Три слова

Какое чувство могло вызвать у Ичи, проведшего почти пятнадцать лет вдали от родного дома, в сотнях световых лет от родной планеты, осознание того, что эта космическая одиссея всё-таки завершилась, и родной дом, сохранившийся в памяти по 4D-снимкам и нескольким видеочипам, скоро широко распахнёт свои двери, за которыми его будет ждать Томоко, улыбчивая Томоко – как и тогда, 13 лет назад, с неизмеримой гордостью во взгляде и волевыми губами, с которых тёплые слова срываются листьями отцветающей сакуры, и потом ещё долго кружат по воле Сусаноо* и тонким ароматом своим даруют покой телу и душе… Совсем скоро Ичи встретится с ней, столь же прекрасной и чарующей Томоко, над которой не властны ни само пространство, ни время. Надо будет только не забыть приобрести для неё на пересадочной станции ожерелье из аквамаринов – она их так любит. Бывало, Ичи подолгу всматривался в самое сердце этих зеленоватых камешков, и ловил себя на мысли, что во всей галактике нет ничего прекраснее этого глубокого живого свечения. Разве что глаза Томоко, бездонные озёра, наполненные родниковой водой печали и светлой грусти. Как будет здорово вновь окунуться в этот водоём, раствориться в этих водах, отдаться на их милость.
Тринадцать лет скитаний по просторам Млечного Пути, научных исследований и режущей тишины, Ичи мысленно возвращался домой, туда, где он оставил Томоко. Когда ИАСА** направило его в служебную командировку в далёком 2053 году, расставание с Томоко было сухим и молчаливым. Теперь он должен исправить ту ошибку и сказать ей. Всего-то три слова. Он так редко говорил их, сдерживая себя, не желая показаться слабым. Сейчас он понимает, что в том молчании как раз и скрывалась слабость. Но понимание и преодоление – не суть одно и тоже. Сможет ли он теперь признаться себе в своих чувствах к ней? Произнести эти три слова…
Пройдя дезинфекционный блок, Ичи переодевается в ставшую непривычной земную одежду – каждому вернувшемуся астронавту полагается стандартный набор: орто-обувь, две пары брюк, две рубашки – с коротким и длинным рукавом, и ветровка. На выходе из пересадочной станции «Земля-2» Ичи заворачивает в скромный магазинчик дьюти-фри. Отдав 15 кредиток, он бережно прячет во внутренний карман футляр с аквамариновым ожерельем. Томоко будет приятно, что он не забыл об этом. Всего в нескольких камушках покоится сама суть их любви – безбрежность, постоянство, вечный покой. От осознания этого Ичи расправляет плечи, его шаг становится уверенным, кровь горячит вены.
Воспользовавшись служебными полномочиями, Ичи вызывает флай-кар и, задав курс, откидывается на мягкую поверхность спинки. Перед его взором проносятся парки, офисные и жилые дома, центры торговли и развлечений, рестораны, и люди, люди, люди... Странно, но Ичи не чувствует радости от их присутствия. Годы, проведённые в одиночестве, не взрастили в нём жажды толпы, желания слиться с безликим потоком, повинующимся своей коллективной воле. Толпа выстреливает в него лицами – сухими, задумчивыми, улыбающимися, но где-то там, в самом её центре, скрытая чужими плащами и зонтами, - Томоко. Сладкоголосая Томоко. Томоко – камышовка***.
Ичи закрывает глаза, спасаясь от карнавала чужих жизней. Темнота окутывает его. Она пахнет горящими листьями. Как тогда, много лет назад, целую жизнь назад.
Флай-кар зависает в воздухе и Ичи неспешно выходит на улицу. Мияномори. Почти ничего не изменилось здесь. Бомбардировка ультраправых накрыла мраком и скорбью весь город и всю страну. Ичи намеренно остановился в двух кварталов от своего дома. От их дома – его и Томоко. Был бы этот дом таким же без неё? Дышали ли бы эти стены уютом и теплотой? А воздух – был бы он таким лёгким и сладким?
По левую руку от Ичи – бакалейный магазинчик, где продают лучший тофу в городе. Напротив когда-то стояла чайная лавка – тясицу тётушки Риэ. Ни лавка, ни тётушка не пережили взрыва. Жаль, ведь её байки, которыми она потчевала каждого посетителя, ничуть не уступали чашечке жасминового чая с бергамотом.
Ичи не двигается с места. Он вновь закрывает глаза и видит, как рядом, словно стебель бамбука, вырастает та самая лавка, и старая тётушка Риэ приветливо распахивает двери, приглашая всех желающих принять участие в турнире десяти чашек****. Он втягивает носом тонкий аромат мяты и прислушивается к шуму ветра в сосновому лесу*****… Тётушка Риэ, должно быть, угощает теперь самого Будду, ибо только он способен в полной мере оценить её кайсэки******.
