Вразуми, Господи...

ВРАЗУМИ, ГОСПОДИ...
       
Сожалею, что мной так мало сделано для Церкви, а ведь с каждым храмом города всегда было связано какое - нибудь знаменательное событие из жизни нашей большой семьи. В Вильнюской Никольской ”Перенесенной” церкви, несколько поколений окрестил один и тот же священник батюшка Максимилиан и самое первое, что припомнил из детства – это купель этого храма в которую окунали нас с сестрами. В пещерном, Виленских мучеников, после первой исповеди впервые Причастили Христовых Тайн, и всегда бабушка Мария из Украины и тетка Прасковия из Сибири, приезжая понянчить нас внуков, первым делом вели туда к пострадавшим за православную веру в языческой Литве - Антонию,Иоанну и Евстафию, а потом на башню на городской стене к Островратной иконе Богородицы, и припадая перед Святынями на колени, они что-то шепотом просили у Бога.
 В Пречистенском соборе и Тракайской церкви Рождества Богородицы, венчалились самые близкие, а ”Романовская церковь” всегда по дороге и в ней многолетней певчей была мамина старая подруга Зинаида Иосифовна. Из Евфросиньевской, на старом православном кладбище города, в последний путь, провожалось несколько поколений наших, возле церквей святой Варвары на Пушкиновке и монастырской Марии Магдалины прошло беззаботное детство.
Благодать крестов Свято-Духова монастыря, рядом с которым учились в третьей средней школе, помогла стать нам с сестрой теми кто мы есть в этой жизни, а церковь Знамения Божьей Матери у Верховного совета спасла. Храм построенный в ознаменования Спасения после крушения, он одним своим видом в холодный январь 1991 года, согревал нас с сыновьями подростками - пусть рядом высятся баррикады и горят тревожно костры, пусть кто-то из толпы сбросил ордена и медали на землю, и мы русские в одночасье вдруг оказались за границей, и даже если наступает конец света, вот он рядом Корабль Спасения и спасибо ему…
В определенный период ”строительства коммунизма”, вере дедов не давали угаснуть поучения и беседы ”белых платочков” нашей семьи Клавдии Федоровны Карпаевой и Феодосии Егоровны Сурковой, делившимися своим жизненным опытом благодаря которому, создающиеся новые молодые семьи нашего рода были оцерковлены .
Стыдно признатся, но только, после того как из окна вагона в поезде Санкт-Петербург-Вильнюс, успел разглядеть сквозь листву в пролетарском пригороде куполок незнакомой маленькой деревянной церквушки, осознал как много рядом не виденного. И знаменательнейшее событие 2000 летия Рождества Христова наверно побудило тогда еще больше узнать о наших церквах, выдающихся митрополитах, настоятелях, клире и прихожанах, больше душеполезного и интересного, и поехать по Православным храмам Литвы все дальше и дальше отъезжая от литовской столицы, по небольшой нашей стране, от одной церкви к другой, из путешественника незаметно привращаясь в паломника.
В нашем крае много православных святынь, сохранилась ”глухая обитель” Залитского старца провидеца батюшки Николая Гурьянова, есть церьковь освещенная в честь ”Псковского пустынножителя Никандра”, в которую настоятелем назначен потерявший слух, бывший военврач. В одном нашем небольшем городе, до революции попечителем церкви был премьер-министр России Петр Столыпин, а в другом, настоятелем бывший боевой генерал Российской императорской армии принявший сан.
В судьбоносный период изменивший ход истории России нашей Епархией руководил будующий Святитель и Патриарх Московский и Всея Руси Тихон ( Беллавин), а скромный тюремный храм в этот период опекал будующий главный священник Черноморского флота Белой армии.В нашем крае родился последний главнокомандующий Русской армией барон Врагнель и наверно промыслительно, что один из наших храмов в годы Второй Мировой войны принял под свои своды мощи Новгородских святых из Софийского собора.
