Моя рецензия на произведение - Только русские спор

Моя рецензия на произведение
«"Только русские спорят об этом." (Яков Любченко)
http://www.proza.ru/2008/07/29/194
       
Здравствуйте, Яков!
С огромным интересом и пониманием прочла Ваше эссе-размышление.
Мне очень нравится стиль изложения, корректность и уважительное отношение к другим религиям и народам.
Очень интересен ход Ваших мыслей.
Но начав писать Вам рецензию получился небольшой очерк, который я помещаю здесь, на моей странице.
Приглашаю Вас в гости.

Я с 1990 года живу в Швеции, и за это время побывала во многих странах.
Многое увидела, продумала и поняла.
И я теперь ощущаю себя на некотором отдалении от любой страны, и хочу рассматривать все страны, как части ЦЕЛОГО по имени Земля с населяющим ее Человечеством.
Мне кажется, что какую бы страну мы не пытались понять отдельно от целого – это будет только маленькая частица мозаики, не дающая полного представления, о каком бы то ни было явлении или характеристике.
И чем дальше мы будем продвигаться во времени, тем более будет нарастать эта тенденция целостности жизни на Земле.
Если не возражаете, я поделюсь некоторыми своими мыслями:
1. Понятие национальности вообще, состоит из трех аспектов:
то, что пришло из жизненных, семейных, наследственных переживаний и закрепилось, как опыт, или менталитет.
2. То, что пришло из воспитания, среды, социума.
3. То, что пришло из литературы или для тех, кто "не читал", осталось белым пятном необразованности и поэтому эта часть населения является наиболее легкой средой для манипулирования и проведения пропаганды.
То же самое относится к религии или вероисповеданию.
Самое важное, это то, что эти явления универсальны для всех стран и народов.
Отличием является только степень проявления тех или других из этих составляющих, а также историческая цепь жизни того или другого народа, той или другой страны.
Для наглядности попробую привести в пример меня саму.
Я родилась в еврейской семье, где соблюдались более или менее еврейские обычаи и религиозные обряды. Но все это было в весьма умеренных проявлениях без надрыва, фанатизма и перегибов.
Но в возрасте трех лет все это весьма неблагополучно закончилось лишением отца и высылкой семьи в Сибирь на поселение. Описано в повести «Дурочка».
На этом все еврейское окончилось. Закончилось какое-либо религиозное образование или все, что касалось Веры в Бога. Ничего этого не было, потому что осталось только одно – попытки выжить и не умереть с голоду и от лишений.
Дальше я, на самом деле вообще, оказалась один на один с Жизнью.
Было окружение, был социум, мир вокруг и я в нем, по сути предоставленная сама себе.
И была литература. Без системы, без разбора, руководства или привития вкуса.
Просто бесконтрольное и постоянное чтение каждую свободную минуту.
Я жила среди русских, родным языком стал русский.
Что же получилось из меня в смысле националитета?
Все очень конкретно: Я с самого начала знала, что я еврейка, но не знала языка, обрядов, не соблюдала обычаев и никогда не относила себя ни к какой из известных религий. Так сложилось, что моим воспитанием «занималась» художественная литература. В итоге я больше всего ощущаю себя русской. ( Выросла в русском окружении), Верю в Бога без религий, (выросла в стране, где вместо веры в Бога – был атеизм) но своими ощущениями Душой, неизвестно откуда, вобрала в себя веру в Высшую Справедливость, Высший Разум.
Мне одинаково близки и понятны люди любой национальности и любой веры.
Т.е я хочу сказать, что там, где сознательно не прививать националитета и веры, там будет свободный от всего этого человек. И жить такому человеку значительно комфортней, без каких либо национальных и религиозных ограничений.
Уважаемый Яков, Вы ставите вопросы о том, что такое «русский» и что такое православие.
Россия – это страна, которой исторически «не везло» со свободой.
Над людьми вечно что-то и кто-то царствовало и довлело.
И, тем не менее, я, которая не русская, обожаю русских.
Что-то есть в них такое душевное, мыслящее, ищущее, доброе, широкое.
Они много – много лет несли все это в себе ВОПРЕКИ ВСЕМУ.
И сталинско-ленинский геноцид и ГУЛАГ, и теперешние развращающие времена не смогли и не смогут это вытравить.
И православие здесь ни причем.
Оно тоже совсем не панацея, когда среди толп обездоленных людей выхаживают, облаченные в золото сытые мужики и называют людей рабами божьими, и призывают поститься и покорно ждать царства небесного, пугая карами небесными.