Отогнав от себя наваждение, Ичи заходит в «Магазин 800 товаров», чтобы взять с собой бутылку саке. Томоко никогда не любила громкие застолья и шумные компании, предпочитая безмолвную трапезу с мужем и созерцание опадающих лепестков сакуры. Сегодня они проведут вечер вдвоём, и он будет тайком бросать взгляд на её коротко остриженные волосы и любоваться её улыбкой. Он знает, как непросто пришлось в своё время Томоко – как и любому, прожившему в зоне карантина несколько лет. Но Томоко выстояла, её хрупкое тело и юношеский дух цеплялись за жизнь, она совершила подвиг, сама не ведая того. Ичи приходилось бывать в карантинных районах – через год-другой человек забывал своё имя, лишался сна, превращался в килограммы мяса, которые лениво передвигались по земле без какой-либо цели. Правительство не смогло вовремя остановить эпидемию, и несколько десятков тысяч инфицированных погибали день за днём, потеряв волю к жизни и смирившись с пустотой. Но не Томоко – она жила, дышала, страдала, но верила. Может, только это и спасло её.
Ичи останавливается перед входной дверью. Окна настороженно смотрят на него, их мрак чужероден. Ичи вводит код доступа, и открывшаяся дверь обдаёт его тишиной и ожиданием. Ни одна лампа в доме не горит – после пребывания в зоне карантина Томоко боялась света. Она любила рисовать утреннее солнце, греющихся в его лучах птиц и скрывающихся в тени прохожих. Ей нравилось, как льётся на стены комнаты свет с её картин, но сама она избегала дневного света и солнечного тепла.
Ичи знает, где он найдёт Томоко. Тринадцать ступеней отделяют его от неё. По одной на каждый год межзвёздных скитаний.
       Стараясь ступать как можно тише, Ичи делает первый шаг. А если её там нет? Если он поднимется на второй этаж, а за её дверьми его будет ждать одинокая пустота и перешёптывающиеся стены? Ичи прогоняет от себя эти мысли и, улыбнувшись, легонько толкает дверь спальни Томоко.
Темнота обступает Ичи, прохладными ладонями прикрывает его веки, нежно берёт за руку и увлекает за собой вглубь комнаты. Ичи повинуется ей – ведь она не может обмануть, не может предать. Тьма – это глубоко личное, это и есть наше я, и речи её иногда страшны, но никогда – лживы. Только познав тьму, поймёшь истину света.
Ичи мягко опускается на циновку. Его глаза ещё не могут привыкнуть к темноте, но он чувствует, что Томоко рядом, и сердце его впервые за эти годы перестаёт биться загнанной птицей, не обращающей внимания на перебитые крылья. Протянув руку, он дотрагивается до небольшого рисунка в рамочке, стоящего на тумбе. Ему нравится этот автопортрет Томоко – в отличие от тех голографических снимков, которые сейчас в моде, здесь она такая, какой он её знает и любит. Аппарату не дано заглянуть в сердце человека, уловить бурлящие в нём страсти и переживания, прикоснуться к самым сокровенным его тайнам. Аппарат не знает, что такое душа, что такое радость и боль, предчувствие скорой смерти. Ичи плавно обводит контуры лица Томоко, лица, которое ему не дано забыть. Его пальцы чувствуют тепло её кожи, трепет её губ, дрожащие ресницы и стекающие по щекам слёзы. Он чувствует, как вздрагивает Томоко от его прикосновения к незажившему шраму, перечеркнувшему её лоб и правое веко. Её волосы… Ичи делает глубокий вдох, и его голова начинает кружиться от царящего вокруг ароматного великолепия, и он запускает руку в её волосы, и она перестаёт плакать и зарывается лицом в его ладони.
Так проходят эти минуты – минуты, которые стояли каждого мгновения бесконечно долгой разлуки. Тринадцать лет назад никто не дал ему даже этой малости – одной минуты, и тогда он успел бы сказать Томоко три слова. Три слова, душившие его все эти годы подобно атмосфере Арктура. Ичи достаёт ожерелье и заглядывает в глаза Томоко – и перед ним расступаются звёздные скопления, миллионы пульсаров освещают пройденные им пути, солнечные протуберанцы радостно вскидывают свои руки, приветствуя давно потерянного друга.
- Пожалуйста, прости меня, - выдыхает Ичи в прохладную темноту, и долетевший свет от развешенных на деревьях фонарей отвечает ему спокойствием и тишиной.


