Пятый километр. Глава 9

Откуда у этого местечка такое название, я не знаю. И никто из местных не смог мне объяснить, как оно появилось. Пятый километр – это конечная остановка многих маршруток и троллейбусов Севастополя, перекресток дорог и рынок. В этом местечке нам удалось увидеть огромную разницу в отношениях местных жителей к «своим» и отдыхающим. Впрочем, все по порядку.

 В первый же день купания в море я потеряла панамку. Южное солнце нещадно жжет, а у меня волосы темные и очень густые. В общем, к вечеру голову напекло. Решили мы пойти на рынок за панамкой. Вахтерша услышала, что нам надо на рынок, и посоветовала съездить на Пятый километр.
- Только вы штаны оденьте длинные. И очки темные снимите. На первых рядах ничего не берите, идите почти к концу, там дешевле, - напутствовала она нас.
Мы оделись в джинсы, футболки, очков у нас и не было. В таком виде мы и приехали на Пятый километр. Рынок состоял из двух частей: продуктовой и вещевой. Они разделялись дорогой. Сначала мы зашли в продукты. Хоть и кормили нас отменно, организм требовал южных фруктов. Но цены на передних рядах были такие, что фруктов резко расхотелось. Муж увидел бочку с квасом, стоящую в тени и пошел заливать горе хлебным напитком, а я потащилась дальше по рядам. Каково же было мое удивление, когда пройдя три ряда, я увидела цену на персики – 10 гривен. Да такие же точно лежали в первом ряду за 18! Я подошла, повертела в руках оранжевый шар. Нет, ну точно такие же! И за 10!
 Интересно, если пройти до конца? Я бодро пошагала в конец рынка, где стояли машины, велосипеды, тачки, прилавков почти не было, только импровизированные стойки из ящиков с фруктами. Здесь меня стали окликать, зазывать к себе, рассказывать, откуда привезено:
- Подходите, персики с Качи!
- Сливы Балаклавские! Самые сладкие!
- Помидор наш! Крымский, на солнце рос, не тепличный!
- Абрикос поздний, крупный!
Здесь никто не писал ценники, цену называли глядя на лицо человека, его одежду и походку. Ну что ж, вспомним происхождение (мама у меня хохлушка, папа кацап), как говорится, морду кирпичом и улыбку между ушек.
- Почем персики?
- По семь! Это с Качи, собственные, на первом ряду по пятнадцать продаю! – улыбается мне бородатый мужик бронзового цвета.
Морщу нос.
- По семь? Да по семь я крупней куплю! С Качи! Да я на даче на Фиоленте персики, как дыни, ела!
- А сливы почем?
- По восемь продавал, тебе за шесть отдам, если два кило возьмешь!
 Беру сливы. Мужик улыбается. Не могу понять, почему. Неужели надул меня?! Достаю сливу из пакета, кусаю. Ммм, какая сочная и сладкая! А вторая еще слаще! Не могу оторваться, иду и ем их немытыми. А сама оглядываюсь на мужика, не могу понять, что вызвало его улыбку. Отойдя шагов пять слышу:
- Бачь як дывчина слывы йист. Брюхата, небось, отто и йист! Зроду зараз стока не бралы! Няхай йисть! Мабуть ще вэрнеця, - говорил он соседке, торговавшей помидорами.
В ответ слышу чистую русскую речь:
- Васильич, ты не выдумывай! У нее майка и штаны старые, глаза голодные. Это Леськина племянница, наверно, он же ее уборщицей на Фиолент брал. Ну точно, она! Ей еще пятнадцати нет, ты «брюхата, брюхата»…
Здорово, меня приняли за подростка. Возвращаюсь к мужу, мы переходим дорогу, идем на вещевой рынок. Здесь я сразу тащу его в дальние ряды. Продавцы лениво смотрят нам вслед. Наконец, находим панамки, вертим в руках.
- Десять гривен, - зевает парнишка в углу палатки.
- Давай за семь, - перехожу я сразу в наступление.
