Глава 1 Завод Вулкан

1

Старенький трамвайчик бойко стуча на стыках резво бежал по широким улицам, пронзительно визжали колеса на поворотах. Вот вагон нырнул под тенистые кроны деревьев сворачивая с центральной улицы и высокие, многоэтажные дома сменились облупленными трехэтажками. За ними густо повалил частный сектор. Домишки, дома, дворцы, лачуги.. – все это кучковалось и лезло друг на друга. От когда-то просторных огородов, почти ничего не осталось. В редком дворе высилась зеленая яблоня или вишневая кипень ягод. Трамвай почти пуст. На задней лавочке устроился лядащенький мужичонка. На мужичке потасканные брючата с торчащим хлястиком ремня, застиранная рубашка неопределенного цвета небрежно застегнутая тремя оставшимися пуговицами. Нога на ногу. Торчащая ступня в пыльном стоптанном полуботинке задиристо торчала вверх. Мужичек с независимым видом поглядывал на пассажиров, и молча страдал. Поцарапанный нос, перегар на весь вагон.. рабочая лошадка в эпоху социализма, гнавшая досрочный план.
Вагон подъезжал к заводским поселкам. – Завод «Вулкан»! – объявила кондукторша под грохот распахнувшихся дверей. Одинокий пассажир вышел. Солнце немилосердно жарило выжимая обильный пот. Полуразрушенная загаженная остановка с сорванной крышей, частные дома отгородившиеся от всего мира высокими черными заборами. Тут же, как бородавка, возле остановки торчал ларек с рассыпанной перхотью мусора. Зелень густая, темная и больная. Кучи мусора и ржавого железа выпирали из пожухлой травы вдоль выбитой асфальтированной дороги. Перейдя через мостик с мутной речушкой заваленной железом, я очутился на узкой асфальтированной улице обсаженной мощными тополями. Заборов здесь хватало.. Железобетонные, железные, деревянные. Серые плиты отошли в сторону образуя свободное пространство. Ряд зданий образовывал лицо предприятия, фасад. Смесь стилей бросалась в глаза. Центр площади занимало добротное двухэтажное строение сталинских времен, оно как бы выбежало покрасоваться перед всеми. Начинало ряд солидное даже по нынешним временам, дореволюционное здание заводской медсанчасти с широкими окнами. Рядом соседствовал стеклобетонный параллепипед пятиэтажки Брежневских времён. И снова старинное здание заводоуправления перестраивавшееся на лад в стиле «а ля новый рюс», с башенками и колоннами. И в самом конце галереи, стыдливо, в тени мощных тополей, пряталось облупленное бревенчато - оштукатуренное строение времен НЭПа. От всего тянуло густой, устоявшейся, и когда-то благополучной жизнью. Купив скукоженное мороженное в цветастой импортной упаковке я поискал урну. Урн не было, придется как все. Отпустив шуршащий целлофан на волю ветра я шел вдоль зданий в поисках источника информации. Годилось все. Безвкусный от долгого хранения брикет крошился на зубах. До встречи оставалось целых полчаса, и нужно было хоть как-то подготовится. Начальник службы безопасности завода, шутка ли? Может, в отдел кадров завернуть? Не то.. Кроме того что завод был металлоперерабатывающий, толком я ничего не знал. На двухэтажной «сталинке», моталась вывеска в стиле бикини - «Выставка». Неужели, продукции завода? Я не мог поверить своему везению, выставка еще и работала! Ну все, теперь меня голыми руками не возьмешь! Осталось поднабраться сленга и дело наполовину сделано. Я шел вдоль выставочных стендов, я крутил головой, я был разочарован – Что? Вот эти гаечки – винтики – трубочки и пружинки.. Эту мелкую дребедень выпускает такой большой завод? Умом я понимал что без этой дребедени ничего не сделаешь, но слишком мелкомасштабными казались изделия. Выставка была пуста, лишь несколько женщин сидело у компьютера и тихо переговаривались. Со сленгом, я кажется погорячился. Взгляд на часы – время «ч», пора!

