Друг другом восхищаться

       ДРУГ ДРУГОМ ВОСХИЩАТЬСЯ

       Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
       Высокопарных слов не стоит опасаться.

       Булат Окуджава

       Стихи Окуджавы о взаимном восхищении имеют свою нравственную и языковую историю. «Обществом взаимного восхищения» назвала Одри Хэпберн сотрудничество с Фредом Астером в фильме-мюзикле «Забавная мордашка». Они познакомились в 1956 году, но концепт «общества...» прозвучал ещё раньше, в 1923 году, что явствует из речи Жана Кокто «О порядке, если рассматривать его как анархию», прочитанной в Коллеж де Франс 3 мая 1923 года: «Каждый раз, когда я говорю «мы», на уме у меня субботний обед. Эти еженедельные обеды происходили в 1919-м, 1920-м и 1921-м, иногда на Монмартре, иногда на площади Мадлен. Мы, музыканты и я, устраивали их, чтобы видаться по определенным числам. Потом эти субботы превратились в более многолюдные сборища. Об искусстве никогда не говорили. После обеда отправлялись к Мийо, который сочинял «Быка на крыше» и играл в шесть рук с Ориком и Артуром Рубинштейном. Поль Моран, Люсьен Доде были барменами. Моран приносил лёд в салфетке. По дороге лёд таял, и у нас коченели руки. Когда льда больше не оставалось, Моран сбивал последние смеси со снегом, собранным на подоконнике. Мы устраивали карнавальные переодевания, катались на велосипеде в крошечной столовой, — короче, выделывали такое, что в пересказе звучит удручающе, но участникам, каждому на свой лад, задаёт куда более сильную умственную встряску, чем литературное кафе. <...> Моран прозвал их ОВВ (Общество Взаимного Восхищения)». Ещё раньше, в 1913 году, концепт «общества...», правда в иронической огласовке, встречаем у Саши Чёрного в статье «Новейший учитель саморекламы»: «В наше зоологическое время только одно искусство высоко держит своё знамя и неустанно опрокидывает на головы вялых современников собрание сочинений за собранием, альманах за альманахом... Невероятное количество начинающих поэтов пишет почти как Пушкин. Невероятное количество прозаиков пишет почти как Толстой. Сооружаются поэтические академии, цехи поэтов, лиги взаимного почита¬ния и восхваления и проч.». В начале XIX века Алфред Теннисон называл закрытое аристократическое «Общество апостолов» «тайным обществом взаимного восхищения».
       Речь идёт не о заимствованиях, а о закономерном выходе на одни и те же образные структуры при описании одних и тех же реалий, иначе говоря — о совпадении в истине. Можно предположить, что концепт общества взаимного восхищения, в приведённой или близкой огласовке (если без иронии — общества людей безусловно интересных и симпатизирующих друг другу) встречался и до Теннисона; встречается он и сегодня: к сожалению, чаще в ироническом смысле.


Рецензии