За веру, царя и отечество

ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО…

"Не вычеркнуть из русской истории тёмных страниц настоящей смуты.
 Но не вычеркнуть и светлых – Белой борьбы".
Барон Врангель
 
       В ноябре 1920 года, после поражения Добровольческой армии в Гражданской войне, Россию навсегда вынуждены были покинуть и эвакуироваться в Константинополь около 140000 человек. На одном из кораблей, среди последних остатков сопротивлявшихся новой власти, находились и несколько пассажиров тесно связанные не только лидирующими ролями в Белом движении, но и малой родиной - Литвой. Это были - главнокомандующий Русской армией генерал-лейтенант барон фон Врангель, главный священник Черноморского флота Георгий Спасский и журналист Александр Петрович Дехтерев.

       …Глядя на ноги, шагом резким
Шел Врангель в черной черкеске.
Город бросили.
На молу голо
Лодка шестивесельная стоит у мола
И над белым тленом, как от пули падающей,
На оба колена упал главнокомандующий/ (Владимир Маяковский)
Петр Николаевич Врангель (1878-1928) родился в семье потомственных дворян Ингерманландской губернии в городке Ново-Александровск, как назывался тогда литовский город Зарасай, переименннованный так самим Николаем I. С золотой медалью закончив Петербургский Горный институт императрицы Екатерины II, и одним среди лучших Академию Генерального штаба, барон Врангель в 1912-м году уже командовал эскадроном конного полка, его Величества Государя Императора, основными заповедями которого были: «Гвардия на страже монархии. Армия вне политики. За веру, царя и отечество» - ставшими основой мировоззрения будущего последнего главнокомандующего русской армией.За личное мужество в боях Первой мировой войны, прокатившеся по нашему Неманскому краю, Петра Николаевича наградили орденом Св. Георгия IV степени и Георгиевским оружием. После Октябрьской революции в чине генерал-лейтенанта примкнув к Добровольческой армии, впоследствии он возглавил армию и остался ей верным до последних своих дней...
” После прощальной исповеди и причастия Святых Тайн генерал Врангель сказал духовнику протоиерею отцу Василию Виноградову:- Я готов служить в освобожденной России хотя бы простым солдатом. …Умирая Петр Николаевич произнес: - Я слышу Благовест… Боже, спаси армию…” -из книги В.Черкасова-Георгиевского «Генерал барон П.Н.Врангель – последний рыцарь Российской Империи».
Младший сын генерала, Алексей Петрович в «Доверии воспоминаний» о похоронах отца вспоминал: „ Бывшие военнослужащие Русской армии съехались со всего света. Некоторые были в старых мундирах, другие - в форме, сшитой специально для этого случая…Поезд на Белградском вокзале встречали министр обороны Югославии генерал Хаджич и старшие офицеры Русской армии. Они вынесли гроб и положили его на лафет, установленный на привокзальной площади. Два самолета югославской армии, пилотируемые русскими летчиками, кружили над площадью и разбрасывали цветы. Процессия направилась по улицам Белграда к русской церкви. Впереди шел мальчик с крестом, за ним унтер-офицер с российским флагом...В похоронах приняли участие 363 различные делегации, возложено было более двухсот венков, среди них и букетик засохших цветов, тайком переправленный из России. Когда казаки опускали гроб в могилу, воздух дрожал от оружейного и артиллерийского салюта. Митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий) (1863-1936), Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей сказал об этой церемонии: …"Похоронами, которые пышностью превзошли даже погребение Царственных особ, Господь увенчал его славный путь, воздав ему то, чего лишен он был в земной жизни. Его уделом были не триумфы, а тяжкий труд и разочарования, зато его похороны из проводов в последний путь превратились в победный марш . "
 Прах последнего главнокомандующего Русской армией покоится в Белградской церкви Св.Троицы построенной русскими эмигрантами. После смерти Петра Николаевича его двухтомные «Записки», в сборнике «Белое дело», издал боевой соратник и товарищ, генерал-майор Генерального штаба Алексей Александрович фон Лампе (1885 -1967), который тоже родился в Литве в местечке Вержболово.
Главный священник Черноморского флота Добровольческой армии отец Георгий Спасский (1877-1934) в «беженстве» стал одним из тех людей, которые помогли в тот период спастись очерствелым душам Вранглеровских солдат и офицеров, бескорыстно отдававая все свои силы на поддержку оторванных от родины и брошенных на произвол судьбы соотечественников. Появившись на свет в семье священника Гродненской епархии и еще будучи ребенком получа исцеление по молитвам своей матери, перед чудотворной Сурдетской иконой Богородицы, будущий иерей посвятил себя служению Богу и людям. Он окончил Гродненскую духовную семинарию и Московскую духовную академию, и после принятия сана, долгое время был законоучителем в учительской семинарии в Поневеже, в Виленском реальном, техническом -железнодорожном и химико-техническом училищах. Одновременно с этим отец Георгий опекал Никольский тюремный храм нашего города Вильны. Правящий архиереей Литовской епархии архиепископ Тихон (Беллавин), будущий Всероссийский патриарх, очень хорошо знал отца Георгия и называл его «виленским златоустом», наградив наперсным крестом с мощами святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия.
 В книге игумена Ростислава Колупаева „Русские в Северной Африке" этому священнику посвещена целая глава : …„В далеком Тунисе , в Бизерте … он развернул вновь всю силу самоотвержения своего духа, церковно организуя и религиозно поддерживая русских людей, брошенных в тяжкие условия пустыни. Поистине явил он образ доброго пастыря, когда в знойной Африке пешком, неся на себе церковную утварь, ходил из одного лагеря в другой, совершая божественные службы, принося радость духовного утешения веры тем, кто был уже на краю отчаяния… Батюшка, несомненно, был наделен поэтическим талантом. Акафист «Светлой Обители странников бездомных» , по всей вероятности был составлен отцом Георгием в Бизерте , и уже затем приобрел хождение в рукописных списках по всему русскому зарубежью… "
Бывший дворянин, модный в двадцатых годах пролетарский поэт Маяковский узнал из Парижских "Последних новостей" что:"Шаляпин пожертвовал священнику Георгию Спасскому на русских безработных в Париже 5000 франков. 1000 отдана бывшему морскому агенту, капитану 1-го ранга Дмитриеву, 1000 роздана Спасским лицам, ему знакомым, по его усмотрению, и 3000 – владыке митрополиту Евлогию…" этому факту посвятил четырехстишье:

