Pasaka сказка LV

не судите строго) очень наивно, смешно, глупо) но так вот было когдато в голове и на сердце))

***


Поздний зимний вечер. Серая неприветливая рабочая высотка. Беготня и толкотня уже закончилась, все разошлись домой. Это огромное сооружение уже не напоминает улей с тысячами жал внутри.
Тишина и покой.
Во всём здании горит единственная настольная лампа, обогревая жёлтым светом кипы документов.
За столом сидит молодой человек, бессмысленно уставившись на раскрытую папку.
«Надо прийти в себя. Я и так засиделся. Надо домой».
А глаза не слушаются. Организм отказывается реагировать на внешние и внутренние раздражители. Полное оцепенение, выходить из которого совсем не хочется…
«Это не нормально… Мне 25, пятница, восемь часов вечера, а я сижу на работе…»

       Три с половиной года назад он закончил институт и сразу же пришёл работать в эту организацию. Первые пол года всё было в новинку, интересно, познавательно. Много новых знакомых, обязанностей. Появились деньги. Но как это не прискорбно всё новое через определённый промежуток времени стареет…

- Эй, Данила! Данила? Даня!!!
- А,
- Ты чего не реагируешь?
- Зачитался. Меня тут снова пытаются убедить, “что коровы умеют летать”. Не понимаю я этих людей, неужели они считают, что такая фигня пройдёт в Министерстве!
- Засиделся ты что-то. Зайди ко мне в кабинет, дело есть.

« Люблю своего босса. А что он то здесь делает!?»
Данила со скрипом разогнулся и, потягиваясь, пошёл вслед за начальником.
«Да, давненько я зарядочку не делал, разваливаюсь весь».

- Я к вашим услугам, шеф,
- Мне нравится такой ответ, молодец! Умеешь разговаривать с начальством! Давай, садись. Держи, - шеф протянул Даниле сигару,
- Вау! За что такая честь?
- Хочу тебя на смерть посылать, надо же чем-нибудь задобрить,
- А, ну тогда понятно. Буду пользоваться случаем. И как же на сей раз мне предстоит умереть? - Даня привык к таким заявленицам. Он их регулярно слышал на протяжении трёх лет,
- Командировка,
- А чего пугал то Константин Михайлович? Или в Ирак зашлёте?
- По дереву постучи! Ирак! Тьфу, на тебя! Такого незаменимого работника и в Ирак!
- Ох, как приятно невзначай получить комплимент от своего начальника!
- Скажешь, я тебя не хвалю?
- Ну бывает конечно, но только перед очередной командировкой на которую ни кто больше не согласился… Я правильно вас понимаю?
- Эээ… ну, честно говоря, да,
- Как же вы предсказуемы, шеф. Ну и… Куда меня ссылают?
- А ты, что согласен? – просиял шеф,
- У меня разве есть свобода выбора?
- Я думаю, в этот раз есть, но не большая,
- Даже так! Что же это за место такое, что даже согласие моё спрашивают!? Я заинтригован!
- Дело даже не в месте… дело во времени,
- Что на Новый год придётся ехать? – съязвил Данила,
- Думаю, что он попадёт в этот временной промежуток,
- Шеф не томи! Зачем, куда и на сколько!?
- Проектный отдел, Латвия, Год,
- …………
- Коньяку хочешь?
- ГОД!?!
- Или водки налить?
- Михалыч, ну это ж пол жизни!
- Да. Знаю. Долго. Но на тебя вся надежда! Ну кого мне ещё посылать? Ангелину Вениаминовну? Она по пути туда развалиться? Ты единственный не ударишь в грязь лицом! Мне там специалист хороший нужен!
- А кто на меня вчера орал, что я дубина стоеросовая! Пусть вон Верочка едет, юбочку покороче оденет и всё в порядке!
- Ты видел, ЧТО она последний раз спроектировала?! Видел! Ты сам и исправлял!
- Там было невозможно исправить, я всё заново делал…
- Ну! А я тебе про что!!!
- Нет, ну это чересчур. Год. Я не смогу…


***


«Ну, вот… Как обычно… Я так и знал! Блин! Что я теперь делать буду? Что родителям скажу? Простите дорогие, но Новый год с вами отметить не смогу, ой, то есть два года. Почему? Ах, я вам не сказал? А я на годик в командировку».

- Чё встал посреди дороги! Отморозок несчастный! Дай пройти!

«Милая старушка. Промолчу. Может за год я соскучусь по доброжелательным русским людям?»

***

- Сколько? Ты что офонарел!? Нет, ну я понимаю 3 месяца – это был твой крайний срок, Ты, что рекорды бьёшь? – лучший друг Паша был ОЧЕНЬ шокирован,
- Не я, а мой шеф,
- Да, какой на хрен шеф! Ну ты, ты, ты… Нет слов. Данька ну это ж пол жизни…
Данила печально рассмеялся.
- Я так ему и сказал…
- А он?
- А ему то что, не его же жизнь. Да нет, на самом деле он ничего не может поделать. Ехать действительно не кому. Тем более мне плюс будет большой,
- Да тебе сразу героя России надо давать и мне за одно, только вот мне посмертно!
- А тебе то за что?
- Я ж без тебя совсем загнусь!
- Не говори чепухи. Не маленький, переживёшь.
Паша совсем приуныл. Сел на стул, сгорбился и напустил самое страдальческое выражение, какое имелось в запасе.
- Ей, ну ладно тебе, я буду каждый день звонить, - попытался взбодрить его Данила,
- Все вы так говорите, а потом ни слуху, ни духу, «а дети то орут, сиську просят…» - съязвил Паша,
- Эх, думаешь я в восторге? Ты то в тылу остаёшься, а Я? В чужую страну, всё вокруг новое, понимаешь, абсолютно ВСЁ! Языка я тоже не знаю. Шеф, правда, сказал, что там большинство русский понимают, но всё равно. Хлеба не купишь без няньки, а няньку мне не обещают…
- …
- Ага, притих, ну хоть бы подбодрил…
- Я буду тебе звонить каждый день :)!
- Ааа, иди в пень!
- Ну, может, развеешься, проветришься,
- Проветриваются недельку на море, а не год на работе,
- Там тоже море есть :)
- Какое счастье, а ещё там много страшных иностранцев. Ладно, фиг с ним! Надо так надо! Мне всё равно здесь тоже осточертело! Пожить год за границей, о чём ещё можно мечтать! Я всегда хотел попробовать, вот - получите, распишитесь…

