Два концерта Фёдора Ивановича Шаляпина в Казани

       "В русском искусстве Шаляпин - эпоха, как Пушкин"
       А.М.Горький

Любимые поговорки и выражения Фёдора Ивановича:
- добрая слава лежит, а худая бежит;
- у нас часто приходится защищать своё человеческое достоинство посредством приёмов, которые во всякой иной стране недопустимы, я это знаю;
- и раки не живут без драки, подерутся, помирятся да опять растопырятся;
- шилом моря не нагреешь, как не накаливай шило;
- я не умею хорошо сказать то, что чувствую, но чувствую хорошо...;
- много горечи в моей любви к русскому человеку...;
- никто в нашем мире не нуждается в ней (любви) так много, как все мы, Русь!
- Суконную слободу мы всюду возим с собою.
Отец называл его Скважиной (?!).
       Это был человек с разносторонним дарованием. Занимался рисованием, скульптурой, писал музыку и стихи, писал либретто для опер (Стенька Разин), статьи и автобиографические произведения. Известно и об участии Шаляпина в качестве репортёра в газете "Волжский Вестник" (Казань). В одно время даже намеревался сам издавать сатирический журнал.

       Казанская газета "Копейка" за 1912 год поместила небольшую статью "Первый концерт Шаляпина в Казани" В ней приводится такой рассказ артиста о себе:
       - На заре юности я приехал в Казань из Баку, где пел в малороссийской труппе. Голос был порядочный. Хорошая фразировка. Владел я своим голосом, знал уже, что такое "дыхание", знал, как "набирать" воздуху в лёгкие и экономно расходовать запас его. Был кое-какой репертуарчик: "Два гренадёра", "Ноченька" "Новгород", шатался без дела. Баклуши бил... И вот встречаю друга юности - татарина Хайруллу. Смышленный был парень, оборотистый... Когда в Казань приезжали знаменитости, билеты покупал, хорошо наживался...
Хайрулла был грамотный. Газеты читал. Знал всех артистов. Любил театр. Бывал на концертах. Особенно любил скрипку...
- Понимаешь, Шаляпин, - сказал он однажды, - деньги будут и тебе. У тебя сильный голос: кричишь как пароходный труба. А приятно поёшь. Давай концерт устроим.
       На другой день Хайрулла взял какой-то зал, были отпечатаны афиши. Сам Хайрулла ездил в полицию за разрешением. Цены билетам были назначены дешевые. Бойко шла продажа билетов в табачном магазине.
- Я, - продолжал Фёдор Иванович, - получил аванс в десять рублей. В концерте, который на афише значился "народным", я должен был выступать в поддевке, которую купил Хайрулла. До концерта Хайрулла ежедневно угощал меня лукулловскими обедами в какой-то харчевне. Я чувствовал себя знаменитостью. Меня окружал своими заботами мой "первый импрессарио" Хайрулла. Никогда я не обедал с таким аппетитом, никогда потом меня не трогали так заботливости и внимание моих "импрессарио".
       Концерт прошёл блестяще. Страстно звенел мой голос. После "Ноченьки" ко мне подошёл какой-то старик-рабочий, полупьяный, жалкий, и протянул мне свою жилистую рабочую руку. Он силился что-то сказать, но не мог. Только замотал головой и молча повернулся.
       Когда я пел "Двух гренадёров", в задних рядах вполголоса подтягивали "Марсельезу" Мне стало жутко. Где-то в углу зашевелился полицейский. Он тоже был пьян, его напоил Хайрулла.
       Концерт окончен. Потушены огни. Я чувствую себя триумфатором. При выходе из зала молоденькая девушка протянула мне свою теплую, нежную ручку. Так сладко стало на душе!
       Мы сидим с Хайруллой в грязных "номерах". Хайрулла делает какие-то вычисления. Подмигивает мне своими хитрыми глазками.
- Получай... Немного остался тэбэ... 84 копейки... Ми точно посчитали... Много расход был. Поддёвка покупал... сапоги покупал..., за номер платил..., полиции расход был..., обедом угощал...
- Довольно! - кричу я Хайрулле. - К чёрту с твоими расходами. Я доволен..., счастлив, понимаешь ты?... Ловко всё это вышло... Спасибо!
... Долго я не могу уснуть. В окно жалких "номеров" тонкой полоской льётся предутренний рассвет. Я благославляю день моего концерта, давший мне чистый сбор в...84 копейки"

