Жизнь, как служение о. Александру Меню - 70 лет

- Какую цель преследуете в жизни?
- Служение делу Божию.
(о. Александр на вопрос анкеты)

Протоиерей Александр Мень - ярчайшая судьба на сломе времен… Кто он? Христианский пророк для одной шестой части суши? Апостол распадающейся безбожной империи? Неканонизированный святой страны Советов? Невозможно вместить историю его жизни, его биографию, описание его трудов в рамках одной статьи.
Мы отметим семь граней, семь, порой парадоксальных, характеристик, лишь в небольшой степени раскрывающих этот феномен, имя которому - Александр Мень.

1. НОВОМУЧЕНИК
Общеизвестно, что батюшка был зверски убит, по дороге в храм, рано утром 9 сентября 1990 г. Не важно как он был убит – топором или саперной лопаткой. Гораздо важнее ответить почему был убит такой человек? Кому это было нужно? В чем истинные причины этой трагедии? Ответить на те главные вопросы, на которые так и не ответило следствие.
Он предвидел свою кончину: «я исполнил предназначение, сделал, что мог для Церкви Христовой и готов предстать перед Господом», «мне пора уже катафалк готовить», «это особая дорога…, вообще, особая» (о тропе, на которой его настиг смертельный удар).
И не смотря на это, о. Александр Мень шел к гибели с глубочайшим смирением, никого не обвиняя (“Кто это Вас так?” А.М.: “- Никто, это я сам…») как истинный мученник, как те, о которых еще две тысячи лет тому назад говорили, что они – «пшеница Божия», «семя христиан». И это действительно случилось - огромное количество последователей, которые пошли, которые откликнулись на его призыв. Пошли за Христом…
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мт. 5:5)

2. ИНАКОМЫСЛЯЩИЙ ОРТОДОКС
Был ли о. Александр диссидентом? Многое говорит об этом – хранение запрещенных книг, переписка с заграницей, тайные собрания, самиздат и конспирация... На него писались пасквили в газеты и доносы, адресованные церковному руководству и КГБ. Органы, в свою очередь, нередко устраивали слежку, обыски, допросы...
Долгое время он вел себя как истинный сын “катакомбной церкви”. Основные труды он издал в Брюсселе, под псевдонимами А.Боголюбов и Э.Светлов. В эпоху господства зла, он был инако-мыслящим, был против лживого официоза и авторитаризма, против шовинизма и религиозного фундаментализма.
В.Ильюшенко, комментируя последнее интервью о. Александра, в котором тот осуждал ксенофобию в православной среде и предупреждал об опасности соединения зарождавшегося русского фашизма с клерикализмом, заметил: ”Здесь разгадка тайны убийства отца Александра. Когда он вышел на широкую общественную проповедь, когда была достигнута договоренность, что он станет первым российским телепроповедником, те же черные силы, которые были готовы залить кровью всю нашу страну, приняли роковое решение” (Ильюшенко В.И. Отец Александр Мень: жизнь и смерть во Христе. – М.: “Пик”, 2000).
Увы, даже сегодня лекции А.Меня, не увидишь на телевидении и не услышишь по радио, его книги запрещено продавать во многих церковных лавках...
Находясь в оппозиции к фундаменталистскому крылу Церкви, о. Александр сам был, в определенном смысле, …ортодоксом. Ведь он беззаветно следовал традиции раннего христианства, мысли Отцов Церкви. Он словом и делом доказывал верность Истине, открывшейся ему в Евангелии и в деяниях святых, часто вопреки мнению властьпредержащих, как внутри так и вне церковной ограды.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное (Мт. 5:10).

3. ЕВРЕЙ-ХРИСТИАНИН
Инакомыслящий и репрессии, христианин и гонения, еврей и погромы… Поразительна нераздельная связь этих понятий, историческая череда причин и следствий для стран и эпох, для нравственных падений и духовного роста человечества. Сколько пролитой крови и слез, сколько невинных жертв и бессмысленной жестокости прошло перед глазами истории, легло незаживающими ранами на Тело Христово.
Если вы стали настоящим христианином, вам не избежать гонений или издевок. Если вы родились евреем, вам наверняка будут знакомы антисемитизм и дискриминация. Если вы “не от мира сего”, то обрекаете себя на злобу и репрессивные меры. «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. <…> Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ів. 15: 19,20).
Его обвиняли то в намерении создать иудейско-православную церковь, то в прозилетизме в пользу католичества, то в обращении евреев в христианство… Но, понимая истинные мотивы таких обвинений, в своем врожденном еврействе и благоприобретенном христианстве Александр Мень видел всегда не страдальческий удел, но лишь удвоенную личную ответственность и еще …радость и особое утешение. На одной из встреч о. Александру было сказано: «Еврей-христианин - самый большой позор для еврея. Ведь Вы чужой и для христиан и для иудеев». Он ответил: «Это неверно. Христианство создано в лоне Израиля <…> я люблю все народы, но я никогда не отрекаюсь от своего национального происхождения, и то, что в моих жилах течет кровь Христа Спасителя и апостолов, доставляет мне только радость. Это для меня просто честь». (Отец Александр Мень отвечает на вопросы. - М, 1999. с. 263).
  Очевидно, что истоки указанной радости и чести о. Александра были внеземного происхождения, ибо земные силы являли ему столько зла….
Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мт. 5:4)