* Бог бури и ветра
** Международное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (IASA)
*** В Японии камышовка считается самой сладкоголосой птицей.
**** В ходе чайных турниров гостям предлагается несколько чашек с различными сортами чая. Угадавший большее количество сортов объявляется победителем и получает приз.
***** Поэтический образ, которым японцы именуют звук кипящего чайника.
****** Всевозможные угощения, предшествующие официальному чаепитию.


Рецензии
Владислав! Простите меня, давно так собираюсь написать мысли о Вашем рассказе -- вот этом, "Три слова", он интересный, сложный, непривычный для меня, но мысли появляются, хочется вникнуть в его пространство. Но совсем было некогда, забегала в Прозу на несколько минут ближе к ночи. А в это время мыслей уже нет... И я постараюсь в ближайшее время мысли облечь в слова, хотя это очень сложно всегда...
Простите меня,
с уважением,

Катерина Зарева   12.11.2008 13:09     Заявить о нарушении
:)
Катерина, ну что ж вы так - два раза в одном письме умудрились у меня прощения попросить! Право, за что? Я вас прекрасно понимаю. Особенно прочитав ваш дневник. Отклик очень нужен автору. Вам. Мне. Поэтому мне более чем приятно было прочитать ваши слова. Если мысли появляются, значит, цель достигнута. Но если всё же решите поделиться ими - милости прошу, всегда готов и рад выслушать вашу позицию и ощущение.

С искренним уважением,

Владислав Тимошин   12.11.2008 13:39   Заявить о нарушении
Он про любовь -- общение, которое есть и как-то есть... всегда, везде -- в пространстве, в ощущениях, в вещах... все пространство, все его мельчайшие детали изнутри светятся этой грустной созерцательной любовью. А почему рассказ японский? Наверно вот: именно здесь, в японской культуре большое значение имеют тонкие оттенки. Предмет как-то долго долго понимается, он не просто так -- вещь, он внутри себя... И -- скрытость чувств. И созерцательность.
Но я не знаю японскую культуру, поэтому могу только нахально -- очень -- предположить. Существенно, что выражаю я это невнятно... Вообще, когда я пытаюсь выразить мысль обычно никто ничего не понимает...

А вот знаете, Владислав, Ваш рассказ "Туман" я почему-то не понимаю... совсем... хочется спросить что-то про него, но я не знаю, что...

