Моисей нашего времени

В Войтыле есть что-то, чего не было у его предшественников, что-то, что все мы чуствуем, когда он говорит о Холокосте
Луиджи Аккатоли, итал. журналист


26 марта 2000 г. в центре Иерусалима, у Стены Плача – уцелевшем фрагменте Храма Соломона, молился немолодой человек. Он опирался рукой о каменную стену и в тишине взывал к Богу. Через некоторое время он достал лист бумаги и прочитал вслух слова запечатленной на нем молитвы. Затем, следуя еврейскому обычаю, он сложил этот листок так, чтобы тот вошел в щель между каменными глыбами и положил его в Стену. Многовековая традиция утверждает, что отсюда Господь особенным образом слышит и исполняет просьбы молящихся.
Этим человеком был Папа Иоанн Павел II…

***
У каждого народа своя история отношений с Папой... Поляки наверняка могут написать многотомную летопись о своем Духовном Пастыре, вдохновителе „Солидарности” и борце за свободу. Итальянцы, которые с паломниками из других стран, 8 апреля слезами и аплодисментами провожали в последний путь Епископа Рима, написали бы свою историю любви к Папе. Украинцы вспомнили бы об историческом визите в июне 2001 г., об украинских корнях Папы-славянина...
В этих строках мы попытаемся выразить то, что значила личность Иоанна-Павла II для еврейского народа, для диалога христиан с иудаизмом. Скажем о лишь немногом из того, что он сделал, о его особых отношениях с евреями, о том, о чем просто свидетельстовал в своей жизни Папа – вдохновляемый Верой, вселявший Надежду и поступавший по Любви.


Из воспоминаний Папы:
"Я помню школу в Вадовице, где, по крайней мере, четвертая часть моих одноклассников были евреи. Упомяну мою дружбу с одним из них, Ежи Клюгером. Эта <дружба> продолжается со школьных дней до настоящего времени. Мои глаза созерцают, подобно живой картине: евреи, идущие в субботу к синагоге около нашей школы... Две религиозные общины, католическая и еврейская, были связаны, как мне кажется, знанием, что они поклоняются одному и тому же Богу. Несмотря на различие в языке, молитвы в церкви и синагоге были основаны на тех же самых текстах…. "


ВДОХНОВЛЕННЫЙ ВЕРОЙ
Папа часто подчеркивал, что еврейский народ происходит от Авраама, нашего отца в вере (см. Рим. 4:12), что Церковь готова видеть в иудеях не врагов Христа, а своих братьев по вере, которые имеют общие корни в религии Авраама и Моисея. Пророчество ап. Павла о конечном спасении всего Израиля, „возлюбленных Божиих ради отцов” (ср. Рим. 11:26, 28) давало твердое основание многим словам и поступкам Понтифика.

«Иудейская религия не является для нас “внешней”, но она, в некоторой степени, “внутренняя” для нашей религии. Поэтому наше отношение к ней отличается от нашего взгляда на другие религии. Вы наши любимые братья, можно даже сказать, наши старшие братья…» [Из выступления в синагоге Рима 13.04. 1986 г.]

"...Церковь, осуждающая все гонения на каких бы то ни было людей, памятуя общее с иудеями наследие и движимая не политическими соображениями, но духовной любовью по Евангелию, сожалеет о ненависти, о гонениях и всех проявлениях антисемитизма, которые когда бы то ни было и кем бы то ни было были направлены против Иудеев"
" Nostra Aetate ", § 4, Второй Ватиканский собор

Папа Иоанн Павел II продолжает духовную традицию, выраженную в словах декларации Nostra Aetate (см. врезку), посвященной межрелигиозным отношениям, которая стала результатом глубокого переосмысления Вторым Ватиканским собором роли Церкви в мире после Второй мировой войны. Одним из авторов этой декларации был будущий Папа. Заметим, что активнейший участник Собора, епископ Кароль Войтыла, 10 сентября 1964 г. отбывает на его III сессию, а по ее окончании совершает двухнедельное паломничество в Святую Землю.
Вера Церкви, вера Папы зиждется на Божественном Откровении. Но каждое новое поколение нуждается в переосмыслении ее первооснов. И Папа Иоанн Павел II освящает новую редакцию Катехизиса, в которой утверждается, раз и навсегда, достоинство еврейского происхождения: "Мы веруем и исповедуем, что Иисус Назарянин, родившийся евреем от дочери Израилевой в Вифлееме <…> есть предвечный Сын Божий, ставший человеком..." [Катехизис Католической Церкви, 423, с.102]

