Церковь надежды...

       
Мы, хипующие в конце шестидесятых, просто городские подростки вечерами собиравшиеся у памятника генералу Черняховскому, излюбленному месту встречь молодежи, услышали - ”а в шестой, в Лукишках, на танцах Битлов крутят”. ”
”Лукишками” в городе называют городскую тюрму, и тогда благодаря ”Ливерпульской четверке”, многие мальчишки впервые увидели Никольскую тюремную на танцах в школе, не из окон камер этого исправительного заведения, а из актового зала школы.
 Несколько лет назад из разговора со священником Виталием Серапинасом узнал, что внутри тюремная церковь разделена на отделения по степени тяжести вины осужденных и требы проходят в одной из комнат, устроенной для этих целей, и когда обратился к батюшке Виталию с предложением в честь столетнего юбилея востановить крест над куполом, то был успокоен что администрация заведения обещает это сделать своими силами,на фасаде с улицы тогда еще угадывался мозаичный лик Спасителя, напоминающий о доме Божьем, и тем отраднее было через год воотчию убедится что Христа Пантократора к юбилеи церкви отреставрировали, о чем сообщили городские средства информации, но вделаные иконы Божией Матери Островоротной и Святого Николая Чудотворца еще ждут реставраторов.
Здание этой церкви из желтого кирпича в византийском стиле, построено 1905 году рядом с тюремными костелом и синагогой и находится в переулке Лукишкю, рядом с площадью с одноименным названием, на которой царскими властями были казнены руководители революционно-демократического движения 1863—1864 годов Зыгмунд Сераковский (1826-1863) и Кастусь Калиновский (1838-1864) добивавшиеся вооруженным путем ”не такой вольности, какую нам царь захочет дать, а такой, какую мы сами, мужики, между собой сделаем”. Участники тех событий, Ярослав Домбровский (1836-1871) и Валерий Врублевский (1836-1907), выехавшие во Францию, при содействии русских революционеров, экспоприировали свои революционные идеи и в этой стране, доказав что им, все равно где подымать бунт и став генералами Парижской Коммуны 1871 года.
О внуреннем убранстве возведенной церкви можно узнать из книги А.Виноградова ”Православные святыни г.Вильны ”, изданной в 1906 году: ”Иконостас резной, дубовый, Царские врата вызолочены. Иконы писаны художниками: академиком И.П.Труневым, И.Г.Рыбаковым и др. ”
       Сведения о священнике этого прихода Георгии Спасском который- : ” Преподавал в Учительской семинарии в Поневеже, в Виленском Реальном училище, Техническом железнодорожном и Химико-Техническом. Одновременно с этим опекал тюремный храм... ” можно почерпнуть из книги игумена Ростислава (Колупаева) "Русские в Северной Африке".В Доброводческой Русской армии Врангеля Георгий Спасский стал главным священником Черноморского флота
       После ”восстановления советской власти в республике в 1940 году”, под одной статьей Уголовного кодекса СССР были объеденены в своем бесправии свыше двухсот священнослужителей - католических ксензов и православных священников, и через зарешетченные окна камер их молитвы возносились на рядом стоящие ”изночально арестованные” костел и церковь тюремного замка. Своды тюремного православного храма вселяли надежду ”вновь принятым прихожанам”, а силы придавали слова утешения заключенных здесь в разное время - иеромонаха Давида (Грушина), протоиерея Александра Нестеровича, свяшенников Стефана Семенова, Николая Крейдича, Петра Соколова, Федора Ракецкого и многих других. Протоиерея Луку Голода в 1944 репресивные органы оправдали-заступились жены советских офицеров которых он спас в годы войны. Предположительно в этих тюремных стенах встретил свой посленний час кандидат Богословия Вячеслав Васильевич Богданович, отсюда на смерть в воркутинские лагеря сослали религиозного философа Льва Платоновича Карсавина,заслуги которого городскими властями недавно отмечены памятной доской на доме в котором он жил.Об этих мужественных людях можно больше узнать из статей Ирины Арефьевой размещенных на сайте ”Живой колосс”,откуда и подчерпнута часть сведений об узниках совести.
       В сводках военного времени Вильннюсская тюрма прославилась тем что с началом боевых действий она была эвакуированна. ”Из докладной записки начальника 3 отделения НКВД 42 бригады Конвойных войск мл. лейтенанта госбезопасности Компанийца начальнику 3 отдела НКВД СССР ст. майору госбезопасности Белякову:- ”Старший лейтенант Дьячков и старший политрук Панченко возглавляли эшелон заключенных, погружавшийся из Виленской тюрьмы. Во время налета авиации противника и действия контр-революционных групп в городе Вильно, Дьячков и Панченко бежали, а за ними почти весь конвой. Оставшаяся группа в 4 человека, во главе с младшим сержантом Умеренковым, силой оружия, понудила паровозную бригаду вести эшелон по маршруту и четверо, вместо 80-ти человек конвоя, отконвоировали 609 человек заключенных в город Горький, не имея ни одного побега …”. Из статьи Александра Гурьянова, Александра Кокурина "Эвакуация тюрем" http :// www. hro. org/ editions/ karta/ nr6/ evaku1.htm.
       В новых планах городского самоуправления перенести этот следственный изолятор - в Пагеряй, а комплекс старых зданий в самом центре столицы выставить на аукцион, но ответ священника Владимира Селявко одному из посетителей сайта Епархии, обеспокоенных судьбой православного храма вселяет надежду:-”…что пока нет места для волнения… этот вопрос будет поставлен позже и, думаю, что он решится здраво.”
       Миром Господу помолимся, что б разрешился здраво.

февраль 2006


Рецензии