Глава 16. Подсобка

1

Подсобных хозяйств на заводе, два. Подсобное хозяйство.. словечко-то, а? Как какая-нибудь полка в чулане. Или каморка со старым, но нужным станочком. Примерно что-то подобное, я ожидал увидеть напросившись в поездку с заместителем Генерала по сельскому хозяйству. Тучный заместитель согласился охотно.
Взвалив все на Шишкина, с утра пораньше я подошел к КПП. – Машина в подсобное не подходила? Дежурный охранник не понял – Какая машина?
– Безголовый! – подсказал охранник ехавший в подсобное на смену.
– Так бы и сказали.. нет еще. Вы его сразу увидите.
– А почему, безголовый?
– Он сначала на газ наступает, потом на тормоз, даже когда ехать метров тридцать. Безголовый и есть.. – Я засмеялся узнавая повадку водителя боевой машины. – В горячей точке был?
– Ага, «чеченец», там видать ему «крышу» и сорвало..
– Вы начальник службы безопасности? – Рядом со мной возник молодой человек в черной джинсовой рубашке и черных же джинсах. Плохо пробритое лицо и усталые от недосыпа глаза. – Да. А в чем дело?
– Отойдемте в стороночку. – Парень не спеша закурил, и с интересом пригляделся. – Вы здесь недавно. – Это был не вопрос, скорее констатация факта. – У вас на заводе хищения, вы это знаете?
– Разумеется.
– Мы продаем информацию. Кто, что, когда. Фотографии, видео съемка. Задержание, просто или с составлением протокола милицией. Рассмотрим все варианты. Ну как?
– Хищения с участием охраны? – Парень снисходительно улыбнулся – Ну что вы право, какой наивный, без охраны никогда ничего не происходит. Ну так как? – Я ненадолго задумался, не посоветовавшись с Генералом ничего определенного сказать не мог. – Давайте ваш телефон, через денек я звякну с конкретными предложениями? А раньше вы свои услуги старому начальнику не предлагали? – спросил я записывая контактный телефон фирмы. – Почему, предлагали. Старого начальника службы, парень многозначительно усмехнулся, это как-то не заинтересовало. – Попрощавшись парень сел в неприметную, темную машину.
– Это кто, твои знакомые? – откуда взялся Шишкин я так и не понял. Заострившись как крыса почуявшая опасность, Вася смотрел на отъезжавшую машину. – Знакомые. Знаешь такую фирму, «Филин»? Интересные услуги между прочим предлагают, говорят, вся информация имеется, что, кто, и когда. – Вася стал предельно безразличным и чуть не зевал. – То-то я смотрю машинка ихняя не раз возле завода мелькала, похоже съемки ребята вели. – Теперь безразличным стал я – Болтает, что мол охрана наша тут повязана.. – Шишкин вовсе потерял интерес к разговору. – Болтают всякое. Пойду пройдусь. – Лениво переставляя ноги, начальник охраны шел домой, нет, вернее по направлению к дому. О как! Я удивился. Поведение Шишкина было более чем необычным! Обычно домой его палкой не загнать, а тут.. Отойдя подальше Вася переключил передачу и почесал во все лопатки. Увидеть куда пошел зам помешала баклажанная «ГАЗель». Присев на брюхо машина неслась на ворота с бешенной скоростью. Не доезжая нескольких метров, намертво заблокированные колеса встали. Пыль, летящая галька, визг! Бросив тросик ограждения охранник рыбкой нырнул за барьер. Машина встала в нескольких сантиметрах от брошенного тросика. Хлопнув дверцей из кабины вышел плотный широколицый парень, цвикнув плевком профессионально попинал скаты – Слабовато, блин.
– Ты чо, совсем сдурел!! – опомнившись заорал я. Парень кинул равнодушный взгляд, похоже он слыхал и кое что и похуже. – А что?
– Дурак, ты же не в Чечне! На бэтре что ли чертил? – Парень оживился – Как узнал?
