В половине пятого утра... История одного ДТП

       Ночь. Сидим в Следственном отделе Военной прокуратуры гарнизона.… Дежурим - подполковник, капитан – старший следователь и, собственно, я, молодой «зеленый» практикант, сам напросившийся первый раз «в ночь». Пьем кофе (уже в который раз), разбираем документы - сортируем сводки, телетайпы, какие - то старые безымянные бланки, составляем отчеты... Негромко наигрывает CD - магнитола, придавая фальшивую бодрость утомленным организмам. Поглядываем временами на часы - половина пятого утра, самое что ни на есть дурное время.
       Капитан подстрекает всех на короткий сон. Форменный саботаж на производстве…
       Внезапно в тиши кабинета раздается звонок. Оперативный дежурный.
       Подполковник поднимает телефонную трубку и перебрасывается с ним несколькими лаконичными фразами, одновременно при этом фиксируя на листке блокнота время поступившего звонка. Короткий диалог, после чего звучит бодрая команда - «На выезд!».
       Быстро споласкиваем лица холодной водой (благо умывальник есть прямо в кабинете, а вот горячую воду отключили...), офицеры спешно застегивают кителя, приглаживают волосы и поправляют галстуки, я набрасываю джинсовку (ибо форма мне пока не положена), потом мы все подхватываем папки (кейсы, портфели – у кого что) и вылетаем во внутренний двор прокуратуры. Там нас уже ждет «Волга» и ПКЛ (передвижная криминалистическая лаборатория на шасси УАЗа – «буханки»). Еще через полминуты вся процессия выруливает на улицу.
       Пока едем, подполковник кратко обрисовывает ситуацию: где - то в три сорок утра на загородной трассе произошло столкновение гражданского легкового автомобиля и военного бензовоза "Урал". Имеются пострадавшие - как среди военнослужащих, так и среди гражданских лиц. Телефонограмму оперативному дал дежурный ВАИ.
       Понимаю, что поспать сегодня вряд ли придется. И домой попаду лишь ближе к вечеру. Украдкой достаю из кармана мобильник и отправляю Кристине СМС, что наше с ней свидание в 10.00 отменяется...
       Тьма - хоть глаз выколи, и трасса почти пустая. Фары «Волги» освещают встречные деревья на обочинах, "кошачьи глаза", пологие кюветы на поворотах.
       Идем со скоростью порядка 90 км в час. Я оборачиваюсь: ПКЛ, соблюдая дистанцию метров в тридцать позади, уверенно идет за нами, временами включая проблесковые маячки.
       Проезжаем еще один опасный поворот и сразу же замечаем сине - красные всполохи в километре от нас. Сбавляем скорость, вглядываемся во тьму: фары машин осветили две «Скорые помощи», пожарный «ЗиЛ-130», «Газель» спасателей, патрульный «Опель» ДПС и фургон Дежурной части ГИБДД. Поперек дороги, перегородив одну из полос, замерла бело - синяя «девятка» ВАИ*.
       Чуть дальше, прижавшись к обочине, расположились друг за дружкой транспортные «ЗиЛ-131» и «ГАЗ-66» с армейскими номерами. Уже различимы суетящиеся фигурки в камуфляже. Задний борт «шестьдесят шестого» предусмотрительно откинут, бойцы курят неподалеку от обеих машин - отчетливо видны то вспыхивающие, то затихающие в темноте рубиновые огоньки сигарет.
       Водитель наш тормозит у милицейского фургона - там что - то вроде оперативного штаба действует. Вылазим из «Волги», и гуськом идем к гаишникам. Те ходят смурные, с рулетками и блокнотами, что - то записывают. Кто - то из милиционеров еще ставит дополнительное ограждение из конусов, выкрашенных оранжевой светоотражающей краской - прямо по дорожной разметке, захватывая всю «нашу» полосу.
       Короткий разговор: милиционер в кислотно - зеленом жилете с буквами ДПС на спине машет руками, обрисовывая ситуацию. М-да, жутковатая выходит история... Выясняется, что «Урал», превысив скорость, выехал на встречную полосу и лоб в лоб столкнулся с «Ауди-80», также нарушившей скоростной режим, после чего бензовоз перевернулся, а «Ауди» отбросило на стоящее у обочины дерево. В результате чего водитель иномарки погиб на месте еще до приезда врачей, а его молодая спутница, водила бензовоза и прапор (старший машины) - тяжело ранены. Скрасил общую картину только тот факт, что бензовоз шел пустым.
       Начинаем работать. Судмедэксперт с капитаном уходят осматривать и описывать труп. Криминалисты и автотехник из ПКЛ, прихватив с собой фонари и чемоданчики с инструментами, направляются к покореженному «Уралу». Подполковник отсылает и меня к ним, чтобы подготовить протокол осмотра места происшествия.
       Я, достав десяток чистых листов бумаги, фонарик и ручку, приготовился к интеллектуально - продуктивной работе. Сначала заполнил графы в "шапке" бланка, потом записал фамилии и адреса понятых. Если кто думает, что писать стоя и в темноте - это забавно, то он глубоко ошибается. Поверьте на слово! Итак, осмотром места дорожно - транспортного происшествия установлено следующее...

