Один день в Германии 1997 года. Лето Июнь 20 число

Сегодня встреча с Дитером Хохаусом. Встреча назначена на 9.00 у кирхи. Точнее Rote-Telerhon-Zielle. Встретились втроем у кирхи. Герр Дитер практически не изменился. Был в светлосером простеньком костюме. Приветливый, сухопарый, элегантный и простой.
Встреча наша была искренней и радостной с обеих сторон. Хотя вообще-то Дитер постарел и сдал. Ведь уже за семьдесят давно. Мы втроем чуть поговорили разбежались, Маттиас пошел к себе в гимназию, а мы с Дитером пошли в старый город. Сначала зашли в ратушу, посмотрели выставку итальянских карикатуристов, там увидели загорелого седого и улыбчивого Дитера Зааля - директора городского архива.
Потом пошли пешком и дошли до старого евангелистского кладбища. Там пришли к русскому уголку кладбища. Здесь могилы русских людей, умерших в Люденшайде в годы второй мировой войны. Я нашел могилу Владимира Шохина, брата Маргариты Бачуриной и сфотографировался у нее, правда позже понял, что Дитер снимал меня, а не могильную табличку. Жаль. Могилу матери я не нашел, была сильная роса, и я сильно вымочил туфли, обшаривая могилы, точнее раздвигая густой коврик цветов на могилах, отыскивая металлические литые надгробные таблицы. Это было очень трогательно и неожиданно, когда нашел таблицу с надписью Владимир Шохин, а потом вдруг надпись - Мария Колесникова!?
Потом по предложению Хохауса зашли в недалеко расположенное в жилом доме бюро кладбища. Там очень толстая, но очень приветливая молодая фрау. Она угостила нас минералкой, одарила меня книгами, журналом, ручками и пакетом фирменными - все от организации немецких воинских захоронений. Была интересная беседа, ограниченная лишь рамками познания немецкого языка. Потом пехом на автобус, т.к. от пешеходной прогулки в Алтену я наотрез отказался. И на автобусе N 37 почти пустом поехали в Алтену. Поездка в оба конца стоит на двоих 13 DM?! Там прошлись по тихой и узкой пешеходной улице и начали мучительный подъем наверх, это было сложно и трудно. Но вид сверху изумительный. Прошлись по музею, там пусто только бегают школьники и им совершенно до фени все эти исторические штучки. В итоге устали как собаки, и главное очень хочется посидеть и пить.
Как тщательно герр Дитер изучает меню и цены в нем и потом предлагает покушать внизу, ясно - здесь в замке все очень дорого. Меня удивило его очень тщательное изучение цен в прейскуранте, которое вывешено на стене ресторана в замке. Я конечно согласился. Внизу перед китайским рестораном Диттер сделал «стойку», но видимо и здесь цены кусались и мы проследовали дальше. Наконец выбрали забегаловку по зубам, и зашли в малюсенький турецкий ресторанчик. Все очень просто, но удобно и чисто и прохладно. Ни одного посетителя, кроме нас не было, лишь забегали хозяйственные немочки за салатом, который хозяин готовит отменно. Здесь мы отведали салат, запивая пивом и коло. Я заметил оригинальную манеру пить пиво и вообще алкоголь у Дитера, но потом отметил такое же у многих других немцев. Пьют они очень тщательно и неторопливо и при этом выливают содержимое бокала или рюмки прямо в горло.
А потом утомительно долго ждали основное блюдо. Это был отварной рис с поджаренными кусочками мяса, кстати, не совсем вкусным, и зачем-то горячие сырые помидоры дольками. Какая-то хреновень. Я ел-ел и недоел, как ни старался. Видя мои мучения, Дитер, уже легко умявший и вылизавший свою тарелку, недоумевал, и просил меня еще essen, но я не смог осилить все. Такой обедик стоил Дитеру 30 марок! Запредельная цена. Потом прошлись по городу, очень много турок, греков, старых полных турчанок с оравой ребятишек. Немцы к гастарбайтерам относятся очень хорошо, а вот русских немцев откровенно не любят.
Обратно прошлись пешочком по чудесному городочку Алтена и пришли на автобусную остановку, там проболтали, что едва не пропустили свой тридцать седьмой автобус, еле успели. В автобусе много людей, но мы сидели - я рассматривал публику и пришел к мысли, что далеко не вся Германия ездит на персональном авто. Умилило отношение немцев к детям. На сиденьях сидело много старых фрау и детей. Одна молодая (но очень полная) пара с тремя детьми мал-мала меньше пользовалась всеобщим вниманием. После Таганроговки удивило доброжелательное отношение всех друг к другу в транспорте, кстати, и не только в нем. Еще одна деталь - красивых или даже симпатичных женщин очень мало, в основном какие-то бабки-ежки.
