Алексинский музей

АЛЕКСИНСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

«Изучая дедов, узнаём внуков, то есть, изучая предков, узнаём самих себя»
В.О.Ключевский

Музей - источник познания, средство близкого общения с прошлым, настоящим и будущим. Старинные же усадьбы, сохранившиеся до наших дней, восхищают стройностью очертаний, настраивают на философский лад, заставляя задуматься о связи былого и грядущего. Хорошо, если здание сочетает в себе две эти стороны – гармоничность старинной архитектуры и живое биение сердца современности. В этом есть смысл и благая цель – дом жив до тех пор, пока он нужен людям. Таков Алексинский художественно-краеведческий музей, расположенный в старой городской усадьбе купцов Масловых. У этого дома, так же, как и у музея, своя история – увлекательная, подчас невероятная, и, несомненно, достойная того, чтобы о ней узнали все, кого интересует прошлое нашей необъятной России.

«Самый лучший из каменных домов, число которых доходит до осьми, бесспорно принадлежит госпоже Масловой», - отмечал проезжающий через Алексин путешественник. Этот дом, а точнее, целая городская усадьба, находится напротив Никольской церкви по улице Советской (бывшая Первая Перспективная). Архитектура великолепного классицистического дома настолько безукоризненна, в ней столько подлинного мастерства, что его привычнее было бы увидеть в каком-нибудь аристократическом квартале Москвы, чем в крохотном уездном городишке. Но строителем и владельцем дома был не столбовой дворянин, род которого занесён в Бархатную книгу, а алексинский второй гильдии купец Иван Афанасьевич Маслов. Впрочем, удивительного здесь не так уж много. Со времени Петра I крупное городское купечество равнялось на дворянскую аристократию, и в быту нередко подражало ей.

В декабре 1774 г. в комиссию строений подал прошение алексинский первой гильдии купец Афанасий Миронович Маслов с просьбой отвести ему место для строительства трактира и погреба, «в котором будут держати разного рода виноградные вина, аглицкое пиво и московские под пиво и французскую водку, уксусные соленья и свежие лимоны, петрушку и сельдерей»(1).

В ответ комиссия строений сообщила в городскую ратушу о том, что «оному» купцу будет отведено место под постройку трактира и погреба «…для распространения купеческого промысла и больше для украшения города и удовольствия публики»(2).

Мы не можем сказать с точностью, но возможно, на подвалах бывших каменных лавок в конце 80-х годов XVIII в. купцами Масловыми был построен самый красивый и большой дом в городе, который и сегодня является украшением ул.Советской.

Дом Масловых – типичный городской особняк рубежа XVIII – XIX столетий, построенный в стиле зрелого классицизма. Главный фасад выходит непосредственно на линию уличной застройки. «Имя автора проекта неизвестно. Но нет сомнений в том, что здание построено вполне зрелым, опытным, вероятно, столичным архитектором, - отмечает В.Н.Уклеин. – Строго симметричный уличный фасад имеет чёткое трёхчастное деление. Доминирующее значение центральной части подчёркнуто её большой высотой, выступом из линии застройки и монументальным, объединяющим два верхних этажа портиком с четырьмя коринфскими полуколоннами. Боковые части дома на один этаж; их скромное декоративное оформление – треугольные сандрики над средними окнами и круглые нишки над боковыми – ещё более подчёркивают главенствующее значение высокой центральной части. Карниз на уровне пола второго этажа делит здание по высоте на нарядную верхнюю «господскую» часть и более скромный служебный первый этаж. Но и здесь проглядывает стремление зодчего акцентировать центральную часть дома тремя высокими арочными проёмами»(3).

Дворовый фасад, оформленный эффектной лоджией, решён более сдержанно. Дворовый и уличный фасад подразделены на неодинаковое число этажей. Со стороны улицы центральная часть имеет три, а со стороны двора – четыре. Боковые крылья разделены, соответственно, на два и три этажа. В угловой части над крыльцом кованый козырёк с вензелем владельцев дома. Деревянная парадная лестница устремляется на второй этаж, где вдоль уличного фасада устроена традиционная анфилада из трёх парадных покоев. Из прихожей второго этажа дверь вела в парадный зал – самую большую комнату дома. По описаниям обстановка комнат, как и в других купеческих домах, выглядела следующим образом: на больших окнах – тяжёлые занавески, вдоль стен стояли высокие стулья, зеркала, канделябры со стеариновыми свечами, цветы, возможно, рояль, посреди потолка большая люстра. Эта комната служила для приёма высоких гостей, проведения торжественных церемоний, балов. Гостиная чуть поменьше. По углам высокие кафельные печи; вогнутое печное зеркало обрамлено рельефными изразцами. Пол затянут большим ковром, столы покрыты плюшевыми скатертями; шкафы с книгами. Комнаты разделялись дверными проёмами с узорчатыми дверями и тяжёлыми плюшевыми занавесками. Освещалась комната свечами в большой люстре (сохранившейся до наших дней). За гостиной – будуар и парадная спальня с коринфской колоннадой алькова. Всё это создаёт атмосферу богатого жилого дома.