       Накануне двадцатилетнего юбилея своей артистической деятельности Федор Иванович дал свой последний концерт в Казани - своей родине, которую он любил с тихой грустью: ..перед глазами вырос в памяти моей этот прекраснейший (для меня конечно) из всех городов мира - город Казань." (из письма А.М.Горькому).
       Газетные публикации и слухи о приезде Шаляпина в Казань вызвали огромный интерес не только театралов, но и простого люда, обычно не посещавшего театр. Ещё задолго до начала концерта на театральной площади собрался народ. Было много жителей Суконной слободы, хорошо помнивших Шаляпина. Один за другим подходили переполненные трамваи, дальше они шли совершенно пустыми. К началу концерта у входа и на лестницах собралось столько публики, что с трудом удавалось подняться вверх, в зал дворянских собраний. Блюстители порядка выбивались из сил, чтобы сдержать её. Все стремились хотя бы посмотреть на кумира или что-нибудь услышать через открытые форточки в окнах.
       Концерт начался в 9 часов вечера в зале Дворянского собрания (Дом офицеров). В зале собралось зрителей больше, чем он мог вместить. "Вечерняя почта" писала: Заготовлено было кресел 360, входных в зал 800, на хоры - 600 (все проданы). Выдано бесплатных контрамарок по желанию концертанта учащимся музыкальной школы - 20 и разным лицам - 20. Итого 1800! Кроме того были приведены учащиеся из института слепых... Это так сказать "законные" посетители. Да обнаружено, что вследствие плохого контроля распорядителей, привезенных г. Шаляпиным, без билетов прошли в залу и на хоры, вероятно, около 500 человек.
       Многие, имея билеты, не могли попасть в зал: так сильна была давка.
       Когда Шаляпин вышел на сцену, его встретили с неописуемым восторгом. Но народ продолжал прибывать. Пройти на места не было возможности. Эстраду тесным кольцом окружила толпа, которая оттеснила первые боковые ряды. Многие поднялись на эстраду. Артист просит стоящих около него сесть. На эстраде и на полу усаживается кольцом учащаяся молодёжь. Некоторые садятся прямо под роялем. Слышны нетерпеливые возгласы: "Нужно закрыть дверь!". Слышен треск развалившегося стола за кулисами.
       Шаляпину приходится долго ждать на эстраде. В белом костюме, стройный, величавый, он выжидает ещё несколько минут, делает знак головой - концерт начинается.

Программа концерта казалась небольшой. Но концерт закончился далеко за полночь. Шаляпин много исполнил сверх намеченного - более двадцати произведений!

