***

Слово, брошенное в толпу,
способно либо направить её
на путь истинный, либо
сбить с этого пути и увести
к краю пропасти…



Ещё в институтские годы, когда на первых курсах нам читали лекции по философии, в программу входили диалектический материализм, марксизм-ленинизм и научный коммунизм. Мы без конца конспектировали работы В.И.Ленина, изучали материалы партийных съездов. Я не думаю, что среди наших студентов были такие, кто отдавался изучению всех этих документов с тем пылом и жаром сердец, с которыми мы бросались в постижение истории языка или зарубежной литературы. Но, тем не менее, не познакомься я с манифестами и декларациями, выдвигавшимися коммунистами европейских государств, таких, как Франция и Германия, не сопоставь их с аналогичными документами, появившимися в России, вряд ли я вообще задумалась бы, в чём разница между русскими и западными коммунистами, и почему их пути во многом расходились. Я, конечно же, не имею в виду тех коммунистических партий, которые стали диктовать, как жить, в государствах, изменивших курс после окончания второй мировой войны. Коммунистические движения в этих странах были попросту просоветскими и имели мало общего с коммунистическим движением в капиталистических государствах.
Русские коммунисты, на мой взгляд, априори подпитывали свои корни православием. Иначе и быть не могло. Россия на протяжении веков была православной державой. Хотим мы того, или нет, а связь времен не может разорвать ничто, ибо она существует помимо нашего желания где-то на подсознательном уровне и на уровне генов. И хоть открещивались и от православия, и от церкви все партийные и советские лидеры от самых верхов до маленьких чиновников из провинции, они оставались с ними связанными навечно.
Видимо, сами того не осознавая, где-то на задворках своего подсознания, все мы продолжаем быть связанными с православным прошлым России, пусть даже тоненькими ниточками, через память о наших предках.
Для православия же молитва всегда была превыше дела, впрочем, как для всего христианского мира «сначала было СЛОВО». Так вот, говоря о преемственности, русские коммунисты, воспитанные и взращённые на православной культуре, выгодно перенесли постулат о главенстве слова на свою деятельность. Может, поэтому, говорильня для них всегда была важнее чего бы то ни было. Таким образом, истинная демократия подменялась разговорами о демократии, свобода – разговорами о ней. А потом уже, по инерции, как говорится, пошло-поехало – подмены одного другим стали хроническими буквально во всех сферах жизни общества. Правда стала заменяться вымыслом или откровенной ложью. Лгали все – в большом и малом. Это стало нормой жизни. Подменялись цифры, выражавшие валовой доход государства, доходы среднестатистической семьи, выполнения надуманных планов в работе предприятий. Везде и всюду царствовали подтасовки.
Лгали и СМИ всех уровней, способствуя формированию интернационального сознания, напрочь забыв о том, что в гражданах своей страны необходимо сначала пробудить национальное самосознание. И в этом они преуспели ничуть не меньше, чем партийные руководители. Это уже потом, годы спустя, многие из них стали раскаиваться, открещиваться от прошлого, де, тогда они не могли по-другому – иначе было нельзя. Те из старых журналистов-коммунистов, кто успел это сделать вовремя, снова научились истово креститься на образа. Раскаявшиеся, получившие отпущение грехов, они опять оказались у власти, нынче именуемой четвёртой. Теперь у них другие правды, иные герои и кумиры. Но, как ни крути, они опять у кормушки – значит, будут сыты, обуты, одеты, и внуков до конца их жизни обеспечат.
А я так думаю, господа журналисты, грешили многие из вас тогда против совести, грешите и сейчас, сменив обличье. Привычка у вас такая выработалась – менять наряд и маску в угоду переменам, что ж, Бог вам судья.


Рецензии