О традиции поучать свысока и охаивать снизу

Смерть такого выдающегося философа и мыслителя, как Александр Исаевич Солженицын, конечно же, вернет к нему массового читателя. Пусть не надолго, но то, что в последние годы Солженицына почти не читали не только на Западе, но и в боготворимой им России – общепризнанный факт. Слишком толстые тома, - говорили одни; уж такой навороченный язык, - жаловались другие.
Бесспорно, Солженицын открыл либеральному Западу ужас сталинского терророра, и сегодня Западный мир, как заклинание, поминает «Архипелаг ГУЛАГ», словно опоясавший лентой obituaries его имя в дни прощания с ним и в день его похорон. И если в США, в основном, говорят о его религиозно-политической, пророческой и просветительской сторонах жизни, то в России больше гадают, почему от Ельцина награду не принял, а от Путина – да; и как мало к его морализаторству прислушивались в последнее десятилетие, после возвращения Солженицына на родину.
Я вовсе не собираюсь рассуждать о том, каков Солженицын как писатель, как политический мыслитель или религиозный философ. Бесспорно, он был сторонником просвещенного авторитаризма и выступал против традиционной западной либеральной демократии.
Сегодня мне, прожившему на Западе последние 19 лет, интересен именно морализаторский аспект деятельности Солженицина. Вернее, традиция морализаторства, характерная для большей части выходцев из СССР, идет ли речь о Нобеле, или иммигрантском, простите, шнобеле.
Напомню, что обличение Запада – известное направление русской общественной мысли. Запад гибнет, материально неудержим, в эгоизме своем опасен для человечества. Запад продажен, а душа в нем умирает – это и Одоевский, и Герцен, и Леонтьев, и Розанов, и Бердяев.
«На Западе душа убывает, заменяясь усовершенствованием государственных форм, полицейским благоустройством; совесть заменяется законом, внутреннее побуждение регламентами, даже благотворительность превращается в механическое дело. Запад потому и развил законность, что чувствовал в себе недостаток правоты», - написал лет сто назад Иван Аксаков.
Запад разлагается. Правда, по известному анекдоту, разлагается-то Запад, а вонь все двадцатое столетие идет с Востока.
Историческая Гарвардская речь, да и Нобелевская, Солженицына, обращенная к сытому, разобщенному Западу (в общей мозаике которого теряется Истина) - яркий пример попытки мессианства, в полной уверенности и в своем праве указывать на недостатки в чужом дому. В дому, где ты гость, а хозяин дал тебе и стол, и кров. И здесь я подмечаю общее направление мысли не только великого Солженицина и его известных предшественников, но и рядового русскоговорящего иммигранта или гостя из далекой Азиопы, как рекомендовал именовать Россию Милюков (не Евразия, а учитывая азиатскую составляющую страны, как главную).
Ведь Солженицын, проведя 18 лет в Вермонте затворником, о Западе реальном, рабочем и университетском, рядовом и в ранге политического бомонда, знал не больше няни, проработавшей нелегалкой в иммигрантской семье в Лонг-Айленде. И в этом потребительски-высокомерном отношении к Западу роднятся и великий обличитель, и хающая Америку провинциальная няня.
Помню, как поразило меня лет пятнадцать назад заявление одной молодой москвички, прибывшей в Нью-Йорк по гостевой визе. Она провела здесь год, ухаживая за американской старушкой в Нью-Джерси (350 долларов в неделю наличными, без уплаты, естественно, налогов) «Американцы все бескультурные, - услыхал я собственными ушами. – Ничего не читают, в театры не ходят, одни деньги на уме». На мой вопрос, посетила ли она здесь хоть один театр, заходила ли хоть в один книжный магазин, разъяренная американской тупостью россиянка заявила, что в Америке ей было не до того.
«Слава Богу, скоро вернусь в Москву, тогда в театр и пойду», - гордо неся себя, ответила театралка.
И плевать она хотела на то, что Нью-Йорк – театральная столица мира (я не имею ввиду Бродвей, а сотни замечательных театров и театриков off- и off-off-Broadway). И невдомек ей, как ломятся полки в книжных магазинах, а их залы забиты пытливыми покупателями-читателями. И не ведает, обозленная, сколько в Нью-Йорке музеев и с каким интересом американцы проводят в них время.
Да, страна огромная и в ней всегда найдется место для неучей и дураков, но присмотреться к тому, что же в ней происходит, имеет смысл перед тем, как поносить и критиковать. Просто из уважения к государству, в котором проживает самое большое количество Нобелевских лауреатов, в университетах которого интеллектуальная элита вершит завтрашний день. И хотя бы ради ответа на простой вопрос: почему американцы так доброжелательны, а при встрече улыбаются? Пусть это не более, чем ритуал, но мне это больше по душе, чем российская привычка навешивания на себя кислой рожи или такого угрюмой физии, что сразу готов отдать кошелек.
Как-то в Москве, в одном из парков, я прогуливался с несколькими знакомыми американцами. По тропинке пробежала белочка. Видели бы вы их реакцию! Это было счастье – белочка в парке! Это была такая радость – как у вас хорошо в Москве, и так необычно – белочки по тропинкам бегают свободно и легко!
А как еще белочкам бегать? Они хотели сделать мне приятное – жителю города-героя, который их принимал и занимал в те несколько дней их московского путешествия.
Американцы прибыли из Нью-Йорка. Попав в 1989 году в Нью-Йорк, я увидел белок в каждом парке, даже на улицах. На каждом шагу. Американцам, гостям Москвы, хотелось меня порадовать. Это было их естесственным желанием: не хамить в том доме, где тебя принимают. Это было их понятным стремлением: в доме, где принимают, находить только хорошее и комплиментарно об этом сказать.
Могу представить, какие претензии к России выставили бы любители белочек, пожелай они морализаторствовать. Однако, американцы предпочитают больше критиковать себя, чем поучать и лезть со своим уставом в чужой монастырь.
«А вот и нет, – скажут те, кто внимательно следит за американской историей, тем более в ее современный период. – Вон Буш, лезет в душу со своей демократией и свободой. Это в России-то, Иране, Ираке, Венесуэлле?»
Хотя, будь свобода там и демократия, хуже в мире бы не стало. Другое дело, свобода – вещь опасная и панически боятся ее в перечисленных странах столетиями.
Только о Буше – иная история, и я не сравниваю его ни с гением Солженицыным, ни с няней из России, подрабатывающей в Америке. Их я сравниваю с американцами.
А то, что Буш – морализатор, так ведь он из людей государственных, из высшего политического эшелона власти. Сравнивайте его с Путиным или Чавесом (дополните список по собственному вкусу).
Я же говорил о других и о другом.