       "Шаляпин в концерте не менее интересен, чем в опере, - писал репортёр "Казанского телеграфа", - даже, пожалуй, более интересен, ибо в опере невольно приходится считаться с антуражем и с оркестром, в концерте же он творит один. Его исполнение песен безукоризненно, оно поражает своей изумительной проникновенностью. Его фразировка - совершенство. Его умение воодушевлять, вдохновлять слушателя - гениально".
       Когда первыми были исполнены "Пророк" и "Вакхическая песнь" и бис, и браво слились в один гул, стояло одно невообразимое: о-о-о!!!
Изумительно была исполнена песня: "Молодешенькой в деревне я жила" - много искренности и простоты было вложено в её передачу. Неоднократно среди публики раздавались голоса "Фауста, Фауста!" На это Шаляпин с добродушной улыбкой отвечал, что в концерте "Фауста" петь неудобно. "В ответ на восторженные крики, - писал "Волжский листок", - Шаляпин отвечал еле заметным кивком головы и добродушной улыбкой. От всей фигуры Шаляпина веет вообще величавой простотой, эта подкупающая простота как-то сближает публику с артистом. Среди общего гула на хорах неожиданно раздаётся: "Молодец, Федя Шаляпин!" Артист и публика хохочет...Публика разошлась под громадным обаянием неслыханного доселе пения. У подъезда слышались восторженные отзывы...".
       "Шаляпин предстал перед нами во всём ошеломляющем величии своего гения, - писала о первых впечатлениях казанская газета "Камско-Волжская речь" - Это было больше чем наслаждение. Это было счастье - редкое для нас счастье быть участником гениального творчества великого артиста. Переберите весь лексикон хвалебных эпитетов и вы не найдёте в нём слов, достаточных и подходящих для Шаляпина..."
       В следующем номере газета делала подробный разбор концерта, называя Шаляпина мастером пения, певцом-художником в самом подлинном смысле этих определений. "...Уже сравнительно давно Ю.Энгель в "Русских ведомостях" отметил, - продолжала она, что Шаляпина надо признать главою нарождающейся русской школы пения. Слушая голос артиста, вы ... услышите в нём и старческую немочь и удалую силу молодости, и монашеское смирение, и царскую гордость. Прибавлю, что в этом отношении способность Шаляпина кажется прямо безграничной - вспомните хотя бы с каким потрясающим предельной глубины драматическим пафосом передавал он "Старого капрала", с какой истомой пел он "Соловей, мой соловейко", столько восточной неги было в этом "О, если бы вечно так было", какая тонкость и вместе с тем мощь сарказма в "Блохе", и какой тончайший юмор в "Мельнице" и живой комизм в песне "Возвратился ночью мельник". И последние слова приговоренного к казни, и сладкий лепет влюбленного, и полубред пьяницы находят у этого изумительного певца-художника равно гениальное воплощение".
       Свой подробный разбор концерта рецензент заканчивает словами:"Шаляпин в новом ослепительном сиянии показал красоту произведений Даргомыжского и Мусоргского. Он заново открыл их и публике, и русским певцам, для которых теперь проложена широкая дорога".
       Рецензент "Волжского листка" писал: "Я склонен смотреть на Шаляпина не только как на певца с выдающимся талантом. Нет, гораздо шире. Я верю, что он оставит после себя в наследие культурному миру "шаляпинскую школу пения" как единственно правдиво-художественную".
Какие пророческие слова!
Ещё долго после отъезда Шаляпина в прессе шли статьи с великолепными отзывами о последнем концерте: "Фёдор Шаляпин одним мощным взмахом поднял на неизмеримую высоту славу русского баса... Он открыл новый вдохновенный путь творчества для певца, художника и артиста - пошёл смело и уверенно этим путём сам и повёл за собою целую плеяду молодых и способных певцов..."



Ссылки на другие источники:

Ф.Шаляпин: "Страницы из моей жизни"
С.Гольцман: "Ф. Шаляпин в Казани"
Фото Александра Шалгина - Памятник Ф.Шаляпину в Казани


Рецензии
Доброго времени суток! Приятно видеть фотографии достопримечательностей родного города))ну, и читать о таких знаменитых земляках, конечно!

Кстати, почти всем приезжим экскурсантам любят рассказывать забавную историю о том, как совсем еще юные Федя Шаляпин и Алеша Пешков (М.Горький)пришли пробовать свои силы в качестве певчих в церковном хоре. ПОсле прослушивания Алешу взяли... а Федю - нет)))
С уважением,

Къелла   15.06.2010 15:28     Заявить о нарушении
Спасибо, милая за столь душевный отклик!
Рада, что понравилось и моей землячке тоже!

С благодарностью,

Странница Востока   15.06.2010 22:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.