сердечных приступов, остеопорозиса, гипертонии».
Психиатр Барбара Дориан предсказывает, что в ближайшие 20 лет мы столкнемся с эпидемией депрессии, и винит в этом чрезвычайно высокий темп жизни и отрыв людей от традиционных структур.

Современная технология привела к революционному изменению взгляда на происходящие в мозгу процессы. Найдено, что при ослаблении мощности левой лобовой доли, отвечающей за положительные эмоции, штаб центральной нервной системы работает с усиленной нагрузкой, как и все железы внутренней секреции, что вызывает их истощение и падение энергии в теле. Нервные цепочки распространяют болезнь на каждое волокно и клетку. Эта система лобовой специализации закрепляется в период полового созревания, поэтому дети, пережившие насилие, ужасы, сильный стресс, предрасположены к гиперактивности гормональной системы и атрофии нейронов мозга.

«У нас есть новый каталог антидепрессантов (из группы «Prozak») и хорошо проверенные психотерапевтические лекарства, - ободряет д-р Дориан, - но они, как правило, не покрыты страховкой и нет достаточно подготовленных специалистов, которые могли бы варьировать сочетание медикаментов в зависимости от реакции организма». Но под статьей, в которой приведено это заявление, помещено приглашение принять участие в узучении эффективности антидепрессантов и поведенческой терапии.

- «Prozak»? – в ужасе вскричала Нина. – Ни в коем случае! Я слушала лекцию выдающегося американского психиатра Питера Брегина. Вот у меня даже выписано в блокноте: «Prozak» делает что угодно, кроме чудесного лечения. Его побочные явления – дрожь, возбуждаемость, потливость, тошнота, сонливость, потеря,а затем набор веса, головные боли, нервозность, бессонница, тошнота, рвота и т.д. Когда сходят с таблеток, могут быть серьезная эмоциональная и физическая реакции, даже угроза жизни. Были случаи самоубийств». Конечно, это не указывается на нотации к лекарству. Оно очень дорогое, как и многие ему подобные. Фирмы, выпускающие эти капсулы и таблетки, имеют неплохие доходы. Вот и Дональд Клейн из Нью-йоркского института психиатрии считает, что все лекарства из группы SSRI вызывают пассивную апатию, безразличие.
- Да ты совсем параноиком стала! – огрызнулась Вера.
- Зайди в магазин здоровья, - бросила старшая сестра.

- Лучше всего зарекомендовал себя «Сант Джонс уорт», - приветливо объяснил Вере продавец. И еще хвалят IP-6, «Кава-кава» и «Тирозин», 5-НТР пока недостаточно изучен. Альтернативная медицина подходит к здоровью комплексно. Важно и правильное питание, и подвижный образ жизни, и и умение расслабляться. Вот брошюры, журналы, мой вам совет – пойдите к озеру или в парк, лучше с другом и побольше улыбок, природа, любовь и смех делают чудеса.
- А как относятся к такой болезни китайские врачи?
- О, это долгий разговор. В нашей традиции главное – восстановить круговорот энергии в теле. Грусть, боли – от застоя жизненного тока.

Двенадцатилетний Володя уже через неделю забыл о хандре и стал пропадать на спортивной площадке с одноклассниками и соседями. Вера ожила через месяц.
- Ну, что новенького? – спросила Нина сестру, навестив ее перед Рождеством. – Была у шринка?
- Да, все-таки сходила. Советует психотерапию.

- Здесь это в моде. Чуть что – идут на консультацию. Но это – как ступить на минное поле новичку. Выпустить эмоциональные блоки, распрямиться, конечно, важно. Преодолеть барьеры, законсервированные в подсознании штампы, страхи, научиться отстаивать свою точку зрения… Но найти умного слушателя нелегко. Часто всплывают события, которые память похоронила, чтобы спасти душу от вывиха. И кто в состоянии понять, что мы пережили? А если попадется бессердечный, – может довести до срыва. Иди потом, судись с больницей… Словом, и тут мнения самые противоречивые.

- Откуда ты все это знаешь? –удивилась младшая сестра.

- Умный учится из чужого опыта, если не хочет из своего. Но последнее слово всегда остается за тобой. Чувствуешь себя плохо – уходи. Меня допекла одна работница больницы. Она меня усиленно посылала в церковь, а отца перечеркнула, потому что – атеист. Настаивала на «Prozak». К счастью, мой врач вмешался, но две недели я была в постели и долго еще не могла избавиться от ее негативных советов. И как говорить о душевном не на материнском языке? Частные клиники лучше, но не по карману. Зато когда платишь, можешь расспросить терапевта, где он учился, какие имеет взгляды и опыт. В трудную минуту я звонила в Центр помощи жертвам насилия, там мудрые женщины и анонимные беседы.
- Я совершенно растеряна, - в отчаянье пролепетала Вера.

- Быть свободной личностью нелегко. Но это лучше, чем слушаться любого совета. Я лично верю в силу разума. Меня убедила психолог Джоан Борисенко. Будучи беременной на втором курсе университета она развелась с мужем и потеряла контроль над жизнью. Курила, держалась на кофе, дважды попала в больницу. Потом сделала важнейший эксперимент через медитацию. Когда отбросишь боль прошлого и тревогу о будущем, мозг успокаивается, и начинается самолечение. Другой умный автор, Брэд Блентон, считает, что все наши раны – от притворства. Мы приспосабливаемся под нормы общества, перестаем расти, с годами накапливается стресс. Курение, алкоголь, обжорство – результат серьезной болезни души. Он зовет не жить во лжи и притворстве.

- Ну а что решила для себя ты?
- Я как-то услышала, что самая счастливая молодежь – в Ирландии и Израиле. Удивилась. Но это понятно – у них есть цель, традиции и вера. Чего мы торчим дома? Пошли в кино!

- Спасибо тебе, - прошептала Вера, уткнувшись в пуховый свитер Нины. - И откуда у тебя столько мудрости?
- Я тебе не сказала самую важную тайну. Пройти через все беды мне помогло твердое знание, что существует Всевышний, что есть любящий и справедливый Глаз, наблюдающий за нами. И тьма отступила, исчезли страхи. Но к этому каждый приходит своим путем.
(Опубликована в 1999 году в Канаде)


Рецензии