Глава 24. Обвал

День был хмурый и холодный. В кабинете зябко и неуютно, заводская котельная только поднимала пары. Заместитель в соседнем кабинете примолк а Шмакова я отпустил еще раньше, жена заболела, и с сыном были какие-то проблемы. Кажется, забирали в армию из-за отчисления из института. Надо было писать заключение, но на душе было так погано.. Хотелось взять водки, и закусывая круто посоленной горбушкой черного хлеба, сидеть в тепле и ни о чем не думать. До того все опротивело.. Одетые в оранжевые жилеты, «морковки» хозяйственного цеха вяло разгоняли опавшую листву с тротуаров. Вжикали метлы. Затянутые серой дымкой, глухо гудели заводские корпуса. В генеральском кабинете горел яркий свет. Миновав проходную я поднял воротник куртки и прибавил шаг. Серая дорога, серые прохожие, все серо.. Продрогшее деревья с голыми ветками, чавкающая грязь под ногами.. В небе, сотрясая землю грохотом двигателей прошла пара истребителей. Машины заходили на посадку и шли на до звуковом режиме. Четкие контуры в сером небе. Треугольные крылья со свистом рассекали пространство. Я остановился и поднял к небу лицо. Там, в тесной пилотской кабине поют подсвеченные зеленым индикаторы приборов, в гермошлеме скрежет скупых переговоров. Могучая машина послушно реагирует на каждое движение пилота. Машины, как посланцы высших миров с их точными решениями и безусловным выполнением.. мир порядка и дисциплины, мир гармонии.. Хоть где-то, она еще осталась. Машины ушли, а я остался на грешной земле среди болотной гнили испускающей яд злобы, зависти, алчности и повального предательства.. Я чувствовал себя пигмеем увязшим в дерьме, попавшем под огромный коровий ляпух из под хвоста буренки. Бессилие и тщета. Уж не желаю ли я перевернуть и спасти мир? Увы, ни того, ни другого, подобно хорошим американским парням, мне делать не хотелось. Гори все синим огнем.. Я просто отрабатываю вложенные в меня Генералом квартиру и зарплату. В небольшом магазинчике, куда я зашел по дороге домой, кипел скандал. – Дай бутылку!? – Продавщица, полная аппетитная бабенка фривольного поведения отшатнулась от прилавка в испуге глядя на пьяного верзилу. Бушевал высокий парень лет двадцати пяти.
– Не могу, я в долг не даю!
– Дай, сука! Я же потом отдам, вечером, ты же знаешь!? – Баба побелела от страха и умоляюще глядела на пару пожилых, но поджарых мужчин, озабоченно разглядывавших пивную выставку.
– Хозяин не велит..
– Ах ты тварь! – Парень нагнулся за прилавок и махнул рукой силясь поймать за халат отскочившую продавщицу. Баба испуганно взвизгнула и присела уворачиваясь от лапы. – Дай говорю … !!! – Дальше пошла такая матерщина, что даже я поморщился. Распаленный парень ударил кулаком по зазвеневшим весам. Мне не нравилась ни продавщица, ни грабительские цены установленные жирным как боров, хозяином магазинчика. Но пока звучали одни слова, я вмешиваться не спешил. Парень, насколько я знал, жил в этом же поселке что и я, и на жизнь промышлял кражами. Два мужика все также старательно рассуждали, какое пиво им взять. Несколько человек поспешно вышло обратно.
– А вот руками, братан, это ты зря..
– Что!? – парень хищно обернулся и я увидел безумные глаза. Я глядел в его правый зрачок, и в груди поднималась ярость. – Зря ты, говорю, руками-то машешь.. баба-то в чем виновата? Имущество калечишь.. – Я говорил рассудительно, тихо и спокойно и ожидал любого неосмотрительного движения. Калечить дурака сразу не хотелось, но..
– Да эти весы врут грамм на сто! Это же твари … – дальше опять забил зловонный фонтан.
– Все так, братан. Но руки распускать не надо. – Взгляд глаза в глаза, длился не дольше одной секунды.
– Ну ****ь.. – Парень развернулся и бросился в дверь – Я потом сука приду, ты у меня попляшешь.. !!! – Мужчины, так и не обратившие на скандал внимания, наконец решили какое пиво им подходит. Поскуливая, продавщица трясущимися руками достала товар и отсчитала сдачу. Баба была никакая, но не буду же я торчать с ней до глубокого вечера? – Закройся и торгуй через окошечко – посоветовал я запихивая поллитру в карман.
– Ррано еще..
– Тебе здоровье дороже, запрись и хозяину позвони. Пусть меры принимает. – Я оглядел бетонные стены и мощные железные двери. – Так тебя никто не достанет, а будешь смену сдавать, лучше такси вызови. Он потом остынет.
А потом я сидел в своей развороченной квартире, и пил водку с черным хлебом. Обогреватель быстро нагнал температуру. Тепло.. Думать ни о чем не хотелось и сумерки затопили комнату тишиной.

