Её судьбой была любовь

       Уже смеркалось, когда я с мужем пришли на набережную. Здесь уже было полно отдыхающих. Мы прогуливались, высматривая свободные места на скамейках. Место нашли только одно и, оставив меня сидеть, муж отошёл к доминошникам. Я посмотрела на соседку. Это была женщина, которой я всегда восхищалась. Она приходила с мужем. Оба такие красивые и элегантные! Женщина была чуть ниже своего высокого мужа. Она, опираясь на его руку, старалась, несмотря на свой преклонный возраст, идти прямо, высоко подняв голову и выпрямив плечи. В ней чувствовалась какая-то внутренняя сила. Прошло с тех пор, когда я видела её последний раз года полтора- два. Сегодня она была одна. Я не знала, как заговорить с ней, а очень хотелось. Женщина заговорила первая. Начала, как обычно, с банальной фразы: чудесный вечер, правда? Вечер был, действительно, прекрасный и я с ней согласилась
       -Меня зовут Людмила,- сказала она. Я часто здесь бываю, но вас вижу впервые.
       -Вы просто меня не заметили, хотя вас я видела часто, правда, с тех пор прошло время. Вы с мужем красивая пара и не заметить вас просто невозможно. Кстати, где он? Почему вы сегодня одна?
       -Мой муж умер. Уже полтора года как я одна,- печально ответила Людмила.
       - Извините. Мне очень жаль. Я всё время вами любовалась. Вы, наверное, очень любили мужа.
       - Мы прожили вместе более 6о-ти лет. Они пролетели как один день.
       - Более 60-ти! - изумлённо вскрикнула я. Как это прекрасно! Людмила замолчала. Я ждала, когда она заговорит снова. И она заговорила.
       - Хотите, я вам расскажу о себе? Я давно ни с кем не разговаривала по душам. Подруги мои уже ушли в мир иной, а я всё живу. Вы мне чем-то нравитесь: располагаете к себе.
       -Спасибо, Людмила, мне очень интересно послушать о вашей жизни.