 Парнишка оживился:
- Не, за семь не отдам! За девять бери!
- Ладно, ни вам, ни нам! На тебе восемь, без сдачи, а то нам некогда! – сую ему деньги. Он улыбается, берет деньги, и вот я с панамкой. Сую ее в пакет.
 Удачно сходили, решаем мы.
- Солнышко, а ты помнишь, нас на день рождения Саньки пригласили? Сына Наташки из Большетроицкого? Давай ему что-нибудь здесь купим? Здесь же недорого.
- Давай! Слушай, давай ему корабль купим? Большой, пластмассовый, чтоб в полванны величиной? Я сам о таком в детстве мечтал!
Разговаривая, мы дошли до переднего края рынка. Ряды с игрушками были здесь. В одном из павильонов мы увидели то, что нужно. Это был огромный катер, с открывающимися каютами, с отцепляющимися спасательными кругами, с цепью и тяжелым якорем на ней.
- Во! Самое то! – муж вцепился в катер, будто игрушку покупали ему. – Будет в ванне запускать! Глядишь, моряком станет…
- Двадцать гривен, - равнодушно буркнул из за прилавка, заваленного надувными кругами, продавец.
- Что?! – я не поверила своим ушам. На наши деньги всего сто рублей! Да за такую игрушку каких-то сто рублей?
А продавец истолковал мой «ах» по-своему. Он вышел из-за прилавка, возмущенный:
- Да вы посмотрите, он же наш, днепропетровский! Не Китай! Он прочный, лет десять прослужит!
- Ну раз «наш», - подмигнула я мужу, - тогда берем!
Продавец улыбнулся, достал большой пакет и бережно уложил катер. А мой взгляд упал на пляжные зонтики. Это дорогое удовольствие, даже если брать напрокат. На рынке их продают по сорок гривен, а на пляже по пятьдесят пять. Если брать в аренду, то шесть гривен за день. А за неделю больше сорока набежит.
- А почем у вас зонтики? А то наш на улице совсем истрепался, - начала я издалека.
- Вам торговый или пляжный?
- И тот, и другой.
- Торговый семьдесят, а пляжный двадцать семь.
- А покажите торговый, он сильно большой?
Продавец ловко выудил оранжевый зонт с надписью «Fanta», глянул на этикетку:
- Два с половиной в диаметре, высота от метр восемьдесят.
- Не, это большой, а пляжный какой?
- Они все одного размера, полтора метра в диаметре, высота – метр семьдесят.
- Давайте пляжный тогда. Только давайте за двадцать четыре.
- Не, за двадцать четыре не могу.
- Так мы у вас катер, не торгуясь взяли! Давайте не будем торговаться я забираю за двадцать четыре и мы квиты?
- Ну ладно, только найдите без сдачи, - улыбнулся продавец.
Пока я искала деньги, в павильон зашла семья: обгоревший до пузырей папа в одних трусах, миниатюрная красная мама в парео и шляпе и очаровательное создание с бантиками в панамке и сандаликах. Они остановились у входа и оглядывали стены с игрушками.
- А зонты пляжные есть? – пробасил папаша.
- Есть, - услужливо ответил продавец, - тридцать девять гривен, дешевле, чем везде!
Вот это да! А почему же нам продали за двадцать четыре? Ответ был прост - нас приняли за местных, за севастопольцев.
 Да, вот что делает одежда и отсутствие панамки! Дальше – больше: на остановке у нас спросили, как доехать до Фиолента. Мы объяснили. В маршрутке у нас спрашивали, как тут живется на Фиоленте, что мы делаем зимой. Мы с мужем переглядывались и отвечали, что купаемся в ванне, а не в море…

Продолжение будет…


Рецензии
Хорошее изложение - легкое и искрящееся! Осязается все - и рынок, и люди, и солнце.... Великолепная, насыщенная зарисовка! Порадовали....

Константин Смольников   20.11.2009 15:19     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.