Еще в кафе я вручил герру Дитеру свои презенты, а при выходе он вручил мне конверт (позже я обнаружил в нем 50 марок). Это традиция немцев дарить деньги (между прочим хорошая традиция). Итак за один день Д. Хохаус истратил на меня по меньшей мере 100 марок, а ведь он живет на пенсию. Пусть даже он получает скажем 3000 марок, все равно для скрупулезных и чего там говорить, достаточно прижимистых немцев, это немало. Приехав в Люденшайд, мы вместе отправились к нам, я еще удивился, что не раскланялся при выходе их автобуса. Потом решил, что он захотел меня проводить до дома. Однако и здесь ошибся. Мы сидели дома - как явилась молодая, но очень полная рыхлая немочка в странном одеянии – как потом выяснилось, это журналистка из местной газеты. Чуть позже прибыла Сабина. Оказывается, Маттиас пригласил их обоих для того, чтобы взять интервью у меня. Вот уж поистине нечем заняться бюргерам в Фатерланде.
Журналистка меня долго выспрашивала о войне, о моем отношении к немцам и Германии, покопались деликатно в моем прошлом, точнее в истории моей семьи. Она вытащила фотоаппарат и стала беспрерывно щелкать им с блиц-светом. В итоге к субботе ка-жется, в местной городской газете появилась большая статья с тремя моими фотографиями с разных сторон. Потом она умчалась, предварительно посетив туалет. Меня удивила обыденность ее вопроса - где туалет и ее посещение его. Все отнеслись к этому абсолютно спокойно. У нас это бы вызвало ... ну мягко сказать некоторое смущение.
Я лишний раз удивился практичности немцев и их незакомплексованности по сравнению с нашим менталитетом. Также изящно, они освобождают нос, сидя за столом (даже на званом обеде), попросту сморкаются в туалетную бумагу, но не в платок??). Потом наконец разъехались все, и мы с Маттиасом остались одни.
Он предложил автопрогулку, и мы поехали в сказочную деревню Wiblingwerde. Правда сначала завезли герра Дитера домой. В горах, а это практически рядом с Люденшайдом очень красивое место. Замечательные, как в сказке братьев Гримм дома и домики. Везде идеальная чистота, великое множество цветов в домах, у домов. Чудный воздух и почти полное отсутствие людей. Мы прогулялись пешком по этой деревне (хотя по нашим меркам - это маленький городок), но пройдя метров триста по совсем проселочной дороге, мы услышали наконец-то настоящий деревенский запах, но это был именно запах, а не вонь. Встретили пожилого крупного немца с комбинезоне с большим секатором в красных натруженных руках. Он поприветствовал нас, и мы еще поговорили с ним минут десять. Очень доброжелательный приятный разговор на чистом деревенском воздухе.
Вообще я заметил, что немцы говорят как-то неспешно с удовольствием. Потом осмотрели снаружи старую деревенскую евангелистскую кирху снаружи. Позже я узнал от фрау Гизелы, что это старейшая кирха в округе, а вообще здесь раньше была самая первая церковь в Зауерлянде. Она оказывается родом из этой деревни, здесь на местном кладбище есть их фамильный склеп, где покоятся все ее предки, в т.ч. и отец Густав, бывший учителем в местной школе и проживший 94 года. Еще посидели с Маттиасом на обыкновенной деревянной скамейке прямо в поле, полюбовались замечательным видом на окрестности. Вдали был виден Дортмунт. А потом вернулись домой.
Было пол-седьмого вечера. Уже дома, вспоминая эту поездку, я отметил поразивший меня факт. Частная собственность- это здесь священная корова. Все огорожено колючей проволокой, полянки, поля, леса и пр. У каждой коровы или овцы в ухе этикетка со всеми данными о ней и ее хозяине и конечно номер его телефона. Ужинали вдвоем, но потом подошли еще Урзула ( его жена), Ома (теща Матиаса) и Николя (старшая дочь). Пили пиво и смотрели телик в комнате у омы Эльфриды. Перед сном чуть-чуть ностальгической музыки. Замечательная кровать в комнате Томи, прекрасная легкая перина (кстати ночью совсем не лишняя), но такая же легкая перинная подушка казалась мне слишком низкой и это вызывало некоторые неудобства во время сна. А так все хорошо.


Рецензии
Сергей! Замечательный очерк, мне понравился.
Я сам пять лет был в роли «оккупанта» в ГДР.
Но что увидишь в двадцать лет, девочек, да рестораны молоды, зелены были тогда, а сейчас не до поездок.
С новым Годом! Успехов, здоровья!
С уважением. Иван.

Иван Паршиков   01.01.2009 13:24     Заявить о нарушении
Спасибо Иван за добрые слова! Это было написано 11 лет назад в виде путевых заметок. Потому такие подробности, о которых бы так я давно забыл, а теперь и самому иногда интересно почитать. Оказывается кому-то это тоже интересно!
С уважением!

Сергей Николаевич Емельянов   01.01.2009 20:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.