2

– Ну, что Васильич!? – Я неторопливо уселся напротив Шишкина и плотоядно потер руки. Заместитель сидел за заваленным различными бумагами столом и выглядел как припертая к стенке крыса. В сущности, так оно и было. Невнятное управление, смута в караулах, саботаж распоряжение – с этим пора было кончать. Я выводил из тени проверенных людей, и только что ознакомил его с проектом приказа. Заместитель повял как воздушный шарик получивший огромную пробоину. .. – но это не значит что ваши разумные советы будут отбрасываться а вы не заслуженно забыты, поскольку вы Василий Васильевич обладаете огромным практическим опытом.
– Не скромничайте.. – криво усмехнулся Шишкин. Я и не думал скромничать. Сдаваться товарищ не спешил, и вряд ли он будет сидеть спокойно сложа руки. И хотя все его карты были биты, козыри, и все что он имел на руках, давно известно, недооценивать опасности было нельзя. Даже загнанная в угол кошка становится как тигр, а уж Васю кошкой назвать трудно. Здоровенная такая, крысина с ранней залысиной.. Впрочем, у него было еще несколько выходов. Покаяться или уволится. Но если уж говорить честно, в любом случае, его пребывание здесь было только вопросом времени. Все что можно я узнал и в его услугах более не нуждался. Что бы обрубить последнюю поддержку, следовало ненавязчиво и тонко сообщить в околоток, об его антимилицейских настроениях. Как это убедительно сделать? Я задумался, опять нужен Шмаков. Бывший комбат по всем параметрам подходил на эту роль. Во-первых, бывший комбат. Подполковник! Не чета я, занюханный капитан.. И возраст, и представительная внешность, и новая должность звучит более солидно, и в милиции он произвел очень выгодное впечатление. Мое место в тени, за его широкой спиной. На меня можно вообще внимания не обращать. Ну есть там какой-то.. Лазит там, по кабинетам трется.. Меня нет! Такое положение меня устраивало более чем. Слава, деньги и уважение, все должно было обрушиться на зам начальника, в скором будущем начальника отдела охраны. Люди любят эту сверкающую мишуру. Но что-то не складывалось. Шмаков очень болезненно относился к происходящему. Я старался не делать резких движений и часто советовался, убеждая поступить так, а не иначе. Может, привыкнет, когда потекут деньги? Что-то говорило – вряд ли.. Скорее всего амбиции закипят как бурлящий кипяток, но это будет не страшно. Ни корней, ни зацепок у него не будет. Кадры, кадры, кадры.. Где найти толковых и стоящих людей? Один – болтун, другой – трус который всего боится, у третьего – мания величия. Стоит чуть-чуть повезти, и он раздувается как жаба перед дождем.. Четвертый – непроходимый дурак, а пятый всем хорош. Умен, исполнителен, честен. Одна маленькая червоточина. Пьет. Гнилая опора, в любой момент рассыплется.. Надо было спешить, пока основа всего, Генерал, был на своем посту. У меня не было своей силы. Это была сила Генерала, данная мне в займы. – Именем Генерала.. По поручению Генерала.. Генерал сказал.. – А служба безопасности, такая удобная стезя, и нужный материал сам стекается в папки. Противно? Еще б, меня самого просто тошнит.. А что делать? Между нами, могу сообщить, что ничего нового я не делаю и иду широкой и проторенной дорогой. Этими путями шли миллионы и миллионы, и не всегда дорога обрывалась в ад. Ах, какие высокие слова.. Банальщина.

