Инстинкт смерти или бред дилетанта

Любой человек, хотя бы немного задумывающейся о своей природе, и пытавшийся анализировать свое поведение и свои мотивации, и, может быть, выступающий в качестве психоаналитика в отношении своих собратьев по разуму, не будет отрицать, что мы люди есть животные и даже звери, причем самые страшные звери на нашей планете. Осознание этого факта подвигло меня попытаться разобраться в том, почему человек самый страшный зверь среди всего животного мира планеты. И почему он, де-факто занявший вершину пищевой пирамиды среди млекопитающих и продолжающий агрессивно захватывать все свойственные и не свойственные его биологии экологические ниши, способен на такую беспрецедентную экспансию. Что является той движущей силой в человеке, позволившей ему достичь гегемонии своего вида на планете?

Моя исходная позиция в оценке природы человека, как вида млекопитающих, не несет в себе даже малой толики оптимизма, напротив, я считаю, что человек в том состоянии, в котором он сейчас находится, является видом, нацеленным на самоуничтожение и уничтожение большинства других видов, находящихся ниже его в экологической системе Земли. Эта моя позиция должна отвратить от дальнейшего чтения данного опуса тех, кто верует в божественное происхождение человека. Во всяком случае, я предупредил вас, и читать или не читать дальше, решать вам.
       
Как необидно это сознавать, но мы всего на всего рядовые произведения природы, задуманные ею для заполнения определенной экологической ниши. Как любая живая материя мы нацелены природой на выполнение определенной миссии в единой биосистеме нашей планеты, и наделены для этого совершенным биологическим свойством – способностью преобразования биологической энергии из одного вида в другой под названием - жизнь.
Для выполнения этой целевой миссии природа в процессе эволюции снабдила нас комплексом программ автоматических поведенческих реакций необходимых для обеспечения существования и развития вида на определенном интервале условий внешней среды и внутренних состояний конкретного организма. Эти программы мы называем инстинктами.

Современное определение инстинкта:

Инстинкт (от лат. instinctus — побуждение), целесообразное поведение без осознания цели; ситуация, в которой осуществление одного рефлекса приводит к осуществлению другого. Инстинкт — комплекс двигательных актов или последовательность действий, свойственных организму данного вида, реализация которых зависит от функционального состояния животного (определяемого доминирующей потребностью) и сложившейся в данный момент ситуации. Инстинктивные реакции носят врожденный характер, и их высокая видовая специфичность часто используется как таксономический признак наряду с морфологическими особенностями данного вида животных.

Это определение, претендующее на полноту, не дает ясного представления, что же такое инстинкт. Его писал, по-видимому, гуманитарий от этого степень формализации определения и страдает, на мой взгляд. С другой стороны, когда речь идет о таких вещах, как нервная деятельность, то строгая формализация может быть и неуместной.

Выше уже было сказано о комплексе программ автоматических поведенческих реакций необходимых для обеспечения существования и развития вида на определенном интервале условий внешней среды и внутренних состояний конкретного организма, который мы и будем условно называть инстинктами.

- комплекс – т.к. все инстинкты, имея каждый в отдельности свою собственную целевую функцию, направлены на решение единой задачи - обеспечение существования и развития конкретного организма и вида, к которому он принадлежит. Этот комплекс можно было бы назвать основной автоматической системой управления жизнедеятельностью представителей конкретного вида, если бы это не шокировало читателей, относящихся к себе, как к божественному чуду;

- программы автоматических поведенческих реакций, или собственно инстинкты, есть последовательности автоматического реагирования нервной системы на определенные биохимические вещества (стимуляторы) появившиеся в организме в результате взаимодействия с внешней средой и/или при изменении внутреннего состояния организма в процессе его жизнедеятельности. Эти реакции нервной системы реализуются в соответствующие конечные двигательные действия (поведение), и физиологические проявления организма. Сами программы, скорее всего, могут быть описаны с использованием размытой логики - системы логики, способной объяснять утверждения, являющиеся истинными или ложными в зависимости от контекста. Одно и то же биохимическое вещество (например, адреналин) может запустить на исполнение разные программы (инстинкты) в зависимости от его концентрации в организме. Программы более низкого уровня, чем инстинкты, отвечающие за появление в организме стимуляторов это уже чистая физиология – рефлекторная деятельность организма, но именно от неё зависит тот интервал условий внешней среды, в котором инстинкты эффективно работают.

Для каждого вида инстинкты имеют свою видовую реализацию, прежде всего поведенческую специфичность, но и у представителей одного вида не будет найдено абсолютно идентичных реализаций инстинктов. Каждая особь одного вида имеет свою неповторимую реализацию программ автоматических поведенческих реакций. У видов с двуполой системой размножения инстинктивные поведенческие реакции самцов и самок имеют весьма существенные различия, которые надо бы относить к первичным половым признакам в первую очередь, что, однако, не делается.

Еще одно важное свойство инстинктов – это их адаптивность. Мы считаем, что инстинкты врожденные механизмы, доведенные до совершенства на протяжении всего периода эволюции, от появления вида, его развития, и до его текущего состояния, передаваемые нам как самое драгоценное наследство, накопленное всеми предыдущими поколениями. Но каждое новое поколение вида вносит коррективы, в программы автоматических поведенческих реакций исправляя ошибки или совершенствуя их, адаптируя их к новым внешним условиям и/или внутренним изменениям, т.е. эта неповторимость реализации инстинктов в конкретной особи. Этих изменений-корректировок программ огромное множество, почти столько же, сколько особей нарождается в новых поколениях вида, однако закрепляется, как ценное приобретение ничтожно малое число этих экспериментальных нововведений, и только те, которые прошли длительные испытания временем в результате естественного отбора. Этот тезис находит свое отражение в часто используемой людьми фразе: «Люди по сути своей, внутренне, остаются прежними, как и тысячелетия назад. Изменяются только условия их существования».