       «...Осмотр места происшествия проводился в темное время суток при искусственном освещении, температуре воздуха +17°С. Путем опроса очевидцев и осмотра часов на приборных панелях автомобилей было установлено, что ДТП произошло в 03 часов 42 минут ** октября 2007 года... Участок 21 - ого километра шоссе №*** имеет ровное асфальтовое покрытие. Проезжая часть горизонтального профиля, сухая. Величина продольного уклона дороги + 7°. Ширина проезжей части 12 метров, движение - двустороннее. По обеим сторонам дороги - грунтовая обочина шириной 1,0 - 1,5 метра и деревья. Кюветы пологие, глубиной до 0,5 метра, бордюры отсутствуют. На проезжей части нанесены линии продольной разметки для разделения проезжей части на полосы движения (непрерывная, сплошная). В 35 м от места ДТП проходит труба коллектора. На данном участке шоссе действует ограничение скорости до 50 км/ч.
       На этом участке шоссе расположены: автомобиль «Урал» (бензовоз АТМЗ-5,5-4320), легковой автомобиль «Ауди-80» и труп мужчины - водителя а/м «Ауди-80...»

       Держу в руках несколько мятых, местами порванных бумажек. Документы на бензовоз, путевой лист, удостоверение личности, солдатская книжка, местами вымазанная чем - то бурым. Кровь это, черт возьми! Никаких сомнений...

       «.... Бензовоз "Урал-4320" (АТМЗ-5,5-4320), номерной знак ..., темно - зеленого цвета, 1989 года выпуска. Принадлежит в/ч *****...
       ...Следовал в автоколонне, согласно путевому листу № 569, выписанному ** октября 2007 года заместителем командира в/ч ***** по вооружению гвардии майором К-ым Семеном Петровичем, в расположение в/ч *****...
Водитель машины - рядовой Р-н Леонид Юрьевич, старший машины - прапорщик Н-ко Тимур Валерьевич...
       ...А/м лежит на правом боку на проезжей части, передней частью против хода движения, передние крылья деформированы, кабина смята, правая дверь выжата из проема, лобовое и боковые стекла дверей разбиты, цистерна смята и местами пробита, сорваны ящики с ЗИП и инструментом, погнуты оба борта. Лакокрасочное покрытие деформировано во многих местах кабины, бортов, цистерны. Система внешней сигнализации повреждена незначительно, разбиты передние фары...»