– Как узнал, как узнал.. Да у меня таких придурков три человека было.. – Оживленный разговор прервал Баринов. Свистя и пыхтя как паровоз, в кабину забрался рослый старик с заостренной головой. Если верить лженауке физиогномии, передомной сидел ярко выраженный лжец. Кроме того, такая форма головы говорит о склонности к оккультным наукам. – Все сели? – старик поудобнее умостился на сидении. – Ну давай, трогай. – Машина рванула. Всю дорогу меня не оставлял азарт погони то за одной машиной то за другой, мгновенные перестроения. Сила инерции то вжимала, то наступала невесомость когда влетев на очередной подъем машина ухала вниз. Директор по сельскому хозяйству всю дорогу оживленно крутил пальцами рук сложенных на животе и время от времени бурчал – Потише, потише.. все бы тебе только на газ нажимать.. – Некоторое время машина послушно катилась на позорных шестидесяти. Потом один обгон, второй, и все начиналось сначала.
Подсобное хозяйство оказалось далековато. Спидометр начал вторую сотню когда вдали показались разбросанные по косогору скотные дворы, полуразваленные хранилища. Несколько сараев со снесенными крышами. Сгоревшая барская усадьба на живописном пригорке. Усадьба сгорела недавно, после пирушки в честь какого-то праздника. Новую контору строили давно и как-то все без толку. Панельно – деревянный скворечник, по стоимости давно сравнялся с фешенебельным коттеджем, и несмотря на все усилия бригады пришлых таджиков, до финиша было очень далеко. Машина взобралась на холм. Показался неказистый, как с похмелья, поселок. Приличных размеров пруд с одинокой стайкой уток, железобетонный, типовой магазин советских времен, хибара поссовета, а ныне Администрация с обвисшей тряпкой триколора, несколько силикатных двухэтажек. Частные дома тянулись несколькими рядами. – Злое село, злое – подтвердил мои сомнения охранник Гриша. – Тут раньше дагестанцы жили, скопище было не приведи Господь! Драки, насилие, пьянство, воровство.. Еле выдавили, теперь другая напасть, таджики. Треть села оккупировали. Правда потише чем дагестанцы, но тоже, еще те ребята.. Тихой сапой все. Раньше про наркотики знать не знали, теперь вся молодежь анашой баловаться стала. У них за главного папа, Рафиком звать, увидите. У местного начальства в большом почете, со стройкой крутят.. В общем, сами все увидите. – Кое что я знал и без Гриши, хвала Аллаху, Васильич просветил кто есть ху, но лишней информация не бывает никогда. Машину встретил щупленький мужчина с беспокойными глазами и хитренькой мордочкой. – Директор подсобного хозяйства, Хорьков – представился мужчина. Я пожал худенькую лапку – Новый начальник СБ.
– Ну что.. – засуетился Хорьков вокруг начальства – Пойдемте ознакомлю... – Высокий и массивный как осадная башня, Баринов, не спеша оглядел окрестности, сердито вздернул брови – Сначала обед.
Идти было двести метров, но все перегрузились в новенький «УАЗ», директор убыточного хозяйства ездил только на нем. Попрыгав на кочках машина почти сразу остановилась возле деревянной избушки, столовой и местной гостиницей, в которой жили какие-то залетные шабашники из города. Начальник шабашки в засаленном пинджачке и перекрученном в веревку галстуке тут же вцепился в Баринова как клещ. Распространяя устойчивый запах перегара он принялся орать и доказывать, что десяток рулонов рубероида он и в глаза не видел. Баринов сердито и обстоятельно отвечал, что за пропавший рубероид он вычтет из обговоренной суммы.. Хорьков спрятался за спину начальника и время от времени обличал шабашника во всех тяжких. Я вначале не понял за каким хреном надо было нанимать каких-то бичей, когда на заводе простаивает своя ремонтная бригада которой и так приходится платить? Все оказалось старо как мир. Баринов с Пинджаком были в сговоре и часть суммы осядет в их карманах. Работяги получат гроши. Именно в этом заключалась вся соль, если бригада собрана из пьяниц и низко квалифицированных рабочих. Постоянные пьянки и отсутствие квалификации делают их зависимыми и бесправными. Столковавшись, начальство назначило новые сроки и вдарило по рукам.
