К проблеме безопасной эксплуатации угольных шахт..

А. Е. Гольберт, горный инженер-электромеханик

К проблеме безопасной эксплуатации угольных шахт Украины
               
                Самая большая глупость — делать то же
                самое и надеяться на другой результат.
                /Альберт Эйнштейн/

                Уголь спасет Украину, если Украина спасет уголь.
                /Н.С. Сургай/      

        Наверное, не следовало бы приниматься за настоящую работу только для того, чтобы в очередной раз обратить внимание общественности на проблему безопасности работ в угольных шахтах Донбасса. Это – почти единственное, что удалось сделать на практике, и то не специалистам, а средствам массовой информации Украины...
        Объективные условия ведения горных работ в Донбассе, где разрабатываются много шахтопластов, опасных по внезапным выбросам угля и газа, весьма сложны. Увеличение глубины шахт, которое имеет место быть здесь, в свою очередь приводит к возрастанию частоты проявления выбросов и росту их интенсивности. И если на это наложить некомпетентное руководство отраслью в условиях коррумпированной экономики страны, то мы получим то, что реально имеем – провал работы, направленной на поддержание безопасных условий труда шахтеров.
   Последние годы угольную промышленность буквально преследуют аварии. Но, невзирая на всю сложность прогнозирования, мы имеем некоторые основания считать, что ситуация в ней не безнадежна. Однако это верно не при любых условиях. И, с нашей точки зрения, для реальной перспективы существования глубоких газовых шахт в Донбассе, даже, может быть, угольной промышленности в Украине в целом, необходимы коренные преобразования – реформа. Реформа, целью которой было бы создание и поддержание тут безопасных и относительно комфортных условий труда. Прежде всего, это структурно-организационные преобразования. Разумеется, они должны быть подкреплены рядом прогрессивных экономических и технических решений. Некоторые из них известны, равно как существуют и предпосылки для получения и внедрения остальных.      
             Обратимся к теме наших наблюдений – шахтам, к их владельцам – предпринимателям и их командам. На практике далеко не все шахты в руках предпринимателей. Однако руководители большого числа угольных предприятий – и это небольшой секрет – имеют незаконную материальную выгоду, напрямую зависящую от результатов их работы. Повышение же добычи (производительности шахт) в свою очередь сопровождается ростом уровней различных рисков, и особенно ростом вероятности возникновения крупных аварий, связанных со взрывами газа и пыли, внезапными выбросами газа и угля.
        Иногда мы слышим разговоры о том, что имеющие добрую волю руководители крупных и рентабельных газовых шахт делают все, чтобы защитить своих трудящихся от возможных аварий. Действительно, иные хозяева и руководители готовы щедро платить за средства безопасности и еще за что угодно, однако не готовы разрушить сложившуюся на предприятии порочную систему. Систему отношений на производстве, нейтрализующую и «обезвреживающую» действие закона, Правил безопасности и т. д. Не готовы разрушить систему, которая начинается в головах и оттуда распространяется на организацию производства. А приемы реализации этой системы на практике могут быть разные. Купят что-нибудь дорогое и сложное, но не то, что нужно. Или даже «то», но доверят не тому, кому следует. Только один пример. В ноябре 2004г. на Петровском заводе угольного машиностроения сдана в эксплуатацию телекоммуникационная автоматизированная система коллективной безопасности, не имеющая аналогов на просторах СНГ – УТАС. Она способна учитывать различные особенности конкретных местных условий каждой из шахт. Казалось бы, первыми на очереди должны быть коллективы самых опасных и напряженно работающих угольных предприятий. Но там, где она была нужнее всего, ее почему-то не оказалось. А если бы даже она там была, то, весьма вероятно, дала бы сбой. И, скорее всего, не по вине разработчиков, а потому, что надежно работает другая система, та – о которой было сказано выше...
        Более пяти лет назад нами было предложено решение, упрощенная трактовка которого сводится к следующему. Государству необходимо, наконец, отнять у собственника, руководителя, менеджера-функционера возможность безнаказанно не исполнять закон, рискуя при этом судьбами и жизнями людей – отдельных граждан этого государства.

