Смольный сад

       
       Смольный сад.

Нас учили любить и почитать ЕГО.Он был идеален.Он был добрый,честный,смелый,самый лучший из людей.Он стоял на одной высоте с Богом.Только Бога для нас тогда не было,для нас огороженных социалистической колючей проволкойот всего белого света.У нас было свое мировоззрение,свое счастье,своя гордость жить в самой счастливой стране на Земле.Мы не знали ,как там в других странах,но точно знали ,что у нас лучше.Нет,мы жили не плохо,мы были сплочены,мы были вместе,у нас у всех была примерно одинаковая зарплата,почти одинаковая мебель ,одинаковые пальто ,одинаково одеты дети и даже на всех заводах и предприятияходинаковые темно синие халаты,а в магазинах и больницах –белые.И шагать надо было как по линеечке,сначала комсомольской ,потом партийной ,но четко как по канату ,прямо ,и не дай бог кому то щагнуть в сторону....Город в котором я родилась ,тоже носил его имя.Шел 1961 год.

Да не беги ты так , Лялечка.
Да не могу ,бабушка ,я должна ему все рассказать ,все,все –и про Веру Ивановну и про Машу Любавину....
Дак ведь он не убежит ,времени у нас много ,успеешь еще ,ласточка моя не торопись,я ведь уже запыхалась совсем,-бабушка крепко держала маленькую ладошку в своей теплой и мягкой руке.
В начале ноября в Ленинграде всегда немножко мерзло и сыро .Особенно когда первый снег затеряется где-то в пути и совсем не торопится освежить и порадовать горожан.
Небо было серым и низким .Несмотря на холод и ранние сумерки,в Смольном саду было людно .Прогуливающееся пожилые пары степенно вышагивали ,поддерживая друг друга под руку.Мамы бегая у закрытых на зиму фонтанов,старались вытереть носы своим непослушным чадам.Наконец-то,пройдя с бабушкой через весь сад ,мы очутились у узкой чугунной калитки.Ее не запирали ,давая возможность всем подойти к НЕМУ поближе.Нас учили почитать и любить ЕГО,великого ,стоящего на желтом постаменте и смотрящего куда –то далеко-далеко ,протягивая вперед маленькую руку ,с зажатой в ней сморщенной кепкой.
-Дедушка Ленин ,смотри ,смотри ,-Лялечка расстегивала свое ватное клетчатое пальтишко ,отделанное искусственным воротничком цвета полевой мыши ,что бы показать вожди мирового пролетариата свою октябрятскую звездочку ,прикрепленную к белому школьному переднику.-Вот ,дедушка Ленин ,меня сегодня в октябрята приняли ,и теперь я буду так стараться –и бабушке помогать ,и в школе,и Кольку с первого этажа больше бить не буду ,пусть обзываеться ,я ведь теперь октябренок .
А еше бабушка обесчала ,что я сама теперь в булочную ходить буду.Верно ,бабушка ?
-Пойдем ,холодно уже ,ветер сильный ,пальто –то застегни,гляди ,ростудишся ,да и мама скоро с работы придет,ей тоже надо твою звездочку показать ,верно?
Ой ,побежали быстрее,бабушка ,мама-то как обрадуется.А про Любавину я в следующий раз расскажу.
-Ну и правельно,пойдем.
-Подожди ,мне еще спросить надо .Знаешь дедушка Ленин ,Вера Ивановна сегодня спросила ,сколько будет ,если у меня три яблока , а у Пети Савельева –два.А петька сказал ,что он такую задачу считать не будет ,так как она не октябрятская совсем,потому что у него тоже три яблока должно быть .А если задача нечестная,ее и считать не надо .Или надо ? .. А как надо ?..
Но вождь стоял, и его каменное лицо было так далеко от лица маленькой девочки ,смотревшей на негос восторгом и так высоко поднявшей голову ,что бабушке пришлось поддерживать китайскую вязанную шапочку .
- Любые задачи считать надо уметь,деточка.В жизни нечестных задач ох как много еще решать придется .
-Как это .Что в школе все задачи нечестные ?
-Глупости,Лялька я не про школу .
-а про что ?
- Пойдем, мама уже наверное ,дома и нас ждет .
Город готовился к празднику .По Суворовскому кольцу были развешаны портреты правительства в размер человеческого роста ,а люди не обращали на них никакого внимания,пробегали мимо,занятые своими делами и мыслями.Эти лица и так были везде и всюду ,к ним привыкали как к своим близким.
-Бабушка ,а Ленин старый был ,когда умер?
-Да не совсем ,а почему ты спрашиваешь?
-Я боюсь очень.
-Чего это, господи ?
-Боюсь что ,когда я старая буду ,буду лысая....
-Боже мой ,чего это тебе в голову –то втемяшилось,глупости какие .
- А вот и не глупости ,у Ленина раньше волосы вились ,а потом он лысый стал ,помнишь,стишок мы учили ;»Когда был Ленин маленький с кудрявой головой ,он тоже бегал в валенках по горке ледяной «.
-Ну и что ?
-А то ,что у меня тоже волосы кудрявые ,а у тебя прямые и у мамы прямые .А у деда Яши кудрявые и он лысый ...
-Лялечка,тебе уже семь лет ,и ты должна понимать ,что лысых женщин не бывает.
-Ой как хорошо,бабушка ,а то Сережка Чулков не захочет со мной жениться ,если я лысая буду.
-Хорошо ,Лялька ,что мы уже пришли ,а то я пока с тобой гуляю ,меня инфарктсхватить может.Ну давай ,беги наверх,звони в звонок ,пока я поднимусь ,мама уж дверь откроет .
Девочка внимательно посмотрела на бабушку ,и ее огромные серые глаза застыли от страха :
-Бабушка,а меня он тоже может схватить?
- Господи ,да бог с тобой, кто ? –спросила бабушка ,мысли которой давно считали как на последнюю десятку приготовить обед на три дня и дотянуть до дедовой зарплаты.
-Дядька этот .
- Какой дядька ?-встревожилась бабушка.-Ты о чем ? К тебе ,что ,кто-то подходил? Когда ,где ?.Говори сейчас же ,- голос бабушки звучал тревожно .
- Да нет ,ты же сама сказала : схватит ...ну,имя такое трудное ,я забыла –не Иван,а и... и...
- Давай, все рассказывай ,- лицо бабушки стало похоже на мороженное яблоко.Оно стало красное, и морщинки отчетливо врезались в щеки.она схватила девочку за руку .
- Я вспомнила ,вспомнила..Ба..,инфар.
-Инфаркт? О горе мое ,это болезнь такая .Да беги ты уже ,-бабушка тяжело поднималась по широкой лестнице ,качественно построенной задолго до революции .
- Ба,- сверху с деревянных широких перил свесились две косички ,повязанные белыми праздничными бантами .-Ба,Вера Ивановна сказала завтра руль пятьдесят принести ,мы после праздников в театр пойдем .
- Ладно,-устало вздохнула бабушка.


Рецензии