Затянувшуюся паузу прервал Паша:
- Ну, и когда же проводы?
- Точно не знаю. Моё согласие “было получено’’ только вчера, там какие-то договора надо заключить и визу на ГОД оформить – ааа, хнык-хнык. Я думаю, у меня есть месяц, хотя лучше бы сейчас, не мучаясь…


***

       Мерный стук колёс всегда успокаивал Данилу. В детстве он часто ездил на поездах, и теперь это мерное покачивание и мелькающие за окном редкие фонари вызывали те старые эмоции. Вспыхивало уже давно забытое ожидание чуда, волнение, надежды.
       «Здрасте, приехали! Давненько не виделись! Я уже и забыл, что когда-то чувствовал что-то подобное… Как плохо, что мы всё так бесследно забываем».
       В купе стало очень душно. Как всегда в самый неподходящий момент в голову полезли дурацкие мысли. Данила решил постоять в коридоре.
       «Кажется, спать мы сегодня не будем, ну, что ж так тому и быть».

 Выйдя в коридор Данила облокотился на поручень у окна. Стекло замёрзло, и видно было лишь силуэты. Мимо пролетали маленькие деревушки, придорожные фонари тускло освещали вагон, предоставляя бесконечность для воображения. Из щели легонько обдувало ветерком, но Данила не хотел уходить, он лишь поёжился, натянул на нос ворот свитера и прислонился плечом к стене. В вагоне было тихо, ни кто не ходил… лишь шум колёс…
       Данила погрузился в такое приятное состояние, полное отсутствие мыслей. От этого по всему телу разливалось тёплое спокойствие.
Молодой человек стоял у окна и водил пальцем по замёрзшей глади стекла, изморозь таяла под горячими пальцами, открывая взору заснеженные поля и одинокие деревья.
Данила встрепенулся, почувствовав что, сползает по стене вниз. Усмехнулся и пошёл в купе, не спать же стоя…
До прибытия оставалось семь часов.

 

***
- Молодой человек, поезд прибывает через сорок минут. Пора вставать, - попутчик легонько потряс Данилу за плечо,
- Ой, да? Спасибо большое,
Попутчик лишь понимающе улыбнулся и вышел из купе.
«Ничего себе расслабился, чуть всё на свете не проспал!»

Данила слез с полки и сладко потянулся. Оценив душевное состояние на 4 балла, пошёл умываться.
Минут через двадцать пейзаж за окном оживился.
«Кажись приехали».
 
За окном побежала платформа, вслед за ней взметнулось сердце, сделало крутой вираж и ухнуло вниз.

«Неужели я здесь. Я всё-таки поехал. Боже, я уже приехал…»

Замотавшись шарфом, Данила глубоко вздохнул, чтобы успокоиться, взял вещи и пошёл на выход.

На улице шёл нежный снежок, было не холодно. Напротив выхода стоял молодой человек с листом бумаги, на котором аккуратным подчерком было выведено имя Данилы. Заметив внимание со стороны Данилы он быстро подошёл и заговорил:
- Добрый день. Любимов Данила?
- Да. Здравствуйте.
Молодой человек просиял и протянул Даниле руку.
- Ну, слава Богу, а то мне показалось, что я поезд перепутал. Меня зовут Сармис,
- Очень приятно, я соответственно Данила, - обменялись улыбками,
- Взаимно. Ну, что ж пойдёмте, машина ждёт. Вы первый раз в Риге?
- Да, первый,
- Ну, тогда посмотрите налево – это самый большой рынок, рядом автовокзал. Посмотрите направо – пока ничего не видно. Вперёд и левее – телебашня, ну а нам с вами вниз по лестнице, направо.
Когда они спустились, Данилу закрутил поток людей. Куча магазинчиков, смесь запахов, незнакомая речь.
- Эй, не отставайте, а то потом я вас не найду, - улыбнулся Сармис и почти за шиворот вытащил обалдевшего Данилу из толпы,
- Уф, я ещё не проснулся для такого количества новых ощущений,
- Да, нормально. Сейчас выйдем на улицу.
Пронесясь вихрем через весь вокзал, они оказались на улице.
- Лево вверх – знаменитые часы,
Данила запрокинул голову…
Было достаточно пасмурно, и циферблат горел тёплым жёлтым светом, сверху падали красивые снежинки, быстро тая на лице.
«А, что. Очень даже».
- Так, если не возражаете, рассказываю планы на день?
- Возражаю, давай перейдём на «ты», а потом всё что угодно, а то я как-то не комфортно себя чувствую? – Данила решил не церемонница,
- Да конечно! Полностью согласен. Нам с тобой ещё много времени придётся провести вместе – я твоя официальная нянька = ) Так вот планы на ближайшее будущее: первым делом твоя жилплощадь, потом надо заехать на работу, показать тебя начальнику, затем в банк – оформить карточку, попутно показать город, а потом я уже буду без сил, - выпалив на одном дыхании Сармис замолчал в ожидании ответа,
- Я не думал, что ты так хорошо говоришь по-русски. Да, денёк у меня тот ещё будет. Ладно поехали,
- Labi,
- А?
- Ладно, я говорю…


***

До квартиры, где должен был жить Данила, добрались как-то очень быстро.
- Да ты не удивляйся, здесь всё рядом, это тебе не Москва, - Сармис, заметив удивление на лице Данилы, решил пояснить,
- Так это ж здорово!!! Меня убивают долгие поездки в набитых московских вагонах.
- Отлично. Вот, это твой дом. У меня где-то был записан номер квартиры, а вот 13… Эээ… Ты случаем не очень суеверный? – Сармис с опаской посмотрел на Данилу,
- Ха-ха-ха!!! Замечательно! Нет слов! – Данила согнулся пополам от смеха. Сармис не понял,
- Ну, так всё-таки? Там хороший вид из окна…
- Да всё нормально! Я не суеверный, просто мне почему-то стало смешно. Ты не пугайся, у меня бывает.
«Классное начало! Квартирка с незатейливым номером т-р-и-н-а-д-ц-а-т-ь!!! Ха-ха! Супер! Что же будет дальше…»
В последний раз хмыкнув своим мыслям Данила взял сумку и пошёл вслед за Сармисом.
       Вы вряд ли сможете себе представить, как приятно был удивлён Данила, зайдя в подъезд.
Солнечного цвета стены, кристально чистые стёкла, белые подоконники с огромным количеством цветов… После русских подъёздов цвета «детской неожиданности», источающего «ароматы Венеции» мусоропровода, окурков любовно затоптанных на твоём коврике соседом, шваркающей половой тряпкой уборщицы, причём ведро с водой одно на все подъезды…

«Вот это да! С таким подъездом квартиру хоть “666”!»