– Петрович, дай на бутылку? А то этот сквалыга совсем денег не дает? – от стенки отлепился молчавший до этого в тряпочку старик, с морщинистым, злым лицом. Сквалыга Хорьков сердито нахмурился – Ты сначала работу сделай, а потом денег проси. – Старик оскалил гнилые пеньки зубов – А я что, кого-то обманывал?
– Было дело.
– Ну дак што, все равно потом делал! – Старик был столяром, и как говорили, равного ему в этой дыре не было никого. Я в это не очень верил, просто иные были значительно дороже. Столяра мучило глубокое похмелье, и он в этом состоянии выражался самыми понятными и доходчивыми словами. Матюги, дело обычное, но с такой ненавистью и злобой на весь белый свет, что я не выдержал. – Закрой пасть! – Старикашка просверлил меня взглядом и послал. Я шагнул вперед взять его за мотню и швырнуть в ближайшую канаву, но тут за него вступился Баринов. Дабы замять недоразумение он сунул пару десяток, чем привел хрыча в умиленное, почти щенячье состояние. Увернувшись от слюнявого рта Баринов нырнул в столовую. Столовка была так себе, времен коллективизации. Новыми были столы и стулья изготовленные на заводе, привезенные в качестве шефской помощи. Побрякав оцинкованным носиком рукомойника мы заняли места. Баринов ел жадно и неопрятно. Торопливо мелькал ложкой и чавкал. Вот-вот рыгнет, и для облегчения пустит газы. От такого соседства аппетит пропал и я ковырялся как Хорьков, севший за стол ради уважения начальства. Сыто рыгнув Бирюков отвалился от стола, лениво поинтересовался вытирая маленький рот – Ну что, мы с Хорьковым по делам, а ты что?
– Пройдусь, погляжу. Посмотрю как охранники живут. Безго.. Дима где? Может подвезет меня по усадьбе, вы не возражаете? – Баринов не возражал. Водителя я нашел в задней комнате, в обществе миловидной поварихи с характерным лицом русской красавицы. Вооружившись штатной ложкой, Дима шуровал в полуведерном таране, но в отличие от своего шефа ел аккуратно и не спеша. Красавица повариха повернула круглое лицо и подняла бровки – Добавки?
– Спасибо, сыт. – Пристроившись рядом я от души похвалил стряпню. Женщине комплимент понравился, однако Дима престал работать ложкой и подозрительно глянул на меня.
– Вас как величать?
– Тамара – Тамара смущено улыбнулась.
– Как вам имя подходит, привычно начал я, а.. – Дмитрий воткнул ложку и решительно встал – Поехали что ли, покажу где охранники живут! – Я с досадой оторвался – Дим, ну что ты какой право? Иди машину проверь, прогрей, туда-сюда..
– Чего её прогревать, сели да поехали.. – Руль выглядел очень хмурым. Дальнейшее развитие событий никак в его планы не входило. Надо думать, потом он её просветит, что это за человек, от которого надо держаться как можно дальше, и кроме добавки и «пожалуйста», я из неё слова больше не вытяну.

2

Командированные охранники жили в почернелой от грибка двухэтажке, в квартире одинокой старушки занимавшей двухкомнатные апартаменты. Нраву Степановна была смолоду веселого, и от разместившихся в одной из комнат служивых требовалось немного – не забывать старушку когда будут причащаться самогонкой. Если же ей не наливали, старушка честно предупреждала добрых молодцев, что она их заложит приезжему начальству. Про все - про все, что оне натворили.. Против такой вежливости устоять было трудно и квартирную хозяйку обижали крайне редко. Не обнесли её и в этот раз, и на мой вежливый намек – как мол тут, жили, Степановна поджала губы и посмотрела в угол. – Хорошо жили. –Старая смена облегченно улыбалась и демонстративно пила крепкий чай. Старуху волновало другое. – Кода омонов (охранников) ко мне селили, обешшали дров, да за свет, да за постой платеть! А сечас и слыхать не хотят, эт что?!
