История 80 Про Ярославль, Кострому

02.01.2008г. Новогодняя такая поездка. Чтоб не зарастать жиром в длиннющие январские каникулы. Как раз – отоспаться после новогодней ночи – и в путь. Проводником Наталья, что особенно приятно. С ней мы уже наколесили столько километров по России, что впору самим экскурсоводами подрабатывать.
Вообще, на месте организаторов я бы не рисковал, праздники в разгаре, мало кто способен еще и по поездкам шастать в такие дни. Но ничего, группа набралась.
Первым пунктом – Ярославль. Привычка и закалка дают себя знать, меньше трехсот километров – почти и не заметили. Едем на север, так что холодает по сравнению с Москвой прилично. Как и везде, исторический центр Ярославля невелик. В хорошую погоду без труда можно обойти пешком и набережную, и смотровую площадку, попутно осмотрев с десяток церквей и монастырей. А этого рода зданий в Ярославле хватает, хватает. Со смотровой площадки куда ни глянь – везде шпили золоченые с крестами. Нам больше всего нравится храм Ильи Пророка. Удивительно, но я почти не припомню других посвященных Илье церквей. Хотя он, да еще Богородица с Николаем Чудотворцем - самые почитаемые на Руси святые. Как понимаю, это аналог Зевсу, Перуну и Одину – Громовержец.
Храм хорош. Очень гармонирующие цвета и ладная компановка. Внутрь, как обычно, не попали – уже несколько лет длится реставрация.
Потом бредем на набережную. Вернее, я один – с группой ходить холодно, они застывают надолго на одном месте, а то, что им рассказывают – слышали уже. Иду фотографировать. В Ярославле сливаются Волга и Которосль - как раз над этим местом и построена просмотровая площадка. Красиво. Две огромные замерзшие реки. Пальцы отмерзают совершенно от фотоаппарата, греюсь у вечного огня. А Рыжик в это время сидит в теплом автобусе и корчит рожицы)
Дальше – Спасо-Преображенский монастырь на берегу Которосли. Опять же его мы излазили вдоль и поперек в прошлые приезды. Весьма и весьма монументальное сооружение. Несколько внутренних дворов, крепостные стены – не пробьешься. Лазаем на них. Выставка образцов старинной иконописи нас не привлекает, и мы гуляем без группы. Сначала по монастырю, потом выходим просто в город.
От церкви Ильи Пророка (все рядом, не забывайте) и до самых Золотых ворот пролегает местный Арбат. То есть пешеходная улица с фонарями и фонтанами. Скромная. Куда скромнее, чем в Нижнем, или в Казани допустим. Вся улица забита ювелирными магазинами. Производят здесь что ли злато-серебро? Месторождений тут нет, а Кольчугино, где из металла украшения делают, вроде как далековато. Почему здесь такой расцвет ювелирного промысла – непонятно.
Музей «Музыка и время». Частный музей некоего Джона Мостославского. Очень приличное собрание всевозможных часов и музыкальных инструментов, начиная от валдайского колокольчика и заканчивая древними заграничными фисгармониями. Практически все экспонаты действующие.
Вообще, побывав в таком музее, хочется пожить в другом мире. В старину. Где вместо мобильников, телевизоров и CD плейеров со всех сторон была одна такая вот надтреснутая фисгармония, одна на весь город, да и то - в зале дворянского собрания. А вместо жуткого потока всевозможной информации с экранов и из динамиков – только позавчерашний нумер «Санктъ-Петербургских ведомостей».
Пока группа обходит музей, мы прогуливаемся по Ярославлю. Это интересней всего, просто гулять по незнакомому городу, не отвлекаясь на экскурсоводов. Все что они знают, мы уже слышали, и теперь гораздо приятней просто ходить по улицам, а не по достопримечательностям. Мы выносим из таких путешествий уже мелкие, но гораздо более полезные знания. Например, теперь мы знает, что ярославские конфеты – невкусно. А прекрасные гобелены Костромы делаются в Подмосковном Щелково.