***
 
 Квартира номер 13 располагалась на пятом этаже, лифта не было, и с каждым этажом сумка становилась всё тяжелее и тяжелее.

«Ну что ж, мне не привыкать».

- Вот, держи, - Сармис протянул Даниле ключи,
- Что мне открывать?
- Ну, да. Твоя же квартира, - Сармис снисходительно улыбнулся,
- Верно…

Данила распахнул дверь и вошёл внутрь. Его взору открылся довольно широкий коридор. Налево в виде арки был вход в гостиную. Прямо – спальня, слева – ванная комната.
- Кухня там, - Сармис завернул в гостиную и ещё раз налево,
- Как всё функционально, - двери на кухню раздвигались в стороны, образуя единое целое с гостиной,
- Тебе нравится?
- Да. Очень уютно!
- Замечательно. Боюсь, что времени у нас в обрез. Давай тогда вечером разберешься где что, а сейчас поехали на работу?
- Хочешь побыстрее от меня отвязаться – не получиться! Я с тебя ещё экскурсию потребую,
- Ха! Не пугай. Это скорее я тебя потащу, ты к вечеру выдохнешься. А торопиться мне всё равно некуда, я просто рационально распределил планы.
- Вот и замечательно! «Этот парень начинает мне нравиться!»

Кинули вещи и поехали “предъявлять начальнику”.

Место работы было практически за углом.
 «Что не может не радовать!»

Внушающих размеров здание с большими окнами, высокими потолками, начищенными полами – ну, в общем, обычное рабочее здание.

Знакомство с новым шефом прошло удачно. Он плохо говорил по-русски «или притворялся». Но, так или иначе, они лишь обменялись рукопожатиями и разошлись. Даниле коротко и ясно объяснили, что от него будет требоваться в последствии, сделали пропуск в министерство, показали коллегам и отпустили на все четыре стороны.
- Уважаемая «няня», что дальше делаем?
- Думаешь «няня» помнит… Так, теперь пара формальностей в банке, вот что. Погнали…

Добравшись до интересовавшего их места, распределили обязанности.
- От тебя требуется заполнить и подписать бумаги. Заполнять надо на латышском, ты его не знаешь, следовательно, иди мух считай. Я заполню и принесу Вам на подпись, господин начальник,
- Возражений нет, - Данила расплылся в улыбке.

Так как делать действительно было нечего, а знакомство с коллективом немного утомило, Данила последовал совету своего мудрого наставника. За неимением мух стал считать и рассматривать прохожих.

«Такое впечатление, что уже неделю здесь, а не день. Такими темпами – год за два…»

Данила сидел у окна и смотрел, как снег тихо падал на землю. Народу на улицах было мало, туристический сезон уже кончился, выглядело так непривычно – пустые улицы…
«Даже посчитать некого. Как же я отвык от тишины и спокойствия. А ведь здорово».
- Ну, вот. На, ставь свою закорючку, и мы свободны!
- А что ты там написал? Всю мою зарплату перечислять на твой счёт?
- Да именно это я и написал. Ты с чем-то не согласен?
- Ну что ты! Хорошему человеку мне ничего не жалко! – насколько мог убедительно ответил Данила, подписывая бумагу.

С делами было покончено, но сил, как и говорил Сармис, не осталось.

- Совсем забыл! Ты же ничего не ел с поезда! Что ж ты молчишь?
- Представь картину: сидим мы у шефа, а я по-тихому тяну тебя за рукав и ною «кушать хочу». Вот теперь я имею полное право заявить что, если ты меня скоренько не накормишь, то останутся от тебя рожки да ножки!
- Уже подъезжаем к кафе! На вот, пока пожуй прошлогодний кекс, а то я боюсь, что действительно только рожки и останутся,
- Да, с такими стратегическими запасами продуктов…

В кафе просто влетели, так как с самого утра не ел и Сармис.
- С такой голодухи тебе понравится всё, но советую вот это, - Сармис ткнул пальцем на название блюда,
- Согласен на всё, советовать будешь в следующий раз!

Заказ принесли очень быстро, и ребята накинулись на еду. Немного утолив голод, разговорились. Спешить им обоим было некуда.
- Ну, что? Экскурсию отложим на потом?
- Однозначно! Нет сил, ты был прав, - Данила блаженно откинулся на спинку, - А часто ты нянькой работаешь?
- Третий раз уже и мне совсем не нравиться эта тенденция. Как чуть что так сразу я. Я встречай, я провожай, - Сармис плюхнулся на спинку и достал сигареты,
- Ну, ты не беспокойся, я постараюсь тебя не доставать особо, - Даниле стало неловко,
- Ой! Да ты что! Извини, я не правильно выразился! Я совсем не то хотел сказать! Чёрт! Ты то, как раз великолепный подопечный! Обычно приезжают напыщенные старпёры. Называй их господин, дверь в машину открой, закрой, слюнки подотри, да ещё и жаловаться не смей!
- Да не завидую. Ну ладно, если я тебя начну напрягать так и скажи. Договорились?
- Labi,
- А?
- Ладно, говорю, - Сармис рассмеялся.
 