2

Вестибюль заводоуправления высокий и прохладный, отделанный дымчатым мрамором. Насколько я понимал, настоящим. На площадке, перед лестницей второго этажа деревянная будка с передвижным металлическим барьером. – Вы к кому? – полный охранник был молод. Замызганный камуфляж, висящие сосульками жирные волосы. – Мне к директору, назначено. – Охранник как то уж слишком внимательно посмотрел и сделал неопределенный жест рукой – Поднимитесь, и направо.
Помещение впечатляло даже без «евро» ремонта. Метровые стены, а высоты потолков еще на этаж хватит. Громадные двери, способные сдержать натиск штурмовой группы, похожи на крепостные ворота. Все, здесь дышало стариной. Бронзовые ручки, гардины с плотными шторами, поскрипывающий под ногами паркет и бархатные знамена выигранных соцсоревнований. Отделанные деревом стены сохраняли прохладу и своеобразный запах пятидесятых годов. Это не то что современные клетушечки пластиковых офисов с их вечными запахами кофе, пота и плохо простиранного нижнего белья. Боже упаси нечаянно задеть тоненькие перегородочки! Сухощавая Марьванна с редкими завитушками коротких крашеных волос с любопытством глянула, и исчезла за дверями директорского кабинета. Почти тут же вышла оставив слегка приоткрытую створку – Проходите. – Поджилки затряслись неожиданно, так высоко я никогда не залетал. Вызывали раз к командующему округом во времена оные, так там все ясно было – скипидара хотели закачать. Потом, правда, десять раз каялись.. Глубоко вздохнув я зажал затрепетавшее сердце и толкнул вторую дверь тамбура – Разрешите? – В кабинете было прохладно и светло. Кругом дерево. Вдоль стены в ряд стулья и диван, обтянутый даже на вид, очень дорогой кожей. Мебели было немного, темной и неброской, изящной и дорогой. – Проходите. Присаживайтесь. – Столешница директорского стола отделана темно-зеленой кожей. Блестящую окантовку темно красного дерева неудержимо хотелось погладить рукой. Я так и сделал – хочется. Мандраж прошел, осталась легкая нервная дрожь. Упругое кресло не выталкивало, но и не расплескивало тело как нейлоновая начинка в массовых копиях. Руки легли на удобные полированные подлокотники. Скромное обаяние буржуазии.. Сидящий напротив за приставным столом, пожилой мужчина в белой рубашке с коротким рукавом умильно улыбался распустив морщины. Голубоватые глаза смотрели со старческой цепкостью. Лукавый человек, а глаза добрые, как у профессионального провокатора. Я повернулся вместе с креслом к директору, слегка развалившемуся в кресле и тоже внимательно изучавшего меня. Божий одуванчик с венчиком седых волос. Но у этого «одуванчика» были такие живые глаза и голос, что первое впечатление немощности тут же испарилось, остался грузный пожилой человек с властными чертами и проницательными, по старчески выцветшими глазами. Возникла небольшая пауза. Все примерялись. – Сколько вам лет? – первый вопрос задал Лукавый – А где живете? Какая у вас семья.. – вопросы летели беспрерывно, с двух сторон. Времени на обдумывание практически не было. Судя по реакции на многие вопросы они знали ответы до того как я открою рот. Элементарная проверка на честность. Несмотря на работающий кондиционер, стало жарко. – Почему у вас такое маленькое звание? – спросил напоследок директор. Вот это, вопрос так вопрос.. Я задумался на несколько секунд. Как бы сказать так, что бы лишнего не сболтнуть и фальши не оставить? Два божьих одуванчика её мигом почуют. Раскусят и выплюнут как гнилушку. А в самом деле, почему я уволился с таким маленьким званием? Карьеристских наклонностей нет? Неправда, есть. Они и сейчас будь здоров. Глуп? Дурак? Да не совсем, вроде бы.. не то что начальство, даже жена никогда так не называла. А как она называла? Нда.. Бабы дуры, это всем давно известно. Я поглядел в точечки насмешливых глаз. Генеральный крутил в руках дужку очков. Внимательно смотрел ожидая ответа.
– Трудно сказать.. Скорее всего проблема в том, что я очень тяжело схожусь с людьми. Не вызывают доверия. Одному в этой жизни трудно, не уедешь далеко. Так, пыхтишь по маленькой. – Это была правда, я не врал. Я был искренен. Но правда не та, про которую он спрашивал. Надо было честно сказать – Видите ли, у меня нет денег на покупку приличной должности. Или – у меня нет высоких покровителей и родственных связей в высоких сферах.. в этом случае, будь я даже трижды гениален, я обречен возиться в дерьме выполняя грязную и нудную работу по выполнению идиотских приказов высокопоставленных бездарей. Но я не мог так сказать. Генеральный был не из тех, кто вслух называет вещи своими именами. Ощущался яркий привкус брежневщины. Нервы прошли и мне было почти все равно чем закончатся смотрины. Генеральный задумчиво крутил пальцами. – Ну хорошо.. – покачнулся на троне – Вот вам три дня, прежде чем дать окончательное согласие. Перезвоните Сергею Петровичу, сделал едва заметный жест в сторону Лукавого. – Я.. – я спешил как можно быстрее согласится. Генеральный мне нравился. – Подумайте! – резко взглянув пригвоздил Генеральный. Слова согласия застряли в горле. Я прокашлялся и кивнул – Хорошо. Именно это я и хотел сказать.
Ему надо было хорошо подумать прежде чем взвалить на себя столь тяжелую ношу – бездомный начальник службы безопасности. Где гарантия что он не продастся за большую, по его понятиям, подачку? Генеральный задумчиво продолжал крутить дужку очков.


Рецензии