       Вынув бумажник из-под хвостика фрака,
добрейший Федор Иваныч Шаляпин
на русских безработных
пять тысяч франков
бросил на дно поповской шляпы
Ишь сердобольный, как заботится!...

 Русский митрополит в Париже Евлогий (Георгиевский)(1868-1946) в книге "Путь моей жизни" вспоминал: „… главная заслуга о. Георгия Спасского, которую необходимо отметить, - его умение входить в индивидуальное общение с душами. Он являл пример настоящего пастырства… Отец Спасский становился другом, наставником тех, с кем духовно общался, посещал своих духовных детей и в каморках и в подвалах, назидал и утешал, одаривал кого крестиком, кого просфоркой, образком или молитвенником, помнил всех именинников и именинниц, все особо памятные в семьях дни… Он обо всех заботился и во все входил. Иногда ему случалось за день побывать в 25-30 домах. Себя он не жалел нисколько. Неудивительно, что он надорвался и сгорел в этом непосильном, ревностном труде". О кончине протоиерея, русский архипастырь в воспоминанияx отметил: „Отец Георгий Спасский был, несомненно, выдающийся священник. Он скончался скоропостижно от разрыва сердца… во время чтения своей лекции «О догмате»; она была вводной в цикле лекций, в которых он предлагал дать анализ и критику религиозно-философских и богословских трудов наших современных мыслителей ".
В 1947 году на праздник посвященный святому Георгию Победоносцу, на русском кладбище Sainte-Genevieve des Bois под Парижем, в церкви Успения Богородицы, прошла церемония открытия памятника, который освятил митрополит Владимир (Тихоницкий) . Парижская газета «Русская мысль», сообщила: „Отец Георгий похоронен в склепе нижней церкви. Надгробный памятник ему, очень изящный, исполнен Альбертом Бенуа - икона в триптихе изображает Божию Матерь Сурдетскую, исцелившую отца Георгия в младенчестве, по обеим сторонам апостол Иоанн Богослов и св. Георгий Победоносец…"
Недавно муниципалитет города Бизерты принял решение переименовать площадь на которой стоит храм Св.Александра Невского,в честь русской подданной в Тунисе Анастасии Ширинской (Anastasija Shirinskaya)(05.09.1912),долголетней хранительнице памяти о русской эскадре в эмиграции, ее моряках и священниках. Анастасия Александровна награжденна, патриахом Алексием II орденом «Святой равноапостольной княгини Ольги» за заботу о православных храмах и могилах русских моряков и за долголетнюю деятельность по сбережению русских морских традиций.
 Жизнь еще одного нашего выдающегося соотечественника родом из Вильны, белоэмигранта Александра Петровича Дехтерева (1889-1959) на фоне выше приведенных биографий, сложилась немного подругому. После революции проявив свои способности на ниве народного просвещения, Александр Дехтерев десять лет работал в отделе школьного воспитания русских детей Болгарии. В 1935 году бывший педагог,прозаик и журналист принял монашеский постриг в Чехословакии,а 1940 году иерей Алексий (Дехтерев)был определен настоятелем русского храма Св.Александра Невского в Египте города порта Александрии, впоследствии принадлежащим Русской Православной Церкви Московского Патриархата. По литературным свидетельствам работавшего в местной полиции Анатолия Маркова, напечатанным в эмигранской прессе тех лет, и приведенным в книге игумена Ростислава Колупаева, собиравшего материалы связанные с историей русского присутствия в государствах Северной Африки, приводится о том периоде: "Общественная жизнь едва теплится вокруг угасающего "Русского клуба" в Каире и вокруг церкви в Александрии. В этом последнем городе небольшая русская колония вот уже почти 10 лет разделена на два враждебных лагеря. Причина этого в том, что в 1945 году при своем приезде в Египет Московский патриарх Алексий создал в Александрии советскую церковь. При помощи и содействии священника Алексея Дехтярева".Сам же священник в статье "Мой путь на Родину"(1949 г.) вспоминал:…"Огромную роль в обвинении меня сыграла реакционная группа нашей русской колонии - все сплошь "карловчане". Начальник ее полковник Скорятин - одновременно является чиновником Египетского Министерства внутренних дел и докладчиком по русским делам ."
 По доносам соотечественников Египетская полиция арестовала священнослужителя родом из Литвы и почти год продержала в тюрьме, затем все-таки как принявшего советское подданнство, была вынужнена отпустить на родину. По непостижимому промыслу бывший штурман дальнего плавания, архимандрит Алексий (Дехтерев) возвращался домой на теплоходе "Вильнюс", и впоследствии стал архиепископом Виленским и Литовским, возглавив Литовскую кафедру и послужив нашей церки до последних своих дней.
 После 87-летнего исхода Русской армии из России завершилось противостояние на белых и красных и две русские церкви идут по пути примирения, а прах русских адмиралов и генералов, философов и писателей постепенно возвращается на Родину.
Не забудем и мы своих соотечественников.




май 2007

Вильнюс, дер.Волы


Рецензии