Так за разговором они просидели до восьми вечера. Пили каппучино, смеялись, курили.
- Мне кажется, тебе уже очень хочется спать,
- Есть немного, - Данила сладко потянулся,
- Ну тогда пошли, я тебя провожу,
- Как мило, хо-хо-хо, - съязвил Данила,
- А могу и тут оставить, что тогда делать будешь? И вообще, не дерзи, работа у меня такая!
- Ладно, как будет по-латышски «прости»?
- Atvainojiet,
- КАК? Боже, нет, этого я выговорить не смогу!
- Ну, да ладно, я же могу:) Тогда скажи – Atvaino,
- Вот, уже легче. А ещё это слово нельзя укоротить?
- ХА! Нет, больше нельзя,
- Очень созвучно с нашим «отвали». Можно я вместо вашего Atvaino буду говорить отвали =)
- Как ты наверно успел заметить, я тоже знаю, что такое «отвали», так, что не пойдёт. Всё харе ржать, спать хочу, а тебе ещё разбираться,
- Слушаюсь и повинуюсь!

Расплатившись по счету, ребята сели в машину и поехали к Даниле. Путь занял целых пять минут.
- Главное, что ехать долго. Ладно, спасибочки за чудесный день, приятно было познакомиться. Значит до завтра?
- Да, я заеду часов в 11. У тебя завтра ещё не рабочий день. Купим всё, что тебе будет необходимо, и экскурсию заодно устроим. Мне тоже было приятно познакомиться. Честно. Ты прости, я в кафе неправильно выразился. С тобой действительно приятно иметь дело,
- Да я уже забыл десять раз! Ладно, спокойной ночи,
- Labunakti!
- Как? Labunakti?
- Да. Схватываешь прям на лету, - Сармис завёл машину и уехал.
Данила помахал рукой и вошёл в подъезд.
«Ну-с, где там моя тринадцатая квартирка?»

Разбирать вещи ну совсем не хотелось…
«А, завтра разберусь. А вот квартирку надо бы осмотреть».

Данила прошёлся по всем комнатам, заглянул в ванну, пооткрывал ящички на кухне, вышел на балкон.
 «Ух, ты! Вот это вид!»

Как только Данила приоткрыл дверь, свежий ветер ворвался в комнату. Тюль взметнул вверх и проскользив по лицу расправился за спиной, как парус. Ветер был таким сильным, что трудно было дышать. Данила, переполненный счастьем, глотал холодный ветер вперемешку со снежинками. Сон как рукой сняло. Переборов это радостное оцепенение он накинул куртку и вышел на балкон.
       Погода была великолепная. С балкона открывался вид на набережную. У самого дома стояли блестящие от снега деревья, чуть дальше дорога, ещё дальше и сама река – широкая, замёрзшая и величественная.

Данила ещё немного полюбовался этим спокойствием и пошёл обратно в квартиру. Единственное на что его хватило это застелить постель, принять душ и лечь спать.
«Про завтра будем думать завтра…»


***
Утро началось с острого чувства, что что-то мешает спать. Что ЭТО – определить было трудно, с позволения сказать почти невозможно. Первая реакция на внешний раздражитель – подушка на голову. Манёвр оказался бездейственным, пришлось принимать радикальные меры и открывать глаза.
«Кто придумал говорить такую глупость, как “Доброе утро!” интересно знать!? Ммм, солнышко! Так вспоминаем события прошедшего дня… Я в Риге, это моя новая квартира, Сармис – ВНЕШНИЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ, КОТОРЫЙ МИНУТ ДВАДЦАТЬ УЖЕ ДОЛБИТЬСЯ В ДВЕРЬ!!! Блин!!!»

Подорвавшись с кровати и накинув на себя лишь одеяло, побежал открывать дверь.

- Я уж надежду потерял! – уставшим голосом сказал Сармис, как только открылась дверь,
- Прости, прости, прости, проходи, извини, ну ты понимаешь, бывает, заспался, я быстро, кофе хочешь? – стал тараторить со сна и с перепугу Данила,
- Хочешь, обрадую? На кофе я соглашусь, - Данила с облегчением выдохнул, расценив ответ как прощение, - только вот у тебя его нет!

«Удар ниже пояса, я и забыл, что у меня ещё ничего нет».

Словно прочитав мысли Данилы, Сармис добавил: а если будешь дальше тормозить, то ничего и не будет! Поехали! Десять минут тебе на сборы!

- Твоё предложение по поводу кофе ещё действительно? – спросил Сармис, когда они вышли на улицу,
- Конечно! “There is no life before coffee”!
- Это точно! Я сам проспал, и позавтракать не успел, - невзначай заметил Сармис,
- А меня то запугал! Злыдня!
- Мне марку надо держать, а то от рук отобьёшься, что мне потом делать?
- Не переживай, я не страшный. Вон та кафешка вас устроит, господин?
- Да, вполне.

Во время завтрака обсуждали необходимые покупки, Данила торговался за всякие милые мелочи, Сармис его совершенно не понимал и большей частью не соглашался…

- Ты знаешь мне, наверное, придётся завязать тебе глаза по дороге в магазин, чтобы ты туда не смог добраться один и не скупил весь годовой запас безделушек!
- Да ладно тебе не будь таким занудой, неужели ты действительно так не любишь маленькие милые вещи, которые заполняют открытые плоскости? – Данила начинал откровенно издеваться,
- Нет! Я их не просто не люблю – я их терпеть не могу!
- Да почему же?
- Не приятные воспоминания, знаешь ли, - внезапно упавшим голосом ответил Сармис,
- Извини, я не хотел докапываться до неприятных вещей,
- Знаешь тебе уже давно пора выучить “Atvaino”, уже столько раз извинился за эти два дня, у меня за всю жизнь меньше прощения просили, - ухмыльнулся Сармис,
- Ладно тебе!

На этом спор о мелочах закончился. Минут через двадцать подъехали к магазину – это была самая долгая поездка по Риге за всё время пребывания.

Магазин оказался внушительных размеров «для Риги». Как в любом нормальном маркете (не сказать что ГИПЕР) там можно было всё потрогать, на всём посидеть, полежать, попрыгать.
       Выделенных Даниле денег хватило на замечательное красное, большое и мягкое кресло «обязательный атрибут уютного дома», набор посуды:
- Ты только посмотри! Какие милые оранжевые чашечки!!!
- Псих!
- Может и так, но без них я отсюда не уйду! Из чего я тебя буду кофе поить, а?
- Заверните…
Следующим пунктом программы явился торшер. Даже Сармис не протестовал. Как полагается комплект постельного белья, полотенца, пара подушек, пара кастрюлек, пара сковородок, ТУРКА!
- Как хорошо, что у меня достаточно большая машина… - бурчал Сармис, - нам, между прочим, ещё продукты надо бы поместить!
- Всё, уже идём, разве что ещё вот ту вазочку ;)
- НЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕТТТТТТТТТТ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! На выход сейчас же!