       Криминалист после фотографирования (общая панорамная съемка) первым делом просовывает голову в кабину и... хорошенько принюхивается. Нет, запаха алкоголя (перегара), иных посторонних «ароматов» нет. Подозрительных емкостей тоже. С этой стороны все в ажуре. Тщательно осматриваем кабину и кресла:

       «...Следы бурого цвета, похожие на кровь, обнаружены в кабине а/м «Урал» - разбрызганные капли бурого цвета на приборной доске перед водителем, пятно бурого цвета овальной формы 62 х 93 мм, с подтеками 18 х 40 мм на ткани спинки водительского кресла. Следы бурого цвета имеются также на осколках ветрового стекла со стороны водителя, оставшиеся в двери а/м «Урал» и осколках стекла на асфальте под а/м «Урал»...»

       Криминалист придирчиво осматривает интерьер. Снимает показания приборов (спидометра и часов). Магнитной кисточкой с порошком восстановленного в водороде железа обрабатывает рулевое колесо, отпечатки переносит на дактилоскопическую пленку. Внимательно осматривает педали. Затем переходит к цистерне. Замечаем на обочине, метрах в трех от бензовоза аккумуляторную батарею, снятую с «Урала» от греха подальше. Еще какие - то обломки валяются, какие именно –пока не ясно, классифицируем позже, когда солнце встанет.
       Автотехник с разрешения криминалиста, вооружившись отверткой и плоскогубцами, вытащил из кабины исковерканный зеленый короб радиостанции, использовавшейся для переговоров внутри колонны - Р-105, без сомнений. Записав ее заводской номер в протоколе, подзываем солдат и передаем им станцию. Те, в свою очередь, потащили «сто пятую» и подобранный с обочины аккумулятор к ГАЗ-66. Не отвлекаемся, работаем дальше.

       «...В радиусе 5 - 7 метров от а/м «Урал» на проезжей части и обочине присутствуют обширные лужи с резким запахом бензина, разбросаны принадлежности ЗИП и осколки лобового стекла бензовоза. Лужи были обработаны сотрудниками дежурного караула ПЧ-12 (нач. караула – ст. лейтенант Л-ко) углекислотной пеной в целях предотвращения возгорания...»

       Уходим к «Ауди», ярко освещенной прожектором с ПКЛ. М-да, картина страшная... Назвать ЭТО машиной уже язык не поворачивается - пространство полянки усеяно многочисленными обломками, среди которых выделяются лишь две небольших груды железа, бывшие когда - то передней и задней частями иномарки. Рядом с передней частью «восьмидесятки» лежит накрытый простыней водитель - мертвый, разумеется. Над ним склонились капитан и судмедэксперт, что - то рассматривают. Мне становится не по себе...

       Процедура осмотра повторяется, внимательно исследуем обломки, освещая каждую щель фонарями.

       «...Легковой автомобиль «Ауди-80», номерной знак..., светло - синего цвета, 1999 года выпуска. Дата прохождения ТО - 23 июля 2007 года. При осмотре салона были обнаружены следующие документы: паспорт гражданина РФ на имя С-ва Олега Петровича, 1982 г/р, водительское удостоверение и техпаспорт на то же имя...
       ...Автомобиль разорван на две части: передняя часть расположена по ходу движения, в 4,5 м от проезжей части, правое переднее крыло, крыша, стойки, капот, правая дверь отсутствуют, передний мост разрушен. Задняя часть отброшена на дерево, расположена по ходу движения в 5 м от проезжей части. Дверь багажника деформирована, задние крылья сильно помяты, задний мост разрушен. Детали автомобиля разбросаны в радиусе 25 метров от расположения передней части. Система внешней сигнализации полностью разрушена...»

       В дело вступает судмедэксперт (погибшего тем временем погрузили в одну из «Скорых» и увезли в морг. Также уехал и фургон Дежурной части ГИБДД, зато примчались из города «Мерседес» - эвакуатор и подъемный кран МАЗ, чтоб бензовоз поставить на колеса). Осматривает остатки салона на предмет обнаружения следов биологического происхождения. Находит, перечисляет, а я записываю.
 