       Родилась и выросла Людмила в большой многодетной семье, где было пятеро детей: мальчик, и четыре девочки. Люда была старшая. Самая маленькая сестрёнка младше её на 9 лет. Жили они в небольшом городке. Отец работал слесарем на заводе, а мать – в заводской столовой. Приходила домой, усталая, валилась с ног, и старшей дочери приходилось всю заботу о детях брать на себя. Девочка училась хорошо и мечтала стать врачом. Второй большой мечтой было учиться и жить в большом городе. В Ленинграде жила подруга матери и она пообещала, что когда девочка окончит школу, сможет пожить у неё.
       И вот, получив Аттестат зрелости, Людмила едет в Ленинград поступать в медицинский институт. Так решили на семейном совете. Собрали небольшие сбережения, справили кое-какую одежду и отправили девушку учиться. Поселилась Люда у тёти Зины- подруги мамы. Так хотелось походить по городу, увидеть достопримечательности, но девушка не забывала, зачем она сюда приехала, и усердно готовилась к вступительным экзаменам. А когда она поступила в институт, тётя Зина устроила небольшой семейный праздник: испекла красивый вкусный торт. За чаепитием Людмила сказала:
       - Тётя Зина, вы не можете меня устроить к себе в больницу ночной нянечкой? Мои родители не смогут мне помогать, а на одну стипендию, сами понимаете, не прожить.
       - Я попробую, - ответила женщина.
       Итак, днём Людмила училась, а ночью три раза в неделю работала в больнице. Прошёл год. На втором курсе Люде дали общежитие. Девчонки в свободное время развлекались, как могли, а она занималась и отдыхала от работы. На их приглашения девушка отшучивалась или находила причины отказа. Но однажды Людмилу всё-таки уговорили принять участие в вечеринке у старшекурсников. И там она встретила его, студента 2-го курса Семёна. Он был высокий, худой и в очках. Людмила посмотрела на парня, он на неё, и между ними будто молния пробежала. Это была любовь с первого взгляда. Весь вечер они танцевали вдвоём, после вечеринки договорились встретиться.
       Встречи были не так, чтобы часты, но свободное время влюблённые проводили вдвоём. Гуляли по городу, Семён показывал девушке свои любимые места. Ходили в Эрмитаж, Русский музей, Люда впервые увидела Исаакиевский и Казанский соборы и многие другие достопримечательности. Прожив в городе больше года, она почти нигде не была: только учёба и работа, а сейчас с таким замечательным гидом девушка увидела и узнала так много!
       Вскоре влюблённые уже не могли быть друг без друга, и Семён предложил пожениться. Это было так неожиданно! Людмила слышала от однокурсниц, что её парень профессорский сынок. Его отец читал лекции в их институте, и хотя у отца и сына была одна фамилия, девушка даже не задумывалась об этом.
- Ты что, Сёма! Представляешь реакцию своих родителей, когда они увидят меня? Кто ты и кто я! – воскликнула Люда.
       -Кто же я? – возмущенно спросил Семён.
       - Твой отец профессор, а мои родители простые люди, рабочие.
       - Но мой отец не сразу стал профессором! Да знаешь ли ты, что он начинал свою карьеру с сельского врача? Там, в маленькой сельской больничке, он и встретил мою маму. Она помогала ему принимать больных. У меня очень хорошие родители. Они порядочные люди. Без предрассудков.
       -Знаете…
       -Нина, - подсказала я,
       -Знаете, Нина, я очень волновалась, как меня , девчонку из простой рабочей семьи, приехавшую из какого-то маленького городка, примут в профессорском доме. Но оказалось, что волнения мои были напрасны.
       Людмилу родители Семёна встретили приветливо. За обедом, специально приготовленным к приходу девушки сына, спрашивали, как ей живётся вдали от родных, как здоровье родителей, о брате и сёстрах. Видно было, что девушка нравится им. Но когда Семён заговорил о женитьбе, родители в один голос сказали:
       - Нет. Вы очень торопитесь. Ты, сын, сначала должен получить Диплом, да и Людмиле нет и девятнадцати. Успеете ещё создать семью. Но Семён, всегда слушавший родителей, сейчас был непреклонен, и им всё-таки пришлось благословить молодых.
       Свадьба была скромная: только родные и несколько друзей молодожёнов. Людмила перешла жить в профессорский дом. Родители настояли, чтобы невестка бросила работу в больнице.
       -Людочка, тебе нет необходимости сейчас работать. Занимайся только учёбой. С каждым годом учиться всё труднее, и тебе понадобится много времени.
       Людмилу сразу полюбили в семье. Добрая, трудолюбивая, старательная, всегда улыбчивая, она притягивала к себе. Счастье, когда тебя любят окружающие люди, и Люда была счастлива.
       Прошло два года. Семён окончил институт, Людмила продолжала учиться. Но вдруг началась война. О продолжении учёбы Людмила не хотела и слышать. Вместе с мужем – хирургом она ушла на фронт.
       - Мы служили в передвижном госпитале, - рассказывала Людмила. Было тяжело и страшно. Мне тогда едва исполнилось двадцать. Представляете, девчонка на войне. Что пришлось увидеть и пережить! Кровь, страдания, горе… Вчера ещё здоровые, полные сил люди, а сегодня покалеченные с поломанной судьбой. Первые месяцы войны мы сутками не спали: оперировали, оперировали… … . Не знаю, как бы я всё это пережила, если бы не мой любимый. Сам, еле державшийся от усталости на ногах, находил для меня ласковые слова, как мог , поддерживал меня. Мы очень переживали за свои семьи. Мой брат, на год младше меня, ушёл на фронт. Я надеялась, что моя семья эвакуировалась с заводом, где работали родители, но родные Семёна остались в Ленинграде. Особенно тревожно было за них, когда мы узнали о блокаде города.