Данила с хохотом выбежал на улицу. Сармис вдогонку запустил в него тапочки, которые Данила тоже не смог обойти стороной.

- Чтобы я ещё хоть раз… с тобой… за покупками… Ни за что!
- Ну, раз как минимум придётся. Сейчас, за продуктами,
- Я запру тебя в машине, а сам куплю… быстрых макарон тебе куплю!
- Ну, зачем так зверствовать? С едой у меня дела обстоят проще, я просто не люблю её покупать. Всё пройдёт очень быстро, вот увидишь.

На счёт продуктов Данила не соврал. Он действительно не любил их покупать, и поэтому управились за пол часа.
 Затаскивать купленное на пятый этаж оказалось не менее утомительно. С передышками и перекурами бегали туда-сюда часа два. Свалив всё что имелось в кучу, ребята плюхнулись на диван в гостиной.
- У меня руки отваливаются,
- А я вообще тут не должен находится. Моя работа ограничивалась встречей тебя на вокзале. Мне ещё проект заканчивать, а я тут грузчиком на тебя работаю,
- Ой, не говори таких жутких вещей! Мне, между прочим, стыдно!
- А где был твой стыд, когда я умирал в магазине?
- Ну, он тогда был увлечён покупкой. Ну, посмотри какие милые шторки!
- Да что ты заладил милые да милые!!!
- Потому, что ты бесишься от этого слова!!! – Данила показал недовольному Сармису язык и кинул в него новую подушку,
- Я ведь тебе отомщу!
- И “мстя” твоя будет страшна! Ладно тебе, экскурсия то у нас сегодня опять пропадает?
- Ну разве что по ночной Риге устроить. Только отдохнём немного?
- Labi!
- О! Уже нахватался! А чего сказал то, знаешь?
- Ну, судя по всему это что-то утвердительное,
- Логично. Ладно, хорошо,
- Я ж гений…
- Labi, гений, пошли в новой турке новое кофе варить… Ты Мне будешь!
- А мы сахар купили? – спохватился Данила,
- Купили, купили,
- Я то собственно без сахара пью, а ты?
- С конечно!!!
- Ага! В одну посуду и можно без хлеба!
- Именно!

Кофе получился изумительный. Долго сидели на кухне наслаждаясь ароматным напитком и музыкой (Данила не мог не вынести из магазина такую необходимую вещ, как магнитофон). Отдохнули, и экскурсию решено было провести!
       
       О, Рига! Рига! Как прекрасен этот город в мягком вечернем свете! Старый город с великим множеством мелких магазинчиков, кафешек. Каменные мостовые, речной ветер, закат расплывается теплыми пятнами по вековым стенам. Лабиринт улиц не даёт возможности покинуть эту завораживающую безмятежность…

Зашло солнце, оставив лишь лёгкое напоминание тепла. Небо затянуло ночными тяжёлыми облаками, которые вдоволь посыпали снегом узкие улочки. Данила и Сармис вышли на набережную.
- Ты любишь ветер?
- Ммм.

Город медленно, но верно уходил в ночь, а два человека так и сидели в тишине, наслаждаясь окружающим спокойствием.
- Ты ведь любишь этот город?
- Ты тоже его уже любишь, - усмехнулся Сармис, - пошли по домам, завтра у тебя первый день на работе. Смотри, не проспи,
- Обижаешь! У меня теперь будильник есть. Пошли…


***


Утро было суматошное. Данила волновался как первый космонавт. Хоть он уже и посещал своё рабочее место, но это было так, “проходя мимо, проходите мимо”. Сегодня же дело обстояло гораздо серьёзнее – надо было РАБОТАТЬ!
«Так! Собрались с мыслями. Шеф прибьёт если оплошаю. Ух. Что я собственно так волнуюсь то? И Сармис не поддержит… Кстати, хороший парень, хоть в этом повезло. Пора идти…»
Поскребя по сусекам и собрав некое количество храбрости, Данила открыл тяжёлую дверь. Предъявил на проходной пропуск и быстрым (почти уверенным) шагом направился к своему кабинету.
- O! Labrit! – незнакомая девушка мгновенно оказалась рядом,
- Доброе утро! – «надо начинать хоть что-то учить, не ловко, ничего не понял»
- Доброе, доброе! Простите, я совсем забыла. Нас предупреждали, что вы не говорите по латышски. Меня зовут Мета. А вы Дан… - конец она выговорить не смогла, но, по-видимому, не смутилась,
- Если вам будет проще, называйте меня Дэн, - снисходительно улыбнувшись, сказал Данила. «Нарвался на самую болтливую. Ладно, воспользуемся разговорчивостью», - А вас не затруднит показать мне моё рабочее место?
- О, конечно! Давайте я вам всё расскажу! – желание помочь “новенькому симпатичному молодому иностранцу” было пугающим...

Начиная с девяти утра до двух часов по полудни Мета с превеликим удовольствием рассказывала несчастному Дэну (полное имя она стабильно не могла выговорить) всё, что знала, слышала, видела и не видела. Данила совсем было потерял надежду на спасение, как вдруг из за угла вынырнула спасительная ухмылка.
- Сармис! Как я рад тебя видеть! – не выдержал Данила и вылетел на встречу,
- Да, давненько не виделись! – понимающе улыбнулся Сармис, - я как раз за тобой, шеф зовёт.

Только завернув за угол, Данила с благодарным вскриком вскинул руки вверх.
- Спасибо, спасибо, спасибо!
- Ну, ты и вляпался. Это самая болтливая девушка во всей Латвии! Как тебя угораздило?
- Как? Как? Вот так. Я только в кабинет зашёл, а она тут, как тут!
- За то ты теперь осведомлён лучше меня, - съязвил Сармис,
- Да уж! А зачем шеф требует?
- Нужен ты ему больно! Это отмазка от Меты. Я так просто к тебе решил заглянуть, а ты уже успел проблемы на свою голову найти,
- Что у меня на лице было написано: «заберите меня отсюда»?
- Именно. Пошли, пообедаем?
- Пошли, а куда?
- На “кудыкину гору”! В столовую, дуралей.

