Глава 36. День сурка

1

Жизнь стала серой и однообразной, «день сурка» длинною в год. В восемь ноль-ноль я пересекал порог КПП и пилил в заброшенное здание ГО и техники безопасности. Громко скрипела старая лестница под ногами, пахло тленом и пылью. Пустые комнаты с отваливающейся штукатуркой.. темь и холод гуляли по опустелым коридорам. Из отдельного кабинета я переселился в класс обороны, и заботливая Татьяна Павловна накрыла стол чистым куском ватмана. Я старался не вмешиваться в случавшиеся меж ней и начальником, споры. Если раньше Валерий Федорыч был здесь полновластным хозяином, то теперь он был вынужден опасаться что его сократят, и заметно вибрировал. В принципе, со всем этим объемом работы могла справиться одна Павловна, кроме всего заведовавшая забытым складом с имуществом ГО. С утра делопроизводительница уходила в канцелярию и приносила свежую почту вместе с новостями. Валерий Федорович заваривал травы и делал первую, утреннюю гимнастику. Я тоже заваривал пакетик кофе и шел в коридор, курить первую сигарету. Тонус резко падал, от чашки кофе резко взлетал вызывая щемящую радость качелей, и в таком, приподнятом настроении я спешил на оперативку. Лишив всего, эту привилегию оставили и более того, я теперь подчинялся лично Генералу. Но я не обманывался. Не заступись за меня Генерал, меня бы выкинули как использованную туалетную бумажку. Я здесь, пока он работает. А ему приходилось туго.. Вся жизнь от него, переместилась к Первому Заместителю, то бишь заместительнице. Элеонора Гавриловна тщательно считала каждую копейку как когда-то банки с кофе и выпивкой, и бумажные завалы стремительно росли. Почти каждый день, погребальным колоколом звучали приказы. Пухленькая дама оказалась сущей людоедкой, и жрала основных специалистов одного за другим. Все смешалось, никто ничего не понимал, все боялись сделать что-то не так.. Сегодня вылетел Гринщук. Щирый хохол не сдержался и высказал все, что думает об умственных и деловых способностях Первого Зама. Скандал был жуткий.. Генерал тоже не миндальничал, и старался как-то вправить в русло разбушевавшуюся стихию. Именно тогда, Мамаев во всеуслышанье заявил что Генерала весной ожидают торжественные проводы на пенсию.
После оперативки я шел обратно и старался не заснуть до обеда. Спать при подчиненных, было как-то неудобно.. Лишь однажды обо мне вспомнили и вызвали в районную администрацию. В приемной какого зама районной главы, сидело несколько таких же бедолаг с предприятий. Из кабинета доносились громкие голоса и встрепанные посетители распахнув двери стремглав мчались на улицу. Та-ак..
– Вы с «Метиза»? – худощавый человек средних лет сделал пометку и набросился на меня как голодный волк, без всякого предупреждения – Вы знаете, что на улице Снежной, настоящий потоп?
– Знаю.
– Почему не приняли никаких мер? Ваше предприятие должно выделить вакуумную машину и откачать воду то бы восстановить движение! Там же не только машины ходят, троллейбус возит ваших рабочих на работу. Вы просто обязаны помочь! Это, прежде всего в ваших интересах! Так, когда выделите машину и доложите об исполнении? Куда звонить, вам? Номер телефона? – Я усмехнулся такой наивности – Почему, простите, мы должны откачивать воду на проезжей части? Это не заводская территория.
– Троллейбусы возят ваших рабочих!!!
– Не надо митинговать. Троллейбусы ходят всего несколько раз, утром и вечером. А основное движение – частный транспорт. К тому же.. – я поднял руку останавливая собиравшегося возразить мужчину – Троллейбусы возят не за так, а за плату, которая стекается в городской бюджет. И рабочие и завод, платят налоги на содержание и ремонт этих самых дорог. Так что будьте добры исполнять свои, обязанности! – Чиновник никак не ожидал такой подкованности и замолчал глядя из подлобья. – Что-то мы не туда заехали..
– Не туда.
– Но помочь, надо.. – Тон был иным, и я согласился. – Постараемся.
В оборонке было тихо. Павловна уже ушла, а Валерий Федорыч доделывал последние движения предобеденной разминка. – Уже пришли? – Отставник не спеша одел старенькие часы, куртку. – Пойдем на обед? – В столовке первого цеха было шумно и чадно. Длинная очередь конторских быстро сокращалась. Кормили не дорого, но вкусно. Первый цех не отличался чистотой, зато в блестевшей кафелем и краской пружинке цены были выше, а порции заметно меньше. Но самой престижной считалась студенческая столовая в машиностроительном техникуме. Питаться среди учащейся молодежи было очень модно. – Разрешите? – За единственно свободным столиком сидела служба безопасности. Товарищ из экономического исчез, среди монолитных рядов победителей наметился раскол. Черепов молча кивнул. Прием еды процесс ответственный и нужный, подходить к нему нужно со всей тщательностью и вниманием. Это не просто куски пищи, а энергия данная нам для поддержания тела, а значит жизни.. Голохвастов ел как обычный человек, но при взгляде на Черепова мне стало неприятно. Полковник поглощал пищу очень жадно, быстро и как-то неопрятно.. Так хищники, косясь и урча друг на друга торопливо пожирают добычу. Дождавшись пока они уйдут, Валерий Федорыч раскрыл испытанный походный нож, и плотоядно нацелившись на кусок поджаренного мяса, подвигал челюстью – Ну что ж, пожалуй приступим..