– Кто обещал?
– И Хорьков, и Борис Ваныч! Все обешшали! За свет токо платют, а за постой токо два раза отдавали! Дров вон привезли не знай каких, так их ишо пилить надо! – Во дворе перед домом лежало несколько корявых берез срубленных поблизости, но я не понял для чего. Оказалось, дрова. Требования старухи были законными и я попытался разобраться. Борис Иванычем оказался бригадир, от Шишкина я знал что данный товарищ имел судимость за растрату в семидесятых, и отмотал срок. За какие «заслуги» его назначили местным царьком, не знал никто. А это был, царек. Как только стукало восемнадцать ноль-ноль, товарищ Хорьков садился в свой убыточный «УАЗ» и ехал к родным и близким. Проживал товарищ Хорьков в районном центре в пятнадцати верстах отсюда. А Борис Иванович, тем временем творил что хотел.. Кроме тягостной ноши бригадирства, в зятьях у Бориса Ивановича числился участковый, и служебный телефон, установленный в квартире за счет предприятия. У охранников телефона не было, для доклада в город им надо было идти к Борису Ивановичу. Тем удивительней прозвучал доклад другого охранника добравшегося до райцентра и сообщившего что другого бойца упекли в каталажку и почти третьи сутки выбивают «добровольное». Делом занимался Фаридов, вот тогда и всплыли грешки Борис Иваныча. Кроме удачливо выскочившей замуж дочки, бригадир имел непутёвого сынка, который в пьяном кураже вздумал бить стекла в только что купленной заводом, импортной сельхозтехнике, стоявшей как водиться под открытым небом у одинокого фонаря. Самое характерное, никто не видел как хулиган вышибал кирпичами стекла в кабинах, но все видели как здоровенный городской подбил глаз беззащитному мальчишке. И разбитую бутылку в руке сынка бригадира тоже никто не заметил. Стараниями зятя охраннику шили причинение тяжких телесных малолетнему. Произвол чистейшей воды. Местный народ к этому привык и относился как неизбежным природным явлениям. Охранника освободили, а бригадиру пригрозили пальчиком. На меня рассказ впечатление тоже произвел, и почему-то от услышанного потянуло вонючим запахом крепостного быдла, да вспомнилась песня про темный лес и стальной обрез. Так что Борис Ивановича я заочно знал и несколько не удивился когда на выходе из дома столкнулся с крепко сбитым мужичонкой с небритой рожей. Крепкий мужичек несся на всех парах. – Это ты что ли, новый начальник? – дружелюбно оскалился, воняя сивушным перегаром Иваныч. Несмотря на теплое время на Борис Иваныче была почему-то кожаная куртка с кепкой, чистая рубашка прямо с веревки, галстук и модные городские туфли на босу ногу. Коротковатые брючата не знакомые с утюгом висели колоколами. – Да вроде того! – дружелюбно осклабился я и кивнув предложил – Покаж хозяйство?
– Пойдем, посмотришь, потом чеколдыкнем по маленькой! – Осматривая полуразваленные коровники мы дружелюбно болтали о всяких пустяках, вроде того, что не мешает после баньки дернуть сто грамм и закусить.. Вот по поводу закуски разгорелся не шуточный спор. Опираясь на собственный опыт Борис Иваныч утверждал что лучше маринованных грибков нет ничего, я же был не согласен и настаивал на соленых огурчиках, и водку лучше всего наливать прямо в подрезанную серединку.. Хозяйство было так себе. Поля, заросшие жиденьким урожаем с мощными сорняками, полусгнившие сараи. Что коровы, что свиньи, были проворны и поджары. Такие же тощие были люди с испито испуганными лицами, тупо отвечавшими на самые простые вопросы. Впечатление такое, что попал в вековую чащобу с вечным полумраком куда никогда не заглядывает солнце. Ядовито блеклые мхи глушат любой звук. Мертво осклизлые стволы деревьев протягивают острые пики сучьев.. Прель, гниль.. Чахлые побеги жадно тянущиеся вверх, и монолитные стволы гигантов захвативших жизненное пространство, чьи густые кроны не пропускают вниз ни золотого лучика света, ни драгоценной влаги вниз. Джунгли. – Сколько работников-то?
