Глава 9. Гражданская оборона

1


Полное название моей должности звучало следующим образом – помощник генерального директора по безопасности, начальник службы безопасности, начальник штаба гражданской обороны. Вот об этой самой гражданской обороне и следует сказать несколько слов. Дело безусловно нужное и полезное, но как всегда, отношение к нему бывших советских, а ныне российских граждан, какое-то вывихнутое. Со сменой общественного строя, на гражданскую оборону стали смотреть как на абсолютно бесполезного нахлебника, аргументируя это тем, что мол кому быть суждено сгореть, тот не утонет. А во-вторых, спасение утопающего, дело рук самого утопающего. Если раньше на закупку противогазов, строительство укрытий и приобретение техники государство давало денежку, ныне, это стало чем-то вроде ничем не оправданной благотворительности. Гэошники превратились в помыкаемых и забитых существ, и лишний раз старались не высовываться. И если бы не эти учения, я бы и не вспомнил о дополнительно приставке.
Штаб гражданской обороны был не сказать на задворках, но в то же время на отшибе. Если бы здание дореволюционной постройки вовремя ремонтировали, оно бы выглядело гораздо лучше современных сборно-панельных трущоб. Темная неосвещенная лестница с затянутыми паутиной углами. Гулкий, широченный и темный коридор. В тишине визжали половицы. С давно не крашенных стен осыпалась подмоченная штукатурка обнажая старорежимную дранку. Потолки были только в кабинетах. В общем коридоре уходили ввысь в темноту балки крыши. По стенам бежала потрескавшаяся проводка на старинных роликах. Заводская контора, ремесленное училище, техникум. Здание было как старый, заброшенный корабль в котором еще бродили дух и заботы давно ушедших людей. Человеческая энергия медленно растворялась вместе с осыпавшимися стенами. Осколок прошлого, медленно догнивал ожидая полного разрушения. Грустное зрелище, как кладбище. Стараясь ступать как можно тише я шарил по стене. Где-то тут должен быть вход.. Дверь с визгом растворилась, и я попал в совсем другой мир. Класс был на удивление чистым. Широченное окно пропускало уйму бесплатного света. Выкрашенные светлой краской панели, аккуратно расставленные парты и множество зелени. Цветы были везде, на столах, подоконнике, подставках. В центре этой красоты, за стандартным канцелярским столом с пишмашиной сидела женщина бальзаковского возраста. – Анатолий Иванович? – Дама удивленно привстала. – Что вас привело сюда, неужели какое-то дело? – Шпильку вогнали со знанием. – Да, да, да Татьяна Павловна, совсем забыл про вас! Простите великодушно, больше такого не повториться!
– Да что вы.. – улыбка стала натуральней.
– Беда Татьяна Павловна, к нам едет ревизор.
– Я знаю. – Женщина вытащила лист. – Приказ уже готов.
– Неплохо.. – я взял лист бумаги. – А почему ушел прежний зам? Он что, не справлялся?
– Ну почему.. – женщина задумалась. – Его же Фаридов нашел?
– Ну и что? Вот радость-то, в бумагах копаться..
– Нерусский.
– Ну и что?
– Это вы так думаете, а знаете как шипели, черный черного тянет. К тому он как бы вам сказать.. употреблял. – Я понимающе кивнул – Надолго исчезал?
– Неделька, полторы.. Перед тем как уйти, слух знаете ли прошел, он его и убрал что б потом не вспоминали. А так, вы потом посмотрите, бумаги в идеальном состоянии. Если бы не он, я бы сама с этим приказом не справилась. – Я затосковал. Я был хоть на кого согласен, даже на отставного алкоголика, лишь бы вручив все дела, оставить за собой скромную функцию утверждения генеральной линии, предложенную все тем же замом. – Ну что ж.. – как можно бодрее воскликнул я – Будем работать! Кстати, Татьяна Павловна, у вас на примете никого нет?

