Эхо войны

Школа наша была практически отстроена заново на месте развалин, которые остались после бомбежек во время войны 1941-1945 гг. Я помню эти развалины в центре нашего небольшого провинциального городка. Школа была достроена и готова принять учеников в ноябре. Чтобы заполнить новую школу учениками, руководство города решило взять из каждой школы по несколько классов и в полном составе, с классными руководителями, перевести в новую школу. После осенних каникул, вторую учебную четверть наш второй «Б» начал уже в новой школе, в просторном, светлом классе. В школе был хороший, по тем послевоенным временам, спортзал и мастерские для трудового обучения. Наш класс перевели в новую школу из седьмой школы, которая еще раньше называлась шестнадцатой, а впоследствии на базе той школы создали гимназию. Так я оказался вместе со своими одноклассниками из второго «б» в новой прекрасной школе, которая получила номер «пять». Классным руководителем у нас была до пятого класса наша первая учительница, незабвенная Мария Борисовна. В то время детей было много, а школ - не хватало и, поэтому, дети учились в две смены. В разных классах нам приходилось ходить на занятия в разное время: то в первую смену - с утра, то во вторую - с обеда. Одно время я учился во вторую смену и жил с родителями в доме у дедушки, так как у нас не было своей квартиры. Наш небольшой домик находился на окраине городка у леса. Зимой, возвратившись поздно вечером со школы домой, я любил стать на лыжи и прокатиться по заснеженному лесу. К вечеру морозец обычно крепчает, в лесу стоит полная тишина и… красота необыкновенная! Скользишь, бывало, по накатанной лыжне со склона и ветер свистит от скорости у тебя в ушах, а над тобой мелькает сквозь нависшие ветви тёмное небо с мириадами ярких звезд, да катится по верхушкам заснеженных деревьев - огромная желтая луна! Весной в лесу - тоже очень здорово и интересно, особенно, когда появляются первые подснежники и брендуши. Весной, как правило, учителя организовывали нам походы и мы ходили в лес всем классом. В выходные дни мы сами собирались и небольшими группами по четыре-пять человек бродили по лесу, собирали первые, появившиеся из под снега, цветы. Лето – это самая благодатная пора и самые большие школьные каникулы, поэтому о летних многочисленных походах в лес - разговор особый. Я очень много времени летом проводил в лесу, собирая черешни, землянику, играя с ребятами в «казаков-разбойников» или в «войнушку». А осенью, как говориться, сам Бог велел ходить в лес по грибы, по ягоды. Бывало, мы с отцом привозили на велосипедах по два мешка грибов да еще и по полной корзине. Приходилось складывать крепкие грузди и рыжики в мешки, так как корзины были заполнены более хрупкими и ломкими рядовками и сыроежками. Потом мы помогали маме перемыть и подготовить к консервации все собранные грибы и за ужином наслаждались жаренными в сметане грибами с картошкой. Любил я ходить в лес по грибы и с друзьями, но так как без взрослых мы грибов почему-то находили мало, то и собирать их нам быстро надоедало и мы начинали бегать по лесу, придумывая себе всякие подвижные игры. Игры эти иногда превращались в шалости. Помню, как-то в лесу проводились соревнования по гражданской обороне между командами предприятий города: по лесу ходили санитарные дружины и всех, кого встречали на тропинках, укладывали на носилки и перевязывали бинтами, имитируя оказание первой помощи раненым. С пролетающего над лесом самолета в это время сбрасывались листовки и имитаторы авиационных бомб на парашютах, которые в полёте при падении на землю страшно выли. Все это было нам интересно. Мы бегали, собирали листовки, подшучивали над дружинницами, но попадаться санитарным дружинам в качестве пострадавших от бомбового удара, нам не хотелось, поэтому и удирали от молодых сандружинниц, гонявшихся за нами с носилками и бинтами. Потом, спрятавшись в овраге, швыряли в них из засады комья глины, скатав глину в шарики, которые назывались «балабушки». А чтобы увеличить дальность их полета, использовали гибкие прутья в качестве пращи. Если балабушка попадала в цель – мы были в восторге, хотя я думаю, что тому, в кого попадала такая глиняная «балабушка», было не до смеха. В общем, детство наше было тесно связано с лесом, который манил нас к себе в любое время года и мы старались воспользоваться любой возможностью, чтобы пойти в лес, где у нас были любимые поляны и укромные уголки для игр.

       Не обходилось у нас с друзьями и без опасных шалостей, об одной из которых я и собираюсь рассказать. Недалеко от меня, на самой опушке леса, жил мой одноклассник - Вася В. Мы с ним дружили и частенько вместе возвращались домой после занятий, обсуждая школьные новости, прочитанные книжки и беседуя «вообще о жизни». Иногда он приглашал меня к себе домой «в гости» и мы играли на лесной поляне, около его дома, так как с его приусадебного участка калитка выходила прямо в лес. Мы делали луки и стреляли стрелами с наконечниками из глины, играли в мяч, резвились в стогу сена. Однажды во время одного такого моего посещения, Вася повел меня за угол дома и показал лежащий у стены огромный артиллерийский снаряд, из которого он выковыривал твердую желтоватую массу, используя молоток и зубило. Я спросил, не взорвется ли снаряд, на что он с уверенностью ответил:
       - Не-ет! Эта взрывчатка называется тротил и взрывается только от детонации, а так ее можно даже огнем разогревать и она будет только плавиться, но не взорвется.
       - Где ты взял этот снаряд? – поинтересовался я.
       - Нашел в лесу, в овраге – ответил он.
       - Зачем же ты его во двор притащил? Ну, ты даешь! - удивился я.
       - Я знаю, где еще в овраге вымыло водой во время дождя несколько больших артиллерийских снарядов,- сказал он.
       - Когда в школе объявят субботник по сбору металлолома, собирай надежных ребят, приезжайте с тележкой ко мне и мы погрузим их и отвезем в школу. Снаряды такие огромные и тяжелые, что первое место нашему классу в соревновании за наибольшее количество собранного металлолома – обеспечено!
       
