Бессонница

БЕССОННИЦА


Сценарий
короткометражного
фильма











Авторы:

Яр Лодыгин
и
Образ











4-я редакция










2008-08-03, (с) Авторские права защищены.


ИНТ – Офис небольшой фирмы – УТРО

На экране в отдалении – статуя Родина-мать. Повернув головой направо и сделав шаг назад, мы заполняем окно, в которое все это время смотрим, видом глухой стены здания напротив.

Вместе с камерой мы движемся по большой офисной комнате со множеством столов и компьютеров. За столами – женщины. Большинство из них – молоды, и только две-три – женщины средних лет.

Завершая движение, мы попадаем в небольшой кабинет ДИРЕКТОРА этой средних размеров конторы.

Худощавое и невротическое лицо ДИРЕКТОРА безразлично смотрит на нас.

ДИРЕКТОР

… В общем, Вера Александровна, вы уволены.

Мы сразу же понимаем, что эти бездушно сказанные слова были адресованы женщине, сидящей напротив директорского стола. Это – женщина средних лет, с умными и грустными глазами, довольно современно и стильно одетая.


ИНТ – Вагон метро – УТРО

ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА едет в метро. Вагон не переполнен, но все места для сидения заняты. Состав выезжает на метро-мост по направлению к Левому берегу. Город за окнами – сер и почти незаметен. Мы замечаем её отчаянные глаза и покрасневшие веки. ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА сидит между двумя крупными мужчинами, в ее руках – бесплатная газета. Она бросает свой тоскующий взгляд по пассажирам. У входа ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА замечает целующуюся молодую пару. Женщина грустно и почти незаметно улыбается. Потом она уводит взгляд и наталкивается на дедушку и бабушку напротив нее – они держатся за руку. ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА одинока…

Эти наблюдения приносят ей боль, и тогда она начинает читать газету. На одном из бессмысленных разворотов она читает заметку: «ДОЛГАЯ БЕССОННИЦА. Дольше всех в мире не спала 51-летняя британка Лиза Райт – 265 часов» (и далее – не жирным шрифтом остальное тело заметки).

ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА слышит объявление о своей станции, кладет газету в сумочку и выходит из вагона.


НАТ – Вход в подъезд 5-этажной хрущевки – УТРО

ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА с сумочкой на плече и тяжелым пакетом с продуктами в руке подходит к подъезду своего дома. Она замечает, что из-за угла дома во двор трусцой вбегает АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ, спортивного вида, 58 лет, седой. Его бодрость дает нам понять, что на пенсии он недавно. Он из тех, у кого с лица никогда не исчезает улыбка.

АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ замечает ВЕРУ АЛЕКСАНДРОВНУ издалека и машет ей рукой, улыбаясь усатым ртом. ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА улыбается уставшей улыбкой в ответ.

Обогнав женщину АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ разворачивается в нескольких метрах к ней лицом.

АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Как дела, Верочка Александровна?

ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА приветливо, но грустно улыбается.

АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

А я вот с пробежки! Бег укрепляет организм!
(меняет интонацию на более личную)
Всё у нас будет хорошо, что говорить! Я бы рад поболтать, да вот в душ сильно хочется! Физкультпривет!

Мастерка от его спортивного костюма действительно влажная от пота, и он, энергично развернувшись, вбегает в открытую дверь подъезда.

ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА, кажется, о чем-то задумалась, а затем вошла внутрь.


ИНТ – Квартира Веры Александровны – УТРО

Обстановка в однокомнатной квартире ВЕРЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ весьма скромна. Кое-где мы замечаем новую бытовую технику – телевизор, проигрыватель – но это только подчеркивает, что это все еще советское жилье.

ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА заходит в жилище, относит сумку на кухню. Мы видим на столе одну чашку. Потом она заходит в ванную комнату, чтобы посмотреться в зеркало над умывальником, и мы замечаем одну зубную щетку. Она заходит в комнату. Единственное место для сна – узкий диван на одного человека. Женщина садится в кресло перед телевизором.

Но его ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА не включает, а достает из сумочки бесплатную газету, чтобы снова прочесть заметку о бессоннице.

Прочитав, она взглядом осматривает свою пустующую квартиру, очень напряженно думает о чем-то, и, кажется, наконец, решившись, встает и быстро направляется к выходу.





ИНТ – Лестничная площадка с дверями квартир – УТРО

ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА звонит в одну из дверей и вскоре ее открывает АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ. У него мокрая седая голова и из одежды на нем только домашние мешковатые штаны.

АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Ой. Извините за мой внешний вид!

Но ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА даже и не замечает этого. Ее глаза полны отчаянной решимости.

ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА

Аркадий Васильевич, не спрашивайте меня зачем,
это слишком долго объяснять, но мне очень нужна
ваша помощь. Я даже не знаю, к кому я еще могу
кроме вас обратиться. Пока я не передумала, мне
очень сильно нужна ваша помощь.

Кажется, сконфуженный АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ хотел было пригласить ее внутрь, но ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА, не обратив внимания, очень быстро и сбивчиво проговаривая слова, продолжила рассказывать о своей просьбе.

ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА

Аркадий Васильевич, это очень мне нужно,
понимаете? Мне нужно, чтобы вы несколько
дней контролировали меня, чтобы я не заснула.
Всё, что угодно делайте, только не дайте мне
заснуть!

АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Господи, это еще зачем?

Этот вопрос немного смутил женщину, но через мгновение в ней снова просыпается решительность.

ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА

Понимаете, мне нужно побить рекорд. Нужно,
прежде всего, мне, я очень устала от своей жизни
и…
(по ее щекам начинают течь слёзы)

АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

…Вы что, решили таким образом покончить с собой?

ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА

Нет, что вы! Просто я прочитала эту заметку
в газете, там женщина моих лет побила рекорд по бессоннице, и я подумала, ведь я тоже могу!
И, может быть, это сделает меня более…
(она стесняется) …более счастливой. А вы,
я знаю, пенсионер, т.е. я хотела сказать,
может у вас есть нужное время, чтобы
зафиксировать рекорд…

АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Боже мой, я даже не знаю… Это же мне тоже придется
не спать, чтобы смотреть за вами?..

ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА

Я в долгу не останусь! Мне очень-очень нужно!
Давайте хотя бы попробуем?!

АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Честно говоря, раз уж вы такое задумали
и почему-то пришли ко мне, я не могу вам
отказать. Просто хотя бы потому, чтобы
быть уверенным, что вы себе не навредите…

На лестничную площадку поднимается молоденькая ДЕВУШКА с веселым и добрым лицом. Она довольно стильно одета. ДЕВУШКА достает ключи, и открывает двери на этой же лестничной площадке.

ДЕВУШКА

Здравствуйте!

АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Здравствуй, Наденька.

ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА

Привет.

НАДЯ входит в свою квартиру и закрывает дверь.

АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Ладно, уговорили. Когда начнем?

Каждый из них улыбается своей улыбкой. АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ какой-то стариковской флиртующей. ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА спасённой…


ЗТМ


ИНТ – Квартира Веры Александровны – ВЕЧЕР

Журнальный столик заставлен немытыми чашками, в которых был кофе. На диване с газетой и красными глазами АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ. Напротив, в кресле сидит ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА. Ее глаза слипаются. Еще мгновение – и она заснет! АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ замечает это, вскакивает, трясет ее за плечи и будит.

АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Верочка, ты чуть не заснула. А нам
еще пару дней ведь точно не спать!

ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА

О боже мой, надо что-то придумать. Кофе
и телевизор больше не помогают!

АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ подходит к балконной двери.

АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

(бодрясь, сам себе) Отоспался на пенсии…

ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА

Аркадий Васильевич, я уже даже не знаю,
о чем мы еще можем поговорить, уже все
темы кончились.

АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

(лукаво) Может закончим с этим?

ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА

Нет уж! Я решила, я своего добьюсь!

АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Эх.. Ну раз уж мы с вами вместе на этой
подводной лодке… Надо побить этот рекорд!
Давайте что-то думать…

Он делает несколько шагов по комнате, раздумывая. По телевизору начинают показывать рекламу энергетических напитков: «Не спать 24 часа!».

Я придумал!

В его глазах появляются озорные огоньки.

Самые неспящие у нас кто? Молодые! Вот и
и мы должны взять с них пример! Вот Колька,
паренек этот светинский, сверху… Каждое
воскресенье меня будит своим роком! Вот под
что мы с вами точно не заснем! Едемте в магазин!


ИНТ – Музыкальный магазин

ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА и АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ неуверенно входят в магазин. На стенах – плакаты с идолами тяжелой музыки, черепа и кости, устрашающие инфернальные сцены. Стеллажи завалены дисками с похожим оформлением. В магазине больше никого нет и это ободряет вошедших.