В этот раз, правда, случилась накладка. Мы-то люди опытные, и всегда везде приходим во время. А вот группа без нас нарвалась в музее на самого Джона Мостославского. Это значит, что то, что девушка рассказывает за полчаса про историю и экспонаты музей, старина Джон навязчиво излагал часа полтора. Угадайте, кто в это время морозился и кружил в окрестностях «Мужика в колготках» (местное название памятника актеру Волкову, создателю первого в России профессионального театра)? Понятное дело, мы с Рыжей. Стемнело. Холод собачачий. Автобус показался, когда у нас уже перестало чувствовать все.
И – ходу в Кострому. Там гостиница и горячий ужин. На выезде пытаемся в очередной раз сфотографировать фантастическую панораму – Ярославский нефтеперегонный завод. В темноте зрелище просто ошеломительное, километра три труб и агрегатов, усеянных бледно синими фонарями.
В очередной раз эта фантастика не фиксируется. Фотоаппарат просто слепнет от обилия огней.
Кострома. Старый добрый гостиничный комплекс «Русь». Кормить в тамошнем ресторане нас отказываются, и перенаправляют в небольшое городское кафе. Конечно, ворчим и недовольствуем, но оказывается – прекрасное местечко, стилизованное под что-то океанское-прибрежное. Канаты, бутылки с кораблями, много дерева. Даже тарелки в виде раскрытых ракушек. В общем, вкусно, красиво и без толчеи. В гостиницу возвращаемся пешком.
03.01.2008г. С утра – обычная суета типа завтрака в стиле шведский стол и сдачи номеров. За вчерашнее отыгрываемся, набираем полные подносы всего- всего, и побольше- побольше. К сожалению, номера обычные. Как- то раз мы жили тут в люксе, с балконом и видом на Волгу – совершенно другим человеком себя чувствуешь.
Про Кострому я как-то писал уже – тут несколько мест, которые служат визиткой города, проехав по ним вы составите себе полное представление о городе. Это, конечно, площадь Сусанина («Сковородка») с одноименным памятником, пожарной каланчой и торговыми рядами; потом беседка Островского, Ипатьевский монастырь и Богоявленско-Анастасиин женский монастырь.
Беседка Островского – это то самое место, где он написал «Грозу». Таких мест по Волге много, да и не только по Волге, как я подозреваю. В Кинешме, к примеру. Но вот дебаркадер тут памятный, это не отнять. Тот самый, где снимали горячо любимый всей Россией фильм «Жестокий романс». Иностранцу это не понять.
А вот дальше понемногу начались разочарования. На Сковородке многие годы лежала колонна розового мрамора, экскурсоводы увлеченно рассказывали о ее истории и планах восстановления. Вообще, это был еще какой-то имперский символ, навроде Александрийской колонны в Питере. Так вот, нам значит рассказывают все это такое, и вдруг обнаруживается, что колонны-то нет. Конфуз. Хорошо, если на реставрацию какую прибрали, а то у нас всяко может быть. Прям обидно стало – а колонна-то где?!!
Дальше. Ипатьевский монастырь. Гордость Костромы, да всей России – красивейший ансамбль на берегу. Кремль-крепость-монастырь в одном лице. Давным давно я приезжал в Кострому и в Ипатьевском монастыре любовался образцами деревянного зодчества. Сожгли. Огромная коллекция бабочек, хранившаяся тут – перевезли (если не разворовали). Куда-то делся огромный колокол, с которым мы фотографировались еще год назад. А территорию монастыря нагло разделили пополам, на одно стороне вроде как восстановили монашеские кельи и объявили действующим монастырем. И что характерно – вторую половину церковные власти тоже планируют захапать себе и вообще закрыть для свободного посещения. Мне это не понятно. С какой это радости? Все равно как Кремль передать в собственность какого-нибудь Газпрома. Кострома – милый провинциальный город, закрыть монастырь – так половина его прелестей сразу исчезнут, а у него их не так уж много.
Ну, и прямо под стенами Ипатьевского монастыря – неизменные торговые ряды с льняными изделиями. Скатерти, белье, штаны-сарафаны – пожалуйста. Костромичи льном славятся. Да еще, пожалуй, молоком своим, сметанами разными.
Лен мы не покупаем. А вот уже перед самым отъездом натыкаемся на лавчонку, от пола до потолка завешенную гобеленами. Это нам надо. Берем на память парочку. Домой. До Москвы – 340 км. Пять часов дороги.


Рецензии