ВСЕЛЯЮЩИЙ НАДЕЖДУ
При посещении Папой Польши в 1987 г., на встрече с евреями:
 “ ...я думаю еврейский народ сегодня, возможно больше чем когда-либо, - в фокусе интереса народов мира. Вы действительно стали громким предупреждением к всему человечеству, всем народам, всем режимам, и каждому индивидууму.”
Св. Ириней Лионский заметил, что отличительной чертой нашей веры является novitas (новизна)…Следуя духу Ватиканского Собора, «Новой Пятидесятницы», духу Аджорнаменто, или «обновления», он многое делал впервые.
В 1983 г. Папа производит в кардиналы 18 епископов. Среди них впервые - еврея Жана-Мари Люстиже. Его мать погибла в Освенциме, а сам маленький Жан-Мари (Арон) был спасен благодаря укрывшим его христианам. Он стал самым молодым из всех бывших до него 139 архиепископов Парижа, а также близким другом Иоанна Павла II.
2 апреля 1986 Глава Церкви впервые, вероятно, после апостола Петра, посещает синагогу. Рабби римской синагоги Элиа Тоафф не без грусти заметил «Хотя Ватикан и синагогу разделяют всего несколько километров, эта дорога у Папы Римского заняла 2000 лет...». Накануне в Ватикане остро обсуждался вопрос об облачении Понтифика (официальное или нет, с большим нагрудным крестом в синагогу? и т.п.). Но все проблемы, со свойственным ему юмором, разрешил сам Иоанн Павел II: „Если бы я приходил как турист, я одел бы джинсы, но как епископ Рима и пастырь Вселенской Церкви…”. Визит был восторженно принят лидерами еврейского и христианского миров.
Он переживал о сохранении еврейской культуры в Польше. Папа распоряжается поместить памятную доску на месте разрушенной синагоги в Вадовицах. В 50-ю годовщину восстания Вашавского гетто он принмал в Ватикане израильскую делегацию и у своих земляков спрашивал «Ты из Казимежа? Вернешься?» (до войны около 20% населения Кракова составляли евреи, но к тому времени их практически не осталось).
Папа обращался с приветствиями к еврейским общинам в тех городах мира, которые он посещал, а также приветствовал еврейских деятелей, посещавших Ватикан.
Антисемитизм и все другие разновидности расизма суть "грех против Бога и человечества" и вместе с ними должен быть отвергнут и осужден
Иоанн Павел II: "Выступление перед членами Британского Совета христиан и евреев":
В декабре 1993 г. подписывается официальный документ об установлении дипломатических отношений между Апостольской столицей и Израилем. При этом Папа также сделал официальное заявление, что евреи, которые уже сотни лет живут в рассеянии, имеют право на собственное государство.
11 октября 1998 г. Папа завершает процесс канонизации Едит Штайн, кармелитанской монахини, погибшей в печи Освенцима. «Замечательная дочь Израиля и верная дочь Церкви» - как сказал Папа, провозглашается им святой, а несколько позже - покровительницей Европы.
И впервые, именно из уст этого Понтифика, на рубеже третьего тысячелетия прозвучал призыв к Покаянию. К покаянию за вековые предрассудки, фанатизм и жестокость, за все причиненные страдания «по отношению к нашим возлюбленным братьям», за молчание и пассивность во время Холокоста (катастрофы европейского еврейства). И в этом была явлена не слабость, не унижение, как обвиняли Папу его противники, но великая сила Церкви. Сила, дающая Надежду и укрепляющая Веру.