       Людмила с мужем войну закончили в Берлине. Она вернулась домой в 1945-ом, Семён на год позже. Он – майором медицинской службы, она - капитаном. Семья Людмилы вернулась из эвакуации, пришёл с фронта брат, а родители мужа не пережили блокаду. Сначала умер прямо на работе, в госпитале, профессор, а за ним через несколько дней ушла жена. В их квартире уже жил какой-то капитан, но когда вернулась хозяйка квартиры, он куда-то переселился.
       Работать пошла в ту же больницу, где когда-то работала санитаркой. Она ждала возвращения мужа. Наконец, вернулся домой и Семён. Теперь можно было подумать и об окончании института. Семён работал, Людмила училась.
       Однажды Люда получила письмо от младшей сестрёнки Инночки. Девочка только что окончила школу и хочет поступить в педагогический институт. Старшая сестра очень любила младшенькую, она ведь, можно сказать, вырастила её, и обрадовалась возможности видеть её каждый день. Инна стала жить у Людмилы и учиться в институте.
       Счастье было бы полным, если бы у Люды с мужем был ребёнок.
       -Где мы только не были, где только не обследовались! Врачи говорили, что нет ничего такого, чтобы я не смогла забеременеть. Мы оба были здоровы,- рассказывала моя собеседница.- И вдруг, когда мы уже перестали ждать, я забеременела. Какое это было счастье! Сёма ещё больше окружил меня заботой. Он прямо пылинки с меня сдувал. Решил, что в доме мне нужна помощница. Инночка к тому времени вышла замуж за коллегу и друга моего мужа Геннадия и жила в его квартире. Мы остались одни.
       Семён попросил бывшую домработницу своих родителей Галину Владимировну, которую звал просто Галя, вернуться к ним в дом. Женщина с радостью согласилась, ведь она вырастила этого мальчика и считала его родным. И хотя Людмила долго не соглашалась с мужем, Галина Владимировна ей понравилась. Она в последствие даже полюбила старушку.
       Когда пришло время Людмиле рожать, Семён был на работе, и она попросила Галю не сообщать мужу. Женщина хотела сделать мужу сюрприз. Роды были тяжёлые. Галина Владимировна, сообщила Семёну, что его жена рожает. Тут же приехав в больницу, он всё разузнал о состоянии жены. Его успокоили, сказав, что организм у роженицы здоровый и всё будет благополучно.
       Родился мальчик. Радости не было предела. Яркие букеты цветов заполнили палату, где лежала молодая мать. Она ещё не знала, что ждёт её впереди. Мальчику дали имя Александр, в честь Александра Семёновича, отца мужа. Ребёнок родился больным. У него был церебральный паралич.
       - Боже мой, какое горе постигло нас! Мы сами врачи и знали, что ждёт нас впереди. Эту болезнь и сейчас почти не вылечивают, а тогда, в 50-ом! Мы обращались к лучшим специалистам. Я бросила работу и всё время посвятила малышу. Когда Семён приходил домой, он сменял меня, чтобы я могла отдохнуть. Редкая ночь у нас проходила спокойно. Помощь и забота мужа поддерживали меня, а у меня была добрая старушка Галина Владимировна. Она всё время мне помогала, но когда рядом такой любящий муж, всё переносится намного легче.
       Недолго прожил Сашенька. На третьем году своей короткой жизни он умер. Больше Людмила не могла зачать ребёнка. Она совсем отчаялась, ведь муж так хотел детей! Семён успокаивал жену:
       -Людочка, мы любим друг друга, и это главное. Хочешь, мы усыновим ребёнка? Вон сколько детей без родителей! Но Людмила хотела своего, родного. И всё-таки спустя время они усыновили мальчика. Взяли ребёнка из детского дома. Это был чудесный мальчик пяти лет. Столько же было бы сейчас их Сашеньке. Ребёнок был, как Семён, смуглый и темноволосый.
       -Знаете, Нина, ребёнок как бы озарил нас солнечным светом. Мы души в нём не чаяли. Баловали его, но Игорёк (так звали мальчика) рос на редкость серьёзным , чутким и вежливым. По мере того, как он рос, мы замечали в нём интеллигентность. Наверное, она в мальчике была врождённая. Я не знаю, кто были его биологические родители: он был сиротой и попал в детдом совсем крошкой. Игорёк очень полюбил нас и старался не огорчать. Конечно, он не был этаким маменькиным сынком. Как все дети, шалил, у него были друзья в школе и во дворе. Сын занимался спортом и мог за себя постоять. И учился он хорошо. В общем, не создавал нам особых проблем. Нам с ним очень повезло. Меня уже окружали два любящих и любимых мужчины.

       Игорь рос и во всём подражал отцу. Он гордился папой, и ему хотелось на него походить. И профессию сын выбрал, как у отца. Правда, и мама была врачом, но Игорь всегда говорил: "Хочу быть, как папа". Он с папой выбирал к праздникам подарки для мамы и, когда у него были карманные деньги, дарил маме цветы.
       Однажды, когда Игорю было лет семь- восемь, он, просматривая вместе с мамой семейный альбом, увидел фото маленького мальчика.
       -Мама, кто это?
       -Сашенька – наш первый ребёнок. Он мог бы быть тебе братом, если бы был жив, - с грустью ответила Людмила.
       -Он умер? Почему? Он же совсем маленький!
       -Сашенька сильно болел, сынок, и его не смогли вылечить.
       -Но почему?
       - К сожалению, ещё не все болезни излечимы.
       - Когда я вырасту, - вдруг заявил сын, -

