Окна в допотопные времена 8
Венеды
Финно-угры были их соседями тысячи лет. И до сих пор Россия для них - Венемаа, Венейя, а русский - венелайнен.
Венеды (энеты, виниды и т.п.) – античный прибалтийский народ, от которого ныне обычно ведут историю словено-русов. Древние авторы считали энетов потомками Энея, участника Троянской войны. Финны долго именовали Русь – Venaja (Венейя, Венемаа: Агеева Р.А. Страны и народы: происхождение названий. М.:Наука, 1990. – С. 122). Происхождение значительной части славян от прибалтийских венедов ныне фундаментально подтверждают языковеды, историки и археологи (Седов В.В. Славяне в древности. М.,1994. С. 322, указатель версий). И стоит помнить, что прибалтийские венеды веками находились недалеко от Приильменья – сакральной округи Ил-мена, Ил-мера (где Ил – земледельческий бог).
Увлеченный изучением германцев римский историк Корнелий Тацит включил описание эстиев, певкинов (части бастарнов), венедов и феннов в восточные пограничные части Свебии (Швабии или Шветии-Швеции):
«Что касается правого побережья Свебского моря (Восточной Прибалтики), то здесь им омываются земли, на которых живут племена эстиев, обычаи и облик которых такие же, как у свебов, а язык – ближе к британскому. Эстии поклоняются праматери богов и как отличительный знак своего культа носят на себе изображение вепрей (матерых кабанов)…
Здесь конец Свебии. Отнести ли певкинов, венедов и финнов к германцам или сарматам, право, не знаю, хотя певкины, которых некоторые называют бастарнами, речью, образом жизни, оседлостью и жилищами повторяют германцев.
Неопрятность у всех, праздность и косность среди знати. Из-за смешанных браков их облик становится все безобразнее, и они приобретают черты сарматов.
Венеды переняли многое из их нравов, ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам, какие только ни существуют между певкинами и феннами. Однако их скорее можно причислить к германцам, потому что они сооружают дома, носят щиты и передвигаются пешими, и притом с большой быстротой: все это отмежевывает их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне.
У феннов – поразительная дикость, жалкое убожество: у них нет ни оборонительного оружия, ни лошадей, ни постоянного крова над головой; их пища – трава, одежда – шкуры, ложе – земля…» (Сто новгородских сел. Вып.5. С.192 194; комментарии; новый перевод «Свод древнейших письменных известий о славянах», Т.1.).
Так допускалось, что германские группы (восточные бретонцы как эстии) еще проживали в Восточной Прибалтике, где свое имя они затем оставили финно-уграм и их соседям. Птолемей через век после Тацита уже называет правую часть Свебского (Сарматского) моря Венедским заливом. Выходит, народы Сарматии взяли под контроль значительную часть Прибалтики, а венеды в Восточной Прибалтике уже доминировали.
Венеды около двух тысяч лет назад имели знать, правда, как у окрестных более известных народов – праздную и косную. Они переняли многое из нравов германцев и сарматов. Ради грабежа рыскали по лесам и горам, какие только ни существуют между Черным морем у Дуная и Балтикой. Их скорее причисляли к германцам, потому что они сооружали дома, носили щиты и отличались быстротой пехоты: все это отличало их от сарматов, проводивших всю жизнь в повозке и на коне. Свидетельство Тацита не учитывает развитие судоходства у венедов (финское «вене» – ладья), да и наличие всадников у венедов-казаков.
Возможно, в летописной легенде о посещении славянских земель в округе будущего Новгорода апостолом Андреем с учениками отразилась память именно о парных банях венедов, умевших сооружать и дома.
Король Скифии и Германии Яромир (Германарих) около 370 г. покорил элуров (гелуров) царя-короля Алариха. Герулы как отличные легковооруженные воины были наемниками ряда народов в Приазовье. И тут же Германарих двинулся на венедов, о чем сообщал века через полтора после событий гето-алан Иордан:
«После поражения герулов Германарих двинул войско против венедов, которые, хотя и были достойны презрения из-за (слабости их) оружия, были, однако, могущественны благодаря своей многочисленности и пробовали сначала сопротивляться. Но ничего не стоит великое число негодных для войны, особенно в том случае, когда и бог против них и множество вооруженных (противников) наступает. Эти (венеды)… происходят из одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов и скловен. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно (в первой половине У1 века), но тогда все они подчинились власти Германариха…» (СНС.Вып.5. С.207).
