Песня снега - сказка

Жил в одном лесу, на краю земляничной полянки зайка. Был он совсем маленьким, но жил один в своей глубокой уютной норке. Так получилось. Щипал травку, нежился на солнышке, играл с соседскими зайчатами на полянке. И потихоньку рос.

Каждый день он находил себе какое-нибудь приключение. То с другом ёжиком бегали за яблоками на опушку леса. Там росла небольшая яблонька с мелкими, но очень сладкими плодами. То, пойдя на речку, встретит бобра и полдня смотрит, как тот укрепляет свою плотину ветками. В лесу было много интересного, и зайка не скучал.

В соседях у него жил старый заяц со своим семейством. Звали его Тихон. Иногда, когда у Тихона было благодушное настроение, он собирал зайчат под старой елью и рассказывал им занятные истории. Про их лес, про страшных лис и охотников, про соседние поляны, полные ягод и грибов. Особенно ему удавались истории о дальних краях леса, где всегда было что-то интересное.

Однажды, уже на исходе лета, глядя на солнце, уходящее спать в тучи за лесом, Тихон спросил, о чем малыши мечтают. Хотя какие они были малыши? Некоторые уже были размером с него самого.
- Я мечтаю, что бы у меня была своя норка и свои зайчата. Тоже хочу рассказывать им сказки. – Сказал старший сын.
- А я собираюсь набрать много-много грибов и вкусных корешков, чтобы нашей норке зимой было достаточно еды. – Это уже дочка.
- А я хочу уйти далеко, на самый край леса и посмотреть, как там. – Тихонько сказал наш зайка.
- Хорошие у вас мечты, ребятки мои, обязательно исполните их. – Грустно начал Тихон. – У меня ведь тоже была мечта. Когда я был маленьким, мой дедушка рассказывал нам с братьями и сестрами о величайшем чуде на свете. Только один заяц из нашего леса вернулся рассказать о нём. Остальные или сгинули, добираясь до него, или, найдя, навсегда остались рядом, не в силах вернуться.
- А как называется это чудо, папа? – робко спросила самая маленькая зайчиха.
- Это капуста. Она растет далеко-далеко за лесом, там, где встаёт солнце, там, где каменная река под названием дорога делит мир на две части, наш лес и мир людей. Путь туда полон опасностей. В лесу подстерегают волки и лисы. С неба пикируют страшные соколы. По каменной реке мчатся странные равнодушные штуки, которые могут убить любого зайца и даже не заметить и с рёвом, громким как гроза, умчаться дальше.
- А люди – это кто?
- Они похожи на медведя, только без шерсти. Величайшее чудо на свете они оберегают от всех. Даже место, где растёт капуста, специально загораживают мёртвым лесом, перекрывая все подступы.
- Тебе удалось её попробовать?
- Нет. Эту мечту мне не удалось осуществить. Капуста набирает силу к осени, превращается в огромный светло-зеленый шар и вкушать ее надо после первого снега. Я пытался, но в тот год не успел сменить цвет меха на белый. И на свежем снегу меня заметили охотники. Это тоже люди, только с палками, плюющимися болью и смертью. Меня ранили в лапу, и пришлось долго отлёживаться в норке. Ваша мама носила мне траву, которую выкапывала из-под снега, и сочную кору. А потом пошли зайчата, появились другие заботы и ответственность.
- Жалко. – Грустно сказал старший сын.
- Я найду капусту и принесу вам всем! – Воскликнул наш зайка и обуреваемый противоречивыми чувствами выскочил из-под ёлки, где они сидели, и убежал к реке.

На следующий день, когда солнце только встало и ещё не высушило росу на траве, зайка отправился в дорогу. Он не стал ни с кем прощаться, боялся, что его будут отговаривать или плакать. Поляну проскочил за несколько больших прыжков и углубился в лес.

Поначалу идти было не страшно. Вот тут они с ёжиком ели ягоды. А там, чуть подальше около реки растет очень вкусная и сочная трава. Но когда знакомые места закончились, зайке пришлось двигаться осторожнее. Он внимательно прислушивался к звукам леса и внимательно смотрел по сторонам. Спал очень чутко и только в казавшихся безопасных местах, предварительно запутав следы вокруг лёжки.

Один раз, замечтавшись, он выскочил прямо под нос лисы. Убегал, немыслимо петляя, через ручей, по стволу упавшего дерева, сквозь орешник. Когда лиса потеряла его след, сил уже почти не было. Он нашёл пустую норку и немедленно уснул от усталости.

В другой раз его спасла сорока, с громким стрекотом вылетевшая из-за кустов – её спугнула парочка волков, обходящих свою территорию. Зайка долго лежал, затаившись, пытаясь даже дыханием не выдать своего присутствия. Хорошо, что ветер был в его сторону и относил вкусный для волков заячий запах подальше от хищников. Волки ушли, так и не заметив прижатые уши и дрожащий хвост.

Прошло много дней. Солнце вставало всё позже. Листья на деревья из зеленых потихоньку становились красными и желтыми, и с каждым днём всё больше холодало. Зайка бежал всё дальше от дома, изредка подкрепляясь зеленой травкой, и уже начал сомневаться, хватит ли у него сил дойти, когда лапы принесли его к каменной реке. Дорога, как назвал её Тихон, была твердая, серая и неприятно пахла. Но на ней было тихо, если не считать обычного шума леса. Что ждало за дорогой, зайка не знал, но отступать было поздно.

