Об экранизациях Л. Толстого
«Два мира – два Шапиро», как говорили когда-то...
«Война и мир», «Анна Каренина».
Оба фильма впервые были поставлены в Голливуде и появились на наших экранах задолго до отечественных вариантов и очень задолго до внезапно вспыхнувшей моды на презрение к старой американской "Фабрике Грез".
Давний, еще черно-белый фильм с Гретой Гарбо - Анной, только что показали по ТВ, не думаю, что кому-то, кроме меня, пришло в голову его посмотреть, тем более днем.
Но "Войну и мир" кто-то возможно помнит, хотя его не повторяли после выхода нашей отечественной эпопеи. А было что сравнить при желании...
( Последний вариант «Войны и мира», сварганенный совместными европейскими усилиями, показанный на ТВ, не обсуждается по причине полной плебейской никчемности).
... Помню Наташу Ростову – Одри Хепберн. Мне не хочется давать никаких характеристик. Тот, кто сам видел свет души в ее прекрасных глазах , никогда его не забудет, а кто не видел – не поймет при самом проникновенном описании...
А потом появился фильм Бондарчука - старшего, разумеется, и вместо Одри на месте Наташи Ростовой была Наташа Савельева, и это было невероятно разочаровывающим моментом, потому как ни светом души, ни воздушной непосредственностью тут и не пахло. Просто молоденькая актриса таращила глазки, старалась играть, и местами ей что-то удавалось, но для меня после Одри Х. она была просто заводной куклой, и еще в ней напрочь отсутствовал тот аристократизм воспитания, который не сыграешь. И сколько бы ни было вокруг прекрасных актеров и роскошных размашистых баталий, все это было второстепенным, пусть и очень талантливым...
Женский образ, основной, вокруг которого вертится и война и мир, - как много значит он для того, чтобы все остальное стало достоверным и проникло в душу...
Ну, конечно, кто-то скажет – это Отечественная война, война ни с кем-нибудь - Наполеоном, и женский образ тут – частность, фон, показатель характера русской женщины...
Нет, вся война и мир строится вокруг ее судьбы.
А как распоряжается автор романа ее судьбой, остается на его совести, как и другие женские судьбы, хоть он и давно почил безмерно почитаемый. Что само по себе справедливо, потому что никто не отнимет у него таланта - дара Божьего.
И что совсем не является поводом боготворить его как личность.
Страстно и неугомонно до старости желая женщину и осуществляя это желание, он мстил за эту зависимость своей великой литературой, каждый раз мстительно расправляясь с образами предметов страсти, причем достаточно жестоко. Желать и ненавидеть за это - как знакомо...
Н.Ростовой еще повезло, она как-бы разделила судьбу несчастной Софьи Андреевны, бесконечно рожая детей и не вылезая из домашнего халата( при этом ей пока еще не изменяли со всеми окружающими сельскими бабами, и нечего было записывать за кумиром - мужем, поскольку автор не поделился с ним своим талантом)
В той экранизации романа всего этого не было.
Остальных героинь писателя ждали позор, тюрьма, смерть. В том числе и под поездом.
В старом американском фильме с Гретой Гарбо в роли Анны Карениной нет ничего примечательного – ни фантастически талантливых Гриценко в образе Каренина и Яковлева в роли Стивы Облонского, ни элегантно проходящей вдоль ипподрома Плисецкой, играющей на ходу зонтом-тростью, ни красавца Ланового в роли Вронского, нет, одни статисты...
Но Анна, а роман и фильм названы ее именем, ее Анна не дает оторваться от себя, она достойна и благородна в своей любви, в своей невозможности жить без нее и без сына, и тут есть то самоуважение, достоинство, благородство без позы, т.е черты, совершенно органичные для самой актрисы, что поднимает ее над образом, выписанным автором.
И это позволяет обойтись без животного натурализма страсти, без унизительно-отвратительной сцены родов.
В этом фильме слегка урезали Автора, чтобы не унижать Женщину.
В отличие от «нашей Анны» - Татьяны Самойловой – красивой упитанной женщины без особых признаков духовности ( если не считать духовностью умение "сильно переживать"), без благородного аристократизма и самоуважения. Истерично-надоедливая, приземленная, она не вызывает особого сопереживания и сочувствия, разве что легкое чувство брезгливости...
И потому безусловно намного больше совпадает с замыслом автора в отличие от своей далекой утонченной предшественницы по роли...
И знаете, господа, те голливудские фильмы нравятся мне гораздо больше именно вот этим исключением из контекста самоунижения женщины, несмотря на желание и веление автора, даже великого. И еще - умение выбирать актрису на главную роль.
Среди наших актеров того времени было столько потенциальных и натуральных аристократов, да и сейчас некоторые еще живы, но как редко они пользовались спросом, а "аристократок" лепили из чего попало, и сколько ушло в небытие прекрасных изысканных наших актрис, не желающих быть глиной или чем там еще в руках режиссеров...
Свидетельство о публикации №208080700354
Я готова была его явления на экране смотреть постоянно,как клип.Плохо знаю голливудскую интерпретацию. Но, "Война и Мир" американского производства, который смотрела по телевизору года два-три назад, не смогла воспринять.Чтобы Наташа могла к Элен одна бежать по Москве, нужно совершенно не понимать русского духа и воспитания. Кстати, Кити в "Анне Карениной" на балу бежит в отчаянии, всех расталкивая,тоже никуда не годится. Вот напомнили и я сразу увлеклась. Всё-то Вам интересно. Ещё почитаю. До встречи.
Галина Алинина 02.05.2011 16:47 Заявить о нарушении
Гриценко вообще невероятен, есть у меня немного о нём в одном из недавних воспоминаний о Москве моей юности, ещё тогда наездами в неё...
А эту последнюю "Войну и мир"( она, кстати, не американского, а совместно-европейского происхождения)
я просто смотреть не стала, - это полная жуть))...
Что есть, то есть, мне не только многое интересно всегда,
я ещё и непозволительно пристрастна и задириста бываю - не по возрасту:))...
Спасибо Вам, Галичка, за Вашу искренность,- так здорово обмениваться с Вами впечатлениями!
Яна Голдовская 02.05.2011 22:43 Заявить о нарушении