Часть 5, Волшебная страна Дорога

иллюстрации Веры Шаховой

Раннее утро. В ясном безоблачном небе проснувшееся солнышко потягивается своими лучиками. Просыпаются цветы в клумбах, раскрывая свои яркие бутоны навстречу утренней заре. Весело щебечут птицы: "Утро наступило! Вставайте!" Бездомные собаки и кошки бегают в поисках пищи, с голодной тоской поглядывая на пролетающих высоко в небе птиц.
В уютной комнатке, в своей кроватке лежал маленький мальчик. И, хотя глаза у него были закрыты, он не спал. Он нежился в постельке, вспоминая свой сон. А снилось ему что-то необычное. Как будто он ехал на маленьком автомобильчике, а рядом с ним ехала маленькая девочка на маленьком жеребенке. И ехали они по мягкой шелковистой траве вокруг снежной крепости, в которой играли много мальчиков и девочек. Маленькая девочка что-то весело говорила, но маленький мальчик не слышал ни одного слова и только улыбался в ответ. Вдруг маленький мальчик увидел свою бабушку. Она стояла с полным подносом ароматных пирожков. Маленький мальчик сразу выскочил из маленького автомобильчика и подбежал к своей бабушке. За ним побежали и всем остальные дети. А маленький автомобильчик радостно загудел.

Маленький мальчик во сне ел вкусные бабушкины пирожки, а маленький автомобильчик все гудел и гудел.
– И что он разгуделся! – недовольно подумал маленький мальчик, отрывая голову от подушки.
– Эй! Ты там проснулся? – услышал он вдруг.
Маленький мальчик вскочил с кроватки и подбежал к окошку. На улице стоял маленький автомобильчик и гудел. А рядом с ним стояла маленькая девочка. Она улыбалась маленькому мальчику и радостно махала рукой.
Через несколько минут маленький мальчик и маленькая девочка уже ехали в маленьком автомобильчике.
– А куда мы поедем? – спросила маленькая девочка.
– Не знаю… – ответил маленький мальчик. – Давай просто покатаемся!
– Давай! – согласилась маленькая девочка.
Со времени знакомства маленького мальчика и маленькой девочки прошло не так много времени. Они познакомились у снежной крепости, помнишь? Но и маленькому мальчику, и маленькой девочке казалось, что они знакомы давным-давно.
Маленький автомобильчик сначала был недоволен, что маленькая девочка стала гулять вместе с ними, но, после того, как маленькая девочка помыла его с мылом и даже зашила кое-где порвавшиеся сиденья, он перестал сердиться. И даже иногда разрешал маленькой девочке посидеть за рулем.

Но маленькая девочка была очень любопытной. И сразу же спросила:
– Автомобильчик, а зачем тебе так много огоньков? И спереди, и сзади, и они постоянно мигают. А?
– Это не огоньки. Это – световая сигнализация. И они мне нужны, чтобы я мог:
во-первых, освещать себе путь,
во-вторых, предупреждать других участников движения о предполагаемых маневрах и
в-третьих, в темное время суток обозначать себя на дороге.
– А что значит маневр? – спросил маленький мальчик.
– А что значит обозначать? – спросила маленькая девочка.
– А вы это не знаете? – удивился маленький автомобильчик.
– Нет! – хором ответили маленький мальчик и маленькая девочка.
– И мы не знаем! – закричали откуда-то появившиеся дети. – Расскажи!

– Ну так слушайте, – начал маленький автомобильчик. – Когда темно, машины плохо видно, потому что они темные, даже если покрашены в красный, синий, зеленый и другие цвета. А, так как машины едут быстро, то есть опасность, что они столкнуться.
– У нас перед домом недавно столкнулись две машины, – сказал кто-то из детей. – Так было страшно!
– Так вот, – продолжал маленький автомобильчик. – Для того чтобы машины видели друг друга в темноте, они зажигают специальные огни, которые называются габаритными огнями. Видите? – и маленький автомобильчик зажег свои габаритные огни. – Они есть спереди, и есть сзади, и расположены по краям справа и слева. Это показывает и ширину машины или иначе – габарит. Поэтому они и называются габаритные. Когда зажигаются габаритные огни, это и называется – обозначить себя на дороге. Понятно?
– Понятно! – хором ответили дети.