«Всем бы такую столовую!»
- Я тут решил, что мне надо учить латышский,
- Опаньки! Гениальное решение,
- Нет, ну чего ты издеваешься?
- Раньше надо было думать,
- Я за месяц не нашёл не одних курсов в Москве, - обижено заявил Данила,
- А чего ж ты поехал?
- А меня не спрашивали – это раз. Во вторых, я сомневаюсь, что кто-нибудь из нашего отдела знает латышский,
- А в третьих?
- А в третьих – отвянь!
- Да ладно тебе не дуйся. И?
- Что, и?
- Ну, ты решил учить и что?
- Я хотел тебя попросить… - Данила не успел договорить,
- Нет! Нет! Нет! Даже не думай,
- Да я даже не договорил! Я хотел лишь, чтобы ты мне пару ходовых фраз рассказал. А то я даже не знаю, как поздороваться! Эх ты, сразу в кусты!
- Хм. Ладно, это можно попробовать,
- Когда?
- Ну, давай сегодня после работы?
- Кстати, а во сколько заканчивается рабочий день, я даже не знаю, - глупо улыбнулся Данила,
- Ты меня не перестаёшь удивлять!
- Так это ж отлично!
- В пять – официально, - хитро улыбнулся Сармис,
- Значит, в пять встречаемся на выходе?
- Ишь, какой шустрый! А домой зайти?
- Ты же у нас человек свободный!? Или я тебя уже так достал?
- Достал, но ещё не ТАК. Ладно, в пять, а сейчас пора работать. Я побежал. Дорогу сам найдёшь?
- Угу.

Сармис махнул рукой и был таков. Данила допил кофе и медленно поплёлся обратно на растерзание Мете.
«Надо от неё аккуратно избавиться»

Когда он всё же доплёлся до своего места, Меты там не оказалось… Есть в жизни счастье!
Последние два часа Данила разбирался с программами на компьютере. Всё было на английском, так что особых затруднений не было.
 В конце рабочего дня к нему подплыла Мета.
- Данила!
«Неужели она выговорила моё имя!?»
- Да, Мета?
- Я слышала, что ты совсем немного времени провел в Риге. Если хочешь, я могу показать тебе город?
- Эээ… «этого мне только не хватало!» Ты знаешь, я бы с удовольствием, но у меня ещё не всё устроено, и время мне не принадлежит. Может в другой раз? – она явно поняла только конец предложения, но это и требовалось,
- Ладно. Тогда до завтра,
- Да, пока.

«Уф… Легко отделался».

Данила с лёгким сердцем вышел на улицу, прислонился к ближайшему столбу и закурил, ожидая Сармиса.

Глаза разбредались, разглядывали новые лица. Данила затушил сигарету, и вдруг что-то резко заставило его поднять голову…
 Как в замедленной съёмке всё движение затормозило. На лестнице появился ангел. Длинные каштановые волосы развивались на ветру, Глаза блестели от яркого солнца, Губы подёрнула улыбка… Ангел проплыл рядом, лукаво посмотрев на открывшего рот Данилу и пропал за поворотом.
- Эй, что рот раззявил? А… Ну понятно. Можешь даже не смотреть в ту сторону,
- Почему?
- Не по зубам тебе, как собственно и мне,
- Даже так, а ты пробовал?
- Раза три уже,
- И, что? Никак?
- Даже не смотрит в мою сторону,
- Ха! А в мою смотрит! Вот только сейчас и посмотрела!
- Ну, ты везунчик!
- Расскажи про этого ангелочка,
- Рассказываю: Зовут Гуна, девушка из высшего общества. Ездит на кабриолете. Смотрит, если у тебя в кармане больше шести нулей. Обожает бардовые розы, желательно по пятьдесят штук в букете. Внешность позволяет, как ты уже заметил. Остальные выводы делай сам. Думаю, что не дура, а там кто знает,
- И, что? Даже пробовать не стоит?
- Ну, почему же, тем более, если она обратила на тебя внимание… Ты у нас тоже не дурён собой. Попробуй, чем жизнь не шутит,
- Ага, а ты потом будешь надо мной смеяться, когда я топиться с горя пойду, да?
- Разве, что подхихикивать. Ладно, ты небось уже и забыл зачем меня ждёшь?
- А вот и нет! И где же ты меня будешь учить?
- Я думаю твоя квартира нас устроит, - томным голосом ответил Сармис,
- Чур меня! С тобой один на один в моей квартире – это страшно…
- Знание языка требует жертв;)
- Ты так не шути. У меня слабое сердце,
- Ладно, горе ты моё луковое. Не бойся. Бумага и ручка у тебя есть дома?
- Есть,
- Тогда пошли. Я есть уже хочу. С тебя бутерброд.

Дома первым делом утолили голод, посмеялись и вооружившись ручками приступили к обучению\изучению латышского. Хоть Сармис и не собирался углубляться, но двумя фразами дело не обошлось. Названия падежей и количество склонений, как любой нормальный человек он конечно не помнил, но общую суть донёс. Занятие затянулось на долго. Только в одиннадцать часов осознали, что пора бы передохнуть. Сармис отказался от кофе и дезертировал домой, спать. Данила ещё немого поковырявшись в записях тоже отправился в царство Морфея.

***

Так и полетели дни. Привыкал к новой работе и квартире. Гулял по городу. Вечерами Сармис пытался хоть чему-то его научить.
Очень быстро пролетел первый месяц.