2

Церковь была небольшая и старинная, стояла недалеко от шумной набережной. Храм Покрова Богородицы, а еще проще Строгановская, была когда-то закрыта по указу Петра сплавлявшегося вниз по Волге на войну с турками, в первый неудачный Азовский поход. Стоя на молебне молодой царь заметил сходство святых со всемогущим Строгановым, и плюнув вышел вон. – Молятся Богу, а не Строганову! Церковь была распечатана лишь после того как Петр представился. Тогда же, Петр нашел заброшенную могилу Минина и по его велению прах великого гражданина был перезахоронен в Кремле. Это была малая толика восстановленной справедливости по отношению к спесивой Москве, поставившей памятник освободителям не на их родине, как это полагается у всех нормальных людей, а у себя. Петр тоже с детства не любил Москву, откуда для Руси выходили пожалуй одни неприятности. Будущая столица получила власть над страной в придачу с татарской царевной, и погромом остальной, несогласной с этим Руси, монгольскими туменами. Именно злобная и завистливая Москва отсрочила освобождение от монгольского ига на несколько сотен лет. По призыву московских князей Орда несколько раз громила более сильных и способных объединить Русь, князей. После таких походов в стране наступала кладбищенская тишина и спокойствие. Это очень символично, что москвичей всегда везде бьют, и даже русскими-то их никто никогда не считает. Москва.. лживая, продажная, вероломная снова сеяла Смуту..
Пятиэтажный иконостас уходил вверх в прозрачный чистый воздух, и прорвавшиеся сквозь маленькие оконца в метровых стенах, лучи солнца поджигали позолоченные кружева украшавшие амвон. Старинные иконы в окладах, массивные латунные подсвечники. Храм был пуст по случаю Понедельника и я частенько захаживал сюда что бы посидеть в уютной и приятной тишине обдумывая мысли, а иногда и просто так, сидел прикрыв глаза ни о чем не думая. Москва.. черный город нисколько не изменившийся за прошедшие столетия. Оттуда началась средневековая Смута чуть не сгубившая страну, закончившаяся со вторым походом нижегородского ополчения. Оттуда, Сталин гнул страну в бараний рог, и именно оттуда развалил созданную Империю, Меченый. Ни одного светлого пятна. Москвичи превратились в отдельное государство на которое работала вся страна, с тех времен родилась презрительная кличка – чмо. Человек московской области. В Храм вошла дисциплинированная кучка иностранцев и остановилась разглядывая роспись на стенах, иконы. Несколько человек подошло к деревянной резьбе, удивленно гладили позолоту. О чем-то негромко переговаривались. Экскурсовод вполголоса рассказывала на английском, то и дело проскакивали «Петр Первый», «Строганов».. Старички и старушки одетые в неброскую но удобную одежду слушали очень внимательно и иногда щелкали фотоаппаратами. Группа исчезла так же незаметно как и появилась. О чем это я? Ах да.. что и говорить, поганый город Москва. А Ленинград, разве лучше? Построенный на костях он и собрал столько смертей, что опередил пожалуй даже саму Москву. Голод перед Революцией, голод во время Революции, военная блокада унесшая столько жизней. Сколько он соберет ещё? И ни один, ни другой, как ни один город в России, не дал столько великих людей как Нижний. Мятежный протопоп Аввакум и властный Никон с Сеченовского района. Кулибин. Здесь совершал свой подвиг Серафим названный Саровским. Баташовские железоделательные заводы. Здесь была создана первая ядерная и водородная бомба, первый телеграф засекреченный Александром Вторым. Шестнадцатилетний командир полка и детский писатель Гайдар. Создатель знаменитой «Катюши» Лушин, воздушный ас Чкалов, Горький, первый в стране автозавод, без полуторок которых немыслима до военная и послевоенная жизнь.. Но есть и другие «знаменитости» прогремевшие на всю страну и «прославившие» наш город. Чего стоит только Немцов с Кириенко, но это чужаки.. Разве только Киев, может привести столь же значительный список заслуг, но он стал чужим, как и Севастополь, легендарная морская твердыня украинской славы..
Я любил бродя по улочкам старого города подглядывать жизнь, и часто брал сынишку. Пацан стоял на холме и смотрел на противоположный Кремль. – Па, а почему когда построили кирпичные стены, город не воевали?
– Пошли туда подымимся? – Крутой откос заросший густой травой тянулся метров двести. Запыхавшись, с несколькими остановками мы наконец поднялись к стенам и идущей вдоль них асфальтированной дорожки с фонарями и скамейками, аллеи Влюбленных. – Посмотри!
– Ух ты! – Вид и в самом деле был изумительный. Разноцветные крыши домов, соединение Оки с Волгой, мощная гладь Стрелки. Отчаливающий, под звуки «Прощание славянки» пассажирский теплоход, купы зелени и ниточки трамвайных рельс с муравьиными фигурками горожан..
– А теперь представь, ты шел спокойно. А если бы по тебе стреляли, кидали вниз бревна и камни? В случае штурма на тебе были бы доспехи, килограмм эдак.. двадцать, да плюс оружие. И тебе еще нужно стрелять на ходу! Представляешь, какие потери? Если раньше деревянные стены можно было поджечь, то каменную, фика с два сожжешь!
– Па, а наш город, старый?
– Не очень. Его основал суздальский князь Георгий еще до монгольского завоевания для защиты от булгар.
– От болгар что ли? – Я вздохнул. – Чему вас в школах учат.. До прихода монголов на Волге было мощное государство волжских булгар, воинственного и многочисленного племени. Затем Батый сокрушил их и принялся за нас. – Я обнял худенькие плечи – Поехали домой, мать наверное заждалась.
– А мороженное, купишь?
 