А как обстоит дело в других странах? Тех, что принято называть западом.
Все очень просто. Людям создана свобода и возможность трудиться и получать за свой труд более или менее достойное вознаграждение.
Их не давят пропагандой, политикой и не «выколачивают» из них ложного патриотизма и великодержавного шовинизма.
Религия отделена от государства. Туда хотят в свободное время.
Надевают все лучшее, встречают соседей, знакомых, приобщаются к песнопениям, тишине, спокойствию. Это просто нечто, что входит в ритуал жизни.
Простая жизнь простых людей. Но они совсем другие.
Не «копаются» в душе, держат дистанцию и более одиноки…

Мне более близки русские. Я все годы смотрю русское телевидение.
Знаю шведский язык, имею много знакомых. Я их очень уважаю. Испытываю самые лучшие чувства. Но наших русских задушевных бесед не может заменить никто.
Хотя здесь не в национальности дело, а в той жизни, которую мы все вели в той стране, которая называлась СССР. Мы все были подобны, неважно были ли это украинцы, или белорусы или узбеки или евреи.
Мы вели на кухнях наши беседы и бывали откровенны.
И это скрашивало нашу жизнь.

Если говорить более широко, то лучшее, что еще ждет Человечество – это стирание всех национальных и религиозных граней.
Т.е то, что большинство считают «плохим» - ассимиляция, - мне видится верхом человеческого будущего благополучия, с взаимообогащением, взаимопроникновением
И появлением новых очень красивых людей со всеми оттенками цвета кожи и волос, с новыми качествами от любви к карнавалам и трудолюбием от жизненной легкости, до философского осмысления жизни.
Природе не нужна ограниченность. Природе нужна универсальность.
А человек есть часть природы, ее дитя, и чем быстрее и более универсальным он станет, тем больше надежды, что ему удастся выжить, как виду, в новых, меняющихся условиях среды обитания.
Дожить бы хоть нашим внукам или правнукам, когда не будет разных религий и разных государств, с употреблением львиной доли всех богатств для надуманной обороны друг от друга.
Столько вокруг умных мужей и не могут понять таких простых элементарных вещей.
Раньше войны хоть имели начало и конец.
Теперь они бесконечные, всех против всех, под аккомпанемент красивых разговоров о вере, политике и правах человека.
Это не я виновата, что, начав говорить о национализме и религиях – приходишь к разговору о войне.
Такова закономерность.
Потому что здесь присутствует старая формула всех властителей от политики и религии: «Разделяй и властвуй», которая стоила человечеству океанов крови и вечности страданий для миллионов-миллионов жертв.
Столько лет были вместе Грузия и остальные республики!!!
И вдруг стали врагами и стерли с лица земли целый город.
Даже страшно представить сколько искалеченных судеб!
Вот что такое национализм в действии...

 
 
 


Рецензии
Дорогая Дора, вопрос поднятый Вами очень интересен в контексте: "Люди придумывают Богов, потому что бояться дъявола", в этом вся и суть и суета происходящего?!
С уважением, Ваш Валера.

Валерий Старовойтов   09.09.2008 13:44     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Валерий!
Рада Вашему посещению и отзыву.
Полностью с Вами согласна.
С наилучшими пожеланиями
Дора

Карельштейн Дора   10.09.2008 00:07   Заявить о нарушении
Эх, несбыточная мечта, чтобы на свете были бы просто люди...!

Сергей Елисеев   28.01.2009 17:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.