ПОСТУПАЮЩИЙ ПО ЛЮБВИ
Из воспоминаний Папы:
"…Позже пришла Вторая мировая война, с концентрационными лагерями и запланированным истреблением. Ее первыми жертвами стали сыновья и дочери еврейского народа, исключительно, потому что они были евреи. Каждый, кто жил в Польше в то время, соприкоснулся с этим, по крайней мере косвенно. Это был также мой личный опыт, который я несу в себе до этого дня."
В 2003 г. президент еврейской организации «Яд Вашем», глава итальянской еврейской общины Эммануэле Пачифичи выдвинул кандидатуру Иоанна Павла II на соискание премии «Праведник мира», которая присуждается неевреям, спасавшим евреев во время Второй мировой войны.
 «В 1942 г., когда Кароль Войтыла еще только готовился стать священником, он отдал двухлетнего еврейского мальчика на воспитание в крестьянскую семью, – рассказал Пачифичи. – После войны крестьяне привели к нему сироту и просили крестить его, однако будущий папа отказался это сделать. Как я узнал позже, Иоанн Павел II сделал все для того, чтобы передать мальчика на воспитание родственникам в США. Если бы я знал имя мальчика, я отдал бы медаль Папе».
Огромное впечатление на молодого Кароля произвел расстрел фашистами актрисы Иды Элбингер, позднее в 1946 г., он тяжело переживал погром в Кельцах во время которого погибло свыше 400 евреев.
И когда, после Шестидневной арабо-израильской войны, в Польше стали снова наростать антисемитские настроения, кардинал Войтыла приходит в Казимежскую синагогу для общей молитвы. Излишне говорить, что это также был первый подобный случай в Истории…
В марте 2000 г., во время встречи Папы на Святой земле с Вадовицкими евреями, с бывшими узниками лагерей смерти, подошла пожилая женщина: «Я помню точно – меня спас от голода Кароль Войтыла»
Листок, оставленный Папой в расщелине иерусалимской Стены Плача:
 "Боже отцов наших, избравший Авраама и его потомков, чтобы они несли имя Твое всем народам: Мы глубоко опечалены поведением тех, кто в ходе истории причинил страдания этим Твоим чадам, и испрашивая у Тебя прощения, желаем установить поистине братские отношения с народом Завета. Иоанн Павел II".

В последний день этого паломничества, Папа вложил записку меж камней иудейской святыни. Слова записки, с текстом из покаянной литургии Пепельной Среды (12 марта того же, Юбилейного года), оказались столь значимыми для еврейского народа, что записка навечно была оставлена в Музее Холокоста.
"Вы сделали больше, чем кто-либо, для исторических перемен в отношении Церкви к евреям и для залечивания мучительных ран, воспаленных на протяжении многих горьких столетий", - сказал израильский премьер Эхуд Барак. Газета L’Osservatore Romano не случайно назвала Папу «Моисеем нашего времени».
А жители нашей страны могут вспомнить как Папа, ломая расписание визита в июне 2001 г., отправился помолиться за убиенных в Бабьем Яру…
Одна из последних встреч с представителями иудаизма произошла 18 января 2005 г., когда Иоанн Павел II принял делегацию 160 активистов еврейских движений и раввинов, представителей США, Израиля, Франции, Канады, Индии и Хорватии. "Впервые в истории, - сказал раввин Джек Бемпорад, - иудейские лидеры со всего мира прибыли в Ватикан, чтобы сообща поблагодарить Иоанна Павла II и Римско-католическую церковь за прилагаемые усилия в деле налаживания понимания и взаимоотношений, полных уважения, между иудеями и католиками".
И на этот раз Понтифик дружески приветствовал посетителей, традиционным еврейским приветствием и, одновременно, приветствием самого Христа: "Шалом алейхем! – Мир Вам!", словами христианской литургии, которые снова наполнились бесконечным смыслом…


***
В 30-е годы в Польше самой популярной детской игрой был футбол. Вадовицкие мальчишки по обычаю делились на две команды – польскую и еврейскую. У второй часто не хватало вратаря – последнего оплота обороны. Это место в тылу еврейской команды обычно занимал Кароль. В памяти еврейского народа он таким и останется навсегда - их Последним Защитником, их Войтылой…

Впервые опубликовано: "Парафиялная газета" (Киев), май 2005


Рецензии
Таких людей, как Иоанн Павел Второй сейчас очень мало((( Предлагаю написать статью про Солженицына! Как Вы к нему относитесь?

Мария Кокорнова   30.08.2008 08:07     Заявить о нарушении
Спасибо огромное, Мария! Ваша рецензия у меня первая на этом сайте. К Солженицыну отношусь с глубочайшим уважением. Прежде всего за его бесстрашие и стремление "жить не по лжи", донести правду людям. А о Вашем предложении надо будет подумать (благодарю за идею! Кстати, а как Вы к нему относитесь?). Впрочем, если это и будет, ту уж точно не в ближайшее время (есть иные первостепенные задачи, к сожалению)

Марк Новиций   31.08.2008 22:12   Заявить о нарушении
К Солженицыну, конечно, с уважением! Но и к Вам тоже))) Успехов,

Мария Кокорнова   01.09.2008 12:52   Заявить о нарушении