Подчинение многочисленных венедов Германарихом нередко связывают с распространением культуры длинных курганов на Новгородской земле, после которой и складывалась культура сопок. Иордан описывал расположение народов и после державы Германариха, в начале У1 века, отметив первыми в Скифии с запада гепидов у Тиссы.
«У левого склона (Альп или Карпат), спускающегося к северу, начиная от места рождения Вистулы (Вислы), на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венедов. Хотя их наименования меняются теперь соответственно различным родам и местностям (это отмечают и русские летописи: П.З.), все они преимущественно называются скловенами и антами.
Скловены живут от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским (в эпосе Ильмень – Мойско), до Данастра, а на север – до Висклы (еще одно название Вислы: П.З.); вместо городов у них болота и леса. Анты же – сильнейшие из обоих (частей полиэтноса: П.З.) – распространяются от Данастра до Данапра, там, где Понтийское море образует излучину (местность называлась Угл: П.З.); эти реки отделены одна от другой на расстояние многих переходов» (СНС.Вып.5.С.200 – 202).
Мурсианское озеро и Новиедун обычно указывают у Дуная. Есть менее принятая версии, что здесь пропущено «от Новгорода и озера – на юг – до Днестра, а на север (от Днестра) до Вислы». Поэтому иногда Новиедун считается первым упоминанием Новгорода, а Мурсианское озеро – первое упоминание Мойско (Ильменя, рядом с Мурсой-Мстой). Эта версия официозу не очень нравится.
Византийцы сталкивались с пограничными славянами У – У1 вв. нашей эры у низовий Дуная, когда вся пограничная система расселения венедов (славян и антов) должна была обеспечивать им выживание в условиях частых нашествий врагов. У низовий Эльбы (Лабы) и Одера (Одра), у Вислы, верховий Днепра и в иных местах образ жизни славян (если судить по археологическим данным) заметно отличался от нижнедунайского. Прокопий Кессарийский, соратник императора Юстиниана П, имел такие сведения о славянах середины У1 века:
«Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком (а как же король антов Бож около 378 г. или царь славян Добрент в 576 г.?!), но издревле живут в демократии (народоправстве; но полисами-демократиями были задолго до нашей эры и города Северного Причерноморья), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен (народов) вся жизнь и законы одинаковы (археологи прослеживают одинаковость жизни пращуров славян на глубину до 5 – 6 тыс. лет назад от Днепра до Эльбы).
Они считают, что один только бог, творец молний (Перун, Тархунт, Таргитай-сын Зевса; у Геродота), является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды ( хотя бы для обрядов быков надо было вырастить, а выращивали их в Скифии несколько тысячелетий). Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу. И когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание – если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву и то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы».
На любые жертвы шли пращуры славян, чтобы тысячи лет защищать родные земли. Просить спасение у бога (вне зависимости от его имени) характерно людям со времен каменного века.
«Они почитают реки (Эридан, Рудон – Двину; Ра – Волгу и т.п.), нимф (от нимфы Борисфениды – дочери Борисфена-Днепра – у Зевса и родился якобы около 35 веков назад Таргитай-Тархунт), и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят гадания (у скифов около 25 веков назад были распространены гадания по связкам прутьев и внутренностям животных).
Живут они в жалких хижинах (полуземлянках), на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках (большие щиты у пехоты венедов-славян отмечал Тацит около 19 веков назад на землях от Балтики до Дуная).
Панцирей же они никогда не надевают (защитные доспехи отмечаются у воинов Скифии задолго до нашей эры), иные не носят рубашек (хитонов), ни плащей (накидок), а только одни штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и у других один и тот же язык, достаточно варварский (вульгаризмы-волгаризмы из этого языка попадали в римский и византийско-греческий языки).
И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы (а как же безобразный облик, о чем писал Тацит ?). Цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый (русый, рыжеватый) и совсем не черный, но все они темно-красные.
Образ жизни у них, как у массогетов (те во главе с царицей Тамирис разгромили у Каспия или низовий Дона в 529 г. до н.э. полчища Кира), грубый, без всяких удобств, вечно они покрыты грязью ( грязь среди знати венедов отмечал Тацит тоже), но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы ( союз гуннов и антов существовал со времен Божа; славяне Онегесий и другие входили в элиту царя Скифии и Германии гунна Аттилы).
