И. И

Из покон времён человек пытался найти себе более подходящую замену. Кого-то, кто мог быть сильнее самого человека. Шли времена, сменялись эпохи, появлялись новые науки. Человек получил просто безграничный простор для осуществления своей мечты – создания существа себе на замену. Учёные многих стран и по сей день пытаются создать организм, во всём превосходящий человека. Этот организм – робот. Мы сильно продвинулись в вопросе создания искусственного интеллекта, новых устройств, источников энергии. Но это всё лишь видимая часть того айсберга науки, который трудится над этой проблемой. Нам говорят об одних открытиях, а, на самом деле, в подпольных кузницах куются совсем другие изобретения. Я – такой-же обычный человек, как и вы. Я тоже был в курсе всех научных открытий… Был…
Рабочий день на компьютерной фирме, где я работаю, уже закончился. Дома, как и всегда, ждала жена с сыном, а в баре напротив работы – холодная кружка пива, что я всегда заходил выпить после работы. До бара было идти три шага, но их пройти до конца мне не удалось. Как чёрт из табакерки, мне навстречу из-за угла выскочил человек и, схватив меня за рукав, оттащил за угол. Я уже собрался развернуться и вмазать этому незнакомцу промеж глаз, но, развернувшись, замер со сжатой в кулак рукой. Передо мною стоял мой бывший одноклассник (ну, на самом деле, он учился в параллельном классе). Но как он изменился! Волосы отрастил длинные, на подбородке густая борода, как у старо-русского боярина, а ведь ему-то тридцать три года. Какой-то старый, до дыр заношенный костюмчик, грязные кроссовки, очки на носу… Просто не узнать! Да и я бы не узнал, если бы ни его шрам почти на пол лица. Я уже собрался его обнять, но он молча потащил меня вглубь дворов. Я насторожился, но не сопротивлялся. Наконец он остановился, оглянулся и, посмотрев на меня, хотел было что-то сказать, но я оборвал его:
-Что за маскарад? Что ты так суетишься? Будто «шило в жопе».
-И я рад тебя видеть, но сейчас не об этом, вот, - он достал из кармана маленький dvd-диск и протянул мне его, - возьми, это не должно попасть не в чьи руки. Ни в свои, ни в чужие.
-Ты что, беленов объелся? Я что тебе, склад контрафактных вещей? Забери. – я пихнул ему диск обратно. Но не успел я всучить ему это диск, как он быстро вернул его ко мне в карман.
-Не светись. Это очень важно. Если нас увидят вместе, то расстреляют.
-Ага, из ППШ, «по законам военного времени». Что это за хрень, что ты мне сейчас суешь? Порнуха? Какие-то шпионские тайны?
-«Меньше знаешь – крепче спишь». Спрячь это и никому никогда не показывай, а если начнут пытать – молчи.
Я ненашутку возмутился:
-Да что это такое? Я не хочу, чтобы меня пытали! Ты приходишь ко мне, суёшь какой-то диск неизвестного происхождения и говоришь, что меня из-за этого ещё могут и пытать?! Я не возьму это, пока ты мне ничего не объяснишь!
-Я ничего не собираюсь объяснять. Просто спрячь и не вспоминай. Теперь от тебя зависит будущее.
-Бред. Ты сколько «травки» выкурил, бомжара? Что ты несёшь? Какое будущее?
-Твою мать! – вскрикнул он, но быстро осёкся и замолчал.
-Маму мою не трогай. Так что это?
Он быстренько оглянулся по сторонам, затем, опять схвативши меня за рукав, потащил в какой-то глухой переулок. Мы остановились в глубине этого самого переулка. Он, опять осмотревшись, начал нервно говорить:
-Ладно, хрен с тобою. Мне уже всё-равно. Я следующий на очереди.
-Какой очереди? – перебил я.
-В очереди на вылет из этого мира.
-Но почему?
-Как ты достал меня своими вопросами. Ты хочешь, чтобы я замолчал?
Я покрутил головой.
