Моя семья в годы Великой Отечественной войны

(художественное описание истории моих предков для школьной работы на тему "ВОВ")


Великая Отечественная Война принесла большое горе в белорусские земли. В течение четырёх лет белорусы испытывали на себе очень страшные муки – множество людей погибло, ещё больше осталось без родных и близких. В захваченных городах царил жестокий режим, людей не согласных с правилами – немцы расстреливали или отправляли в концлагеря. Многие деревни были сожжены в поисках и ликвидации людей, помогающих партизанам. Гитлеровцы пытали людей, чтобы получить ценную для них информацию. Фактически, каждый выживший или погибший белорус, на мой взгляд, уже является героем, так как ему пришлось пережить ужасы войны, видеть, как умирают люди, испытывать страх за себя, за свою семью и за будущее своего народа. Война оставила свой след в сердце каждого белоруса, её будут помнить ещё много лет, а имена людей, погибших в эти годы, навсегда останутся в истории нашей страны.
Война не обошла стороной и моих предков. Родители моих дедушек и бабушек воевали и пережили её, но мне и моим родственникам известно не так много об их подвигах. Два моих прадедушки по маминой линии прошли войну. Один из них, Моял Сергей погиб в 37 лет при перевозке раненых в Венгрии в 1945. Второй – советский офицер Ломакин Николай Иванович всю войну не видел семью, постоянно находясь на линии фронта. Он постоянно писал письма своей жене Анне, которая с двухлетним ребёнком на руках переезжала из города в город, пытаясь держаться подальше от стремительно надвигающихся немецких сил. О ней я бы и хотел рассказать подробнее, так как она единственный живой участник войны в моей семье на сегодняшний день.
Савицкая Анна Васильевна родилась в 1919 году. Сегодня ей 88 лет, она живёт в Могилёве, любит читать книги и газеты, смотрит новости и увлекается политикой. Её сын – мой дедушка. Когда началась война – ему было всего 2 года, а его матери 22. Несмотря на тот возраст, мой дедушка помнит тот день, когда его отец прибежал домой и сказал, что началась война. Они были тогда в Орше – городе, где родился мой дедушка. Как только начались боевые действия, его отец вынужден был отправиться защищать Родину, так как он был офицером Советской Армии. Он оставил жене с сыном документ, с помощью которого они могли получать часть его денежного довольствия через военкоматы. Конечно, этот документ был у моей прабабушки только потому, что она – жена офицера.
Наступление немцев продолжалось, и моя прабабушка вынуждена была уезжать куда-либо глубже в тыл, чтобы уберечь себя и сына. Дело в том, что она не могла остаться в тылу врага, так как была женой офицера. Узнай это немцы – сразу же расстреляли бы и её, и сына. Один знакомый привёз их в Смоленск, куда направлялся сам и был уверен, что немцы туда не дойдут. В течение следующих нескольких месяцев по всей Западной части страны проходила эвакуация. В основном увозились на поездах специалисты и разные рабочие, вместе со своей техникой и оборудованием в сторону Урала, а также население. Эвакуация проходила очень быстро, но гитлеровцы тоже не медлили, поэтому жители спешили покинуть опасные районы как можно быстрее и любыми способами. Товарные поезда и вагоны, нагруженные техникой, везли на себе также сотни людей, которые буквально цеплялись за них. Люди бежали от приближающегося фронта не редко под бомбёжками немцев. Моя прабабушка в 22 года с двухлетним ребёнком на руках пережила много тяжестей и невзгод, двигаясь дальше на Восток, глубже в тыл и подальше от Войны. Они покинули Смоленскую область и направились в Брянск, а оттуда в Тулу. Орша была завоевана 16.07.1941 года. Брянск завоевали в ноябре 41-ого года.
Опасность дошла и сюда. Прабабушка двинулась к югу, так как немцы двигались к Москве, и она надеялась уйти в сторону от наступающих войск. Анна Васильевна прибыла в Ростов-на-Дону. Она находилась среди страдающих людей-беженцев идущих с запада. Все понимали и помогали друг другу, чем могли. При пеших переходах двухлетнего ребёнка приходилось везти на тачке или нести на руках. Не было еды, было тяжело и холодно. Немного помогал аттестат офицера, по которому моей прабабушке выдавали иногда деньги. В основном люди несли продукты, мало кто нёс что-то ценное и тяжёлое.
Хотелось бы добавить, что во время эвакуации до 01.02.1942 года было эвакуировано в тыловые районы страны:
Поездами почти 10,5 миллиона человек
Водным транспортом 2 миллиона человек
А всего с территории Беларуси – 1 миллион человек
Ростов-на-Дону был захвачен немцами в декабре 41-ого года.
Анна Васильевна добралась до Северного Кавказа. Она остановилась в станице Александровской, где пробыла 9 месяцев, работала на крахмальном заводе, пока немецкий фронт не пришёл и сюда. Моя прабабушка с сыном отправляются в Баку, где они садятся на пароход, идущий в Красноводск. Путь на пароходе дедушка помнит из-за того, какими маленькими точечками выглядели различные лодки, плавающие внизу, глядя с борта парохода. Поездка произвела на него массу впечатлений, но и тут пришлось тяжело ему и его матери. Пароходы в это время были заполнены техникой и различными вещами, эвакуируемые из городов, поэтому людям, стремящимся переплыть море, приходилось находиться весь путь на палубе под открытым небом. В течение трёх дней люди мёрзли от сильных ветров, не раз выпадали осадки. Из Красноводска Анна Васильевна вместе с сыном отправилась в долгий и нелёгкий путь через Туркменскую, Узбекскую и Казахскую ССР.