И некогда даже имя и славян и антов было одно и тоже (чуть ранее, помним, Иордан указал это имя – венеды=виниты). В древности оба эти племени назывались «спорами» (рассеянными), думаю, потому, что они жили, занимая страну «спораден», «рассеянно», отдельными поселками. Поэтому-то им и земли надо было занимать много. Они живут,занимая большую часть берега Истра, по ту сторону реки» (Прокопий из Кесарии. Война с готами /Пер. С.П.Кондратьева. – М.,1950. – С.297 – 298).
Действительно, чтобы контролировать «великую и обильную землю» (по словам русских летописей), словено-русы как продолжатели скифов с древних времен должны были рассеять свои поселения по огромной территории от Черного моря и Каспия до Балтики и Белого моря. Иногда их селения оказывались в соседстве с другими народами, поэтому археологически четко выявлять их и бывает трудно. Жители северного берега Дуная во времена Кира именовались гетами, а в начале средних веков гетами иногда называли и славян.
Когда царь славян Добрент со своими полководцами громил Византию, будущий император Маврикий (или его соратник) сочинил около 580 г. пособие, как воевать со славянами. И там он сообщил немало любопытного.
«Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране (в чужой они были готовы на сербис-сервис – услужение: П.З.). Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище ( скиф Анахарсис и античные авторы говорили это именно о скифах: П.З.).
К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, (при своих переходах) из одного места в другое, охраняют их в случае надобности. И если бы оказалось, что по нерадению того, кто принимал у себя иноземца, последний потерпел какой-либо ущерб, принимавший его ранее начинает войну (мщение), считая долгом чести отомстить обидчику за иноземца.
Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие народы – в течение бесконечного времени, но , ограничивая срок рабства, предлагают пленным на выбор – желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться у славян (там где находятся) на положении свободных и друзей ?
У них большое количество разнообразного скота и плодов земли, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы».
Археологи выявили ямы-кладовые на землях славян со времен каменного века (там много костей всяких животных, следы рыбных и злаковых запасов). Пшеница (полба) и просо встречаются уже 4 – 5 тыс. лет назад. Связанные пленные в Костенках под Воронежем отмечены на период до 25 тыс. лет назад.
«Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь».
Священные захоронения женщин наблюдаются на землях будущей Руси (Костенки под Воронежем, Сунгирь под Москвой) около 25 тыс. лет назад. Например, в Сунгири вместе с мальчиком была похоронена и девочка. Кто-то из захороненных явно предназначался другому в супруги. Смерть одного по традиции (и ритуалу) вызвала смерть другого. Вопрос лишь в том, доминировал ли тогда матриархат или патриархат.
Опасные приграничные районы диктовали один образ жизни.
«Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов (отмечены и в крупных палеолитических жилищах Костенок) вследствие случающихся с ними опасностей, что и естественно. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках (эти «хозяйственные ямы» известны со времен палеолита Русской равнины) , ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую (скитаются, что продолжало традиции скифов-скитов)».
Такой образ селений – в регионах собственных промыслов – тоже прослеживается на землях России десятки тысячелетий. Своеобразные бараки со многими выходами известны в палеолитических Костенках. Бродячий образ жизни «скифов» (скитальцев) отмечен многими античными авторами.
«Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются засадами, внезапными атаками, хитростями – и днем и ночью, изобретая много разнообразных способов. Опытны они также и в переправах через реки, превосходя в этом отношении всех людей… Они и мастера заманивать противника».
Именно такое мастерство заманивания проявили жители Скифии в войне против войск Дария 1 около 512 г. до н.э. Славяне умели лежать на дне водоемов часами, дыша через трубки камыша. Знающие это враги долго приглядывались к зарослям, затем вырвали из воды дыхательные трубки или втыкали их в горло скрывающимся под водой.
При императоре Маврикии каждый славянин якобы был вооружен двумя небольшими копьями (дротиками), хотя империю громили хорошо оснащенные полки, вооруженные копьями и мечами, умеющие строить мощные осадные машины у городов. Некоторые имели со времен венедов прочные труднопереносимые щиты. Воины из славян пользовались деревянными луками и ядовитыми стрелами (намоченными особым ядом).
« Сильнодействующим, если раненый не примет до этого противоядия и не использует другие вспомогательные средства, известные опытным врачам, или тотчас не обрежет кругом место ранения, чтобы яд не распространился по телу».