4. ПАСТЫРЬ НОВОЙ ДЕРЕВНИ
К нему тянуло многих. Он был другом и духовным отцом ярких представителей советской интеллигенции - А.Галича, А.Солженицына, Н.Мандельштам, М. Юдиной, В.Файнберга, В.Леви… Наряду с ними, о. Александра окружало и множество простых людей. Это были жители близлежащих деревень, а также москвичи, посещавшие службы и постоянно ждущие батюшку с ответными визитами.
Символично название – Новая Деревня. Как и «Новый Иерусалим» оно свидетельствовало о существовании особой общности людей, о «новом духе и новом сердце». Сам о. Александр видел будущее Церкви в малых группах, которые, подобно первохристианам, будут собираться для литургии, молитвы, изучения Библии и основ веры, для взаимопомощи и богоугодных дел. Тут очевидны параллели с неокатехуменатом, «Фоколари» и другими католическими движениями последнего времени.
Пастырь, шутя, делил прихожан на 3 категории: «пациенты», «бегущие по волнам» и «соратники». Первые шли в Церковь неслучайно, были предаными ее чадами, но приходили в основном для удовлетворения своих духовных потребностей. Вторые - из разряда «ищущих», спорящих, много вопрошающих, это была постоянно меняющаяся группа. Третья, немногочисленная, часть прихожан оказывала поддержку Меню: в ней были лидеры групп, переписчики его книг, добровольные помощники во многих вопросах. Благодаря им, по инициативе о.Александра, были основаны общество «Культурное возрождение», православный университет, община опеки в Республиканской детской больнице…
Но всем требовалась его внимание и забота. И священник любил их от всего сердца. Зная каждую “овцу” по имени, зная нужды паствы, он помогал им: посещал больных и умирающих, исповедовал, одарял духовной, а, зачастую, и материальной пищей. Пастырь нередко снабжал деньгами тех, кто был беден, особенно в трудные моменты жизни.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. (Мт. 5:7)

5. БОГОСЛОВ-ПРОСВЕТИТЕЛЬ
Наследие Меня поражает воображение. Без компъютера, часто в неприспособленных условиях (к примеру, о. Александр мог интенсивно работать в электричках), он самоотверженно творил те книги и работы, в которых открывали для себя Христа и Церковь современники.
Писательский талант Меня раскрылся рано. Уже в двенадцать лет он написал пьесу о св. Франциске, в четырнадцать – первый вариант «Сына Человеческого». Будучи студентом, он пишет первые тома цикла «История религии». Среди иных его прославленных работ – Библиологический словарь, Беседы на Символ веры, “Исагогика” и множество других.
Удивительно легкий язык его произведений, одновременно сочетался с их научной глубиной. Поражает в них не просто обилие первоисточников, но творческое развитие о. Александром работ его предшественников - В.Соловьева, Н.Бердяева, Т.Шардена, Х.Даусона и других.
Подвижнический труд А.Меня имеет внеисторическое значение. Как говаривал сам о.Александр, “книга – это стрела, пущенная в вечность”. И именно это определяло его отношение к работе.
Он всю жизнь стремился познать Истину и передать ее людям. Во времена духовного голода, перерывая букинистические развалы, собирая по крупицам дореволюционные издания, о. Александр, в прямом смысле, стяжал плоды духа, плоды предшествующих поколений богословов.
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.(Мт. 5:3)