– А маневр? – напомнил маленький мальчик.
– Маневр – это изменение в движении автомобиля, то есть смещение вправо или влево по ширине дороги, обгон, поворот, разворот, а также торможение и остановка.
– Это значит, когда ты остановился, ты сделал маневр? – спросила маленькая девочка.
– Да, только не сделал, а совершил, – ответил маленький автомобильчик.
– А чтобы о том, что я собираюсь сделать маневр, знали другие машины и пешеходы, я даю световые сигналы, – продолжал маленький автомобильчик.
– А какие? – спросил кто-то из ребят.
– При повороте направо или налево я зажигаю огни, находящиеся соответственно справа или слева, как спереди, так и сзади. Они горят не постоянно, а попеременно гаснут и зажигаются.
– Подмигивают! – засмеялись дети.
– А если они все замигают?
– Это значит, что машина неисправна, и ехать дальше не может.
– Сломалась! – крикнула самая маленькая девочка.
– А если я включу тормоз, то сзади зажигаются вот эти огни. Видите?
– А эти прозрачные зачем? – показал один мальчик на светлые плафоны.
– Они зажигаются, когда я еду назад. Вот так, – и маленький автомобильчик поехал назад.

– Не надо ни тормозить, ни назад ехать! – воскликнул маленький мальчик. – Поехали кататься!
Все сразу залезли в маленький автомобильчик, и он медленно поехал вперед.
Он ехал мимо высоких домов, мимо низких заборов, мимо фонтана, пересекал площади, ехал через арки. А дети восторженно смотрели по сторонам, время от времени вскрикивая.
Вдруг кто-то запел:
Мы едем-едем-едем…
И все подхватили:
В далекие края…
Так они и ехали: медленно по краю дороги. Полный кузов гомонящих детей. Этакий детский сад на колесах. Милиционеры, завидев маленького автомобильчика, поднимали свой бело-черный жезл, но потом, приглядевшись, только с улыбкой отдавали честь.

– А вон еще огни! – закричал один мальчик, показывая на светофор.
– Сигнальные!
– Нет! Габаритные! – и все засмеялись.
– А я знаю! – крикнула одна девочка. – Это светофор. Я даже стихи про него знаю.
И девочка звонко прочитала:
Красный свет – дороги нет!
Желтый видишь – стой и жди,
А зеленый – так иди!
– Правильно, – сказал маленький автомобильчик. – Светофоры устанавливаются на пешеходных переходах и на перекрестках и регулируют движение. Обычно ставят несколько светофоров. Одни светофоры регулируют движение в одном направлении, а другие – в другом. Все светофоры на перекрестке взаимосвязаны. Когда на одном зажигается красный, то на другом зажигается зеленый.
– А желтый?
– Желтый свет обычно зажигается одновременно на всех светофорах.
– А почему на этом светофоре желтый свет зажигается только после зеленого, а после красного – нет? – спросила одна внимательный мальчик.
– Это сделано специально, чтобы машины, увидев желтый свет, знали, что сейчас загорится красный, и вовремя успели затормозить.

– А если светофор сломается?
– Если светофор неисправен, то обычно вызывают регулировщика.
– А он что, фонарики держит?
– Красный, желтый и зеленый!
– И вертится с ними во все стороны!
– Нет, – сказал маленький автомобильчик. – Он специальной полосатой палочкой, которая называется жезл, показывает, куда надо ехать.
– А вон регулировщик! – закричал один из мальчиков, показывая рукой.
Все посмотрели и действительно увидели регулировщика, который ловко махал жезлом, и машины и пешеходы послушно стояли или двигались.
– Я, когда вырасту, обязательно буду регулировщиком! – сказа мальчик.
– Да уж, ты нарегулируешь! – засмеялся его сосед.
– Нет, я правильно буду регулировать! Вот только бы знать, как нужно правильно…
– Автомобильчик, расскажи ему пожалуйста, – попросила маленькая девочка.

