О русском языке, и не только

Переписывать историю заново занятие неблагодарное – многовековой опыт человечества тому свидетель. А вот извлекать из неё уроки - дело не только достойнейшее, но и необходимое. Не в назидание будь сказано, тот, кто не учитывает опыта прошлых поколений, обречён на многие неудачи на своём жизненном пути. Это почти аксиома для тех, кто хочет не только выжить, но и преуспеть, сохранив то лучшее, что было выработано человеком. Увы, нередко об этом стали забывать, а напрасно.
Так, на примере новейшей истории нашего отечества нетрудно проследить, когда, и в результате чего начиналось крушение сначала монаршей, а затем – и советской империи. Вполне понятно, что профессиональные учёные и политики среди главнейших, а если говорить с помощью современных языковых штампов, то приоритетных причин, приведших к катастрофе, назовут такие, как противоречия между трудом и капиталом, жесточайшую социальную несправедливость, царящую в обществе, разделённом на богатых и бедных, а ещё точнее, нищих. С точки зрения науки, это факты неоспоримые.
С точки же зрения обывателя, всё можно бы было объяснить куда как проще и доступнее, понятнее для всех тех, кто составляет большинство нации. Обыватель, этот человек, не рвущийся во власть, не воюющий на баррикадах за идею, кем-то брошенную в толпу, живущий по простым житейским законам, в которых чётко прописано, что есть зло, а что добро, воспринимает государство, в котором живёт, прежде всего, как огромную семью. В семье, что должно быть известно любому, даже не имеющему элементарного образования, лад и мир сохраняются до тех пор, пока все её члены живут в согласии, поддерживая друг друга в радости и в горе, ведут совместное хозяйство, разумно распределяют обязанности, учитывая реальные возможности, способности и потребности каждого члена семейного сообщества. Они почитают одной из самых важных для себя задач воспитать детей так, чтобы те продолжили в будущем дело своих родителей, приумножая, а, не разоряя совместно нажитое, рачительно тратя заработанное. Заметьте, стоит кому-то в семье начать разборки – особенно по части распределения совместной собственности, как тут же возникают ссоры – сначала между отдельными членами семьи, затем в конфликт вовлекаются все, что приводит к распаду семьи, влекущему за собой раздел имущества. Так исчезает богатая стабильная большая семья – и на смену ей появляется много маленьких. Те чаще всего быстро разоряются, дряхлеют, что в конечном итоге может привести к тому, что весь род, некогда сильный и сплочённый, исчезнет без следа, не оставив после себя не то, что достойной памяти на земле, но и прямых потомков. Через два-три поколения, глядишь, о них и вовсе забудут, словно их никогда не было на земле.
Не правда ли, очень похоже на то, как рушатся державы?
Но, казалось бы, в самый последний момент, когда вот-вот уже всё должно развалиться, стоит старшим братьям и сёстрам, к примеру, помириться или старейшинам семьи призвать младших прислушаться к голосу разума, – и род спасён. Случись такой поворот в судьбе, - и вновь жизнь постепенно налаживается: и хозяйство укрепляется, и дружеские отношения восстанавливаются. И снова в семьях, восходящих к единым корням, начнут рождаться дети и внуки, которым будет что передать вместе с накопленным капиталом и добром. И это будет, прежде всего, богатый житейский опыт, благодаря которому им не только удалось удержаться на плаву и выжить, но и преуспеть.
Аналогичные перемены возможны и в сообществах людей, более крупных, чем семья, в таких, например, как нация. И тому есть множество примеров, которые известны хотя бы из школьных учебников. Достаточно привести некоторые из них, которые напомнят о тех моментах в истории нашего отечества, когда само существование России, раздираемой внутренними противоречиями, оказывалось под угрозой. Вот тогда внешние враги, убедившись в слабости и неспособности русских защитить свою отчизну, и начинали чувствовать, что пробил их час: некогда мощное государство стало уязвимым, значит, его легко завоевать, а народ поработить или уничтожить. Увы, были подробные эпизоды в нашей истории. И мы не должны забывать, что приходило ослабшему государству на помощь, что тогда спасло Россию и русский народ от верной гибели. Находились среди соплеменников люди с высоким чувством национального самосознания, которые понимали, если не объединить усилия всех и каждого в одном, самом главном деле – защите отечества, Россия прекратит своё существование. Так было, когда Минин и Пожарский собирали народное ополчение на борьбу с иноземными захватчиками; так было в 1812 году, когда в едином порыве восстала земля Русская, защищая Родину от войск Наполеона. Так было и тогда, когда громили фашистов, посягнувших на свободу и независимость нашего государства. Единение на основе общности задач и интересов, совместный труд на благо и процветание земли русской - вот то, что в конечном итоге способно сохранить семью, род, Родину. Впрочем, эти проблемы могут волновать лишь тех, в ком изначально, на генном уровне присутствует чувство гордости за свою причастность к нации, органической частью которой они являются по факту своего рождения и по убеждениям.