Катерина Зарева   04.12.2008 02:06   Заявить о нарушении
Катерина, скажу честно - не ждал, что вы всё-таки напишете свои мысли. Прекрасно понимаю вашу загруженность и поэтому говорю вам сразу - если не пишется, то и ничего страшного. Мне достаточно видеть ваше имя в списке нечастых читателей.
По поводу рассказа. Японский он по нескольким причинам, главная и объединяющая из которых - моя любовь к этой стране, её традициям и культуре. Правда, я там пока не бывал, и не знаю, доведётся ли, но это не мешает мне культивировать такую платоническую любовь. И вы совершенно правы - то, что я хотел выразить, можно было сделать лишь полутонами, тенями. Здесь - попадание в точку - вещь в себе. Любовь как явление вне времени и обстоятельств. Любовь как проявление Бога - извечное и непоколебимое. И медитативность - конечно же, присущая не только буддистам, стремящимся к нирване, но всё же не совсем постижимая людям европейского толка. Для героя время в этом рассказе остановилось. Давно. Когда произошел взрыв. Остальное - попытка убежать, но она изначально проигрышная.
Когда я дал своим друзьям почитать этот рассказ, я был слегка обескуражен вопросом - так он с ней стретился, она жива? Наверное, это хорошо, когда твой замысел неожиданно воспринимаю иначе - не плохо, но именно иначе. Я так и говорил - если считаете, что она жива - значит так и есть. Просто тут есть один нюанс. В Японии есть такой праздник - о-бон, что-то вроде дня памяти по усопшим. В этот день люди вывешивают на домах и деревьях красные фонарики, чтобы души предков могли найти дорогу туда, где раньше был их очаг. Именно в этот день происходит действие рассказа, и именно эти фонари освещают Ичи.
Вот написал - а всё равно не то. Как вы писали, очень трудно воплотить мысли в слова. Мысль изречённая, что ни говори. Но я думаю, вы меня поймёте.
Что касается Тумана - здесь дело обстоит несколько иначе. Можно сказать, я выпустил некоторых своих демонов. Человек не может измениться, и я не могу. С детства я полюбил истории, пронизанные духом безумия, которое сильнее человека, и с которым не справиться никому, кроме как ему самому. По, Лавкрафт, иже с ними. Я никогда не любил сказки - родители, передавшие мне обширную библиотеку и привившие любовь к литературе, так и не смогли этого изменить. Мне было скучно. Мне нужна борьба героя - и прежде всего, с самим собой. А что может быть страшнее, если враг твой мало того, что сидит внутри, так ещё и не подчиняется законам здравого смысла. Как тогда с ним бороться? Стать безумным, чтобы слиться с этим ужасом, или превозмогая страх посмотреть ему в глаза и проверить, так ли он страшен? Вообще, эта тема - побега человека от себя самого, от своей сути - почему-то стала для меня центральной. Пока не могу разобраться почему. Может быть, именно так обретаешь себя по-настоящему? Ведь когда ищещь - всегда знаешь или представляешь, что именно. А здесь убегаешь от себя, и вроде даже нет такой цели - найти, но этот побег открывает дорогу в самую глубину, на дне которой блестит самая суть, самое Я. Так и в Тумане - страх заставляет мальчика забыть о случившемся, он бежит от своего прошлого. Но страдает от этого не только он, но и его потаённое я - сиамский близнец, если угодно. Только заставив принять себя таким, какой он есть, он может найти своё место и стать собой. До тех же пор - он заложник. Как часто мы закрываем глаза на то, что, как нам кажется, нельзя изменить. Мы думаем, что даже если вдруг мы попытаемся, ведь ничего же не выйдет, всё решено и без нас. И лишь немногие способны переступить через себя и затаив дыхание ждать - а что дальше? Но тем не менее, Туман - рассказ сугубо жанровый, конечно, он на любителя. Поэтому вы не серчайте, если что, но держать в себе некоторые вещи я не могу. Пусть эти демоны пляшут на бумаге, там они не такие зловещие.

С уважением,

Владислав Тимошин   04.12.2008 10:52   Заявить о нарушении
Спасибо, правда стало яснее... я понимаю, что неправильно это-- спрашивать автора о произведении, но тут вопрос мучил, мучил. Просто когда непривычный мир, его не разгадать... хотелось подсказки. И на самом деле это глубоко. А еще мне кажется, что найти себя можно только вообще о себе забывши. Живя ради чего-то, кого-то другого... Но вот у меня не выходит.

Катерина Зарева   04.12.2008 22:00   Заявить о нарушении
Значит, вы тоже пока не смогли найти себя. Может, вы и правы - обретение через отрешение. Это как Паланиковское "только потеряв всё, ты обретаешь свободу". Я не имею права копаться в вашей жизни, но как же так? Почему же не получается? Я прекрасно понимаю, что у вас, как человека одухотворенного и тонко чувствующего, весьма высоки критерии к самой себе. Может, в этом и кроется часть ваших творческих и не только проблем. Вы, как я понимаю, к себе даже требовательнее, чем к окружающим. Если так - тогда я понимаю, как вам тяжело.

Владислав Тимошин   05.12.2008 09:15   Заявить о нарушении
Владислав, спасибо Вам за добрые слова. Я никогда их не просила, но вот Вы говорите и я понимаю, как же они нужны.
Я сейчас совсем потерянный человек. Поэтому я и радуюсь так по глупому всякому солнечному свету, дождю, туману, особенно человеку, Вам, доброму слову... :)

Катерина Зарева   05.12.2008 22:40   Заявить о нарушении
Катерина (или Нина, я так до конца и не разобрался в лабиринте вашей многоликости) - сочувствую вам искренне. Поскольку ничем помочь вам не могу, просто знайте, что на данном этапе моей жизни вы стали важной ее частью. Более того, вы один из двух авторов, которых на этом сайте "признает" моя супруга.
И почему-то мне тяжело читать эти ваши слова о потерянности, хочется верить, что вы себя найдете.

С верой в лучшее,

Владислав Тимошин   08.12.2008 14:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.