– Восемьдесят, с хвостиком – ответил Борис Иваныч. Мы подходили к огромному сараю про который директор по строительству прожужжал мне все уши. – А в селе, сколько живет? Бригадир остановился и поднапрягся. – Да шестьсот и живет. А что?
– На что живут пятьсот оставшихся? – рассудительно заметил я, приглядываясь к сараю. Бригадир хрипло рассмеялся – Да кто как может, тот так и живет. Тебе оно надо? – Бригадир рассуждал не правильно. Вот как раз-то мне-то, оно и надо. Особенно, если учесть что рядом нет ни одного солидного предприятия а во дворах многих селян виднелись новенькие авто и шла активная стройка. – Это что? – Мы подошли к знаменитому сараю и я наконец понял почему он был пятнами. Новых листов шифера было не так уж много, ничтожно мало. – А-а, молотилка. Все никак до конца не закроем. Недавно ветер сильный был, весь новый шифер посрывал. Только-только покрыли! – Борис Иванович огорченно сморщился и доверительно добавил – Эти таджики, такие строители.. Директор по строительству не верит, черт старый, акт не хочет подписывать! Куда он денется.. – мне просто жуть до чего хотелось двинуть наглецу в рыло. Сентиментальность мой крупный недостаток, я очень не люблю бить морду лица. Но только не в этот раз. Я сдерживался, но последняя ложь переполнила терпение – Чувак, ты мне объясни, где обломки твоего «нового» шифера? – Бригадир подобрался и внимательно посмотрел – Вон валяются.
– Ты чё гонишь? Чё ты мне позеленелую гниль показываешь? Новые где, спрашиваю!? – бригадир растерялся но привыкнув к безнаказанности гонор не потерял – А я откуда знаю? Вывезли и выкинули! Я что, должен помнить где мусор валяется! Иди и ищи. Дела у меня. – резко развернувшись бригадир рванул в село.
Обратный путь прошел быстрее, я дремал прислонившись к двери и проснулся у самого дома Баринова. – Виктор Романович.. – придержал я его. – Вы в курсе что ваш бригадир отмотал срок за растрату? Виктор Романович удивленно выпучился – Да ну!? Надо же, не зна-ал..
– Кто вам порекомендовал его на эту должность? – Как будто вспомнив что-то важное Баринов торопливо слез с машины и не ответив на вопрос хлопнул дверцей. – Давай Дима, развези остальных по домам. Все было понятно, рекомендовал Хорьков.

3

Второе заводское хозяйство было родным и находилось почти рядом с городом. Левый берег полого уходил вдаль, там начинались знаменитые керженские леса где до сих пор водились угрюмые кержаки старообрядцы не очень-то жалующие любую власть. Крученый как поросячий хвост, директор второго хозяйства товарищ Пудовкин слыл хозяйственником и ярым коммунистом. Я осторожно приглядывался к нему, но так и не понял его политической платформы. Зато, хитрющий же он был мужик! Одних только заявок на вывоз «хлама» я подписал не меряно, и все не мог понять как этот «хлам» оказался на заводской свалке? Я подозревал что все эти разговоры о его большевистских наклонностях были не более чем одна из уловок. Директору хозяйства всего-то и нужно место, куда он мог в любое время ставить и брать свой служебный «УАЗ». Ярый коммунист, начальник строительного цеха просто не мог отказать товарищу по партии, ставить машину в теплом цехе.