3

Генерал был сумрачен и подробности не вдавался. Все так же просторный кабинет заливал яркий свет, из кондиционера лился теплый воздух и все казалось по прежнему. И все равно, пахло грозой. Я сидел в мягком кресле и поглаживал теплые деревянные подлокотники. Зеленая кожа обивки мягко пружинила прогибаясь и охватывая тело. – Пойми меня правильно, ты, в любом случае ничего не теряешь! Будешь заместителем и все будет как прежде.. – Я молчал и согласно кивал головой. Это, конец. Гром ударил средь ясного неба. Все знали что московская фирма скупает акции завода, все готовились и ждали этого, но как всегда, все произошло неожиданно. Я кивал разглядывая властное лицо в венчике седых стариковских волос. Ах, Генерал Генерал.. почему ты не удержал власть? Кто тебя предал? Увы, как всегда в таких случаях, предали самые-самые. Хитрый как сатана, москвич знал самое уязвимое место в обороне, и бросил десять долларов за акцию. Страшась, как бы не упала цена, первым «выгодно» продал свои акции Гринщук. Оформив сделку, шевеля полными губами, главный инженер, второе лицо на заводе, торопливо считал зеленые бумажки. Ну, если уж такие люди.. Потянулся остальной конторский люд. Я не знаю всего, но факт, есть факт. Завод был фактически продан с согласия директоров, и контрольный пакет акций находился в чужих руках. Проминдальничал, Генерал.. Надо было сшибать башки как только была затоптана последняя искра от восстания старого главного инженера. Многие поддерживали его – мужик, из рабочих! Не то что барин, – Генерал.. Начать с начальников цехов которые что-то значат и колебались, не зная чью сторону принять в конфликте. Потом добраться до замов, до тех, кто слишком много нахапал и возмечтал о независимости или хуже того, о кресле генерального директора. Надо было обобрать с них акции и отпустить с миром за ворота, и набрать молодых и голодных, как это везде принято. Молодой, это никто, пустое место, но энергии у него хоть отбавляй. Взять под контроль все дырки, через которые утекают денежки и продукция. Пусть начальники цехов воруют и думают, что никто об этом не подозревает. Перекрыть кислород можно в любой момент. А если и после этого зарвавшийся друг и брат, не осознает преступности своих черных замыслов, можно собранный компромат в ход пустить. Вытрясти из них акции и повесить на родственников где-нибудь за границей. Попробуй-ка, достань! Правда, если очень захотят, то могут и там достать. А могут и не достать, это уж какой голован службу безопасности будет возглавлять. Можно все, вопрос в другом, а нужно ли сейчас это? Контроль, контроль и еще раз контроль за каждым вольнодумцем. От тех, кто со всем соглашается, мало толку. Это почва. На прорыв и рывки способны только смутьяны, те, кто не стандартно мыслит и вызывает зависть и смешки. Ох как много с ними возни, но без них все умрет. Без них просто нельзя. Лучшая оборона, это наступление. Щупальца, у себя ихние обрубить, а у них свои, отрастить. Поставку сорвать, саботаж небольшой, идею украсть, но самый лучший вариант – протолкнуть на важное место честолюбивого дурака и мерзавца. Дальше все пойдет строго по Паркинсону. Подавление опасной инициативы, подбор стерильных и удобных сотрудников.. В ближайшие несколько лет об конкуренте можно просто забыть, предприятие будут сотрясать скандалы и борьба за элементарное выживание. Друг дурак, опаснее чем умный враг.. Ничего недостойного в этом нет. Так всегда было и будет. Тем более, подобная система ценностей официально признана в стране, и ей дан зеленый свет с широкой дорогой. Я смотрел на Генерала и понимал, он никогда не опуститься до подобной низости. Советская школа. Как никогда больше, он походил на обложенного стаей волков, древнего зубра. Силен, могуч. И будет пробито немало черепов и сломано костей, но он обречен, как вместе с ним обречен и я.

