Тайна экспедиции Андрэ

Проекты путешествий на воздушном шаре во второй половине 19 века были очень распространены. Энтузиасты публиковали планы полетов с подробными описаниями оснащения и маршрута, газеты открывали подписку, собирались деньги и строились аэростаты. Отважные путешественники пытались осуществить полеты в Африку, над Средиземным морем, над Европой, из Парижа в Россию, через Атлантический океан. Не все попытки удавались, но путешествия тщательно готовились и широко освещались в прессе.

В истории воздухоплавания особое место занимают попытки достигнуть Северного полюса. Начиная с Дюпюи Делькура (Dupuis Delcourt), который в 1845 году разрабатывал такой проект, целый ряд смельчаков неоднократно поднимали вопрос о достижении полюса при помощи воздушного шара. В 1863 году появился проект Марешаля (Mareschal), в 1870 – Ламбера (Lambert), в 1871 – Зильбермана (Silbermann) и Тридона (Tridon). Особенно тщательно был разработан появившийся в то же время проект Сивеля (Sivel). Гондола аэростата была рассчитана на десять пассажиров, провиант, инструменты и балласт. По желанию она могла быть легко превращена как в лодку, так и в сани. Проект Сивеля долго подвергался обсуждению, но попыток осуществить его сделано не было. После Сивеля появились еще «экстремалы»: в Америке - Чайна (Cheyne) и Боссе (Bausset), во Франции — Вино (Vinot), Безансона и Эрмита (Besanson et Hermite) в 1891 году и наконец тщательно разработанный проект Сюркуфа (Surcouf) и Годара в 1897 году.

В том же 1897 году состоялась первая попытка осуществления смелого проекта шведом Соломоном Андрэ (Andre). Еще в 1895 году Андрэ представил в Шведскую академию подробно и тщательно разработанный проект своего путешествия. Сам Андрэ был уже в то время опытным воздухоплавателем и совершил несколько полетов на гайдропе над Балтийским морем. Проект Андрэ встретил сравнительно мало сочувствия со стороны академии, но так как им заинтересовался шведский король, а также влиятельные частные лица, среди которых находился известный изобретатель Нобель, то вскоре организованная подписка дала сумму (около 180000 франков), достаточную для организации экспедиции.

Известный французский воздухоплаватель Лашамбр (Lachambre) взял на себя изготовление аэростата, а также наполнение его газом на острове Шпицбергене. Весной 1896 г. готовый аэростат был доставлен пароходом на Шпицберген, куда прибыли и самые участники экспедиции - Андрэ, Стриндберг (Strindberg) и Френкель (Fraenkel) и тотчас же принялись за приготовления к полету.

Аэростат Огnen (Орел) был сконструирован чрезвычайно тщательно, причем предусмотрены были особенные условия путешествия. Оболочка его, 4 500 куб. метров ёмкости, сделанная из тройной шелковой материи, пропитанной особым составом, была снабжена тремя клапанами; из них два находились с боков, для того чтобы не могли быть засыпаны снегом, и открывались при помощи веревок, а третий клапан закрывал аппендикс и действовал автоматически. Корзина аэростата состояла из совершенно закрытой каюты, в которой помещались все необходимые приспособления для продолжительно путешествия. На крыше этой каюты находилась открытая платформа для производства наблюдений. Корзина могла быть превращена в лодку или в сани на случай путешествия по воде или по льду. При помощи особой системы прикрепления гайдропа и парусов Андрэ рассчитывал отклонять полет аэростата от прямого направления ветра. Однако же в лето 1896 года ветер почти непрерывно дул с севера, и потому полет состояться не мог. Лишь 11 июля следующего 1897 года удалось, наконец, предпринять отважную попытку. Подул южный ветер, и аэростат, быстро поднявшись, со скоростью 30 - 35 километров в час, двинулся по направлению к северу, держась на высоте 50 метров над водой.

В течение 33 лет после старта от Андрэ не было никаких известий, кроме одного – почтовый голубь принес депешу следующего содержания: «13 июля. 12 ч. 30 мин. 82° 2' сев. шир. и 15° 5' долготы. Хороший ход на восток, 10° на юг. Все благополучно. Эта четвертая депеша, отправленная с голубем. Андрэ».