– На перекрестке, где стоит регулировщик, – начал маленький автомобильчик. – можно проезжать или проходить, если он стоит к вам лицом или боком. Если он стоит к вам спиной, двигаться нельзя.
Если регулировщик стоит к вам лицом, то можно двигаться только, когда он вытянул навстречу вам руку. В этом случае можно только поворачивать. Причем, при вытянутой правой руке можно поворачивать направо, при вытянутой левой – налево.
Если регулировщик стоит к вам боком, то со стороны спины можно двигаться во всех направлениях. Если у регулировщика руки опущены или вытянуты в стороны, то со стороны лица тоже можно двигаться во всех направлениях. Если же одна из рук регулировщика вытянута вперед, то можно только поворачивать направо, и только если вытянута дальняя от вас рука.
Если регулировщик поднял одну руку вверх, это значит "Внимание!". Если вы уже въехали или вошли на перекресток, то нужно закончить движение, если же не вошли – нужно остановиться.
– А если он обе руки вверх поднимет? – спросил кто-то.
– Тогда этого регулировщика нужно убрать с перекрестка, потому что такого сигнала нет.

Они поехали дальше. Теперь уже дети смотрели по сторонам совсем по-другому и то и дело кричали:
– Стой! Красный!
– Регулировщик руку вверх поднял!
– А мы сейчас повернем!
– А мы останавливаемся!
Вдруг впереди они увидели много машин и людей. Подъехав поближе, они увидели аварию – одна машина врезалась в заднюю часть другой.
Маленький автомобильчик остановился. Дети притихли и настороженно смотрели, как милиционеры что-то измеряли линейкой и о чем-то говорили.
– А почему это случилось? – тихо спросила маленькая девочка.
– Не выдержал дистанцию, – так же тихо ответил маленький автомобильчик.
– Дис… чего? – спросил маленький мальчик.
– Дистанция. Расстояние между двигающимися в одном направлении машинами называется дистанцией. Она должна обеспечивать возможность быстрого торможения в случае необходимости, – сказал маленький автомобильчик и медленно поехал дальше.

– А разве машина не сразу останавливается?
– Нет. Время от возникновения необходимости остановиться до остановки называется временем торможения. Он делится на время реагирования – это время от возникновения необходимости остановиться до начала действия тормозов. Оно зависит от внимательности и скорости реакции водителя. И на время срабатывания тормозов. Оно зависит от технических особенностей и технического состояния автомобиля, а также от состояния дороги.
– А, понятно! Пока водитель увидит…
– Пока сообразит…
– Да пока вспомнит, что делать нужно…
– Но как нажмет на тормоз, так сразу и остановится!
– Нет, не сразу, – возразил маленький автомобильчик. – С момента срабатывания тормозов машина некоторое время еще двигается по инерции. Это движение называется тормозной путь.
– И долго двигается?
– Зависит от скорости движения и от состояния дороги. Скажем, на скользкой дороге тормозной путь больше.
– А я понял! – крикнул маленький мальчик. – Дистанция должна быть такой, чтобы в нее уместился тормозной путь!
– Можно и так сказать, – согласился маленький автомобильчик.

– А вон зебра! А вон зебра! – закричала девочка. – Я знаю! По ней пешеходы через дорогу ходят! Правильно?
– Правильно, – сказал маленький автомобильчик. – Это называется пешеходный переход, или зебра. И переходить дорогу нужно только по пешеходным переходам. Там безопасно. А если переходить в другом месте, то можно попасть под машину. А еще лучше – пользоваться подземными переходами.
– А если нет перехода?
– Если перехода нет, то дорогу нужно переходить очень осторожно. На дороге с разделительной полосой нужно сначала посмотреть налево и убедиться, что машин нет, дойти до середины, посмотреть направо, убедиться, что машин нет и закончить переход.
– А я песенку знаю! – крикнул мальчик
Улицу переходя,
Все налево поглядя.
А потом направо,
Это просто, право.
– А если нет разделительной полосы, перед переходом дороги нужно убедиться что машин нет с обеих сторон и только потом переходить дорогу. Понятно?
– Да-а-а-а!!! – хором закричали дети.