       буду врачом, буду лечить маленьких детей, чтобы они не умирали.
. Игорь закончил школу с Серебряной медалью, до золотой не дотянул из-за сочинения. Поступил в тот же институт, где когда-то читал лекции его дед и учились его родители. Там же, как и родители, встретил девушку – однокурсницу и влюбился. Она отвечала парню взаимностью, но поженились молодые люди после окончания института. Игорь получил Диплом педиатра, его невеста - Диплом гинеколога.
       -Людмила, а как сложились у вас отношения с невесткой? – спросила я.
       -С Аллочкой? Она стала нам дочерью. Такая умница! Алла росла без матери. Её воспитывал отец. Мама рано е неё умерла. Девочка всему выучилась. Руки у неё золотые: за что ни возьмётся, всё у неё получается. А какая хозяйка! Мы её очень любим!
       Игорь и сейчас работает врачом, - сказала Людмила. – Он с семьёй приехал в Израиль раньше нас. Здесь окончила университет его дочь Леночка. Она тоже врач. Видите, Нина, какая у нас медицинская семья! Правда, сын Игоря не стал врачом. Он выбрал другую профессию. Олег, мой внук- программист.
       Когда родилась старшая внучка, Людмила ушла на пенсию. Она решила помочь детям растить дочь.
       -Мы были так счастливы!- рассказывала Людмила.- Я даже не раздумывала, продолжать ли мне работать, тем более, что возраст у меня уже был пенсионный. Я работала обыкновенным рядовым терапевтом. Конечно, была хорошим врачом и меня уважали в коллективе, но в тот момент я была нужнее моим родным. Семён Александрович, мой муж, работал почти до 70-ти лет. Он был доктором медицины. Конечно, в последние годы работы он уже почти не практиковал, больше занимался со студентами, читал лекции в мединституте. Когда мы были молодыми, муж хотел, чтобы я тоже занялась наукой, но я решила, что одного учёного в семье достаточно, а моя задача любовью и заботой помогать в карьере мужа. И нисколько об этом не жалею.
       В 1991 году Людмила с мужем приехала в Израиль к детям. Родители стали жить с детьми и внуками. Леночке было тогда тринадцать лет, а Олегу- 10. Жили большой дружной семьёй.
       - У меня как будто выросли крылья. Знаете, Нина, я совсем не чувствовала усталости, хотя дом держался на мне. Сами понимаете, когда все заняты делом, а ты дома. Но мне помогал мой муж, а вдвоём мы управлялись легко и быстро. Вечерами подолгу гуляли у моря. Мы ездили на экскурсии, иногда вместе с детьми посещали театр или концерт приезжих артистов. Благодаря такой активной жизни, мы почти не чувствовали своего возраста.
       - Вы замечательная женщина, Людмила, и, думаю, очень счастливая,- с восхищением сказала я.
       - Очень счастливая! Ведь всю жизнь я окружена любовью. У меня прекрасная семья!
Но, как видно, горе посещает и счастливых людей. Два года назад мой муж тяжело заболел. Стал сильно кашлять, особенно по ночам. Ходили по врачам, лечили его, а кашель не проходит. Мы много времени проводили по вечерам на воздухе, чтобы ему легче дышалось. Спустя какое-то время обследование показало, что у Семёна Александровича рак лёгких. Представляете моё горе! Я не отходила от него ни на шаг. Меня сменяла Аллочка . Когда мой муж уже совсем не вставал с постели, вся семья по очереди смотрела за ним. Сёмочка знал, что уходит, и старался не терять ни минуты. Он держал мою руку и шептал слова любви. Я старалась сдерживаться, чтобы он не видел моих слёз, и тоже говорила, как сильно его люблю. Мой любимый умер на моих руках.
       Ну, ладно, хватит о грустном,- вдруг сказала женщина. Мы с мужем прожили прекрасную долгую жизнь. Не всем так повезло. Конечно, мне бывает очень грустно, я тоскую по мужу, но мои дети так заботятся обо мне, что я совсем не чувствую себя одинокой. А вон и моя Леночка идёт! – вдруг воскликнула Людмила.
       К нам подошла девушка лет 25 – 27.
       - Познакомьтесь, Нина, это моя внучка Леночка! Девушка протянула мне руку.
       -У вас, Лена, такая замечательная бабушка!- сказала я.
       - Знаю. Она у нас необыкновенная! Мы очень её любим! Ну, что, бабуля, пойдём немного пройдёмся и – домой, - сказала Лена. Она помогла бабушке встать.
       Мы попрощались. Девушка, обняв бабушку за плечи, повела её. Людмила шла, опираясь на палочку, но по-прежнему прямо, гордо подняв голову.
       Прошло с того времени пять лет. Я переехала в другой город и больше не видела Людмилу. Ничего не знаю о ней, но часто её вспоминаю.
       


Рецензии
Чудесный рассказ.Нина, вы умница.Всё очень жизненно, а главное имеет положительный пример.учит жить на позитиве.

Наталья Обухова 2   27.04.2010 14:50     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание к моему творчеству. Давно не писала, но уже работаю над новым рассказом.

Нина Петлярская   30.04.2010 15:08   Заявить о нарушении
Жду с неперпением...

Наталья Обухова 2   05.05.2010 11:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.