И чтобы завершить это развернутое определение инстинктов отметим, что эти автоматизмы действуют, не требуя их осознания, и помимо воли их обладателя, вырываются из подсознания для немедленного исполнения, где они хранятся, как бесценное достояние вида, к которому он принадлежит.

Уильям Мак-Дугалл выделял следующие виды инстинктов:
• бегство (страх);
• неприятие (отвращение);
• любознательность (удивление);
• агрессивность (гнев);
• самоуничижение (смущение);
• самоутверждение (воодушевление);
• родительский инстинкт (нежность);
• инстинкт продолжения рода;
• пищевой инстинкт;
• стадный инстинкт;
• инстинкт приобретательства;
• инстинкт созидания.

Но это только виды инстинктов, самих программ автоматических поведенческих реакций огромное множество, и, чем сложнее анатомическое, физиологическое, социальное устройство вида, тем большим числом инстинктов он обладает.

Теперь, собственно, о пессимизме в отношении человеческой природы. Природа сделала большую ошибку, снабдив человека развитой опухолью головного мозга, способной сознательно строить целеполагающие программы, которые в 99% случаев не предусматривают корреляции с инстинктами. Эти искусственные, я бы назвал их еще и скороспелыми, программы собственного поведения строятся нами в области сознания, чаще всего, без четкой постановки конечной цели, которую мы хотим достичь.

Большинство этих программ строятся «наобум святых» на основе полученных знаний, опыта, мировоззрения, то есть всего того, что было пропущено нами через сознание в процессе обучения, и усвоения накопленного человечеством огромного количества таких же программ, сохраненных для потомков, как некие эталоны, гениальные решения, или просто решения, приводящие к быстрому успеху.

Это наследие человечества, которое мы впитываем в процессе своего развития, как личности, является по отношению к первородным инстинктам, чаще всего, чистым абсурдом, но именно этот абсурд возведен у человечества в ранг эталона. Их породили и сумели закрепить в истории, как высшее достояние, «гении» - «великие» личности с изуродованными мутациями, и искалеченными инстинктами. Это - все великие воители-убийцы, преодолевшие табу на убийство себе подобных, родившиеся с гипертрофированным инстинктом агрессии. Это - рабы, у которых стадный инстинкт и инстинкт страха имеют высший приоритет исполнения в силу того, что физиология этих людей такова, что стимуляторы этих инстинктов выделяются в кровь «по любому поводу». Это и великие воры и мошенники, у которых инстинкт приобретательства преобладает над всеми остальными.
Получив такое воспитание своего сознания человек, родившийся со здоровыми инстинктами, просто не способен создать программу поведения коррелированную с инстинктами по целевым функциям.

Инстинкт смерти, о котором писал Фрейд, есть благоприобретенный инстинкт, как результат постоянных конфликтов между здоровыми инстинктами и созданными человеческим сознанием программами, в которых глупости и ошибок больше, чем мы можем себе представить. Именно этот инстинкт смерти тянет человека в пропасть деградации и принятие, как данность, своих узаконенных историей, качеств сверхзверя, чудовища, которыми отличается человек от всех живущих на Земле существ. Они всем известны. И самые страшные из них это способность к убийству своих соплеменников, чего нет ни у одного другого вида, фантастическая алчность и беспрецедентное лицемерие. Этот же инстинкт смерти является основой для лицемерного ухода от осознания себя в окружающем мире и слепой веры в высшие божественные силы, которые способны разрешить наш конфликт между подсознанием и сознанием.

Все убийства совершаются людьми либо сознательно по программе построенной на знаниях узаконенных историей человечества, либо по велению изуродованного инстинкта агрессии.
Страшно то, что это уже не изменить. Весь прогресс человечества это борьба со своей природой и со всей природой вообще. Слишком далеко мы зашли, уродуя самих себя всё больше и больше, и создав в себе инстинкт смерти.


Рецензии
"способность к убийству своих соплеменников, чего нет ни у одного другого вида" - это не так. Так называемые "качества чудовища" всегда были присущи природе. Множество видов практикуют убийство особей собственного вида. И как каннибализм и по другим "соображениям".

Лена Сказка   05.08.2008 13:44     Заявить о нарушении
Каннибализм и другие "соображения" - это не правила, а редчайшие исключения у видов обреченных на исчезновение.

Финн Заливов   05.08.2008 14:01   Заявить о нарушении
Это не исключения и никак не редчайшие. Это распространенное явление, например, у таких видов, как крокодилы и щуки. Эти виды намного древней человека и, возможно, человека переживут. Медведи и львы убивают детенышей собственного вида. Этот список можно продолжать бесконечно. Человек, действительно, вышел из природы, причем во всех отношениях. Ожесточенная конкуренция внутри одного вида - не его изобретение.

Лена Сказка   05.08.2008 14:44   Заявить о нарушении
Доводы, которые вы приводите из природы касаются бессознательных инстинктивных убийств представителей своего вида у хищников с целью сохранения за собой пищевой ниши, ограничивая численность, или утвердить себя в потомстве. А крокодилу и щуке всё равно кого есть, там срабатывает пищевой инстинкт. Но люди утверждающие, что они творения Бога убивают сознательно, просто по идеологическим соображениям. Вспомните Освенцим, Дахау с их газовыми печами, или Хиросиму, или наши лагеря. Как это объяснить?

Финн Заливов   05.08.2008 16:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.