2

Как всегда, первым заныло управление. Начальник отдела труда и зарплаты растерянно протер очки в тонкой оправе, и водрузил их на место. Взял тонкими пальцами приказ, недоверчиво прочитал. – Как я могу из отдела уйти, давай я тебе кого-нибудь другого дам? И эту не могу отпустить, кто считать будет? – Начинается.. Я достал старый приказ и отчеркнул карандашом. – Вместо тебя, должен быть финансовый директор. Видишь исправление? Как думаешь, кто твою фамилию вписал? Опять, переделывать приказ? Нет проблем, но подписывать к генеральному пойдешь ты. Идет? – Начальник ОТиЗА заерзал – А почему я?
– А почему я? Ты предложение внес. С меня хватит и одного раза. – Обречено вздохнув новообращенный сотрудник выкинул белый флаг – Ну хоть до обеда управимся?
 С начальниками цехов не было проблем. Безропотные производственники отрядили назначенных, заартачился только транспортный цех ссылаясь на букву закона. Рано располневший моложавый начальник равнодушно откинул приказ. – Пешочком добирайтесь. Заявочку надо за несколько дней составлять.
– Столько людей, да матбаза. Ты ополоумел что ли? – Битюгов, так звали наглого транспортника, молчал с большим интересом изучая какую-то бумажку. – Я вообще-то не стукач но форму доклада знаю – вскользь, уязвлено заметил я заправляя приказ обратно в папочку.
– На здоровье.
– Так и сказал? – В кабинете генерального было прохладно, мягко журчал кондиционер. – Так и сказал! – с готовностью поддакнул я. – А еще, он говорил.. – Слегка развернувшись Генерал ткнул клавишу селектора. – Да, Анатолий Константинович! – с готовностью отозвался Битюгов как будто только сидел и ждал вызова.
– Ты чего там вытворяешь?
– Вы о чем? – даже по голосу было слышно как встревожился транспортник лихорадочно вспоминая все свои прегрешения. – К тебе приходил ..э, новый Фаридов? – из коммутатора донеслось хрюканье. – Это Николаев что ли? – помолчав, тактично уточнил транспортник.
– Да-да, Николаев! … – главный калибр вдребезги разносил робкие оправдания и Битюгов наконец заткнулся. Но хотел генеральный или нет, досталось и мне. Я уже слышал как звякает телефон и чей-то ехидный голос спрашивает – Привет, а ты слышал как Генерал нового эсбэшника назвал? Новый Фаридов!! Надо было срочно принимать контрмеры пока прозвище не превратилось во вторую фамилию. Прорысив в своё логово я торопливо набрал номер. – Алло.. – голос у Битюгова был вялый.
– Это новый фаридов, ты приказ четко слышал? – Главное что б небрежно прозвучало, со смешком, показывая что я не придаю этому ровно никакого значения.
– Да как не слыхать, слышал.. Будет тебе завтра автобус.

3

Проверяющий был деловит и не многословен. – Документы?
– Татьяна Павловна, документы пожалуйста. – Бумаг было много. Делопроизводительница шлепнула на стол стопу пыльных папок. – Вы, кажется не из нашего района? – Подполковник в шикарной фуражке небрежно листал и откидывал в сторону документы.
– Да, я из другого района.
– Какими судьбами к нам?
– Прислали из городского управления, проверить как идет подготовка к показным занятиям.
– Подготовка идет.
– Заодно проверить текущую работу.
– Какая работа? Я только-только приступил к обязанностям, у меня даже помощника нет? – Подполковник нехорошо усмехнулся – Вот мы вам и окажем, помощь.. – Офицер невозмутимо ставил галочки. Обычные проверяющие сначала копаются в бумагах, затем обсуждаются недостатки, способы и время устранения. Потом спец мероприятие в отдельно накрытом кабинете столовой, разговоры за жизнь, и после этого небольшая просьба помочь в каком-нибудь деле. Немного заводской продукции в багажник, и свободный проезд через заводские ворота. Обычная картина. Этот же, даже от чашечки приличного кофе отказался, с ходу! Тревожный признак. А потом как начал, как начал копать.. Ничего святого у таких людей нет!
Я молча злился. Отношение, с моей точки зрения, было более чем несправедливое! Откуда тянуло сквознячком было понятно, оччень хорошо понятно! – План на военное время, пожалуйста! – Подполковник был холоден и корректен. Нужно срочно сбить его с позиции наблюдателя, и вывести из себя, что бы он со злости сорвался. А если повезет, то еще, хоть как-то, сделать виноватым. Другого выхода не было. Обмениваясь язвительно-вежливыми замечаниями мы продолжали «работу», блин.. Подполковник откинул последнюю папку и что-то записал в своём талмуде. – За такую работу, товарищ начальник.. – притушив воспаленную пульсацию я вежливо возразил – Покажите список недостатков, товарищ подполковник, а то как-то голословно у вас получается. – И все-таки я его достал! Холодно-надменное лицо дрогнуло, проверяющий ехидно протянул листок – Ознакомьтесь! – Вот это удача! Я бы ни за что не показал, в приказе мол ознакомитесь. Или бы спросил – сверим наши списочки? Естественно, списка бы не оказалось что дало бы повод забить еще один гвоздь в крышку гроба – что же вы не записывали? Я жадно читал прикидывая как перебросить стрелки дабы загнать « телегу» в тупик. – Товарищ подполковник, что-то у вас не сходится.
– Где?
– Вот, написано что устарело и не соответствует требованиям.
– Что здесь не сходится? – Все шло как по нотам. – А то, что изменения в планирующие и учетные документы вносятся только на основании новых документов и указаний. А где они, указания и новые документы разработанные районной администрацией? – Я раскрыл том аккуратно пришпиленных и пронумерованных входящих. – Нету!
– Вы сами должны следить и выходить с предложениями в вышестоящие органы!
– Каким образом? Я только пришел, а вот, обратите внимание, старый зам даже курсы обучения не проходил, от вас нет даже телеграммы о направлении! Одни только приказы, направить отчеты! Причем отчеты были составлены по старой, как вы выразились «устаревшей» формы. Простите, но чем занимается зам главы администрации? – Это был нокаут. Но противник был силен и ловок – Поймите правильно, это претензии не лично к вам, а к руководству предприятия не уделившему внимания..
– Нет уж, я понял, я прекрасно понял! Руководство предприятия как раз уделило этому внимание путем замены старого начальника штаба гражданской обороны! И если вы не прислушаетесь к моим словам, то эти же слова генерального директора на более высоком уровне.. – Проверяющий внимательно посмотрел, усмехнулся и снял фуражку. – А не выпить ли нам кофейку? Я ведь тоже не вчера родился, прекрасно все понимаю. Чем вы так начальнику управления не угодили?
– Да так..
– Понятно. Ты по званию кем был?
– Капитан. Надоело все, уволился к чертовой матери когда первая чеченская закончилась. Раньше хоть деньги более-менее платили, а потом голодно стало, да жалованье взяли моду задерживать.
– А меня сократили, танковым полком командовал. Теперь вот, видишь..
– В самом деле, зачем нам теперь танковые полки?

