Басё - у меня за стеной

(Из неделовой переписки)
       
       Дорогая Анна, Вы спрашиваете «А Бродский Вам как?». Из Бродского читала мало, но, случайно наткнувшись на «Любовь», «Осенний вечер в скромном городке», «Чаепитие», думаю, что если бы наткнулась ещё на что-то, было бы здорово.
       А так, периодически упорно, несмотря на риск нанесения себе душевной травмы, беру в руки томик стихов современных поэтов, читаю. Ну, что сказать? Да ничего. Если на всю книжку попадётся хоть одно нормальное, складное, хорошее, красивое, мелодичное - радуюсь и надеюсь на лучшее. Но бывает – ни одного!
       Всё ведь просто. Захотел творческий человек самовыразиться, захотел сделать это в жанре стихотворения или поэмы и начинает сочинять. Легко! И мало кто (банальное словосочетание, конечно, но что - есть, то - есть) задумывается, или понимает, что написание стиха – это не только разгул таланта, а ещё и работа, труд, знания (ну, например, основных правил стихосложения) и т.д. Иные поэты не сразу соображают, в каком жанре пишут, путают их, смешивают. Может, по незнанию, а может, создавая таким образом новые, такие как зномы, пунктиры и тому подобное совершенство.
       Но вот у меня, например, «пунктик»: я считаю, уверена и поэтому никогда не спорю о том, что стихотворение – это эмоциональная передача чувств и впечатлений поэта читателю. А как я могу получить эту самую передачу, если я – человек, говорящий по-русски, не понимаю смысла написанного? Причём, автор излагает свои чувства и мысли на моём родном языке.
       Вы пишете: «В общем, сложно быть поэтом. Наверное, им всегда сложно быть». Согласна с Вами. Именно поэтом сложно быть, а не стихоплётом. Применяю это слово, исходя из обращения к Толковому словарю русского языка Ушакова – «СТИХОПЛЁТ, а, м. (разг. презрит.). Бездарный поэт, стихотворец, тот, кто плетёт стихи».

* * *
       Чуть-чуть о Басё.
       Как ни смешно, я познакомилась с его творчеством из любви к … бананам. Как-то вечером, прогуливаясь по кирпично-блочному проспекту, где живу, заглянула в книжную лавку. На полке, посвящённой китайской и японской поэзии, увидела книги Ли Бо, Басё и других авторов. Полистала, но не купила. Была неплатёжеспособна в тот знаменательный день. Вообще-то, я не посещаю магазины без денег. Чтобы не дразнить себя. Исключение – книжные и цветочные. Потому что в книжных можно полистать, почитать, кое-что даже запомнить, ну, наконец, записать, если очень понравится. В цветочных – тоже хорошо. Можно надышаться невообразимыми ароматами, насмотреться на природную красоту, что тоже очень приятно.
Итак, китаец заинтересовал сразу же «Осенними чувствами».
       Сколько дней мы в разлуке,
       Мой друг дорогой, -
       Дикий рис уже вырос
       У наших ворот.
       И цикада
       Уж свыклась с осенней порой,
       Но от холода плачет
       Всю ночь напролет.
       Огоньки светляков
       Потушила роса,
       В белом инее
       Ветви ползучие лоз.
       Вот и я
       Рукавом закрываю глаза.
       Плачу, друг дорогой,
       И не выплачу слез.
Басё сначала понравился происхождением своего псевдонима. Вычитала, что возле своей простой хижины он сам посадил банановое дерево, и якобы именно оно дало псевдоним поэту (Басё, яп. ;; переводится как «банан, банановое дерево»). А потом нашла в стихах:
* * *
Я банан посадил -
И теперь противны мне стали
Ростки бурьяна...
* * *
Как стонет от ветра банан,
Как падают капли в кадку,
Я слышу всю ночь напролёт.
(Перевод Веры Марковой)

Я раньше читала хокку (или хайку) и танку. Эти основные жанры японской поэзии – трёхстишье и пятистишье – гениальны, бесспорно. Всегда поражалась и поражаюсь, как в три - пять строк суметь вложить столько … столько … жизни! Вы понимаете меня?
На работе, одно из наших направлений – продажа кирпича, однажды вывесила на доску информации шуточное хайку, взятое из Интернета:
***
По стене ползёт кирпич,
А за ним ползёт другой.
Видно, там у них гнездо.

Пишут, что Басё всю жизнь страдал от нищеты, но как истинный философ-буддист, не уделял внимания этому обстоятельству. Много путешествуя, он черпал силы от самой природы.
Когда добралась до Вашего вопроса: «Иногда думаю - на какие деньги жил Басё?», вдруг поняла, что смогу ответить на этот вопрос – для себя.
У меня за стеной живёт «Басё» - мой бывший муж. И я вижу, как и на что он живёт. Это действительно жизнь человека, не обращающего внимания на отсутствие денег, впрочем, как и на их присутствие. Главное – лад с самим собой и близким окружением, включая одушевлённые и неодушевлённые предметы фауны и флоры. Причём, некоторые стихи, которые пишет мой «Басё», заслуживают внимания.

Годом раньше,
Веком позже –
Ты придёшь
На этот свет:

Тихо булькнут
Биодрожжи,
И –
       Привет!

***
От радости –
       тихо млею.
От счастья –
       просто немею.
От зависти –
       убегаю.
От боли –
       стихи слагаю.
***

Жену заставить помолчать,
Когда она начнёт ворчать, –
Нет непосильнее задачи!
       Ещё трудней, когда
       заплачет.

***

Опять в душе моей пустынной
Бархан обиды потревожен.
Остыну, милая, остыну –
В любви и не такое можно.

Пускай совсем я стану старым,
Одену немощи сутану –
Щипки, царапины, удары
Переносить я не устану.

Пускай умчатся дни и годы.
Пускай нас жизнь переиначит.
Когда душа запросит отдыха, –
У ног твоих свернусь в калачик.

***

Жизнь
       не была моя
       пуста.
И хоть ничем я
       не набил карманы –
Не оскверню
       хулой
       уста:
Возможно, Бог
       спасает
       клептомана.


Рецензии