В обычные дни комнаты имели нежилой вид, так как кроме прислуги, чтобы смахнуть пыль или полить цветы, туда никто не входил. Шторы на окнах были спущены, чтобы вещи не выгорали от солнца. Обстановка комнат не лишена вкуса. Мебель была добротной, но разнокалиберной. Почти во всех комнатах в красных углах висели иконы с лампадками.

Второй этаж дома разделён на две половины узким коридором, из которого деревянная витая лестница вела на третий этаж, где в комнатах с низкими потолками размещалась прислуга. Дом очень уютен. Парадность сочетается в его облике с изысканностью и благородством, исключая одновременно и холодную помпезность, и унылую обыденность.

В настоящее время экспозиция Алексинского художественно-краеведческого музея включает в себя интерьер трёх парадных покоев старого барского дома, воссоздающих атмосферу тех далёких времён.

В особняке Масловых, как в лучшем доме Алексина, устраивались приёмы проезжавших через город именитых гостей и титулованных особ. Здесь зимой 1792 года побывал А.Т.Болотов. В четвёртом томе книги «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков» (СПб, 1873) он писал о пребывании в гостях у «Алексинского первого купца Маслова… дом превеликий прекрасный и наилучший во всём Алексине. В нём было хорошо и тепло… прибегает хозяин, принимает меня ласково, услаждает разговорами и суетится о обеде. Мужик умный, любопытный и сведущий… Наконец пошли обедать. Присовокупилась к нам и хозяйка, баба изрядная и неглупая. Обед купеческий, но сытный и хороший…».

Тульский краевед Афремов отмечает, что в 1817 г. через Алексин проезжал император Александр I и останавливался в доме богача Маслова.

В 1837 г. наследник престола, великий князь Александр Николаевич, будущий император Александр II, совершил большое путешествие по России. В его свите был поэт В.А.Жуковский. 9 июля цесаревич был в Туле, а 11-го в 12 часов государь-наследник прибыл в Алексин, «…он отправился в собор, где был встречен духовенством, предводителем Аксаковым, чиновниками и народом. Отслужив молебствие и осчастливив предводителя приветствием, цесаревич приказал везти себя на приготовленную квартиру в доме купца Маслова. Здесь был поставлен почётный караул от 18-й артиллерийской бригады, которому он приказал пройти скорым шагом, принял ординарцев и вестовых и взошёл в приготовленную квартиру, где вкушал чай и завтракал. Предводитель представил Его Императорскому Высочеству дворян и чиновников; городской голова и купечество поднесли ему хлеб-соль, которую цесаревич принял благосклонно и расспрашивал о промышленности города и выгодах торговли. Городничему передал 500 рублей для раздачи бедным города и 15 рублей 53-м человекам, поддержавшим экипаж при спуске на Бухторме. В десять минут второго часа по полудни государь-наследник оставил город Алексин…»(4).

История музея в нашем городе, хотя и неотделима от истории дома Масловых, всё же началась не в нём. Начало музейному делу в Алексине было дано в первые послереволюционные годы, когда вся страна переживала очень тяжёлые времена.

После победы большевиков в 1917 г. Московский окружной комитет партии посылает в Алексин надёжного большевика, хорошо знающего местные условия, агронома Александра Ивановича Муралова, который и проявил инициативу по сохранению картин, скульптур, старинной мебели из бывших поместий. Он убедил своих товарищей в том, что большевики ответственны перед историей за сохранность произведений искусства, подчас сделанных руками крепостных мастеров XVII – XVIII в.в. Было решено учредить в Алексине музей, куда планировалось свезти из сёл всё, что представляет ценность. Открытие музея состоялось 7 ноября 1918 г. в помещении старого Успенского Собора. К сожалению, он просуществовал недолго. После отъезда Муралова музей был заброшен, экспонаты исчезли.

И лишь много лет спустя, уже в советское время, в Алексине был открыт краеведческий музей, который успешно функционирует до сих пор. Бывший особняк купцов Масловых (дом 38 по улице Советской) начал новую жизнь.

Д.Ф.Гулюкин, принимавший активное участие в организации музея, вспоминает:
«Никаких денежных средств не было, и создавать музей пришлось с нуля. Было решено начать с осмотра музеев городов Тулы, Донского, Новомосковска.
19 февраля 1974 года было принято совместное постановление бюро Алексинского ГК КПСС и исполкомов городского и районного Советов депутатов трудящихся об утверждении оргкомитета по созданию историко-краеведческого музея в составе 52 человек. Председателем оргкомитета утверждён В.Г.Ярцев, заместителями: пенсионер Д.Ф.Гулюкин, зав.отделом пропаганды ГК КПСС Е.М.Пехтерева, секретарь горисполкома Ю.А.Колосков.
По сбору экспонатов для музея активно работала секретарь районного общества охраны памятников истории культуры Л.А.Дюкалина. К ней первое время поступали экспонаты, она их хранила в своём рабочем кабинете.
В июле 1974 г. председателем оргкомитета по созданию музея стала А.С.Орешкина, новый секретарь горкома партии. 2 сентября 1974 г. состоялся её разговор с заместителями директоров заводов: петровского, мышегского, химкомбината и картонной фабрики о выделении денежных средств для ремонта здания под краеведческий музей. Вопрос решён положительно.
В ходе создания музея оргкомитетом, сотрудниками музея под руководством А.С.Попова были преодолены невероятные трудности, но историко-краеведческий музей был подготовлен и 20 декабря 1980 г. открыт для посещения населением»(5).