4

Оперативка гудела как растревоженный улей. Люди возбужденно переговаривались и с трудом успокоились когда по проходу, ни на кого не глядя, прошел ссутулившийся Генерал. – Прекратите базарить.. – Генерал недовольно протер очки и водрузил их на место строго глядя увеличенными глазами. В президиум прошел директор производства, сев рядом разложил папку. Тоже выглядел встревоженным и утомленным. Разговоры стихли, в высокие двери вошло несколько человек. Все разом обернулись. Высокий, представительный мужчина пятидесяти лет в безукоризненно отглаженном светлом костюме, женщина, низенькая и полная, эдакая серенькая мышка в очках, и еще один высокий, рыжеватый мужчина тоже в дорогом темном костюме слегка помятом и небрежно повязанным галстуке. На пришедшего с ними молодого человека, с любопытством разглядывавшего собрание, можно было не обращать внимания, мелкотравчатая шестерка, клерк. Москвичи скромненько уселись у входа и тихо переговаривались. Генерал кивнул – Начинайте..
– Итак товарищи.. – начал процедуру директор производства. Все шло своим чередом, как всегда, но атмосфера сгустилась. Производственные вопросы закончены и перешли к главному. Подскочил Лукавый. – А теперь, разрешите представить новых руководителей. Мамаев Валерий Гаврилыч, владелец основного контрольного пакета акций. Кулаков Эдуард Мартемьяныч.. – встал высокий, холеный мужчина в отглаженном костюме. – Будкина Элеонора Гавриловна..
Вместе со мной, слетел с поста директор по финансам, и вместо Медякова назначили присутствовавшего здесь клерка. Я, как и Медяков, назначался заместителем. Зал гудел и Лукавого было почти не слыхать. – Прекратите шуметь! – постучал карандашом по столу директор производства. – Это ничего не значит! – хмуро добавил Генерал. Аудитория молчала и прятала глаза позволив себе усомнится. Это, товарищ генеральный директор, очень много значило.. Кто следующий? Власть менялась.
… – Представляю нового начальника службы безопасности. Пройдите сюда.. Новый начальник службы безопасности стоял на помосте небрежно выдвинув ногу вперед, руки раздвинуты так, как будто нормально держать их мешали перекаченные мышцы. Синенький мятый костюмчик в полоску, засаленная веревка галстука. .. – Голохватов Иван Дмитриевич, полковник ФСБ в отставке, работал, учился, служил.. – Мощные запястья рук заканчивались крупными кистями с короткими, почти квадратными пальцами. Выпуклая грудь и гордо откинутая голова с густой, львиной гривой волос со взглядом вверх, создавали впечатление высокомерия. Низенький, плотный. Зал замер. Генерал тоже снял очки и выразительно оглядел фигуру на помосте. Перевел взгляд на аудиторию – Но это, еще ничего не значит! – Значит, ох как значит Константиныч..
Новый начальник ходил как-то странно, боком, вприпрыжку и на полусогнутых ногах. Быстро-быстро мелькали коротенькие ножки. Чем-то, его походка напоминала тараканью. Скинув куртку начальник потер покрасневшие от мороза руки и бодро уселся за стол. – Так, какой здесь «вездеход»?
– Вездеход? – я поднял брови.
– Ну да, да, «вездеход», пропуск по которому можно пройти везде и в любое время.
– Аа.. это с литером «КС», командный состав. Я скажу что бы вам приготовили.
– Хорошо, а где взять талоны на питание в столовых?
– Это только после того как вы устроитесь окончательно, я потом в табельном закажу. – Новый начальник уже освоился с новой должностью и бесцеремонно открывал ящики стола. – Так, сегодня я до конца устроюсь, а завтра будьте добры представить мне остальных сотрудников. – Шустро продев руки в рукава куртяшки, начальник умчался. Я оцепенело замер. Начитавшись книг и воспитанный в духе кинолент воспевающих честность, неподкупность и профессионализм КГБ, а ныне ФСБ, я был в прострации. И дело было не только в потере должности, этот чекист здорово напоминал кого-то.. нащупав пачку я вытащил сигарету и вышел в тамбур. Шишкин был уже там. Хмуро дымил и искоса глянул. – Что будем делать?
– А? – я не ожидал вопроса и встрепенулся. – С кем?
– С фээсбэшником этим? Туфту гнать или работать? – Вася боялся ФСБ. Выплюнув окурок я смотрел как он с шипеньем тухнет. – Давай потуфтим, а там по обстановке.. – Зам согластно кивнул.


Рецензии