4

Сборный эвакуационный пункт номер четыре, располагался в местной школе рабочего поселка. Замусоренные улицы с оборванными проводами и проржавевшими светильниками на замызганных столбах. Одноэтажные деревянные бараки слегка благоустроенные, перемежались с деревянными и шлакоблочными двухэтажками «народной стройки». В глубине улиц виднелись цыганские дворцы-крепости с мощными стальными воротами и каменной оградой. Бойницы-окна забраны решетками с тонированным стеклом. Верх двухметровых заборов усилен стальными зубцами пик. Автобус, завывая тащился по ухабистой дороге то и дело объезжая рытвины. – Приехали – буркнул водила с грохотом распахивая дверцы. В школе заканчивался косметический ремонт и из начальства присутствовала завуч. – Располагайтесь! – щебетала полная дама подбирая из огромной связки ключи, распахивая назначенные классы. Проинструктированный народ шпилил выписанные гуашью таблички с названием отделов, раскладывал папки с документацией. Павловна раздавала красные повязки с обозначением должности. Развесив плакаты с обязанностями и графиками движения я незаметно пересчитал присутствовавших. Если не считать что одну даму пришлось отпустить к заболевшей дочке, а у второй тоже случилось что-то архиважное, а черствость проявлять пока еще было рано, все были налицо. Время шло. Обещанная проверка запаздывала, люд подтянулся в комнату с табличкой «Начальник СЭП».
– Время-то.. – вскользь заметила начальница стола справок.
– А у меня отчет не дописан.. – сокрушенным голосом сказала начальница комнаты матери и ребенка.
– Заявка подписана. Не знай, получат.. – недовольно заметил комендант СЭПа.
– Я сегодня пораньше с работы отпросится хотел – хриплым голосом заявил начальник формирования колонн. Сколоченный с таким трудом коллектив распадался на глазах. Работа видите ли у них.. Знаю я, чего они боятся. Боятся что спрашивать с них что-нибудь начнут, обязанности пытать. – Работа не х.. – Я вовремя остановился – ..волк, в лес не убежит! – хмуро заметил я, пресекая дальнейшие попытки увильнуть от выполнения служебного долга. – Прочитать еще раз обязанности и ждать проверяющих. Всё на этом! – Люд примолк, но тишина долго не продержалась. Опять пошли разговоры, но на нейтральную тему о погоде, дачных участках. Во дворе скрипнули тормоза машины. Наконец-то.. Вчерашний подполковник бодро взбежал по лестнице. – Все нормально, комиссию на другой объект повезли. Я там доложил что руководитель недавно назначен. Есть конечно недостатки, но, работает! Теперь давай показывай, что ты лично организовал? – И вот тут бывший командир танкового полка отоспался на мне за все.. Слушая невнятное мычание и бормотание свежеиспеченных начальников эвакопункта, он сочувственно кивал головой и подсказывал ответы. Выразительно посмотрел. – Учтем.. – как можно непринужденнее пожал плечами я. А чего еще оставалось делать, если это было первое практическое учение за все время? Кроме городских соревнований пожарных команд, завод никогда нигде не участвовал. Да никто и не спрашивал. Тяжело вздохнув подполковник присел на краешек парты. – Подведем коротко итоги. В общем.. – он иронично оглядел громадный разрисованный плакат выдвижения заводской колонны в загородный пункт – Ерунда это все! В случае войны мы даже собраться не успеем, а потом никто не выпустит. По мостам в первую очередь будут проходить войска, гражданское население во вторую очередь. А если учесть что мостов не так много.. Кому-то надо будет восстанавливать разрушенное и работать? В Великую Отечественную покидать город несмотря на бомбежки, запрещалось под страхом тюремного наказания. Даже, если люди уйдут в назначенный район, что они там будут есть? Кроме воды там нет ничего. Голодная смерть. Да никто и не бросит своё барахло. А заводской и личный транспорт реквизируют в пользу армии. Сколько на себе унесешь? Пять-десять кило? Далеко? Недавно ездил на проверку в такой же район, глава администрации руками разводит – нет ничего! Вот так-то.


Рецензии