 Всеми почитаемы пострадавшие за веру и причисленные к лику святых Виленские мученики Антоний , Иоанн и Евстафий, но не след нам забывать, что в нашем крае, когда-то общим для всех, был причислен к лику святых и младенец-святомученик Гавриил Заблудовский, и еще стоит в Друскенинкай заколоченная за ветхостью церквушка овещенный в честь этого небесного заступника маленьких детей...
Трудно передать состояние души, когда в поездках после долгого пути, блужданий и поисков, наконец где-нибудь в далике за деревьями мелькнет долгожданная маковка с православным крестом, ведь и не знал как будет выглядеть церковь к которой был путь, и такой трепет охватывал - вот он какой Храм!
Спасибо настоятелям всех приходов, церковным старостам и ключницам, в любое время молча открывавшим двери и разрешавшим приложится к святыням, помолится в одиночестве и поставить свечу. Это так не передаваемо, когда на паперти осознаешь - храм открывается для тебя одного...
По церквям Каунаской крепости водил молодой краевед Владимир Орлов, о приходах Расейняй и Кедайняй много услышал от отца Анатолия Мурашова, приславшего свои записи. Аникщяйская церковь долго будет помнится, потому что на ее паперти провел летнюю ночь…
 Священники и охранительницы много рассказывали о жизни своих приходов и о соседних церквях, и всегда приглашали с дороги на трапезу. Иногда сельские батюшки передавали меня друг другу ”из рук в руки”, перезваниваясь и тогда меня ждали...
Никогда не забыть вкуса теплого домашнего хлеба сразу трех видов, который отведал за горячим обедом в православной общине ”Понтиевского прихода” и всегда из Михнова, где она расположена, от настоятеля с самыми лучистыми глазами, батюшки Леонида, привозил по много подаренных им книг.
Мы не видели с супругой Балтийского побережья лет пятнадцать, но когда там начали строить православные храмы, взморье нашей семье стало ближе и отрадно из местного приходского листка было узнать что там отреставрирована православная часовня в Кретинге.
Приглашения в гости школьного товарища из Висагинаса, тоже стали более желанными, ведь где еще можно получить благодать от икон, еще пахнущих красками и опять же помолится в строящихся церквях.
 Из Паневежаса до Гегабрастай,два раза прошел с Крестным ходом, неся по очереди с подростками из воскресных школ и их мамами, Тихвинскую икону Богородицы небесной заступницы нашего края.
 Иногда пожилые женщины – ”белые платочки”, прихожанки из не обласканых вниманием сельских приходов, предлагали забрать старые фотографии, документы и даже грамоту священика подписанную Владыкой Алексием I -все это было трогательно, но ничего не взял, как и положил на место, диковенный квадратный старый ржавый гвоздь, найденный на пепелище сгоревшей церкви в честь иконы Божьей Матери ”Всех скорбящих Радость” на провославном кладбище в Шауляй. Наслушавшись рассказов об увиденном, просили свозить к некоторым церквям родные и близкие, и это было большой отрадой. В некоторые дальние приходы ездил со старыми школьными друзьями.
Вызывало недоумение, что так много ничейных забытых солдатских церквей, построенных по подписке ”нижними чинами” Русской императорской армии и полегших в окопах ”империалистической” Первой мировой и Гражданской войне, или рассеяных революцией по свету. К сожалению довелось увидеть и некоторые Божьи дома разрушающимися, обедневшими и малочисленными, но хочется верить, что выстояв в трудные времена войн и гонений они возродятся, если не забудем и передадим детям, написанное сто лет назад на стене одного из забитых Вильнюсских храмов:
-”Азъ есмь дверь; Мною аще кто внидетъ, спасется”.
Приношу извинения клиру и прихожанам, что в должной мере не отобразил красоту церквей и за возможные допущенные ошибки или неточности в предыдущих изданиях, связанные с желаним рассказать об увиденном и помочь кому-нибудь быстрей найти дорогу к Свету.
Благодарю доктора истоии Регину Лаукаитате из Института Истории Литвы, за предоставленные материалы и бескорысную помощь в подготовке издания.
Низкий поклон всем священнослужителям и добрым людям, стараниями которых Православные храмах Литвы были построены, досмотрены и сохранены.
Вразуми Господи.

январь 2006


Рецензии