Ученические тетради

Какие порой неожиданные мысли приходят нам в голову, стоит увидеть что-нибудь, казалось бы, давно стёршееся из памяти или почти позабытое. Невольно начинаешь вспоминать не только сами эти вещи и предметы, но и то, что так или иначе было с ними связано, причём, иногда весьма опосредованно.
Уверена, не попадись мужу случайно на глаза пачка старых ученических тетрадей, выброшенных кем-то на свалку, и не принеси он их домой, наверняка не появились бы записи, которые, я почему-то в том уверена, в скором времени заполнят эти успевшие пожелтеть от времени сотни пролинованных страниц. От тетрадок пахнуло чем-то ностальгическим, слава Богу, бумага не успела впитать в себя иных запахов, которые всегда источает мусоросборник, возле которого сие «богатство» было найдено. Да, давненько не встречались мне такие простенькие в тонких сереньких обложках ученические тетради. По-моему, их уже не одно десятилетие, как сняли с производства, и сами они канули в небытие вместе с ушедшим навсегда в историю ХХ веком, чтобы не возвращаться никогда, если только в памяти человеческой о прожитом. Кстати, оно далеко не всегда грустно и печально, как в том хотят уверить нынешних школьников их наставники и учителя, использующие для обучения своих воспитанников новые учебники, в которых проведена тщательная и избирательная ревизия, особенно по части истории Отечества и советской школы, в частности.
Несколько дней не прикасалась к находке, решив всё-таки удостовериться, верны ли мои предположения о том, что подобными тетрадками больше не торгуют в канцелярских магазинах. Я даже специально сходила на рынок, чтобы рассмотреть современные школьные принадлежности, предлагаемые нынешним школьникам для использования, благо стоял август – самое время запасаться всем необходимым к школе. Мои догадки оправдались. Прилавки с ученическими принадлежностями всех мастей, скажу честно, своим мишурным блеском, пестротой и глянцем ручек, точилок для карандашей, яркими наклейками на пеналах напомнили мне лотки, с которых обычно продают зимой ёлочные игрушки перед Новым годом и Рождеством. Наверное, в этом нет ничего дурного, и не стоит по-стариковски брюзжать, хуля всё новое, красочное, по-видимому, радующее глаз ребёнка. Впрочем, позволю себе, на сей счёт, высказать своё собственное соображение. Хотя обучающий процесс, особенно в начальной школе должен быть согласно разумным методикам радостным, а не нудным и унылым, отвращающим ребёнка от учёбы, тем не менее, здесь следует быть очень осторожными, чтобы не переборщить. Далеко не каждый ребёнок способен уловить разницу между весёлой игрой и учёбой, если последнюю обставить таким антуражем, который будет способствовать отвлечению от собственно овладения знаниями. Однако я не собираюсь залезать в дебри педагогики – это выходит за рамки тех размышлений, на которые меня натолкнула увесистая пачка тоненьких ученических тетрадей в линейку. Собственно и пошла я на рынок с единственной целью – посмотреть, какие же тетради предлагаются нынешним школьникам. Вот они, всех мастей: хоть для математики, в клеточку, хоть для русского языка – в линейку. И как только не разукрашены их обложки! Чего только на них ни встретишь: здесь тебе и мультяшные герои на потребу детей младшего школьного возраста, голливудские кинодивы и мускулистые загорелые мачо с киношными ковбоями для детишек постарше. А уж, сколько под выполненной в стиле граффити надписью “NOTE-BOOK” красуется фотографий с изображением суперсовременных автомобилей – недосягаемой мечтой большинства смертных, по крайней мере, в нашем государстве – не счесть! И тут я стала невольной свидетельницей настоящего скандала, произошедшего между дочерью и матерью у самого прилавка. Девочка, судя по всему, будущая первоклассница, топала ногами, визжала, а затем и вовсе разревелась, требуя, чтобы мать непременно купила ей такой же пенальчик с магнитной застёжкой, как у её подружки Юли. Пластмассовую же коробочку, которую родительница сочла подходящей для хранения в ней ручек и карандашей, тем более что та была почти в два раза дешевле, девочка наотрез отказалась даже взять в руки. Печальное зрелище. Каждый раз, когда видишь ребёнка, впадающего в истерику, требующего от отца или матери приобрести ту или иную, причём, далеко не всегда необходимую вещицу, почему-то становится жалко и дитя и его родителей, порой оказывающихся бессильными в обуздании неоправданных желаний своих чад, тем более не способных сделать это тактично на людях.
И всё-таки вернусь к тетрадям – я ведь, собственно, из-за них отправилась на «Школьный базар». Бабочки, цветочки, куклы Барби, рисунки и фотографии кошечек, собачек, птичек и прочей живности – наверняка у детворы при выборе тетрадей глаза разбегаются. А как нелегко, представляю, родителям угодить своим детям, если они надумают сами, не советуясь с ребенком, купить ему всё необходимое к школе. Конечно, может быть, кому-то я покажусь ретроградом, но сдаётся мне, что такого рода украшательства нисколько не способствуют тому, чтобы ученик, беря подобные тетради в руки, вдруг сходу настроился на рабочий лад, задумался над правописанием или вспомнил необходимые для решения задачи формулы. Впрочем, можно бесконечно долго рассуждать о том, сколь важно подчинить буквально всё главной задаче школы – научить молодые головы поглощать, переваривать, а в дальнейшем – использовать полученные в ходе обучения знания. И под этим «всё», конечно же, следует понимать не только прогрессивные и оптимальные методики обучения, образованных и владеющих этими методиками преподавателей, интересные уроки и содержательные учебники, но и ещё кое-что, без чего добиться желаемых результатов попросту невозможно. Многое зависит от того, как выглядит учитель, как оформлены учебники и тетради, в которых дети выполняют классные и домашние задания, насколько эстетично оформлены классы, кабинеты, школьные коридоры и вестибюли.
Так вот в том, что касается ученических тетрадей, мне кажется, лучшим дизайнерским решением при их оформлении была бы лаконично и даже скромно оформленная обложка – без рисунков и лишних надписей, о каком бы возрасте ученика ни шла речь. И тогда, беря в руки тетрадь, школьник быстрее вовлечётся в учебный процесс, не отвлекаясь и не задумываясь, например, над тем, станет ли он в будущем владельцем такого же шикарного авто, какое красуется на обложке тетради. Возможно, он не замечтается о том, как отправится однажды в экзотические страны, где произрастают столь же дивные цветы с порхающими над ними прекрасными бабочками, что изображены у него на тетрадке, а сразу же примется выполнять задание учителя.
Хотя, не лукавлю ли я? Вот ведь и эта унылая, скромная тетрадь с весьма скромной тонкой обложкой оказалась способной отвлечь меня от того, чем я до этого намеревалась заняться. Более того, не окажись рядом с ежедневником, где записан план моих дел на сегодня, вполне возможно, я бы и дальше углубилась в рассуждения о современной школе. Следовательно, отвлечься можно и без ярких и красочных картинок. Уж не становятся ли мои рассуждения, навеянные благодаря случайным ассоциациям, похожими на стариковское брюзжание, друзья мои? А мне бы этого так не хотелось, поверьте.


Рецензии