       «...Следы бурого цвета, похожие на кровь, обнаружены в салоне а/м «Ауди-80» - обширные пятна неправильной формы на обоих передних сидениях (водителя и пассажира), разбрызганные капли бурого цвета на приборной панели, рулевом колесе.
На осколках лобового стекла присутствуют как следы бурого цвета, так и следы, похожие на мозговое вещество. Пятно бурого цвета неправильной формы размером 60 х 47 мм, капли, похожие на мозговое вещество, и два пучка волос расположены на обивке салона между креслами водителя и пассажира - в районе коробки передач и стояночного тормоза. Полосы бурого цвета различного размера (от 10 х 15 мм до 37 х 80 мм) присутствуют на многих металлических частях капота и передних дверей а/м «Ауди-80». Пятна бурого цвета присутствуют также на личных вещах водителя и пассажира а/м «Ауди-80», разбросанных в радиусе 3,5 м от передней части легкового автомобиля. Специалистом - криминалистом были взяты образцы следов с каждого носителя, упакованы в отдельные пробирки, которые затем были опечатаны и снабжены подписями следователя и понятых. Отдельно в пробирки были упакованы обнаруженные пучки волос...»

       Определяем, кто сидел за рулем в момент аварии. Криминалист обрабатывает руль порошком железа. Смахивает частички кисточкой, выявляет четкие следы пальцев.

       «...При осмотре рулевого колеса а/м «Ауди-80» специалистом - криминалистом также обнаружены четкие пальцевые следы, которые затем были пересняты на кусочек прозрачной дактилоскопической пленки, пришиты к картонной бирке, на которой имеются соответствующие надписи и подписи следователя и понятых...»

       Заканчиваем с этой кучей оцинкованного железа. Приступаем к осмотру территории, прилегающей к обломкам. Протокол дополняется следующим материалом:

       «...В 1,67 м от передней части а/м «Ауди-80» лежит початая пластиковая бутылка минеральной воды объемом 1 литр, с этикеткой «Акваминерале». На бутылке присутствуют следы бурого цвета. При осмотре данной бутылки специалистом - криминалистом были обнаружены три четких пальцевых следа, расположенных в верхней части бутылки в 27 мм выше наклейки «Акваминерале». Следы пересняты на кусочки прозрачной дактилоскопической пленки, пришиты к картонной бирке, на которой имеются соответствующие надписи и подписи следователя и понятых. Бутылка помещена между двумя квадратными кусками картона (у горлышка и дна), которые плотно обвязаны с четырех сторон шпагатом. На верхнем куске картона сделана надпись о месте и времени изъятия бутылки и поставлены подписи следователя и понятых...»

       ...Уже светает. Становится прохладно, скоро роса выпадет... Уехали пожарные и спасатели (предварительно допрошенные капитаном), дежурившая на всякий случай вторая «Скорая» спешно увезла в военный госпиталь старшего колонны - майора с подозрением на сердечный приступ. Переволновался бедняга, ведь такое ЧП, врагу не пожелаешь...
       А на часах - около шести утра. Осматриваем участок дороги, где произошло ДТП.

       «...На проезжей части рассыпаны осколки стекол автомобильных фар различных размеров - от 40 х 20 до 10 х 15 мм, неправильной формы, желтого и белого (прозрачного) цвета. После фиксации осколков стекла, их при помощи пинцета поместили в пробирки, которые затем были опечатаны, снабжены пояснительными надписями и подписями следователя и понятых... На проезжей части также обнаружены пластинчатые кусочки зеленой и синей краски различных размеров и формы. Кусочки краски изъяты для приобщения к делу и уложены между предметными стеклами, скрепленными липкой лентой...»

       Следов торможения бензовоза нет вообще. Находим, наконец, следы тормозного пути «Ауди». Измеряем рулеткой его длину и ширину.