«Как же неохота вставать! Ну ладно, сегодня последний день»

По дороге на работу Данилу перехватил Сармис.
- Эй, привет! Опаздываешь,
- Задерживаюсь. Привет,
- Слушай, я хотел спросить… У тебя есть планы на Новый Год?
- Ха. Какие планы. Разве что домой позвонить. Слушай, а какое сегодня число?
- Не много ни мало 29! Ты совсем во времени потерялся,
- УЖЕ! Блин! А я совсем не готов,
- К чему?
- К Новому году! Я даже подарков не купил!
(За месяц Данила благополучно успел обрасти солидным числом друзей и приятелей)
- Да ты разоришься на подарки! За месяц ты завёл больше друзей, чем я за свою жизнь,
- Ну, что тут поделаешь!
- Ты меня перебил со своими ахами вздохами! Я же хотел предложить тебе Новый год со мной отметить,
- Да? Спасибо, - Данила был удивлён. У них конечно были хорошие отношения, но Новый год так сказать семейный праздник…, - я не знал, что ты у нас любишь благотворительностью заниматься! Не стоит из-за меня так жертвовать,
- Нет. Погоди. Ты подумал, что мы с тобой вдвоём сядем за стол, зажжём свечи и дружно будем кричать «УРА» когда наступит 12 часов?
- Ну, как ты сказал, так я и подумал!
- Со мной – это значит со всей моей семьёй! Мамы, папы, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки, сёстры, братья, дети, внуки и т.д. и т.п.,
- И все небось твои копии? Нет, этого я не выдержу… - Данила картинно закатил глаза,
- Ладно. Значит ты согласен!
- Все твои родственники и я как прыщ на з……це!
- Ну, а что тебя так смущает!
- Хотя бы то, что я их не разу в жизни не видел!
- Вот и увидишь,
- Я даже поговорить с ними не смогу!
- Они сами с тобой поговорят,
- Ага, на латышском! А Я…
- …будешь отвечать однозначными фразами, - закончил за него Сармис,
- Ну-ну! Данила, а расскажи-ка нам о себе. J;, N;, nezinu? Так мне что ли с ними общаться?
- Ой, ну вот не прибедняйся. Я зря тебя учил? Моя бабушка вытянет из тебя все знания, обещаю,
- Так вот зачем ты меня с собой берёшь! Как отвлекающий манёвр!
- Как ты догадлив! Ладно тебе пошли со мной, а то я там помру один, - умоляюще посмотрел на него Сармис,
- Ну, хорошо. Мне терять нечего,
- Вот и славно! В восемь вечера я за тобой заеду.


Так вот нежданно-негаданно образовались планы на Новый год. Даниле было немного не по себе, но согласие он в любом случае уже дал. Отступать было некуда.
С разрешением одной проблемы пришла другая. И по крупнее: ПОДАРКИ! На их приобретение оставалось два дня.
Эти суматошные дни напомнили ему прошлый год, когда он покупал ВСЕ подарки 31 вечером. Это было ужасно. Сплошные нервы и пустые прилавки. Но надо заметить в Риге дело обстояло куда лучше. Понервничать, конечно пришлось, но не до седины.
Таким образом в 20:00 31 декабря Данила при полном параде и с кучей подарков ожидал Сармиса попивая кофе.

Сармис позвонил в дверь ровно в 20:05. Безумно взъерошенный и нервный.
- Помоги мне! Я умираю! Эти грёбанные подарки! Я ничего не успел, как всегда, - не здороваясь Сармис прямиком направился на кухню, схватил первое попавшееся в рот и плюхнулся на стул,
- А я думал я один такой нервный, ан нет, ты меня переплюнул! Приятно даже как-то,
Сармис лишь окинул его хмурым взглядом.
- Ну, что мы едем? Или боишься бабушку разочаровать своей причёской, - Данила не мог не уделить внимания вороньему гнезду на голове Сармиса,
- Не напоминай! У тебя банданы нет? Может повязать?
- Нет. У меня только шапочка деда Мороза, хочешь?
- Аааа, ты готов? Тогда поехали.
       
***

«Боже! Зачем я на это согласился!»
- Мама роди меня обратно! Ах ты гад, ты предупредить не мог, что твоя семья это пол Риги!
- Всего то тридцать человек, подумаешь.

Ошалевший Данила зашёл в пригородный дом, в котором жила бабушка Сармиса, а сейчас велись активные приготовления к проведению Нового года. Сармис решительно направился в глубь дома по дороге здороваясь и обнимаясь абсолютно со всеми. Попутно знакомил их с Данилой и перебросившись парой фраз шёл дальше. Данила мог лишь тупо улыбаться и кивать в ответ. Потом долго общались с родителями Сармиса…
- Я чувствую себя твоей невестой! Они случаем ничего не подумают?
- Не волнуйся, есть чёткое различие между “друг” и “парень с которым я встречаюсь”,
- Ох! Ну, прям успокоил! По-моему здесь гораздо больше чем тридцать человек, или ты водишь меня по кругу и снова и снова знакомишь с одними людьми? Я уже перестал различать лица,
- Не ной! Уже почти конец. Осталось тебя только бабушке показать, а она спустится попозже.

Сармис посадил Данилу в кресло, сунул ему в руки печенье и стакан компота «ммм… домашний компотик, вкуснятина!», а сам пошёл общаться с оставшимися родственниками. Не успел Данила выпить и пол стакана, как на него налетела стая детишек.
«Нет, только не дети! Сармис, спаси!»
Милая девочка в розовом платьице без предупреждения плюхнулась ему на колени и отобрала миску с печеньем. Все остальные окружили его на подобии “живого кольца”. Данила чуть не грохнулся в обморок. Дети стояли и смотрели на него в упор. Только самая маленькая разряжала обстановку уминая печенье.
- Хотите печенья? – Данила попытался изобразить улыбку,
- А мне мама не разрешает, - сказал один самый худенький мальчик,
- Так мы ей не скажем! Только пообещай что съешь не много и оставишь место для ужина, - Данила напомнил себе хитрую старушку из какой-то сказки,
- Ладно, - мальчик потянулся за печеньем,
- А кто здесь твоя мама, чтобы я смог тебя предупредить если она пойдёт,
- Вон та, - мальчик беззастенчиво ткнул пальцем на симпатичную молодую женщину, наряжавшую ёлку,
- Ну, а остальные, что стоят без печенья?

Это совершенно безобидная фраза вызвала восторг в рядах детей и показала Данилу в лучшем свете. До самого последнего момента ребятня не отходила от Данилы ни на шаг. Девочка так и осталась у него на коленях, лишь изредка сползая из-за шёлкового платья. Трудности возникавшие при каждом её сползании с колен вызывали очередную порцию визга и смеха. А девочке судя по всему очень нравилось, что её каждый раз ловят на уровне пола и водружают обратно на колени.

«Какой-то незнакомый дядька прибрал к рукам всех детей! Ну, хоть бы одна мамаша побеспокоилась, что там делают с её чадом! Честное слово!»