– А что такое разделительная полоса? – с трудом выговорил трудное слово мальчик.
– Это, наверное, вот эта полоска посередине дороги. Только почему она разная? Здесь одна, здесь – две, а здесь какая-то прерывистая…
– Разделительная полоса наносится белой краской в продольном направлении дороги. И не обязательно ровно посередине. Иногда она смещена в ту или в другую сторону. Она нужна для того, чтобы разделить встречное движение – по одну сторону от разделительной полосы машины едут в одну сторону, а по другую – в другую.
Разделительная полоса бывает одинарной, двойной, сплошной и прерывистой. Одинарная полоса показывает, что правила пересечения разделительной полосы одинаковы для обоих направлений движения, а двойная эти правила разделяет. Пересекать разделительную полосу можно только со стороны прерывистой разметки, а со стороны сплошной – нет.

– Автомобильчик, а можно я за руль сяду и порулю… – попросил один мальчик.
– Нет, нельзя, – ответил маленький автомобильчик.
– А почему?
– Ты еще маленький.
– А когда можно будет?
– Когда тебе исполнится 18 лет. Тебе сейчас сколько?
– 7.
– Вот, через 11 лет и приходи.
– Ой, как долго! – протянула девочка. – А что, всем, кому 18 лет исполнится, можно рулить?
– Нет, не всем, а только тем, у кого есть права.
– А что такое права?
– Права или водительское удостоверение, это такая карточка, на которой есть фотография, дата вручения, место вручения, срок действия, категория и особые отметки.
– А где права купить можно?
– Их не покупают, а получают.
– Ну, получить?
– Сначала нужно научиться.
– Чему? Машину водить?
– Не только. Нужно еще знать правила дорожного движения и устройство автомобиля.
– Как много! – протянули дети.
– Вот поэтому и выдают права только большим, – засмеялся маленький автомобильчик.

– А что такое категория? – спросила девочка.
– Категория указывает, каким транспортным средством можно управлять с этими правами.
– Чего? – не поняли дети.
– Ну…Машины же бывают разные, – начал объяснять маленький автомобильчик. – И на разные машины нужны разные категории. Различают 5 категорий: A, B, C, D и E.
– А что это значит?
– Категория A дает право управлять мотоциклом или мотороллером,
B – легковыми автомобилями и маленькими автобусами и маленькими грузовиками.
– Такими, как ты?
– Да. Категория C разрешает управлять большими грузовиками,
D – большими автобусами,
E – очень большими грузовиками и автопоездами.
– Авто… чем?
– Автопоезд! Это такой большой грузовик, к которому еще несколько прицепов прицеплено. Я знаю! У меня папа такой водит! – закричала девочка.
– Правильно! – подтвердил маленький автомобильчик.

– Вот вырасту, научусь, права получу и буду на машине ездить! – мечтательно сказал маленький мальчик.
– Только не забудь, что кроме прав нужны еще временное удостоверение и технический паспорт автомобиля.
– А зачем?
– Технический паспорт содержит основные данные об автомобиле: цвет, марку, владельца, номер и так далее, а временное удостоверение дает право управлять машиной при отсутствии прав, скажем когда они потеряны или находятся в ГИБДД.
– А что такое ГИБДД?
– Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Именно она отвечает за безопасность движения и следит, чтобы соблюдались правила дорожного движения. При авариях расследование проводят не милиционеры, как вы говорили, а инспекторы ГИБДД.
– Автомобильчик, а откуда ты все это знаешь? – спросила маленькая девочка.
– Я же автомобиль, – гордо ответил маленький автомобильчик. – хоть и маленький. Я должен все это знать. А иначе, как же тогда я бы ездил?
– А ты нас научишь?
– Конечно! Приходите! – заверил маленький автомобильчик.
А потом он развез детишек по домам. Родители забирали своих сыночков и дочек и благодарили маленького автомобильчика, помогали ему – кто бензина нальет, кто масла, кто тормоза подтянет…
А маленький автомобильчик был очень горд оттого, что теперь он нужен, в нем нуждаются. Он знал, чем будет заниматься – он будет учить детей правилам дорожного движения!

ВАН © 2002

Часть 4, Снежная сказка (http://www.proza.ru/2008/07/13/327)
Часть 6, Плохие дяди (http://www.proza.ru/2010/01/04/599)


Рецензии
Всё же сказки вам, лучше всего удаются. удачи в творчестве.

Александр Михельман   10.04.2011 18:00     Заявить о нарушении
Спасибо, я учту
С уважением ВАН

Van   20.04.2011 22:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.