Геннадий Кацов
www.gkatsov.com


Рецензии
Вы все правильно написали.
Нравы ,мораль,этикет общества соотносятся\коррелируют\ с техническими,экономическими,культурными достижениями этого общества.Это как уровень воды в сообщающихся сосудах.Как это так: "глупые" американцы,
а производят великолепные джинсы,чудесную электронику,супперсовременное "умное" оружие, с которым,если бы захотели, могли бы сокрушить кого угодо. А их всемирная денежная,всеми любимая ЕДИНИЦА? Ее тоже они "некультурные" произвели...
Просто у отсталых обществ \отдельных их членов\ срабатывает "психологическая защита" на "комплекс неполноценности"...
Вот и придумывается "защитная конструкция", что ,мол, они "мало книжек читают", "невежды и невежи". Иные "защищаются" всемирным "джихадом" от
ненавистного "сатаны"...Не признавать ли некоторым,что они безнадежно проиграли цивилизационную всемирную гонку...
Но это "объяснение ", так сказать, на уровне психологии.
На грозном и внеморальном уровне политики все выглядет совсем иначе.
Политики ищут не "истину" и "моральность", а воюют за собственные корыстные\материальные\ интересы. Поэтому атакованный американским сверхвооружением серб или иранец не может от души восхищаться достижениями Америки. На бытовом уровне они,конечно, будут ее поругивать. Их ругательства будут в их "картине мира"\которая имеет право на существование так же ,как и Ваша\ обладать не меньшей "психологической истинностью", чем ваша аппология американцев...
В том и трагедия,что все правы по-своему.
Но американцам не следут слишком гордиться своими достижениями. Просто им повезло безнаказанно захватить плодородные индейские земли,отделенные от остального воюющего мира огромными океанами\геополитика\.Если бы слабое молодое американское государство располагалось с самого начала ,как Россия, на огромном ,полном врагов континенте,то его просто смели бы полчища захватчиков. В России элита тоже ,может быть ,хотела бы иметь "островную английскую демократию".
Но приходится таскать на себе тяжелый и неповоротливый защитный черепаший панцирь Империи,который,конечно, мешает развитию.
Еще Америке повезло,что у нее был невластолюбивый Вашингтон,не пожелавший стать королем или императором.Заимствовали американцы и все полезное и передовое в мире: и письменность шумеров, и арабские цифры, и "Римское Право"...Повезло,как везет некоторым родиться и красивым , и здоровым, и богатым,да еще в семье ,где мать и отец-кандидаты наук. Хороший старт для жизни! Красота некоторых женщин-не их заслуга. А заслуга мамы и папы или даже кого-то Повыше в Космосе...
Не все так просто с достижениями Америки...
Извините, высказался не по теме.

Акулов Владимир Владимирович   07.08.2008 15:33     Заявить о нарушении