Данила поймал себя на этой отчаянной мысли которую тут же сменила другая. Он осознал, что всё это время он понимал детей, а они понимали его… потому, что он говорил по-латышски!!!
«Чего только со страху не сделаешь!» В этот момент девочка в СКОЛЬЗКОМ РОЗОВОМ ПЛАТЬЕ очередной раз поползла вниз и прервала ход воодушевляющих мыслей.

К одиннадцати часам от Данилы практически ничего не осталось. Когда всех позвали за стол выковыривать его из кресла пришёл Сармис.
- Ты произвёл фурор на детской площадке, как я погляжу!
- Ха, ха…
- Пошли с бабушкой знакомиться,
- Надеюсь она у тебя на коленках не любит сидеть, а то мне уже все отоптали,
- Нет, не думаю. Ха-ха!
- Чего ты ржёшь? Я детей терпеть не могу, а тут сразу столько и все ко мне на колени!
- Зато все мамаши цитирую “наконец то приятно удивлены моим другом”,
- Может мне это зачтётся при знакомстве с бабушкой?
- Ты, что боишься бабушку мою?
- Да! А, что! Имею полное право, ты меня ей уже пол дня пугаешь: вот с бабушкой познакомишься, а вот бабушка, а бабушка вот…
- Не дрефь! Детей пережил и бабушку выдержишь.


В дверях второго этажа как раз появилась БАБУШКА!
- Ну, у вас и традиции! – Данила не уставал удивляться. Все присутствующие хором поздоровались. Образовали некое подобие очереди и следуя такому порядку подходили здороваться лично.
- Пошли,
- Ага, уже иду, - на Данилу напал ступор,
- Да идём же, - Сармис схватил его за рукав и потащил знакомиться.

Процедура знакомства прошла более или менее быстро. За ними ещё было много народа, поэтому бабушка пообещала, что пообщается с ним попозже. Это неслыханно обрадовало Данилу, у него появилась возможность остаться в живых.
Потом все сели за стол, зажгли свечи, зазвенели тарелки и бокалы. Все улыбались и смеялись, на заднем плане играла музыка, Сармис слава богу сидел рядом и было с кем поболтать. Дети изредка подбегали и торжественно вручали Даниле конфеты. Сармиса это смешило, а Данила гордо складывал всё своё богатство в карман.
Когда часы начали бить двенадцать над столом раздался грохот открываемых бутылок шампанского, наполнялись бокалы, все поздравляли друг друга с Новым годом. Ещё немного посидев за столом начали дарить подарки. Данила очень удивился когда ему тоже презентовали внушительный свёрток.
- Сармис, ты уверен, что ничего не напутали?
- Уверен, уверен. Открывай.
В пакете оказался огромный свитер. Красный с белыми снежинками.
- Я ещё две недели назад предупредил бабушку, что возможно ты придёшь и она состряпала тебе такой вот свитер,
- Обалдеть! Мне не удобно, у меня ведь ничего нет,
- А ей ничего и не надо. Смотри-ка, у меня такой же только синий, - Сармис распаковал свой кулёк и засмеялся, - будем как двойняшки ходить,
- Не нравиться, отдай мне. Я тащусь от таких свитеров!
- И не мечтай, я тоже их обожаю!
 Вокруг все дарили подарки, восхищались, благодарили, смеялись. Сармис тоже протянул Даниле небольшую коробочку:
- Держи, это тебе. На ней моё терпение тогда в магазине лопнуло. Ну раз уж ты любишь всякую мелочёвку, - в это время Данила аккуратно разворачивал подарок,
- Ха-ха! Спасибо! Это та самая милая оранжевая вазочка, которой ты в меня чуть не запустил! У меня теперь полный комплект! Теперь мой черёд, вот это тебе, - Данила протянул Сармису красиво упакованный свёрточек. Сармис нещадно порвал бумагу и вцепился в подарок,
- Ух ты! Ты вспомнил! Спасибо,
- Ещё бы не вспомнить, ты тогда просто прилип к витрине, - в один из многих совместных походов по магазинам в табачной лавке они наткнулись на зажигалки. Не обычная дешёвка, а такие чтоб на века. И Сармис поведал Даниле душещипательную историю, о том как в далёком детстве он долго копил на такую, но приехал старший брат и разбил его копилку, а вместе с ней и его мечту. Данила тогда долго смеялся, но когда пришло время подумать о подарке, этот эпизод оказался очень полезным,
- Красивая. Ну, что пойдём покурим, надо обновить,
- Пошли.

Натянув куртки ребята вышли на улицу. Ветра не было совершенно. Создавалось такое впечатление, что природа замерла и тоже пошла праздновать. Крупные снежинки сплошной стеной падали с неба. Деревья стояли, как в сказке белые-белые. Воздух был чистый и морозный.
- Вот это погодка, я понимаю! Новый год! – Данила запрокинул голову и ловил языком снежинки. Они даже забыли зачем вышли,
- Нет слов. Давненько такой красивой зимы не было. Всё для тебя,
- Я такой в жизни наверно не видел, - Данила затаил дыхание, как будто боясь спугнуть это сказочное состояние, которое как дымкой окутало деревню.
 
Потом гости тоже потихоньку стали выходить на улицу. Зажглись фейерверки, стали играть в снежки. Старые добрые друзья Данилы – детишки – всем скопом вывалили на улицу и быстренько выбрав его в жертву повалили в ближайший сугроб.
После сидя в прихожей и стягивая с себя мокрую одежду Данила пробурчал:
- Как вовремя мне подарили свитер, или это у вас так принято дети мочат - бабушки сушат?
- Ладно тебе, ты на меня посмотри, - Сармис демонстративно выжал штанину на пол.

После этого мокрого побоища детей уложили спать, а остальные снова собрались за столом. Поставили ещё свечей, свет потушили. Одна пожилая леди затянула какую-то народную песню, её подхватили остальные… Данила не любил все эти застольные песнопения, но у них получалось как-то хорошо…
Данила откинулся на мягкую спинку, смотрел как играет пламя свечей на потолке, слушал тёплые голоса и чувствовал себя так замечательно, как никогда в жизни. Напала лёгкая полудрёма и он подвёл итог:
 
«Новый год удался… Самый лучший Новый год…»



 
 

       


Рецензии