Гениальность и протест

Гениальность и протест.

В день траурной даты , когда все телеканалы наперебой расхваливают великого Солженицина, глупо упрекать покойного в каких-то грехах. Он не услышит, остальные не поймут. И все-таки я задам себе пару вопросов, на которые не могу найти ответа.
       Я еще помню тот шок, в который поверг всю страну «Один день Ивана Денисовича», я держал затертый экземпляр «Нового мира» и не понимал, неужели эпоха террора кончилась. И больше не будут безвинно сажать и расстреливать, отнимать детей от родителей, выселять семьи из «незаконно занимаемого» жилья? Наступала другая эпоха, тогда еще никто не знал, что она будет еще более изощренной, что тотальный контроль станет глобальной системой. Что нас будут провоцировать писать блоги о самих себе и своих друзьях, а умные роботы будут искать крамолу в строчках Интернета. Что мобильные телефоны позволят следить за нами в любой точке земного шара. И еще придумают хитрое слово терроризм, чтобы с его помощью арестовывать, пытать, вторгаться на чужие территории. Тогда страна была в эйфории предвкушения чего-то хорошего.
       Но очень скоро всем дали понять, что мы радуемся рано. Александра Исаевича выдворили из страны и он, как и положено всем изгнанникам, начать писать гадости про собственную страну, их озвучивали на радиостанциях, враждебных нам, а в ЦРУ изучали, изучали и изучали.
       Первый вопрос у меня возник, когда я услышал «Раковый корпус». Не знаю, была ли в этом хоть какая-то доля правды, возможно, была, но меня удивила та ненависть, которой была пропитана его новые книги, ненависть к стране, в которой Солженицин вырос. Ну, не нравится тебе здесь, отправили тебя за кордон, так радуйся, живи полноценной жизнью и забудь как о кошмарном сне. Да нет же, желчь не кончалась, и откуда только она бралась, если живешь в комфортном доме, и вежливые соседи говорят тебе «Гутен Морген». Связь с Россией трудно оборвать, и все выброшенные когда-либо из страны( Эдичка Лимонов, Шуфутинский, Люба Успенская и т.д и т.п) возвратились, как только появилась возможность делать бабки здесь. Ведь за рубежом такие гонорары не снились, да и ни в Европе, ни в Америке их протесты или блатновато-воровские песенки на русском языке были не нужны.
       Наверное, Алексей Пешков, оставшийся на Капри, был немного дальновиднее. А вот сегодняшние герои, поучаствовав в развале и развращении России, вернулись назад героями.
       Мне кажется что талантливость, не говоря о гениальности, не определяется ненавистью к какой-то одной отдельно взятой стране. В каждой стране есть над чем посмеяться, и это талантливо делали Ярослав Гашек в Чехии, Салтыков Щедрин в России и множество других писателей со всего света. И гениальность определяется только временем.
       Читая о том как «Мужик двух генералов прокормил» Салтыкова Щедрина, смеешься и по сей день, и спрашиваешь себя, а ведь опять генералы хотят есть и пить за чужой счет. Это вечные произведения. А захотят ли читатели читать ужасы «Ракового корпуса» через сто лет, я не знаю.
       Мне жалко этого бородатого старика, вернувшегося домой, чтобы запереться за высоким забором на даче. Я не знаю, зачем Александр Исаевич это сделал. Судя по телевизионным передачам, он почти не выходил из-за забора. Тогда о какой России он писал, если видел ее только на экране телевизора? Мои умозаключения спорны, поскольку я не знаю сути предмета, я могу только по дилетантски задавать себе вопросы.
       А ведь он тоже мог сделать выбор и ходить вечерами со своей женой в ресторанчик где-нибудь в Гамбурге или Цюрихе, болтать с друзьями о жизни и не копить желчь против того, чего уже нет. А, может быть, он знал что-то, что нам не суждено узнать.
       Пусть земля тебе будет периной, Александр Исаевич, может быть, там ты забудешь об обидах.


Рецензии
Наверное я скажу крамольное, но читать его книги было очень тяжело. Во-первых язык. А во-вторых, Вы сегодня правы, Иван, нельзя ненавдеть страну. Но можно обижаться. Я сама обижена. И что теперь? Хотя, конечно, куда мне до него...
И всё равно грустно.
Но вот ещё одно но. Мой любимый дедушка тоже последние лет десять из дома не выходил. Но всегда был в курсе событий, и глядел дальше многих других в будущее. Сей дар предвидения называется жизненный опыт.
А я рада, что Вы вернулись!

Тати Тати   09.08.2008 13:04     Заявить о нарушении
Я ведь и сам написал крамолу, так что теперь нас двое крамольщиков. Сложно это все... Вот Вы живете в Испании и пишете о любви в Испании. Интересно, нужно ли Вам писать что в России плохо, жуткие дороги, бюрократы, взятки, хамство? Мне кажется, что нет. Вам хорошо в Испании.
А у нас два дня не было света, холодильники потекли, соседние магазины потерпели убытки, невозможно включить компьютер, чтобы поработать. И никто не уведомил никого. Всем наплевать. Зато в частном доме напротив ( только там)- а это дом большого начальника,- всю ночь грохотала громкая музыка, взрывались петарды и фейерварки. Там все было хорошо. Наверное все наше электричество перекинули туда..

Иван Подколодный   09.08.2008 17:06   Заявить о нарушении
Иван, на самом деле, я НЕ ЗНАЮ - плохо ли в России. В последний раз я там была ровно десять лет тому назад. Представляю, что всё совсем-совсем другое. Если Испания за эти десять лет изменилась, то и Россия тоже.
Я не могу писать о том, чего не знаю :)
Хорошо ли мне в Испании? Да как всем. Когда как. Вот только не представляю, что может не быть света и всем всё равно. Если бы у меня потёк холодильник, компании, которая поставляет мне свет, пришлось бы выплатить мне убытки. И соседям, конечно же! Поэтому об этом и не думаешь особо :))
Наверное, в постсоциалистическом мире больше прекланяются пред деньгами, чем в мире капиталистическом. Либо у меня такой круг знакомых :)
Но такого непотребства точно нет... В этом случае всё равно, кто клиент. Хотя и здесь своих безобразий полно. Просто русскому читателю они уж совсем должны быть неинтересны :))

Тати Тати   09.08.2008 17:14   Заявить о нарушении