Добро пожаловать! или Мы вам всегда рады!

«Всё для человека, всё для блага человека, всё во имя человека». Казалось бы, в нашем государстве подобные лозунги давно канули в лету. Они как-то сразу исчезли вместе с кумачом, серпом и молотом, здравицами в честь КПСС, с её помпезными съездами, провозглашавшимися вехами на пути к коммунизму. Наверное, многое из того, что некогда было традицией, со временем может исчезать. Хотя традиция, как нечто, унаследованное от прошлых поколений, нет-нет и напомнит о себе. В частности, и подобного рода лозунги тоже не исключение. Достаточно вспомнить совсем недавно отшумевшую предвыборную кампанию. Разве не похожие популистские лозунги были взяты на вооружение многими партиями, причём, как левыми, так и правыми, когда нужно было заручиться поддержкой избирателей в лице обездоленного народа, жаждущего, если не возмездия, то, уж по крайней мер, справедливости?
Традиции…
Как часто эпитетами к ним являются слова: «старые и добрые». Но, так или иначе, прежде чем таковыми стать, они, проходили порой достаточно долгий путь, в течение которого либо приживались, либо отмежевывались, как неприемлемые. Традиции нередко переходили в простые привычки и обычаи. Именно так случилось хотя бы с пожатием рук при встрече, чоканьем бокалами после тоста, вручением символических ключей по самым разным поводам, наконец, ещё один пример - наше традиционное «здравствуйте» при виде знакомого человека. И мы уже давно не задумываемся о том, что в этом самом приветствии мы желаем тому, к кому наше приветствие обращено, здравия, то есть, здоровья.
В стародавние времена, когда появлялись первые города, первые государства, их правители учреждали гербы, на которых в лаконичной форме демонстрировались могущество и незыблемость нового образования. Видимо, поэтому по традиции в гербах присутствуют орлы и тигры, львы и слоны, олицетворяющие собой силу и власть. Правда, значительно позже в ряде государственных символов стали появляться и иные предметы, являющие устрашение и готовность дать отпор любому врагу. Так на гербах и знамёнах рисуются сабли, кинжалы, а в совсем недавней истории - автомат Калашникова. Традиция – куда от неё денешься!? Несколько позже, чем это произошло с гербами и знамёнами, стали узаконивать и гимны.
Но вот ведь парадокс: если в стародавние времена вся эта атрибутика придумывалась исключительно для территориальных образований, то сегодня эту традицию взяли на вооружение все, кому не лень, например, собственники разного толка, предприниматели, в том числе и мелкие. Ну, на самом деле, почему бы не придумать герб и не заказать гимн для корпорации, компании, супермаркета, почты, киоска, общественного туалета? Ну, если хозяину так захотелось, кто ему в праве помешать сделать такое для того, что он считает своим детищем, куда он вложил свой труд и свои капиталы?..
 Трудно вспомнить, когда и откуда мы позаимствовали обычай перерезать ленту (обычно красную), если открывается какое-то сколько-нибудь общественно-значимое учреждение, будь то библиотека, театр, больница, школа и т.д. и т.п.
Порой, правда, мы забываем, что большинство из взятых нами на вооружение старых традиций несут весьма определённую символическую и смысловую нагрузку, причём, двусмысленность здесь неуместна – не для того традиции передаются из поколения в поколение, от эпохи к эпохе, чтобы в них утрачивалось главное. Так, гимн, даже если он без слов, - прославляет. Передача из рук в руки символического ключа означает: «Бери и владей тем, что можно открыть этим самым ключом». Верно и то, что некоторые дополнения и изменения всё-таки привносятся и в традиции. Так, например, использование государственной символики стало со временем иметь ряд ограничений в её употреблении, тем самым подчёркивается её значимость. Упомянутые символические ключи теперь нередко не подразумевают какую-то определённую дверь, а потому стали значительно больше по размерам и мало напоминают современные, тем более, электронные. Да и при перерезывании ленточек всё чаще стали дробить её на несколько фрагментов, чтобы каждый из учредителей и почётных гостей мог унести с собой этот маленький кусочек ткани, который символизирует его сопричастность с открытием того или иного объекта, а может, послужит ему в будущем бесплатным билетом для посещения заведения.
Перерезывание же красной ленточки тоже имеет сугубо определённый смысл: «Добро пожаловать! Входите! Здесь вам всегда рады!»
Совсем недавно наблюдала, как перерезали красную ленту, открывая новое кладбище. Мне кажется, устроители этого мероприятия должны были об упомянутой символике задуматься.
Возможно, кто-то прочтёт и скажет или подумает: «А зря корреспондент придирается. И что тут такого страшного произошло? И вообще, при чём тут эта ленточка? Хорошее, благостное дело сделали. Давно нужно было в городской казне найти средства, чтобы обустроить кладбище. Увы, таков непреложный закон бытия – люди не вечны. И заканчивают они свой жизненный путь, как ни крути, на кладбище – это его последнее человеческое пристанище, и оно должно хотя бы выглядеть достойно!»
Так-то оно, конечно, так. А всё-таки, хорошо ли это, если мы пользуемся традицией без оглядки, не задумываясь над тем, каков её подтекст? Между тем, открытие городского кладбища имела возможность наблюдать не одна я. Не поверю, что не нашлось среди зрителей людей, особенно из числа представителей старшего поколения, моих единомышленников, увидевших в символическом разрезывании красной ленточки совсем не то, что имели в виду строители, учредители и прочие лица, причастные к этому благому делу.
А ещё мне подумалось: «Как жаль, что не живут в наше время Салтыковы-Щедрины, Зощенки, Ильфы и Петровы! Уж они-то не преминули использовать упомянутый мною эпизод, чтобы сделать его частью памфлета, фельетона или юмористического рассказа о нравах и обычаях, прижившихся в современном нам обществе человеков.


Рецензии