Наша парочка вызывает удивление у молодого ПРОДАВЦА. С подростковой иронией он громко обращается к ним.

ПРОДАВЕЦ

Николая Баскова у нас нет!

ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА и АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ подходят к прилавку.

АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Нам нужна самая громкая и безобразная музыка,
которая у вас только есть.

Брови ПРОДАВЦА полезли вверх. Он не знает как себя вести, его снобизм улетучился. Теперь он думает, чтобы им предложить.

ПРОДАВЕЦ

Ну, я не знаю… Послушайте вот это…

Он включает диск и из динамиков начинает играть ритмичная мелодия группы Red Hot Chilly Peppers. ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА, которая и так еле стояла на ногах, начинает засыпать. АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ легонько ее трясет и она просыпается.

АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Нет, это не подходит. Что-то погромче
и потяжелее… для психики.

ПРОДАВЕЦ фыркает от удивления и достает из-под прилавка диск. На обложке – черный фон с кровавым пятном. Он ставит его и в магазин врывается устрашающая и грохочущая музыка. ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА внимательно и со спокойным лицом слушает. АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ вопросительно смотрит на нее. ПРОДАВЕЦ останавливает отрывок.

ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА

(очень спокойно, неэмоционально) Ну а что?
Мне нравится.

АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Берем!

ПРОДАВЕЦ шокировано смотрит на них.


ЗТМ


НАТ – Крещатик – ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР

Возможно, это субботний вечер, потому что мы видим, сколько людей заполнило улицу в это время.

Мы слышим диалог нашей парочки, но не видим их. Камера движется сквозь толпу, как бы отыскивая и догоняя их.

АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Ну, а что я могу сделать, если уже даже
этот музыкальный ужас тебя не спасает?

ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА

Аркадий Васильевич, ну мы там будем
смотреться неуместно и глупо!

АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

(смеясь) А не спать столько дней не глупо?

Наконец, мы находим их в то время, как они подходят ко входу в ночной клуб. АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ, одетый в строгий костюм, держит за руку свою подконтрольную, чтобы та не убежала. ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА довольно неплохо и нарядно одета. Они заходят внутрь.


ИНТ – Клуб – НОЧЬ

Танцпол заполнен молодыми людьми. За одним из столиков, рядом с танцующими, сидят АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ и ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА. На их столе – невообразимое количество баночек от энергетических напитков. На ВЕРУ АЛЕКСАНДРОВНУ они явно подействовали, и теперь она ерзает на стуле и смотрит на танцующих людей. Ей хочется танцевать, она двигается корпусом в такт бешеной электронной музыке.

ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА

Ой, я не могу!

Она вскакивает и выбегает танцевать. Женщина сразу же выделяется своим зажигательным, но несовременным танцем.

Вскоре к ней в танце приближается НАДЯ. Она более чем удивлена видеть в клубе ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНУ, да еще так самозабвенно танцующей.

НАДЯ

(перекрикивая музыку) Вера Александровна?!

ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА замечает ее и приветливо кивает ей и машет рукой.

НАДЯ

(улыбаясь) Что вы тут делаете?!

ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА

(смеется) Не сплю!



ИНТ – Клуб – НОЧЬ

Теперь за столиком кроме АРКАДИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА и ВЕРЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ сидит и НАДЯ. Вечеринка продолжается, но они теперь увлеченно общаются. НАДЯ в восторге от этих людей, она даже не пытается этого скрыть на своем мимически богатом лице. Мы понимаем, что разговор уже длится какое-то время. Из-за музыки они говорят довольно громко. Их диалог мы слушаем уже с середины.

НАДЯ

Ну, вы даете! Вот так задачка!

АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ, воспользовавшись тем, что его подруга занята разговором, мирно спит под гремящую в клубе музыку. Они замечают это и смеются.




ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА

Только, вот я еще не знаю, что из этого
всего выйдет. Да и идей как не спать у нас
уже не осталось.

НАДЯ

О! Это не проблема! Я знаю все, чем этот
город может помочь не спать!