3

– Хватит. Хватит вам тут очковтирательством заниматься! – Читавший еженедельный доклад по предотвращенным хищениям Черепов остановился и посмотрел на Генерала. Хотел что-то возразить. – Идите садитесь на место! – властно перебил его Генерал. Начальник службы безопасности собирал разложенные на трибунке бумаги. – Развалили и разрушили все, что вам досталось в наследство! Бессовестный человек.. это еще кое к кому, здесь относится! – Оба, начальник службы безопасности и первый заместительница пошли густыми красными пятнами. Оперативка затихла как перед грозой. Идя на место Черепов кинул такой злобный взгляд, что мне стало плохо. Причем тут я? Я ни во что не вмешивался и что твориться в охране, не знал, и знать не хотел.
Это была последняя оперативка Генерала. Он «ушел» на пенсию. Генерал снял очки и вертел их за дужку подслеповато вглядываясь в зал. Он прощался. – Я ухожу. Пришли другие люди. И разговаривать с вами они будут по другому. К вам будут предъявляться совсем другие требования. Ваши места, которые вы сейчас занимаете, даны вам за работу, а не по наследству. Помните это. От вас потребуют конкретную работу, а не то, чем вы привыкли заниматься в последнее время. Пока, вы сидите здесь. У вас еще есть время перестроится. Те, кто не понял этого, уже за воротами. – Генерал помолчал выдерживая звенящую от тишины паузу. – Вы еще вспомните что я вам сказал. А пока, я желаю вам всего хорошего. – Сложив очки, Генерал достал футляр. Еще раз взглянул на замершие лица. – Свободны.
Гул голосов всколыхнул тишину. Я вышел первый. Добили таки хищники зубра.. Вместе с Генералом ушла целая эпоха, и я физически чувствовал как настает новое время. Себя я там не видел. Из подъехавшей машины вылез Мамаев, следом за ним из нутра машины выбрался Кулаков. Новый хозяин пришел аккурат к самому выносу. Угодливо улыбаясь и отпихивая друг друга, начальники цехов и отделов бросились навстречу. Король умер.. Да здравствует король! Тоска.. Вряд ли фабрикант огорчится, если я не побегу жать его волосатую лапу. Одним холуем меньше, одним больше, какая разница.. Жизнь продолжалась.


Рецензии