Солженицын и его личное мнение

"Портрет Солженицына А.И."
Художник - Валерий Крючков, жолст/масло 120см x 180см 1990 г.
http://artnow.ru/ru/gallery/3/6175/picture/1/137688.html

Теперь, когда Александр Солженицын ушел из жизни, я вслед за ним задаю вопрос: А ЕСТЬ ЛИ У НАС НАСТОЯЩАЯ ЛИТЕРАТУРА?
Я имею в виду не то, что лично он внес в русскую литературу, а есть ли что-нибудь кроме него, что можно назвать настоящей литературой? И если есть, то по какому праву так называется?
Я подозреваю, что каждый из нас мог бы сходу назвать парочку бессмертных произведений других авторов, включая свои собственные. Ведь его, Солженицына, уже фактически не читают. С начала девяностых литература ушла далеко вперед.
Это всего лишь его личное мнение, что у нас нет художественной литературы, - скажете вы. – Ведь литература бывает разной. Писать можно и так и этак, и никто не может предписывать литературе, какой она должна быть.

И вот теперь его уже нет, а его вопрос ОСТАЕТСЯ.
Потому что не поняли, совершенно не поняли, что он хотел этим сказать. И не только по поводу литературы, но и по поводу переустройства нашей жизни, по поводу русской революции, Бога и т.д. Все его наследие осталось в наших головах на уровне личного мнения некого писателя, а не так, что этим вещам надо учиться и проходить их в школе жизни.

Да, мы, русские, начиная с семнадцатого года напрочь разучились учиться. История дает нам учителей, а мы выгоняем их прочь, чтобы не дай Бог нам не пришлось усваивать истины, без которых хотели бы здесь обойтись. И когда он вернулся из изгнания в страну, где ему уже не запрещали свободно высказываться, он тем более показался нам лишним. Не нужно больше крушить советскую власть, и стало быть, зачем он нам нужен? Некоторые еще ждали от него какого-то чуда, другие просто удовлетворили свое любопытство чтением ранее запретной литературы и забыли о нем навсегда.

Не поняли, что это был Учитель. Что он не просто рассказывал, как плохо было там на ГУЛАГе, а преподал своим литературным подвигом урок, как надо действовать в таких обстоятельствах. Чтобы мы этот урок выучили. Ведь он и по профессии был учитель.
Однако его уроки никто не стал учить (ведь мы привыкли делать все из-под палки), и нет ничего странного, что все его учение в дальнейшем потеряло для нас интерес

Его высказывание «У нас нет литературы» нельзя понимать как личное мнение постороннего наблюдателя. Ибо это тоже конкретный урок, который необходимо пройти. Если ты пишешь, если ты пишешь художественную прозу, то сравни какое-нибудь свое произведение с тем же «Архипелагом». И если при таком сопоставлении у тебя возникнет чувство, что твоему произведению далеко до настоящей прозы, то это чувство одновременно откроет, что тебе дальше делать. Оно подскажет, как надо писать, как стать настоящим писателем. Это не упрек вашему мастерству, это просто подсказка.

Учителей не обсуждают и не критикуют.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.