       «...На асфальтовом покрытии полосы в сторону города обнаружен след шин, начинающийся в 22,5 метрах от предполагаемого места столкновения и имеющий характер прямой полосы. Также обнаружены следы заноса, обрывающиеся на обочине в 3 м от места столкновения а/м «Ауди-80» с деревом. На грунтовой обочине имеется борозда длиной 1,5 м, шириной 0,45 м и глубиной 0,25 м. Участок следа с отображенным протектором и борозда сфотографированы по правилам масштабной съемки. Частицы резины с дорожного покрытия были изъяты при помощи пинцета и помещены в отдельную пробирку, снабженную пояснительной надписью, подписями следователя и понятых...»

       Доходим до того места, где «Ауди» отбросило на дерево - вмятину со следами синей краски видно невооруженным глазом. Автотехник уходит к ПКЛ за инструментами - ножовкой по дереву и топориком. Возвращается минут через пять, еще и с коробкой для упаковки. Записываю в протоколе следующее:

       «...На одном из деревьев (каштан) имеется повреждение коры и древесины с четкой полосой синего цвета на высоте 1 м 22 см, свидетельствующее о соприкосновении с ним а/м «Ауди-80» и последующим разрушением конструкции этого а/м. Данное повреждение было сфотографировано, затем выпилено ножовкой вместе с носителем...»

       Заканчиваем осмотр, слава богу. Записываю в конце листа в соответствующих графах: «К протоколу осмотра места происшествия прилагаются фототаблица (приложение №1) и схематический план места происшествия (приложение №2)».
       Все, остается поставить подписи.
       Возвращаемся к ПКЛ - рисовать схему ДТП. Но тут подполковник забирает мой протокол и бегло с ним знакомится, местами кивая головой. После чего подзывает к себе капитана и автотехника. Все трое, прихватив обоих понятых, уходят к «Волге»...
       Схему взял на себя старший следователь. Мне же было поручено опечатать специально подготовленными и подписанными полосками бумаги двери, капот, бензобак, горловину цистерны, ящики ЗИП и инструментов бензовоза. Его к тому времени уже поставили при помощи подъемного крана на колеса и прицепили к транспортному «ЗиЛу». Машину эвакуируют на стоянку военной комендатуры в сопровождении «девятки» ВАИ. Обломки «Ауди», погруженные на эвакуатор и накрытые толстой полиэтиленовой пленкой, решено увезти на спецстоянку Областного управления ГИБДД, но уже в сопровождении патрульного «Опеля». Опечатывать там было нечего...
       Работу на месте происшествия заканчиваем около восьми часов утра. Возвращаемся в прокуратуру - уставшие, голодные, злые. Наскоро перекусив, капитан умчался в госпиталь. Подполковник отправился на доклад к начальству, а затем - в расположение воинской части, где проходили службу водитель злосчастного бензовоза, прапорщик и несчастный майор. А я - в больницу, к молодой пассажирке «Ауди», выяснять у эскулапов состояние пострадавшей и возможность ее допроса. Увы, допросить девушку в ближайшие дни никак не удастся, состояние стабильно - тяжелое... Вернувшись не солоно хлебавши, уселся готовить постановления о назначении экспертиз...

       ...Следствие по этому делу было окончено через месяц. Все оказалось до обидного просто и глупо. Двигаясь предпоследним в колонне, бензовоз ориентировался по свету задних габаритных огней впереди идущего автомобиля. Потеряв эти огни из виду, прапорщик связался по рации со старшим - тем самым майором - сердечником. Майор, не задумываясь, приказал увеличить скорость и двигаться к поселку П., где колонна будет ждать отставших. Прапорщик, приказав водителю увеличить скорость с 40 до 75 км/ч, спокойно уснул. Сонный, уставший водитель (оказалось, что он сутки не спал) «скосил» на встречную полосу, по которой и несся, пока не столкнулся с легковушкой. Именно по этой причине следы тормозного пути «Урала» на дороге отсутствовали...

       Все события, имена и фамилии выдуманы автором. Любое совпадение случайно!

       июль 2008 года
       Калининград

* ВАИ - Военная автоинспекция


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.