Каменную реку он проскочил на одном дыхании, долго перед этим примериваясь и принюхиваясь. Только на той стороне удалось выдохнуть и тут же пришлось бежать со всех лап – по дороге с ревом промчалась страшная штука, о которой рассказывал Тихон, и разглядывать её совершенно не хотелось. Он бежал без оглядки, и остановился, только когда путь ему преградила стена какого-то странного леса. Деревья стояли, плотно прижавшись друг к другу, и на них не было коры.

- Что ты тут шаришь? – Из-под куста на него смотрели два внимательных чёрных глаза.
- Я пришел издалека, хочу попробовать капусту!
- Понятно. Еще один.
- А ты кто такой? И что это за странный лес?
- Я – барсук. А это забор. – Зверёк сначала высунул мордочку, огляделся, а потом и весь вылез.
- Ты не знаешь, как перебраться через этот забор?
- Знаю. Есть тут недалеко одна дырка – доска отошла. Ты возможно и пролезешь, а я вот не могу. – Барсук грустно посмотрел на свои широкие бока и вздохнул. – А если я тебе покажу эту дырку, ты принесёшь мне морковки?
- Конечно, принесу! А что это?
- Эх, темнота, это же самая вкусная вещь на свете!
- Лучше капусты? – удивлённо спросил зайка.
- Для меня – да! Сам попробуешь. А сейчас пошли ко мне в нору спать. Уже поздно и за забором сейчас собаки бегают, всё равно ничего не получится.

Ночью в норе, пока сон не сморил обоих, барсук долго рассказывал про капусту, про морковку и про другие овощи, которые выращивал человек за забором. Как они выглядят и как их лучше добывать. Когда ходить за горохом, а когда за кабачками. Много зайка узнал интересного. И про страшных собак, которые ночью всё охраняли. От всего этого желание попробовать стало только сильнее. До мечты было лапкой подать.

Утром, когда зайка и барсук выбрались из норы, они не узнали окрестности. Всё вокруг было завалено свежим снегом, белоснежным и хрустящим под лапками. «После первого снега» - вспомнил зайка слова старого Тихона и обрадовался. Он успел. Барсук ворчал, что теперь они стали заметнее и снег этот совсем некстати. Уже у дырки в заборе, оттянув лапами доску, он показал, где растут желанные овощи, и зайка полез.

Сначала он начал искать морковку. Шансов было мало, как объяснил барсук, обычно к этому времени человек собирал её всю и прятал в свою огромную нору, вход в которую возвышался в дальнем конце поля. Надежда всё-таки была – человек последнее время редко появлялся и мог просто не успеть. Добежав до яблони, зайка остановился и огляделся. Собак видно не было, только с дальнего конца поля был слышен их лай. Зато почти рядом с забором он заметил зеленые обмороженные хвостики, торчащие из земли.

Потянув один из них зубами, зайка с трудом вытащил на снег сногсшибательно пахнущую оранжевую морковку. Он натаскал в дырке в заборе целую кучу и только потом решил попробовать одну из них. Это было самое вкусное, что он пробовал в своей жизни. Но не это было его мечтой. Пока барсук перетаскивал принесённое добро к себе в норку, зайка отправился на поиск капусты. Осторожно оглядывая и замирая при любом шуме, он искал и не мог найти. Когда он уже готов был расплакаться от отчаяния, заметил совсем рядом с человеческой норой красивые зелёные шары с белой шапкой снега каждый. Забыв про всё на свете, он подскочил к ближайшему кочану, и, почти не дыша от благоговения, откусил один листочек.

В этот момент пошел густой мягкий снег, и все звуки неожиданно притихли. Было слышно только шуршание падающих снежинок, и в этом звуке рождалась победная музыка. Хруст сочной мякоти, брызги сока и треск ломающихся крупинок льда на зубах звучал фанфарами в этой тихой мелодии. И зайка понял, что это действительно счастье. И оно на всю жизнь связалось у него с песней снега.

Они с барсуком еще несколько дней приходили за добычей, пока кладовка в норе не была заполнена полностью. За это время мех у зайки побелел, и можно было отправляться в обратную дорогу. Барсук помог ему собрать овощи и закрепить на спине с помощью крепких травинок. Они тепло распрощались, и зайка отправился домой. Обратная дорога была легче, несколько раз ему приходилось путать следы и убегать, но по сравнению со сбывшейся мечтой это было ерунда.

Дома его ждали. Младшая дочь Тихона увидела его первой и так заверещала от счастья, что повыскакивали все. Сначала был пир, а потом долгие рассказы. Про долгую дорогу туда, про барсука, про разные овощи и страшных собак, про странных людей и их огромные норы. Старый Тихон плакал от счастья, а его дочка с особым интересом поглядывала на нашего зайку. И только ей он рассказал потом про песню снега, который спел ему о сбывшейся мечте и о закончившемся детстве.

Они жили вместе долго и счастливо, у них было много зайчат. И долгими вечерами, сидя под всё той же елью, постаревший зайка рассказывал им про капусту, дальний край леса и мечты.


Рецензии
Хорошая песня о храбром зайчонке! С уважением

Любовь Карпенко   28.08.2008 14:45     Заявить о нарушении
Спасибо! Вообще это часть большого фантастического рассказа, но пока выложил отдельно.
С уважением,

Олег Михайлец   28.08.2008 18:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.