И всё-таки ближе к теме, которая заставила меня сегодня взяться за ручку. Как бы мы ни отнекивались от своего прошлого, нет-нет, да и вспомним его, чаще – кляня и ругая, реже – гордясь им. Хотя, если быть объективными до конца, в нашем прошлом и плохого и хорошего было, наверное, поровну.
Так вот, казалось бы ещё совсем недавно, в те времена, которые вряд ли могли так быстро стереться из памяти людей, родившихся в 50-ые, 60-ые и 70-ые годы ушедшего столетия, стало модным устраивать всевозможные дни, недели, месячники, посвящённые различным событиям, юбилейным датам, да мало ли, ещё чему. Бесконечно открывались то «Месячник культурного обслуживания населения», то «Дни французской моды», то «Неделя безопасного движения». Кто-то не мог без ироничной улыбки на лице пройти мимо ярких красочных плакатов, обо всём этом извещавших, а кто-то засучивал рукава и начинал организовывать никому, в сущности, ненужные мероприятия, этим дням посвящённые. И всё-таки я, наверное, слукавила – были граждане, кто добровольно, а не по приказу парткомов и профкомов ходил на собрания, концерты, выставки, таким привычным для тех времён образом реализуя свою активную жизненную позицию.
Вероятно, кому-то из дня сегодняшнего показалось, что было бы совсем неплохо возродить хотя бы часть старых традиций. Почему бы, к примеру, не вернуть месячники, или годы, когда вся нация, в едином порыве должна коллективно вспомнить о том, что кому-то там, наверху вдруг показалось архиважным, злободневным и необходимым. Не сомневаюсь, что цели у подобных придумщиков весьма благородны – объединить нацию общими заботами и устремлениями. Минувший год, в частности, был у нас в стране объявлен годом русского языка. Слава Богу, вспомнили, наконец, о великом и могучем, как говорится. Эх, если бы Указы, законы и всевозможные объявления хоть сколько-нибудь реально могли помочь русскому языку хотя бы удержаться на плаву и не кануть вместе с русской культурой, подлинной русской историей в небытие!
Некогда единый народ, вне зависимости от национальной принадлежности каждого, в этот народ входившего, был воспитан на русской национальной традиции, на русской национальной культуре, органичной составляющей которой, конечно же, всегда был и РУССКИЙ ЯЗЫК. Помимо этого, сам русский язык, как средство общения, служил объединению народов огромного государства, способствовал взаимопониманию, был учителем и наставником, воспитывавшем в каждом, говорившем на этом языке гордость за свою принадлежность к великому народу. Вполне возможно, что именно эти качества русского языка и заставили где-то там, наверху вспомнить о нём как о нашем национальном достоянии, которое необходимо сберечь для будущих поколений, если мы хотим, чтобы и после нас, наших детей и внуков Россия продолжала жить. Потому-то, вероятно, и появился у нас такой необычный год – ГОД РУССКОГО ЯЗЫКА.
Но разве какой-то одноразовой акцией, пусть даже рассчитанной на год, можно обеспечить сохранность того, что нуждается в постоянной опеке, любви и заботе!? Конечно же, никто не собирается спорить с тем, что проведение конкурсов на лучшее знание языка, конкурсов сочинений на тему «За что я люблю русский язык» и пр., пр. – это замечательно. Хорошо и то, что по завершению подобных мероприятий победителей обязательно наградят «за их любовь к русскому языку». Но, как всем давно известно, в настоящей любви мало помпезного, выспреннего. Она не нуждается в звоне литавр и в громе фанфар. Она – это самоотречение и даже самопожертвование во имя того, что любишь. Постоянное бережное и трепетное отношение к объекту своей любви – вот показатель истинных, непреходящих чувств. Таковыми, на мой взгляд, они должны быть и к нашему «великому и могучему», если мы его на самом деле, а не на словах, любим.
Увы, сколько бы мероприятий, пропагандирующих наш национальный язык ни организовывалось, сколько бы радио- и телепередач ему ни посвящалось, нам вряд ли удастся спасти величайшее из наших достояний – русский язык, если каждый из нас, русскоговорящих, не встанет на его защиту, не займёт круговую оборону, чтобы отстоять и сохранить то, что досталось нам от предков, поверивших когда-то, что они, отдают язык Пушкина, Достоевского и Толстого, Чехова и Шолохова, Бунина и Паустовского, Тургенева и Астафьева в надёжные руки.