Добычу славяне нередко демонстративно бросали, а когда враги хватались за добычу, они возвращались и наносили неприятелю вред. Эта тактика применялась скифами и в войне с Дарием 1.
«Не имея над собой главы и враждуя друг с другом (к сожалению, это привело и к приглашению Рюрика ), они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах (реальные сражения славян с Византией давали массу опровержений этому: П.З.). Если и случиться, что они отважились идти в бой, то они с криками слегка продвигаются вперед все вместе. И если противники не выдержат их крика и дрогнут, то они сильно наступают; в противном случае обращаются в бегство, не спеша помериться силами с неприятелем в рукопашной схватке ».
Византийцы выходили в тылы остававшихся на родине славян, цари и князья которых уже обосновывались на землях самой Византии. Общины в тылу нередко враждовали друг с другом, так как никакой род не хотел допустить власть над собой соседнего рода. В частности, по русским летописям, борьба родов славян и стала причиной приглашения варягов на правление Русью. Но это были именно тыловые селения словено-русов, так как основная масса воинов и активных землячеств уже селилась в империи.
«В общем, они коварны и не держат своего слова относительно договоров (выходит, по крайней мере, почти полторы тысячи лет назад империя со славянами договоры заключала); их легче подчинить страхом, чем подарками (Рим откупался от скифских царей подарками в тысячи фунтов-гривен золота: П.З.).
Так как между ними нет единомыслия, то они не собираются вместе, а если и соберутся ( по типу веча средневекового Новгорода), то решенное ими тотчас же нарушают иные, так как они все враждебны друг другу и при этом никто не хочет уступить другому.
В сражениях наибольшую опасность для славян представляет метание в них стрел и копий, внезапные нападения из засады и набеги отрядами из разных мест, сражения с легковооруженной пехотой в открытых и ровных местностях».
Далее стратегическое пособие подробно описывало, как накапливать большие ресурсы и умело использовать их в войнах со славянами. Требовалось приготовить много метательного оружия. Оснастить всем необходимым конницу и пехоту. Построить плавучие (понтонные) мосты, чем увлекался Кир в войне с Тамирис. Наделать надувные мешки из бычьих и козьих шкур, что характерно уже воинам Александра Македонского, форсировавшим реки на южных рубежах Скифии. И вот еще одна деталь византийской стратегии:
«Нападать на славян следует главным образом в зимнее время; тогда деревья стоят обнаженными и за ними нельзя скрываться как летом. На снегу тогда остаются заметными следы убегающих; запасов у них мало, сами они, можно сказать, обнаженные, да и реки вследствие сковывающего их льда легко проходимы».
Важную роль в борьбе со славянами играли слухи.
Все требовалось делать, например, «для распространения слуха, что нападение готовится и в другом месте. Благодаря такому слуху и осторожности вождей (славян, но у них же нет власти ?!), каждый из них будет ждать, что ему придется сражаться за свое, поэтому у них не будет возможности соединиться и нанести мощный удар».
Византийцы строили на славянских землях укрепленные лагеря. А затем подвижные отряды-сотни грабили славянские поселения – отряды прямо и называли «бандами». Одна банда грабила большие селения, другая ее прикрывала. 3 – 4 отряда достигали до 1000 человек опытных «хороших воинов». Империя привычно спешила поживиться на землях славян.
«Если же они, как иногда бывает, занимают очень крепную позицию (имеют город-крепость) и, охраняя свой тыл, не дают возможности вступить с ними в рукопашный бой, равно – окружить себя, ударить с фланга, зайти к ним в тыл, то (византийцам) нужно поставить засаду, а остальные на глазах славян должны притворно отступать. (Славяне, умевшие проводить такую хитрую тактику, якобы и сами поддавались на обман, покидали укрепления и проигрывали: П.З. )».
Указывался еще один способ:
«Если среди них много предводителей и нет между ними согласия, неглупо некоторых из них привлечь на свою сторону речами или подарками, особенно тех, которые находятся поблизости от наших границ (так поступал со скифами и античный Рим: П.З.), а нападать следует на других – чтобы не все прониклись к нам враждой или не стали бы под власть одного вождя».
Римская политика «разделяй и властвуй!» оставалась привлекательной и для Византии по отношению к державе князя Роша.
«Нужно за пленными, которые возвращаются к нам или хотят перебежать к нам (обещают показать дорогу или сообщить что-либо важное), устанавливать особенно тщательное наблюдение, чтобы не обмануться. Если они оказывают нам помощь, надо их наградить, если вредят, - наказать. (Правда), есть и римляне, которые по обстоятельствам забывают о своих и свое расположение дарят больше врагам».