       Вася говорил очень убедительно и от этого заманчивого предложения я, конечно же, не смог отказаться.
       Так мы и сделали. Когда в один из осенних дней в школе был объявлен субботник по сбору металлолома, я, подговорив еще пару ребят, направился с ними в лес, где нас уже ждал Вася в условленном месте. Там мы погрузили на тачку несколько огромных снарядов, заранее припасенных Васей для такого случая. С большим энтузиазмом мы привезли и вывалили снаряды на асфальт во дворе школы. С радостными, раскрасневшимися от быстрой хотьбы лицами, уверенные в победе нашего класса в соревновании по сбору металлолома, мы нашли завхоза и попросили взвесить привезенный нами метал. Однако, когда он, подойдя к нашей тележке, увидел то, что мы привезли, то сразу закричал, чтобы никто из учеников к снарядам близко не подходил и не притрагивался, потому что это очень опасно. Взвешивать снаряды никто не стал, а доложили о происшествии директору школы. На этом сбор металлолома был немедленно прекращен, а всех детей отправили со школы по домам. Дежурные учителя стали вокруг снарядов и никого не подпускали к ним до прибытия саперов из воинской части, расположенной в соседнем райцентре. Когда я возвратился после этого субботника домой, то увидел, что мои друзья, жившие по соседству со мной на той же улице, тоже притащили из лесу четыре больших снаряда и положили под анкерные опоры линии электропередач на перекрестке улиц. Здесь у снарядов дежурили их родители, которые вовремя заметили взрывоопасный груз и не разрешили везти его в школу. Прибывшие через несколько часов из соседнего района, саперы увезли и взорвали все собранные нами снаряды в овраге, далеко за городом, а с нами на другой день провели в школе специальную «линейку» по разъяснению опасности, которая таится в оставшихся после войны боеприпасах. Оказалось, что они не отсыревают в земле и не теряют своих боевых качеств, как мы думали, а остаются взрывоопасными и даже стают более чувствительными к механическим воздействиям и тряске. А мы ведь, не зная этого, трясли их, когда везли на тачке по ухабистой дороге в школу и затем вывалили, опрокинув тележку, прямо на асфальт во дворе! Саперы сказали, что снаряды оказались пригодными и были очень мощными, так что если бы они взорвались во дворе школы, то нас и по кусочкам не собрали бы, да и школа новая наша видимо пострадала бы. Такой вот вышел бы субботник. Узнав об этом, мы были в шоке!
       Но это была не единственная неприятная новость. То, что я услышал от своих друзей, возвратившись домой после школы, шокировало меня еще больше. Оказалось, что снаряды, которые лежали на перекрестке улиц под опорами линии электропередач, тоже были пригодными и могли при взрыве разнести в клочья все стоящие рядом дома, среди которых был и наш дом. Если бы они взорвались, могли бы погибнуть мои родители и дедушка и младшая сестричка!
       «Слава Богу!» - снаряды не взорвались и все обошлось! Эта проделка закончилась для одних из нас словесным внушением от родителей и различными моральными наказаниями, а для других – поркой. Друзья мои, на следующий день, собравшись на пригорке у клена на «нашем месте», показывали друг другу свои синяки и ссадины и под смешки товарищей рассказывали кого из них как наказывали родители. Меня мама шваброй по спине так лупила, что швабра не выдержала и треснула, - говорил один, а меня батя офицерским ремнем так отхаживал, что следы от пряжки на спине остались, - бахвалился другой, задирая рубаху и показывая друзьям свои синяки.
       Этот урок не прошел для нас даром, каждый дома получил от родителей «на орехи», но зато все мы хорошо запомнили, что нельзя шутя относиться к опасным предметам. Для многих из наших сверстников докатилось «эхо войны» в виде взрывов разбросанных по лесам и оврагам бомб, мин и снарядов. От взрывов боеприпасов в то послевоенное трудное время у нас в районе каждый год гибли по глупости или неосторожности дети и взрослые, а иные оставались инвалидами на всю жизнь. Кое-где в нашей местности еще до настоящего времени находят взрывоопасные предметы при проведении земляных работ. Возможно, благодаря полученному тогда уроку мы все благополучно дожили до окончания школы и стали взрослыми людьми. Теперь мы воспитываем своих детей, внуков и, вспоминая свои детские шалости, переживаем, чтобы они не повторяли наших ошибок и не подвергали свою жизнь бессмысленным опасностям.
       Так что детки, смотрите чтобы «эхо войны» не докатилось и до вас, будьте осторожны и обходите стороной найденные неизвестные предметы. Лучше оградить их и сообщить об этом взрослым.
       До новых встреч, друзья!
       
       Ваш дедушка Зробко.


Рецензии
Интересные воспоминания! Всегда с удовольствием читаю такую прозу!
Спасибо Вам, Спиридон!
С уважением

Дмитрий Кащеев   27.09.2008 17:44     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.