Перемахнув Волгу «УАЗик» шустро катил по шоссе, и вскорости, задворками, проехали небольшой городок спутник. Пудовкин сокрушенно рассуждал о раззоре и гадал, дадут ли ему кредит в этот год? Он что-то мухлевал с мельницей и хлебозаводами, и имел с того небольшой гешефт. Я вяло поддакивал. Ввязываться в эти дела совсем не хотелось, разве что ради проверки службы и общего представления.. Баринова чуть апоплексический удар не хватал при одном только упоминании этого подсобного хозяйства. – Сейчас заедем за бухгалтером – предупредил Пудовкин заруливая в какой-то уютный солнечный поселок. Бывают такие места, среди нетронутого березового леса с бетонными дорожками и аккуратными, небольшими двухэтажками на солнцепеке. Я успел перекурить пока женщина собиралась, и увидев сотрудницу, молча полез на заднее сидение. – Двигайтесь, мужики! – «УАЗ» накренился как корабль терпящий бедствие. Эх Пудовкин, Пудовкин, любишь ты когда хорошего человека много.. Тесно. Жарко. Я почти сидел на Будде. Будда, это охранник, и он вообще-то был русским. Приняв чеснок за похмелье я многозначительно покрутил носом – У вас товарищ начальник, в карауле пьяные?
– Не может быть! – Воинов привстал с полуразвалившегося служебного места. Который месяц я терроризировал заводского «финика» на предмет покупки нового кресла в караулку. – Я бы узнал раньше вас!
– А вот и нет, есть!
– Кто? – сдался наконец Воинов и зашевелил мохнатыми бровями собирая грозу.
– Чуриков! – Воинов сел и облегчено рассмеялся – Будда? Не может быть!
– Ну как не может быть, запах..
– Это чеснок.
– Чеснок? – черт, это было похоже на правду .. – Что же он жрет его как свинья?
– Он же Будда..
– А я Македонский. Александр Васильевич, что вы мне компасируете мыслительный аппарат, какой Будда?
– Ну буддист он, понимаете, вера у него такая, он спиртного в рот не берет! – Я ошарашено молчал. Иудеев видел, мусульман, католиков, иеговистов. В карауле отмороженный баптист имеется. Буддистов я встречал впервые. – Александр Васильевич, это что, правда?
– Чистая. Привезет статуэтку с собой на подсобное и сидит молится, палочки какие-то поджигает..
– А он какой буддист, чань или дзэн?
– Вот уж не знаю, вы лучше у него спросите.
Но разговора с Буддой не получилось. Парень не хотел распространятся, а на вопрос чем ему не нравится вера православная, скептически улыбнулся.
Подсобное хозяйство стояло в редком смешанном лесу и представляло разительный контраст с Дзержинским. Самое удивительное, свиньи здесь были, как и полагается быть свиньям, тучные и ленивые. Старое подсобное хозяйство выглядело внушительно даже в полуживом, придавленном состоянии. Просторные остовы теплиц, скотные дворы из кирпича и бетона, гаражи. Мастерские, мощная котельная. Компактное хозяйство могло обеспечить продуктами кого угодно. Асфальтированная дорога вела в поселок находившийся в нескольких километрах, чужих здесь просто не могло быть. Лесные поляны, озерца. Условия идеальные. Я вначале тоже ничего не понял, почему? И громко удивлялся. Небольшой, гладкий как боровок Пудовкин скорбно кивал и разводил руками – И вы, и вы это понимаете! А ведь сколько денег сюда завод вложил!
Беды в этой подсобке начались с приходом Баринова. Старательно и деловито развалив старую подсобку, Виктор Романович начал обещать кисельные берега и молочные реки если.. в общем, завод купил отдаленное хозяйство которым руководил когда-то Баринов. Поговаривали, что как раз он то и развалил его еще в советские времена. Все было просто и прозаично. Пудовкин не пожелал делится доходом с новым начальником, но придушить и выкинуть старого партийца было не так-то просто.. слишком глубокие и сильные корни он пустил! Именно поэтому, Баринову было проще развалить его к чертовой матери, и начать все с нуля, что собственно он и сделал. Я сочувственно кивал слушая причитания и думал – Да ну вас, всех!


Рецензии