Здесь признание традиций «двойной агентуры». Двойные агенты-разведчики известны со времен войн Ассирии с Урарту и северной державой, представшей позже как Скифия. Во времена Александра Македонского таким агентом мог быть Берда, бывавший в Скифии и частью защищавший интересы скифов.
«Найденное во вражеской стране продовольствие не следует уничтожать на месте и (оставлять) бесполезно, но надо стараться перевезти его в свою страну на вьючных ли животных, или на кораблях. Так как их реки вливаются в Дунай (впадает в него Тиса, тяготеют к Дунаю Серет и Прут: П.З.), то перевозка на судах очень удобна».
Сделав массу наставлений, автор пособия по войне со славянами заключал:
«Все это я написал, по возможности, из своего опыта и из указаний древних (Гомер и Геродот считались древними: П.З.), приняв все во внимание… Другие наставления (не указанные в книге и существующие у иных авторов) можно вывести из опыта или природных условий… Человеческая природа хитра и непостижима. Много неожиданных планов она может придумать и совершить» (ВДИ. 1941. № 1. С.253 – 257).
Прокопий и Маврикий Стратег писали о славянах почти полторы тысячи лет назад, но связывали со славянами обычаи и черты, какие были в «указаниях древних» авторов (Тацита о венедах, Геродота о скифах – времен Кира и Дария Великих). До сих пор, нередко, это описание распространяется на всех (не только придунайских) славян, наследников венедов, да и лишь на их образ жизни У1 века нашей эры. Славяне и их пращуры раньше как бы задолго до нашей эры не селились в лесах у рек, не славили Перуна (бога молний), не имели скота и не сеяли пшеницу и просо ?!
Не все ладно и с вождями славян. У Прокопия славяне «не управляются одним человеком», у Маврикия не имеют «над собой главы и враждуют друг с другом» (нет у них и единомыслия). А, например, Добрент, Ардагаст, Пирогаст, Мусокий и другие цари и князья славян конца У1 века – если следовать массе свидетельств - крайне досаждают империи у Дуная. Кому верить ?! Вероятно, византийские (затем и арабские) авторы делали именно ставку на провоцирование розни в элите словено-русов. И эта рознь позже привела к феодальной раздробленности.
Вся чистота «гуннских нравов» славян (и грубость их образа жизни «как массагетов»), русость волос и величина роста и силы неизбежно ставят вопросы о глубине истоков. «Очень высокого роста и огромной силы», что отметил у славян Прокопий, были титаны индоевропейского эпоса, допотопные исполины библии и другие герои времен мифического Прометея – похитителя огня у богов. А огонь уже устойчиво поддерживался около 25 тыс. лет назад в очагах бараков-полуземлянок в Костенках под Воронежем, во многих других местах. И бродили по будущей Руси народы и общины десятки тысячелетий. И селились «рассеянно».
При короле Скифии и Германии Яромире (Германарихе) венеды около 370 г. подчинились державе росо-монов – так называлась знать Яромира. От Венедского залива (Восточной Балтики) часть венедов продвинулась вдоль Эридана (Рудона, Двины) к Приильменью. На это указывает распространение культуры «длинных курганов». В этих местах на время оказываются и некоторые общины алан, которые под давлением гуннов ушли с Дона и Волги. На Ра (Волге) тоже отмечено появление славян в У – УШ вв. (многие славянские семьи увел отсюда на Кавказ около 737 г. полководец арабов Мерван).
Венеды-виниты поддерживали гетов-готов (среди которых набрали силу германские переселенцы, черняховская культура к низовьям Дуная). Анты короля-царя Божа (Бужа, Боза и т.п.), имевшего интересы на Кавказе (там недалеко от Пятигорска во времена гуннов ему поставили с надписью славяно-греческими буквами памятник: ныне в Москве, в запасниках Исторического музея), поддерживала гуннов.
Когда основные силы Скифии громили в 378 г. отборную армию Римской империи у Адрианополя (ныне у южных границ Болгарии), на землях Скифии развернулась гражданская война.
За гибель или поражение Яромира мстил гот-винит Винитарий. Первоначально он проиграл антам, но затем около 380 г. (369 и т.п.) «распял короля их Божа с сыновьями его и с 70-ю старейшинами (боярами, князьями) для устрашения, чтобы трупы распятых удвоили страх покоренных».