6. ПРАВОСЛАВНЫЙ ЭКУМЕНИСТ
Увы, для многих такое словосочение звучит не менее парадокасально, чем “еврей-христианин” или “богослов-просветитель”.
Отец Александр любил православную архитектуру и искусство, ценил бережное отношение ко всему, что связано с отечественной историей и культурой. При этом он, по выражению кардинала Люстиже, “был Человеком Мира”, был открыт восприятию всего прекрасного из сокровищниц других религий, стран и народов.
Он подчеркивал в протестантизме любовь к Слову Божьему, чувство свободы и демократизма, называл инославных христиан «братьями по вере». Особо близким к православному вероучению он считал католичество, знал и высоко ценил его богатство. Из дневников А.Меня: «Читаю католических святых (Барнадетта, Доминик), узнаю Св. Терезу…», «Когда же с понтификатом Иоанна XXIII начался неожиданный поворот, я торжествовал. Ведь раскол наносил огромный ущерб и диалог воспринимался, как плодотворная сила». Вслед за Св. Августином, он неустанно свидетельствовал: “в главном – единство, в спорном – свобода, во всем – любовь”.
Мень и в католичестве, и в экуменизме подчеркивал вселенскость, универсализм. Но для него было чуждо смешение всего “воедино”, игнорирование существующих различий: «Важен факт, что Христос говорит вам через Церковь, вот через ту конкретную, с которой вы соприкоснулись. И он будет говорить, если вы будете слушать, будет говорить через любую.» (См. "Отец Александр Мень отвечает на вопросы". М, 1999. с. 262)
В задаваемых ему вопросах, посвященных межконфессиональному разделению и межрелигиозным отношениям, А.Мень видел удобный случай для того, чтобы заявить об открытости христианства, о примирении, о конечной цели единения христиан: «Это наши братья, и расхождения всегда могут быть преодолены, и когда-нибудь это обязательно будет» (Там же).
Воистину:
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. (Мт. 5:9)

7. СЧАСТЛИВЫЙ ПРОРОК
В юности ему приснился вещий сон, будто он проповедует перед огромной аудиторией… Имел ли отец Александр пророческую харизму? Очевидно, что это так. В его словах часто проступало предвидение и, присущее пророкам, обличение социальной несправедливости. Осознавая динамизм истории в поляризации сил добра и зла, он видел себя и всех истинных христиан призванными к борьбе. Он неустанно напоминал что христианство – это «не уютная гавань, но поле боя».
Не случайно он пал, подобно Иоанну Крестителю, через усекновение головы. Его отпевали в день памяти этого последнего ветхозаветного пророка. Как не случайно ранее, будучи юношей, в храме Ионнна Предтечи на Пресне он начал петь в хоре, а позднее там же венчался.
Обличая бездуховность современной цивилизации, ее намерения строить новые вавилонские башни, вместо приближения Царства Божьего, о.Александр предупреждает: «Мечты о свободе обернутся новыми видами порабощения, победы разума поставят под угрозу жизнь на Земле, речи о братстве кончатся террором и мировыми войнами» (На пороге Нового Завета, - М.:Слово, 1993, С.488).
И далее, А.Мень – а, вернее, Дух Святой его устами - указывает нам пути выхода: «Только единение со Христом делает людей носителями высшего бытия, помогает им не отвергнуть, но освятить мир, приобщить его к божественной жизни» (Там же, с.490-491).
Единение со Христом… Только истинно святая душа, живущая со Христом, прошедшая тернистый путь самосовершенствования, через очищение сердца, через самоотречение, способна на такое видение и на такие слова …
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят <…> Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (Мт. 5:8,12).

***
Перед нашими глазами, подобно яркой комете, пронеслась эта удивительная судьба. И даже трагический конец ее проливает свет, точнее отблеск света Христа, на всю жизнь о.Александра и за ее пределы - на его предшественников и его последователей.
И не так уж важно, что еще официально не канонизирован великий проповедник и священномученник Александр Мень. Важно, что остается навсегда с нами этот блаженный - т.е. абсолютно счастливый - человек. Счастливый, ибо он уже, несомненно, среди тех, кто видит Бога, кто достиг Царства Небесного. Среди тех, кто наречены сынами Божьими, ибо это было обещано самим Спасителем.

Опубликовано: «Парафияльная газета» (г.Киев), январь, 2005


А.МЕНЬ: НЕКОТОРЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ФАКТЫ БИОГРАФИИ

22 января 1935 В семье московских интеллигентов Владимира и Елены Меней рождение сына Александра
3 сентября 1935 Крещение Алика и Елены Мень в Загорске, о. Серафимом Батюковым, священником “катакомбной” церкви
1941 Начало войны. Переезд из Москвы в Загорск
1952-1953 Самостоятельное изучение курса семинарии, подготовка к церковному служению
1953 Окончание средней школы. Поступление в Пушно-меховой институт
1956 Венчание Александра Меня и Наталии Григоренко
1958 Отчисление из института. Посвящение в сан диакона, служение в приходе
1 сентября 1960 Рукоположение Александра Меня в Донском монастыре
Середина 60-х Учеба в Московской Духовной Академии
1970 Перевод в Новую Деревню (окр.г. Пушкино), в церковь Сретения Господня.
1988 Изменение государственной политики по отношению к верующим. Начало открытой проповеди о. Александра: первые лекции, выступления в залах, на радио и телевидении
9 сентября 1990 Утром в 6:30, убит неизвестными по дороге на литургию


Рецензии
Огромное спасибо!

Елена Яблонко   29.06.2014 19:46     Заявить о нарушении