Вскоре после открытия музея, в феврале 1982 года, был сформирован его совет как общественный орган, призванный способствовать работе нового в городе учреждения. Цель – объединение сил местной общественности, желавших и способных оказать действенную помощь сотрудникам музея в решении основных задач: дальнейшего сбора и сосредоточения материалов для экспозиций и фондов, могущих объективно показать историю края, и привлечение внимания населения, а также учреждений и предприятий к работе музея, как одного из наиболее важных культурных центров города.

Вот имена людей, членов Совета музея в разное время, внесших большой вклад в развитие музейного дела в Алексине: Кабанов П.В., Чеботарёв К.Г., Бейлинсон И.Б., Баранов Л.П., Гулюкин Д.Ф., Герасимов В.И., Брежнева Л.А., Воронков В.Р., Евдокимов В.П., Райская Т.А., Ефремов К.В.

Совет принимал активное участие в делах, связанных с материальным обеспечением музея, расширением его выставочных площадей. Занимались разработкой планов по подготовке и проведению общественных мероприятий, связанных с краеведением(6).

Первым директором, возглавившим коллектив алексинского музея, стал А.С.Попов, проработавший на этой должности с 1974 по 1985 год. Затем его сменила В.М.Пономарёва, которая вывела АХКМ от филиала Тульского областного краеведческого музея до музея первой категории. А с 1999 года по настоящее время музей возглавляет В.К.Ефремов.

Научные сотрудники проводят большую работу среди детей дошкольного и школьного возрастов, а также других категорий населения. В 1990 г. при музее открылся зал передвижных выставок, обозначив новые направления в развитии культурного центра. На данный момент Алексинский художественно-краеведческий музей прочно занял ведущее место среди учреждений культуры нашего города.

На пути своего становления и развития музей прошёл долгий и сложный путь, в результате которого сложился сегодняшний музейный фонд. Он насчитывает более 17 тысяч единиц хранения (для сравнения: в год открытия музея на учёте было всего 500 экспонатов)(7).

В фондах городского музея имеются различные коллекции: археологическая, палеонтологическая, геологическая, энтимологическая, нумизматическая; коллекции живописи, графики, скульптуры, изделий декоративно-прикладного искусства и др. В фондах музея хранятся личные документы деятелей науки, искусства, литературы, чья жизнь так или иначе была связана с Алексином.

Идут годы, музей растёт, богатеет, интересными экспонатами пополняются его фонды. Музей в жизни города занимает своё особое место. Коллектив его помимо привычной работы (организация выставок, экспозиций) мечтает сделать музей свободным центром интеллектуального общения. Не тихое здание, где на экскурсии ходят строем и в тапочках, а живой деятельный орган, который вовлечёт в свою орбиту всё новых и новых людей.

На рубеже нового столетия Алексинский музей устремлён в будущее. Размышления последовательно обращаются в дело. Настойчивые поиски новой концепции музея, сложные по замыслу и исполнению тематические выставки, разносторонняя просветительская деятельность – таковы основные направления работы АХКМ на сегодняшний день.


____________________________

(1) ЦГАДА, ф. 705, оп. 1, д. 68, л. 22.
(2) Там же, л. 63.
(3) Уклеин В.Н. Змеится лентою дорога. Тула, 1972.
(4) Памятная книжка Тульской губернии на 1900 год. Тула, 1900. Отд. 5. С. 118-119.
(5) Д.Ф.Гулюкин «Музею быть!»//газета «Алексинские вести», 26 декабря 2000 г.
(6) О Совете музея: К.В.Ефремов «Совет музея»// газета «Алексинские вести», 26 декабря 2000 г.
(7) По данным на 2000 год (И.В.Леонова «Да не оскудеет рука дающего!»// газета «Алексинские вести», 26 декабря 2000 г.)



ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

•М.Дунаев, Ф.Разумовский. В среднем течении Оки. – Москва: «Искусство», 1982.
•В.М.Пономарёва. Алексин (страницы истории города и района). – Тула: «Пересвет», 1998.
•Газета «Алексинские вести» от 26 декабря 2000 г.
____________________________

Автор данной статьи не является работником Алексинского художественно-краеведческого музея. Материалы, использованные при подготовке статьи, хранятся в личной библиотеке автора. Статья написана для журнала «Приокские зори». Опубликовано: Приокские зори: межрегиональный литературно-художественный и публицистический журнал. № 1 (2009). – Тула: издательский центр ТулГУ, 2007.


Рецензии