Оставаться в Баку и на юге средней Азии не советовали, т.к. местное население довольно враждебно относилось к эвакуированным из-за проблем с питанием, проживанием большого количества беженцев и т.д. Такие советы давали эвакуационные пункты.
До Алма-Аты прабабушка добиралась целых два месяца. Приходилось часть пути ехать на ослах (слева подступали засушливые пустынные районы, справа местность была гористая и каменистая). Она прошла через некоторые крупные города, побывала в Ташкенте.
После Алма-Аты они направились в далёкий Павлодар, миновав Караганду. Дальше опять плыли на пароходе по реке Иртыш вверх по течению. В Иртышском районе они останавливаются, где и остаются до освобождения Ростов-на-Дону. Прабабушка начала работать где-то в ста километрах от города Иртышск – куда приехала верхом на волах.
Надо заметить, что переход по восточным районам был также очень тяжёлым. Порой я даже удивляюсь, насколько сильной духом была моя прабабушка в двадцать лет, сумев пережить все тяжести пути. Они с дедушкой пережили страшные болезни азиатских стран, которые были известны своей неизлечимостью. В какой-то момент сыну Анны Васильевны даже грозила смерть, но к счастью какой-то фельдшер вовремя оказался рядом и помог моему дедушке. Также Анна Васильевна и другие советские беженцы старались не задерживаться на казахских землях, так как здешние разбойники имели очень дурную славу, в основном связанную с любовью к белым женщинам.
Пока моя прабабушка и дедушка дожидались конца войны в Иртышской области, отец моего дедушки воевал на фронте. Сначала войны он воевал на Калининском фронте. Он постоянно переписывался со своей женой, расспрашивал о сыне, об их тяжёлом пути. Пытался помочь им как мог.
Наконец, противника начали теснить. Начали освобождаться города, Красная Армия давила немцев назад в Германию. Николай Иванович двигался на запад вместе с фронтом. В составе 155-ой стрелковой дивизии дошёл до столицы Венгрии - города Будапешт, а затем до Австрийских Альп.
Анна Васильевна решила вернуться на Родину, к родственникам и близким. Теперь они с сыном отправились более коротким путём и в не таких ужасных условиях. На этот раз пересадок с поезда на поезд было мало, так как двигались по длинным путям сначала к Омску, потом к Челябинску, затем к Москве, но, не доехав до нее, пересели на поезд в Ростов-на-Дону. Здесь они дожидались освобождения Могилёва, где жили дедушка и бабушка моего дедушки. И вот 28.06.1944 года Могилёв был освобождён от немецко-фашистских захватчиков. Моя прабабушка отправилась туда через Харьков и Кричев.
На этом длинное приключение моей прабабушки с сыном по Советскому Союзу заканчивается. Савицкая Анна Васильевна пересекла территорию длиной около 12880 км. Это 7920 км до Иртышска и 4960 км – обратный путь. Я горжусь моей прабабушкой, так как ей было очень тяжело, но она уберегла и себя, и моего дедушку.
Моя прапрабабушка и мой прапрадедушка жили в деревне Застенки под Могилёвом. Когда они увидели живых и здоровых Анну и маленького Гену они были очень рады. Они много рассказывали о жизни с немцами в Могилёве, о разных происшествиях и новостях, о подпольных организациях.
Интересно было то, что о немцах они отзывались довольно-таки хорошо. Рассказывали, что немцы приезжали только днём в их деревеньку из города, чтоб находится тут весь день, а к вечеру уезжали в город. Говорили, что с немцами дружили, никаких неприятных стычек не было, иногда даже детей колыхать помогали.
А вот не давали спокойно жить мирному населению местные мародёры, которые выдавали себя за партизан. Они приходили поздними ночами, стучались, потом брали всё, что им надо было – еду, одежду, кое-какую посуду. Прапрабабушка недовольно называла их «парцузаны», а прапрадедушка страшно возмущался, что у него однажды подушку забрали, на которой он спал.
Конечно, настоящие партизанские отряды и другие подпольные организации сыграли не малую роль в войне с гитлеровцами, дали сильный толчок, приблизивший победу и освобождение страны.
Ломакин Николай Иванович, офицер Советской армии, муж Анны Васильевны, вернулся домой из Австрии, принёс множество медалей и орденов. Среди них Орден Красной Звезды, медаль за взятие Будапешта в Венгрии и другие. Немного отдохнув с семьей, он получил приказ ехать куда-то далеко в Сибирь. Он не хотел расставаться снова с близкими, поэтому подал заявление об отставке. Семья Ломакиных стала жить в Могилёве, мой прадедушка стал работать бухгалтером, а подросший дедушка пошёл учиться.
Мне кажется, что про человека прошедшего войну, будь то или солдат, воюющий на фронтах, или командир, отдающий приказы в тылу, или отчаянный партизан, или мать, которой нужно спасти своих детей от врагов, про каждого из них можно написать целую книгу. У кого-то эта книга была бы наполнена боевыми действиями и глобальными сражениями. У других это будет история о нелёгкой жизни в городах, захваченных фашистами, у некоторых это будет история о партизанском героизме. Но всех героев этих историй объединяло бы одно – стремление к жизни, свободе народа и их потомков.
 

Куклин Василий
       10 экономический класс


Рецензии
Интересно
думаю, что Вас может заинтересовать мой проект. Я создал портал www.familytales.ru , на котором люди делятся своими воспоминаниями и воспоминаниями о своих близких и предках, а также создают их страницы, делают семейные архивы, рассказывают семейные легенды и т.д. Был бы польщен, если бы согласились стать одним из первых пользователей моего сайта!

Михаил Палей   30.05.2012 11:00     Заявить о нарушении