-Правильно. Ты крутишься в компьютерной сфере и знаешь практически всё о новых разработках. Теперь представь: всё, что знаешь ты – это десятая доля процента из всего того, что производится. После школы и института я вступил в одну из организаций, занимающуюся кибернетическими организмами. На первый взгляд может показаться, что это рядовая лаборатория, каких по всей стране тысячи, но нет, в её недрах, под землёй есть целый исследовательский центр. Он занимается созданием искусственного интеллекта вот уже лет пять. Немного? Нормально, с учётом того, что туда завозится самое совершенное оборудование, техника и специалисты. Эта лаборатория создала два прототипа и.и. Они названы «мозг – 1» и «мозг – 2». Это практически мозг человека. Существо, наделённое этим мозгом, способно обучаться, принимать решения, выполнять чётко команды. Но у них есть одно «но»: они зависят от команд. Самостоятельно принять решение они не были способны. Не были… До тех пор, пока совместными усилиями не был создан «мозг – 3». Это не просто мозг, как у тебя, как у меня или как у любого другого человека. Это – машина. Это мозг способен делать всё то, что умеет человек. Всё. Но при этом скорость его работы в миллионы раз выше, чем скорость работы нашего мозга. Снабдив этим мозгом одного из роботов мы чуть не сдохли от восторга: робот был как человек. Он умел обижаться, понимал переживания, мог просто молниеносно учиться и совершенствовать свои навыки. Представляешь! Это… Это просто прорыв. Наконец-то был создан нормальный и.и.!
-Но это-же здорово! Я могу тебя поздравить! А что тогда ты такой нервный?
-Человеку не свойственно видеть ничего дальше своего коротенького носишки. Шло время. Робот осваивался и мы стали замечать, что он начинает чувствовать себя всё увереннее, всё наглее: он мог стукнуть кого-нибудь (а, между прочим, он-то из железа!), отобрать чего-нибудь. И нам пришлось приложить немало усилий, чтобы его отключить, прежде, чем он натворил делишек. Все, кто работал над проектом, были собраны на важное заседание, на котором было принято решение, что этот проект опасен и должен быть уничтожен. Почему? Ты когда-нибудь видел фильмы «Терминатор» и «Матрица»? Так вот: если этот мозг будет поставлен «на поток», а тем более (не дай Бог!) если на его базе создадут солдат, нас ждет что-то пострашнее этого. Представь себе: что бы ты сделал, если бы ты понял своё безграничное превосходство над всем миром, что бы ты сделал? Я тебе скажу: ты бы его разрушил до основания. Тем более, что это – машина. Она способна полностью сама себя контролировать. Человек даже такого не умеет. Ей пофиг на то, что у тебя есть жена и сын: ей приказано «уничтожить!» - она уничтожит, не моргнув и глазом.
-А что-ж ты такой нервный?
-Так в том-то и дело, что вояки (не знаю, как им это удалось) узнали о нашем третьем «мозге». Им было всё-равно на то, что мы им говорили. Про то, что этот «мозг» способен уничтожить всё живое, что он может выйти из-под контроля, что он всех уничтожит. Им главное, что он сильный и способен уничтожать. Остальные «детали» их не интересуют. Сначала вояки вроде-бы успокоились, но затем стали угрожать, а затем и вовсе убивать. Я последний из тех, кто остался. Но и мне скоро придёт конец. Меня они тоже найдут. Ах да. Ты спрашивал: что на этом диске? На нем всё, что касается всех трёх «мозгов». Всё: видео, чертежи, комментарии, аудиозаписи. Всё.
-А почему его не уничтожить?
-Смеёшься? Это прорыв в кибернетике! Без него – никуда!
-Ты только что мне заявлял, что это – зло, а теперь говоришь, что это – «прорыв в кибернетике»? ты что-то путаешь.
-Я ничего не путаю. Это – прорыв в кибернетике, но это недолжно попасть ни в чьи руки. Человек пока не жил с машинами и не способен оценить всё то, что мы создали. Пройдёт время. Люди забудут об этих данных, создадут первые машины, способные мыслить и смогут оценить эти данные с другой стороны. Более трезво. А пока… Муть да и только. Всему нужно время. Нельзя опережать его ход. Удивительно, правда? Мы стремились к созданию чего-то свыше нас, а когда создали – пожалели об этом. Парадокс…
Он замолчал и задумался. Меня-же мучил один вопрос: «почему именно я?» и не успел я открыть рот, как он опередил меня:
-А тебя я выбрал просто потому, что ты не из «наших». Ты – «посторонний», да и о тебе они ничего не знают. Так что… Судьба всего мира в твоих руках. Не потеряй диск.
Я стоял в полной задумчивости, а мой собеседник уже отходил от меня. Я думал его окликнуть, но не стал.
С тех пор диск с этими данными хранится далеко и надёжно. Человек создал что-то выше него и обалдел: какое-же всё-таки примитивное существо – человек. Но одновременно с этим понял: это «высшее» - смена его, но на то, чтобы освоиться с этим «высшим», нужно время…
02.11.2007 21:33


Рецензии