Так и хочется крикнуть: «Люди! Опомнитесь, пока не поздно. Сделайте всё от вас зависящее, чтобы сохранить наш язык. Исчезнет он – пропадём и мы, как народ, который во многом благодаря этому языку сделал нас великим народом». К сожалению, приходится констатировать, что процесс исчезновения русского национального языка пошёл…
А началось это, пожалуй, с того незаметного, казалось бы, момента, когда мы стали находить исконно русским словам замену, выуживая из чужих языков лексику, которая кому-то показалась более благозвучной, нежели своя, родная. О заимствованиях и их чрезмерном использовании и даже насаждении, как об экспансии, говорили ещё учёные и литераторы прошлых столетий, словно предупреждая нас об опасности, что при подобных темпах заимствования чужих слов, свои, в конечном итоге, могут не понадобиться вовсе. Но мы их увещеваниям не вняли. Дальше – того хуже: интеграция, глобализация привели к тому, что иностранные слова хлынули на нас лавиной, а это, считай, сродни стихийному бедствию. Я, конечно же, не ретроград и прекрасно понимаю, что совсем без иностранных слов нам не обойтись. Но, одно дело, если новые слова импортируются вместе с новыми явлениями и предметами, которые ими обозначаются – тогда это процесс естественный, он объективен по сути своей, хотя и тут можно бы было поспорить с ревнителями всего иностранного. Например, когда у нас в стране был запущен в космос первый спутник Земли, слово «спутник» появилось во многих языках мира. Однако свои спутники, запущенные позже за рубежом, иностранцы почему-то не стали называть русским словом. Они нашли ему своё, английское слово – сателлит, не в пример нам, то и дело заимствующим из чужих языков, чаще из американского варианта английского языка такие слова, в которых, по сути, русский язык не нуждается. Так, потихоньку, казалось бы, незаметно исчезают «конторы», вытесняясь «офисами». Затем появляются «гламур» вместо «блеска», «менеджеры» вместо «управляющих». Повсеместно вручаются «бонусы» вместо «вознаграждений». И, наконец, исконно русское «ух ты!» вытесняется американским «вау». И почему-то кажется мне, что подобным заменам не предвидится конца. Ещё немного и русские слова для обозначения многих понятий, предметов и явлений и даже человеческих эмоций уже никогда не понадобятся, а там, глядишь, и вовсе исчезнут из людской памяти, сохранившись лишь в старых словарях, которыми в недалёком будущем будут пользоваться лишь узкие специалисты лингвистики. Но что меня, пожалуй, удивляет и настораживает больше всего, так это то, что подобные замены русских слов зачастую делаются с подачи журналистов, которые, казалось бы, по долгу службы, если не по порыву сердца, должны быть пропагандистами и распространителями русского национального языка. Но эта тема требует отдельного разговора, а значит, отдельной статьи или очерка.
Собственно, обыватель, самый обычный гражданин, использующий русский язык в качестве средства общения, вряд ли далеко уходит своими рассуждениями в первопричины появления всё новых и новых заимствований, в отыскании их вреда и пользы. Просто однажды бабушка и дедушка, прислушавшись к тому, как их внук разговаривает по телефону со своим школьным другом, обнаруживает, что ровным счетом ничего не понимают. Так на глазах одного - двух поколений наш великий и могучий становится всё менее русским.
Вот уже и в глубинке, всегда бывшей кладезем, сохранявшим для нации её фольклор, традиции и, конечно же, самобытный язык предков, особенно молодые представители народонаселения, частенько стали называть парней, с которыми дружат, бой-френдами, богатых горожан, наездами появляющихся в провинции – крутыми менами. Ещё немного, и мы разучимся любить, дословно переведя на русский чужеземное словосочетание, и начнём «заниматься любовью». Мы перестанем устраивать народные праздники, и любое традиционное русское народное гулянье превратим в новомодное шоу. Посиделки и встречи друзей назовём тусовкой, напрочь забыв, что стоит изменить исконное название чему-то, как рикошетом изменится и его содержание, ибо слово, само по себе, всегда обладало особой силой, в него вложенной. Исчезнет народная национальная традиция, начнёт исчезать национальный язык. Исчезнет язык – исчезнет и нация некогда на нём говорившая. И снова хочу заметить: процесс уже пошёл!
Вы только пройдитесь по своему родному городу! Попробуйте на мгновение представить, что вы сюда попали впервые, посмотрите на знакомые улицы, дома и дворики как бы со стороны. Если не прислушиваться к разговорам прохожих, вряд ли можно догадаться, что вы находитесь в русском городе…
Хотя, наверняка выдать принадлежность городка, куда вы попали, к российской глубинке могут щиты рекламы, да названия магазинов, выполненные с помощью букв русского алфавита. Впрочем, они же вполне могут ввести вас и в заблуждение. Едва начнёте прочитывать красочные надписи, невольно усомнитесь в том, в Россию ли вы попали. Вот бросается в глаза яркое слово «ГЕРМЕС». Уж не в Греции ли вы? Иначе как объяснить, что здесь почитают древнегреческих богов и увековечивают их в названиях? А может, в этом городе живут прямые потомки древних эллинов, таким специфическим образом отдающих дань памяти своим предкам?