Винитарий «с такой свободой повелевал» около года. Его предал другой гот Гезидунд, сын «великого Гуннимунда», союзника царя гуннов Баламбера (Велемира, Валамера и т.п.). Если судить по именам, то Гунни-мунд сам происходил из гуннов, а Винит-арий был из венедской знати (ариев). Гуннимунду подчинялась большая часть готов, а общую армаду возглавлял лично Баламбер, превращавший Скифию-Готию в Скифию-Гуннию. Здесь-то и должны были утверждаться «гуннские нравы».
«Долго они бились; в первом и во втором сражениях победил Винитарий. Едва ли кто в силах вспомнить побоище, подобное тому, которое устроил Винитарий в войске гуннов!. Но в третьем сражении, когда оба полководца приблизились один к другому, Баламбер, подкравшись к реке Эрак (Эридану-Двине, Борисфену-Днепру или другой ), пустил стрелу и ранив Винитария в голову, убил его; затем он взял себе в жены племянницу его Вадамерку и с тех пор властвовал в мире над всем покоренным племенем готов. Но, однако, так, что готским племенем всегда управлял его собственный царек, хотя и соответственно решению гуннов» (Иордан. О происхождении и деяниях гетов. – М.,1960. – С.115).
Рис.1. Трансформация Скифии (мереместившие этносы подчеркнуты) в Сарматию (отмечена часть этносов) и Готию короля Германариха ( ареалы археологических культур и латинские ононимы).
Загадок здесь множество.
Происходивший из аланов Иордан в У1 веке делал выдержки из многотомной истории гетов-готов, которая до нас не дошла. Ремарками типа «готским племенем всегда управлял его собственный царек» (но по воле гуннов) он несколько унижал германцев-готов, которые затем боготворили гуннов даже в своем эпосе (особенно внука Баламбера, Аттилу-Этцеля; «хунн» у германцев - великан). В низовья Днепра пустить смертельную стрелу с берега на берег непросто. А вот в верховьях Днепра, где недалеко и истоки Двины, это сделать доступнее (тем более стрелой с ядом). Здесь можно взять в жены и Вадамерку – родом из «води-мери» (кнжение «меренс» вошло в державу Яромира, послы меря участвовали затем и в посольстве к Рюрику). Вада-мерка напоминает и о Вадиме – новгородском князе, который в рыцарском поединке хотел помешать Рюрику взять власть на Руси (это чем-то напоминает поединок Баламбера и Винитария).
Происходил Винитарий из среды винитов-венедов или не происходил, но указания на сражения объединенных сил гуннов-готов с каким-то отщепенцем-готом на дальних землях Скифии у Иордана почти полторы тысячи лет назад имеются. Эти намеки почти эпического характера (три сражения, женитьба на родственнице побежденного, символические имена) затем разовьет скандинавский эпос. Саги подробно расскажут о войнах князей Руси и Новгорода (например, Владимира-эпического) с гунном Аттилой и готом Теодорихом. Так что Владимир явно заместил Винитария, а Аттила – Баламбера. При всех спорах и всевозможных трактовках, война примерно 378 – 382 гг. на землях будущей Руси между Винитарием и войсками союза Баламбера-Гуннимунда – признаваемая (многими специалистами по истории готов и всему позднеантичному прошлому) реальность. Винитарий мог уничтожить Божа на Кавказе, затем привлечь сюда и основные силы своих противников. Но затем под напором превосходства сил врага спешно уходил на север. Вероятны и другие трактовки, но это не устраняет сути свидетельства Иордана. По существу, тогда на Руси шли сражения за право определять развитие всего раннесредневекового мира.
Права определять такое развитие на У век закрепили за собой гунны, влиявшие на готов и смирявшие строптивость аланов (те спешно покинули округу Валдайский гор, ушли на Запад Европы и в Африку). Но одновременно обрели «всю чистоту гуннских хравов», чтобы ее и в У1 веке хранить, славяне и анты (бывшие восточные венеды-виниды). Финно-угры запомнили связь словено-русов с венедами. До сих пор, напомним, у финнов Россия – Венейя (Венемаа) , а русские – венелайнен. Для литовцев русские – «кривейя» (как и Россия). Дело в том, что по Эраку-Двине двигались на восток кривичи – их нередко и связывают с культурой длинных курганов 1У – У1 веков. Позже эту культуру сменит культура сопок славян Приильменья, наследников прибалтийских венедов (это доказывают многие археологи и языковеды).
