Николай Басов. Гранит камень строгий. Часть 9

В Выборг я приехал за полчаса до прихода Ленинградского поезда. Времени оставалось достаточно, чтобы осмотреться и отдышаться.

Я прошел в буфет на платформе и заказал кружку пива.

Полная тетя за стойкой засомневалась.

- Пожалуй, мал будешь для пива-то, - сказала она и поискала глазами кого бы призвать в свидетели. Пришлось показать паспорт.

Пиво оказалось теплым и отдавало бочкой. Я нехотя цедил его сквось зубы и с интересом разглядывал в окно лепной фасад вокзала. Неожиданно вспомнил рассказ дяди Васи Поросенкова о том, как был зорван Выборгский вокзал во время войны.

Дядя Вася часто рассказывал о войне. Показывал награды. Он был на фронте и потерял правую руку по самое плечо.

Он приходил к нам в воскресение в баню и непременно приносил с собой бидончик доморощенного квасу, а отчим прихватывал поллитровочку "Московской", закусочку и они отправлялись на первый парок. А после бани - самовар. Вот за чаем дядя Вася обычно и рассказывал нам свои фронтовые истории.

- Тошно вспоминать как мы бежали из Выборга в сорок первом, - рассказывал он в тот раз. - Паники не было, но была какая-то жуткая безисходность во всем: в делах, в поступках. Вроде как дух перехватило и не отпускает., и все время сосет под ложечкой и ноет. Я сапером служил тогда и мы отходили последними. И сознавая, что изменить ничего не можем, пакостили напоследок. Иначе и назвать не могу, - горестно заключил он и надолго умолк.

- Ты не волнуйся, Василь. Не переживай так, - пытался успокоить его отчим. - Все позади.

- Все позади! - повторил он с сарказмом. - Тебе легко говорить, ты ничего не видел этого, а у меня все перед глазами. Вот к примеру, для чего было Выборгский вокзал взрывать? Какое он имел стратегическое значение? Не бы мост железнодорожный через залив взорвать, и на некоторое время задержать продвижение противника, а то вокзал. Ан нет. Поступил приказ взорвать и баста.

- Приказ, оно конечно, надо сполнять. Куда денешься, - посочувствовал отчим.

- Но дядя Вася не принял сочувствия, или не понял его и разгорячился:

- Ты не ирунизируй... не еруне... Не был ты на войне и помолчи! Крутое время было, говорю тебе. Попробуй заикнись, что приказ дурацкий, сразу к стенке, - он глотнул из чашки пару глотков и отодвинул ее от себя. - И все же взводный наш, которому было поручено вокзал взорвать, не побоялся и прямо сказал командиру:

- Не дело делаем. Такую красоту губим. Придет время самим разгребать придется.

Комбат глаза выпучил:

- Ты... ты... что себе позволяешь? Под трибунал захотел?

- Не кипи, командир, а вникни, - не отступал старлей. - Ну взорвем мы вокзал. И что? Поезда остановятся? Железная дорога из строя выдет? Нет, не будет этого, а великолепное сооружение навсегда исчезнет.

Командир батальона немного успокоился, пришел в себя. Выразительно смотрел на минера и барабанил пальцем по столу. Молчание затянулось. Наконец комбат принял решение:

- Пожалуй доложу эти соображения по инстанции, а ты все же, готовь объект к взрыву и жди. В любом случае пришлю гонца.

- Ну, скажу я вам, - продолжал дядя Вася, - нашпиговали мы здание вокзала взрывчаткой по всем закоулкам. Добрую сотню ящиков с динамитом раскидали. Не жалели. Да и чего жалеть? Отступали. Технику и людей вывозить не на чем, а тут взрывчатка.



Продолжение следует


Рецензии
Понравилось. Свежо. Хороший литературный. Достаточное знание материала (откуда о мужских профессиях у женщины?) Тонкие наблюдения.
Опечаток много - спешите?
Благословений божьих.
С уважением

Виталий Полищук   20.08.2008 20:36     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Виталий, за отзыв.
Опечатки есть - опубликую весь рассказ - проверю.
Благословений Божьих?
Ангела Хранителя!

Елизавета Басова   21.08.2008 23:17   Заявить о нарушении
Всё в руце Господней...

Виталий Полищук   22.08.2008 15:38   Заявить о нарушении