Однако, переведя взгляд на фасад другого здания, тут же понимаете, что вы ошиблись, вернее, не достаточно точно определили, чьи же потомки проживают в этом чудном уютном городке. Наверняка здесь осели не только те, кто восходит своими корнями к эллинам, но и потомственные римляне. Разве не об этом говорит огромными буквами, правда, кириллицой, выведенное - «МЕРКУРИЙ» (бог, которому поклонялись в Древнем Риме). Хотя нет, наверняка в этом славном городе потомков эллинов всё-таки больше: немного прошли – и вот убеждаетесь, как велико здесь количество почитателей Эллады. Вон сколько раз повторяется слово «ОРФЕЙ»! И, тем не менее, наверное, рано делать выводы. Следует хотя бы ещё немного пройтись по городку, чтобы уже с полной уверенностью ответить себе на вопрос, кто же здесь проживает. Надеюсь, вы не забыли, что я предложила вам включиться в некую игру, в правила которой входит обязательное условие: абстрагироваться и на какое-то время представить, что вы попали в незнакомое вам место.
Не пройдёте вы и ста шагов от «Орфея», как увидите на фасаде здания очередную вывеску – «Глория», а это, по образному выражению, уже из итальянской оперы. А на горизонте видны сразу несколько «Виол» - это, если не ошибаюсь, пришло к нам из Скандинавии.
О! Да тут есть и напоминание о сказочной стране Эльдорадо, что по преданию вообще находилась за тысячи вёрст от России – на южно-американском континенте. Оказывается, жители городка и эту страну почитают. А что, здорово! Может, это проявление осовремененного в угоду веяниям времени интернационализма? Или в этом можно увидеть ничто иное, как новомодный показатель дружбы между народами разных стран – глобализм? Впрочем, давайте не станем политизировать подмеченное, а пройдём по улочкам, якобы не знакомого нам городка дальше, чтобы всё-таки попытаться определить, кто поселился в таком милом и ухоженном городке, раскинувшемся между Волго-Ахтубинской поймой и полупустынями волжского понизовья.
Ну вот, наконец-то мы близки к разгадке: наверняка, этот город выбрали для обитания представители народов Кавказа. Иначе как объяснить, что повсюду в этм населённом пункте встречаются вывески: «Кавказ», «Айнур», «Анар», «Камил», «Карина», «Бабай», «Гюмри»?
Да, что ни говори, настоящее вавилонское столпотворение, и это в таком-то маленьком городке! И какие молодцы люди, в нём проживающие, что помнят о своих истоках!
А мы, русские, что, о них совсем забыли и постепенно превращаемся в Иванов, родства не помнящих? Впрочем, почему не предположить, что здесь вообще нет русских? Бывает же такое, в конце-то концов.
И всё-таки, давайте выйдем из условностей игры, определённых мною пред тем, как мы отправились на прогулку по родному городку, на который было предложено посмотреть как бы со стороны. В старые времена, нынче, правда, редко называемые добрыми, насколько мне помнится, существовали некие комиссии, в которые входили добропорядочные граждане из числа горожан, кто решал судьбу лица города, в том числе и названий магазинов, культурно-развлекательных заведений, новых улиц, площадей и пр. Они и для «Алёнушек», «Богатырей», «Витязей», «Русских красавиц», «Берёзок» и «Аленьких цветочков» находили место под солнцем. Нет, вы только не подумайте, что я за возвращение к жизни старой махровой цензуры – речь ведь совсем не об этом, надеюсь, вы поняли.
И экстремизмом здесь ничуть не пахнет, хотя я представляю, сколько сразу появится охотников уличить меня в таковом, едва они прочтут всё то, о, чём пишу, и за что радею.
Не знаю, как вам, дорогие соплеменники, а мне, если переиначить полюбившуюся всем фразу из культового отечественного фильма «Белое солнце пустыни», «За родной язык обидно», особенно, если не забывать, что он есть ничто иное, как наше национальное достояние и наша национальная гордость.
А что, может, всенародно провозгласим и обеспечим проведение тысячелетия великого и могучего русского языка, чтобы не исчез он с лица земли вместе с нами. И пусть язык А.С. Пушкина и Л.Н.Толстого станет нашим самым дорогим наследием, которое пока ещё можно передать нашим потомкам. Промедление смерти языка подобно. Ещё одно - два поколения – и передавать уже, поверьте, будет нечего.


Рецензии