Активные группы венедов заметно проявляли себя в центре Европы. Славяне со своими князьями утвердились около 550 г. в Восточных Альпах и сдерживали здесь натиск баваров и франков. Король франков Хильдерберт поставил королем Баварии Тассило, который в 592 г. громил «страну славян», возвратился в свои края с величайшей добычей. Ярких фактов раннесредневековой истории венедов-винидов многие сотни. Уже в 595 г. славяне разгромили очередной натиск захватчиков. Затем в 601 г. вместе с аварами и лангобардами опустошили базы союзников франков. Именно венеды в 623 – 656 гг. создали знаменитую державу во главе с царем по имени Само.
Мецкие анналы франков допускают, что в 692 г. гунны и славяне вместе с сарацинами и другими народами направили послов властителю франков Пипину П. «Милостиво принимая их, он отправлял их домой награжденными еще большими подарками. Сам он, так же не менее энергично направляя своих послов в различные края ради выгод своей державы, добивался при наибольшем благоприятствовании мира и дружбы окрестных народов». При возможных преувеличениях стоит помнить, что анналы создавались примерно через век после времен Пипина Второго. На помощь королю Пипину Ш в войне с саксами в 748 г. пришли короли винидов и фризов, а фризские вещи той поры найдены при раскопках города Ладоги (основание относят примерно к 750 г.). Король (рекс-rex) славян Драговит (Дроговиз и т.п.) еще в 738 г. получил этот титул для власти над своим народом от короля франков Карла Мартелла. Возможно, с помощью славян Мартелл и смог остановить натиск арабов на Европу. «Городом Драговита» считалась крепость Деммин у реки-озера Пено.
Около 800 г. вновь усилилось давление франков на державу венедов, в которую входили велеты-вильцы, ободриты и иные княжения славян. Крепость Демон и озеро Пено уже тяготели к горам Рипам, на будущей Новгородской земле. Имя Драговит (Трагвит, Драгит; латинские Dragawitus, Drago, Dragoviz и т.д.) имеет некоторые созвучия с именем Бравлин (новгородского князя, захватившего около 790 г. часть Крыма). Если за житийным Бравлином, действительно, скрывается Драговит – король вильцев-венедов, то многое в новгородской истории еще более проясняется.
При всех спорах о чистоте славянского этногенеза надо сказать, что для истории отечественной государственности (держав на землях будущей России) – в научном плане (не религиозном, этническом и т.п.) – вопрос об этнической природе «державы князя Роса-Роша» не принципиальный и не первый. Ранние государства на территории нынешней России возникали задолго до нашей эры. Держава допотопных исполинов, по мнению римлян, установила господство скифов в Европе и Азии с 3554 г.до н.э. Союз послепотопных «руси, чюди и всих языцей», если верить русским летописям («нарци еже суть словени» строили Вавилонскую башню), тоже оставил археологические следы. Вероятна держава в Причерноморье послепотопных Гомера и Ашкеназа (чему немало археологических подкреплений). Скифские князья Словен и Рус около 2395 г. создают первые города у Мойско (Ильменя). Да и затем надо помнить приазовских Плина и Сколопита, вышедших на земли нынешней Турции (Хеттии). Страну «касков» у Хеттии. Таргитая и его наследников. Киммерийцев Лигдамида. Скифию времен Арианта и десятков более поздних царей. Этническая и религиозная природа ведущих этносов северных держав и их властителей может быть самой разной (и споры при доминирующих научных методах - так группа «светил» считала и считает, – могут быть вечными). Неопровежимо одно – сравнительно развитые археологические культуры последних нескольких тысячелетий, начиная с округи Приазовья, на российских землях есть.
И есть все больше письменных свидетельств, что на этих землях уже в древности развивалась государственность с самыми разными формами правления (но чаще – монархией, деспотией). Венеды-славяне первоначально больше склонялись к демократии, что периодически в истории и подтверждали. Венедская составляющая истории Руси и России требует к себе очень пристального внимания, начиная со школьных и вузовских учебников, популярной литературы. Тем более невозможна без знания венедов история Северо-Запада России, особенно земель пруссов (борусов ?), нынешней Калининградской области.
И чем же Венемаа (Россия) известной другим народам России мешает ?!
Свидетельство о публикации №208080700416