НАТ и ИНТ – Динамичные кадры – ДЕНЬ

Играет очень энергичная и положительная музыка. На экране быстро сменяются кадры:

- ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА стоит на мостике перед прыжком на резинке в Гидропарке
- ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА, смеясь, катается на картинге
- Игра в пейнтбол. АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ спит под деревом, а ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА и НАДЯ выскакивают из-за другого дерева и стреляют в него краской, он испуганно просыпается
- Шокированное и с комическим отвращением лицо АРКАДИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА, который куда-то смотрит. В следующую секунду мы понимаем, что НАДЯ привела их на мужской стриптиз. ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА смеется
- Вся компания с ветерком мчится на катере по Днепру. Все улыбаются и счастливы

Кадры становятся все короче, превращаясь в фотографии:

- ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА неуклюже стоит на скейте
- ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА за могучей спиной в черной коже байкера на огромном мотоцикле
- ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА и АРКАДИЙ НИКОЛАЕВИЧ учатся танцу
- все трое катаются на лошадях
- ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА в метре от земли на скалолазной стенке
- ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА за руки с АРКАДИЕМ ВАСИЛЬЕВИЧЕМ катаются на коньках.

НАТ – Пешеходный мост – ВЕЧЕР

Огни города горят и отсвечиваются в Днепре. Мы видим как бы нарисованный черным карандашом Пешеходный мост. По мосту прогулочным шагом идут ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА, АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ и НАДЯ. Все трое выглядят довольно счастливо, и, кажется, НАДЯ хочет спать больше других. Они любуются водой и Подолом.

ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА

Столько живу в Киеве, но даже не замечала,
что он такой красивый. Даже когда говорила
кому-то, что он красив. Знаете, за этот
день он стал мне другом, и я больше никогда
не смогу быть одинока, пока живу здесь.

(после паузы)

Спасибо вам, родные, огромное! Наденька,
знаешь, если бы у меня была дочка, ее бы
звали как тебя – Надежда.

НАДЯ

(смеется) Получается, мне свою дочку придется
назвать Любовью?

Мы видим АРКАДИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА и замечаем, что на нем ультрамодные солнцезащитные очки, он жует жвачку, а его волосы собраны в модный ирокез, покрашенный в яркий цвет.

АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

(как сноб) Да уж, это несовременное имя.

ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА

(Аркадию Николаевичу) Сколько там еще осталось?

АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

(смотрит на часы) 2 часа и 51 минута,
ровно в ноль часов рекорд будет побит!

На экране в углу появляются часы, которые показывают 21:09. АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ и ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА, наверное, от недостатка сна, замечают эти часы.
 
ВЕРЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

Тогда поехали пока домой, Аркаша.

АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Только на такси! Я сто лет уже не ездил на такси!

НАДЯ

Слушайте, Вера Александровна, у нас в тусовке
так, как вы, никто бы не продержался. (улыбается)
Я так спать хочу, у меня еще немного дел,
так что я вас оставляю. Но у меня еще есть
маленький сюрприз для вас.

Мы видим, что внизу под мостом припаркован белый лимузин.

АРКАДИЙ НИКОЛАЕВИЧ

На таком такси я еще никогда не ездил!


НАТ – Крещатик и Краснознаменная – ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР

Счастливые АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ и ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА размахивают руками, высунувшись из люка лимузина. Мы видим город, который приобрел новые краски – стал ярким, выразительным, уютным и поразительно красивым. Наша парочка улыбается и пьет из бокалов шампанское. Лимузин проезжает мимо Майдана, по Крещатику и выезжает в начало Красноармейской улицы. Прохожие, улыбаясь, смотрят на лимузин и людей в нем. Часы на экране ускоренно идут.


НАТ – Вход в подъезд 5-этажной хрущевки – ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР

АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ и ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА стоят близко друг к другу перед входом в их подъезд. Они улыбаются.

ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА

Аркаша, я так хочу спать, но все еще
прекрасно понимаю, как я тебе благодарна!

АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

(с огоньком) Еще не конец!

ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА

Уже не важно. Все, что я хотела,
я уже получила.

Она неуверенно смотрит на АРКАДИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА, который теперь не кажется просто забавным пенсионером. Вместе с ВЕРОЙ АЛЕКСАНДРОВНОЙ мы видим, как преображаются его глаза, в них остаются только мужество и симпатия к этой женщине. Он неуверенно и трогательно целует ее в щеку. И через паузу – в губы.

ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА

И может быть даже больше.

Они крепко обнимаются! Время на часах близится к полночи – 23:58. Парочка разворачивается к дверям, чтобы войти в подъезд. Вдруг АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ оборачивается и с по-доброму хитрым взглядом срывает рукой часы из угла экрана и кладет себе в карман. Они заходят в подъезд, закрывается дверь. КОНЕЦ.




Рецензии