Три послания, отправленные Андрэ, не дошли. Из этой депеши современники поняли, что направление ветра изменилось, и аэростат Андрэ к полюсу не попал. Что стало с ним, и что пришлось пережить Андрэ и его спутникам, - оставалось для них загадкой длительное время. Родственники и друзья, любители воздухоплавания, ученые и коммерсанты, все сочувствующие смельчакам потеряли надежду. Им казалось, что полярные снега навсегда скрыли тайну экспедиции. В России в 1897 году был найден дневник Андрэ, который предприимчивое петербургское издательство тут же опубликовало. Книга стала бестселлером. Лишь спустя тридцать три года, когда на острове Белый был обнаружен настоящий дневник, раскрылась тайна лжедневника. Он был написан талантливо и убедительно, видимо, автор серьезно увлекался воздухоплаванием и следил за всеми сообщениями о проектах в прессе.

В 1928 году в историко-культурном альманахе «Минувшие дни» появился очерк за подписью некоего В.Беринга – какой красноречивый псевдоним, не так ли? В работе под названием «Тайна пропавшей экспедиции» Беринг выдвинул версию о том, что аэростат достиг Северного полюса, ветром его отнесло к берегу Америки, где аборигены вынуждены были убить путешественников, приняв их за злых духов. Очерк Беринга представляет собой довольно пространную статью, написанную не без литературного шарма. Остросюжетность, интерес к путешествиям, восхищение смелостью и жажда авантюризма, - все это заразило и меня, случайно нашедшую «раритет» в старой петербургской квартире. Я поверила каждому слову, опубликованному в альманахе. Именно Беринг дезориентировал меня, направив по ложному следу, в «родной» город Андрэ, Упсалу. Полярник родился в Швеции, но только в другом городе, Гренна, в котором, кстати, есть музей Андрэ.

Благодаря блестящей мистификационной статье Беринга, отразившей противоречивые мнения и слухи о легендарной личности, я увлеклась этой темой. Сегодня меня волнует вопрос: была ли воплощена мечта Андрэ, достиг ли его последователь Северного полюса на аэростате?

В Интернете можно найти данные о том, что в 1926 над Северным полюсом пролетели без посадки самолёт под управлением Р. Бэрда (США) и дирижабль «Норвегия» под руководством Р. Амундсена (Норвегия), в 1928 — дирижабль «Италия» под руководством У. Нобиле (Италия). Все эти полёты носили рекогносцировочный характер. Начало нового периода исследования Арктического бассейна и района Северного полюсабыло положено весной 1937, когда советская высокоширотная воздушная экспедиция под руководством О. Ю. Шмидта на 4 тяжёлых транспортных самолётах впервые в истории совершила посадку на дрейфующие льды в районе Северного полюсаи основала дрейфующую станцию «Северный полюс» («СП-1») в составе И. Д. Папанина, Э. Т. Кренкеля, Е. К. Федорова и П. П. Ширшова. В том же году были осуществлены беспосадочные перелёты Москва — США через северный полюс экипажей в составе В. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова, А. В. Белякова, а затем М. М. Громова, А. Б. Юмашева, С. А. Данилина. С 1945 советские и американские самолёты для изучения льдов неоднократно летали на Северный полюс и совершали посадки на дрейфующие льды.

Несмотря на эти свидетельства, у меня сложилось впечатление, что на воздушном шаре, аналогичном аэростату Андре, тем не менее не было попыток достичь Северного полюса. Или я неправа?


Рецензии
Храбрые были люди "Андреэвцы", но экспедицию эту всё же следует признать авантюрой. Но не будем их осуждать. "Безумству храбрых поём мы славу!"

Владимир Эйснер   18.03.2013 21:49     Заявить о нарушении
О))) Владимир, очень Вам рада! Ваша любовь и верность Северу вызывает у меня уважение.

Вообще эти люди, конца 19 века, были поразительно мобильны. Но одно дело революции творить, другое - покорять природу и изучать коренные народы, открывать ресурсы и так далее. Поэтому таких шведов, немцев, финнов и русских бесконечно люблю.

Милла Синиярви   19.03.2013 04:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.