Таким образом, предлагаем рассмотрению читателей это предложение более развернуто.
  Недостаточное финансирование отрасли государством негативно сказывается на безопасности работ в шахтах. Большое число угольных предприятий остро нуждаются в реконструкции и техническом перевооружении. Нужны средства на реализацию различных целевых программ, и тут на одном из первых мест - безопасность. Но, к сожалению, все эти истины остаются пока принадлежностью риторики.
Действительно, из-за недостатка средств на большинстве предприятий не могут быть созданы безопасные условия для реализации поставленных плановых заданий по добыче угля. Тогда невольно приходится делать выбор между выполнением поставленных администрацией норм добычи и очевидными требованиями норм безопасности. Такова сегодня реальность. И плановое снижение добычи – это, с нашей точки зрения, цена, которую мы обязаны платить за безопасность горняков. И задачу исследователей видим лишь в том, чтоб отыскать четко работающий механизм такого своеобразного обмена.
        Итак, очевидно и уже ни для кого не секрет, что причиной большинства трагедий явились грубые нарушения "Правил безопасности в угольных шахтах" (ПБ),  и  некоторых других нормативных документов, принятие которых было направлено на обеспечение безопасности при ведении горных работ.  Такие документы в отрасли сегодня имеются, и уровень их требований достаточный, а иногда даже избыточный. Но почему же  они не срабатывают? Наверное, потому, что требования безопасности нередко начисто игнорируются. Разумеется, это кому-то нужно или делается в чьих-то интересах...
  Для несведущих заметим, что нормальная работа и тем более повышение добычи допустимы только при соблюдении норм проветривания подземных выработок, пылегазового режима и других требований безопасности.
  В связи с неудовлетворительным состоянием горного хозяйства предприятий и систематическими финансовыми трудностями некоторые, весьма опытные специалисты предлагают законодательно дать право инженерно-техническим работникам шахт самостоятельно или коллегиально принимать решения по некоторым отступлениям от прописанных норм безопасности. При этом они требуют повысить персональную ответственность этих работников за принятие таких решений. Наше отношение к этой точке зрения - негативное. И не только потому, что она ставит под сомнение целесообразность существования тех или иных норм безопасности, действенность которых многократно подтверждена опытом. Одна их наших бед заключается еще и в том, что наряду с низким профессиональным уровнем многих командиров производства немалая их часть вопиюще беспринципна и готова исполнять любую, даже самую нелепую, команду директора шахты или его заместителя. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и вероятность возникновения психической неадекватности руководителя, принимающего такое решение. Таким образом, это и близкие ему по смыслу предложения не станем далее держать в поле зрения.
  Итак, имеем проблемную ситуацию. Есть определенные требования, соблюдение которых возможно и достаточно для обеспечения безопасного ведения работ, но они не выполняются. Возникает вопрос: кто должен реализовывать эти требования? Теоретически - все инженерно-технические работники шахты. Но это очень расплывчатое определение, и поэтому существует скорее на бумаге, чем на практике. Есть для этой цели специально выделенный персонал, и даже отдельные подразделения, занятые почти исключительной этой задачей. Например, служба охраны труда, участок (!) вентиляции и техники безопасности и т.д. Опять вопрос: почему эти подразделения частично или в полном объеме не выполняют свои функции? Ответ напрашивается такой: они испытывают давление со стороны руководства или владельца шахты, напрямую заинтересованного в прибыли, которую приносит добытый уголь. Понятно, чем больше добыча, тем больше и прибыль. Конечно, в успешной работе предприятия заинтересованы все работники, но эта заинтересованность, разумеется, разная. Впрочем, не будем здесь останавливаться на механизмах получения личной выгоды руководством шахты, отметим только, что цинизм отдельных руководителей приводит к тому, что эта прибыль иногда оплачивается ценой человеческих жизней.
  Вернемся к существующей проблеме. Каким же все-таки нам видится положительный выход из сложившейся в отрасли, на первый взгляд, тупиковой ситуации? Его как раз мы и хотим предложить к обсуждению.
Если попробовать обозначить такое решение одним ключевым словом, то этим словом будет - "разделение". Разделение полномочий внутри единого предприятия. Итак, суть предложения сводится к следующему: все без исключения структуры, обеспечивающие безопасность, должны быть выведены из подчинения директору шахты, всей ведомственной вертикали начальников вверх и вниз от него. Таким образом, целые участки должны быть переданы другой, абсолютно сторонней организации со всем их штатом. Соответствующие фонды также должны быть полностью переданы ей на баланс. При этом контролирующая сторона (эта организация) никак не должна зависеть от подконтрольной (шахты). Более того, интересы сторон должны быть различными, в идеале – диаметрально противоположными. Тогда и контроль будет эффективным.
  Особо следует остановиться на диспетчерской службе. Эта служба должна быть дополнена независимой диспетчерской службой, участком сторонней организации, тесно взаимодействующим с диспетчерской службой шахты. К независимому горному диспетчеру должна стекаться вся оперативная информация, и ему должны быть предоставлены особые полномочия, в отличие от подчиненного ему технологического (или технологического и транспортного) диспетчера – сотрудника данного предприятия.
Итак, возникает непростой вопрос, какому все-таки ведомству (организации) подчинить эти, выделенные за рамки полномочий администрации шахты, структуры? Уже ясно, что, с одной стороны, такое ведомство не должно быть подвержено влиянию руководства шахты, а с другой, – оно должно иметь все необходимые возможности для того, чтобы компетентно осуществлять руководство созданием и поддержанием безопасных условий ведения работ в шахте.
        При рассмотрении сквозь призму обозначенных признаков организаций – вероятных кандидатов на эту роль, наш взгляд остановился на Государственной военизированной горноспасательной службе. Она, кроме всего прочего, способна обеспечить высокий уровень исполнительской дисциплины. Более того, главной и непосредственной задачей, которую обязана решать эта организация, является ликвидация аварий в угольных шахтах. Другими словами, горноспасательные части заинтересованы в поддержании безопасности больше остальных, потому что эта самая безопасность "обещает" им отсутствие основной работы, которую призваны выполнять ее сотрудники, рискуя жизнью. При этом  немаловажно, установить такой порядок, в соответствии с которым, первыми сотрудниками ГВГСС, приступающими к спасательной операции на конкретной шахте, были именно те, кто постоянно обеспечивает ее безопасность (структуры, сформированные для замещения тех участков, которые раньше принадлежали шахте). Далее, важно отметить, что такая реформа не должна быть половинчатой. Принцип разделения, чтобы сработать, должен быть реализован до конца. Горноспасательная служба должна быть кардинально реорганизована. Структуры (подразделения), дислоцированные на шахтах, должны решать наряду с прежними, целый ряд дополнительных задач. И, главное, – ГВГСС должна быть выведена из состава Министерства топлива и энергетики Украины. Таким образом, она могла бы быть представлена в правительстве, например независимым комитетом на правах министерства, или войти в состав, скажем, Министерства внутренних дел как управление пожарной охраны или т.п.
        Наши оппоненты могут нас обвинить, как минимум, в непоследовательности. Действительно, мы предлагаем исполнять ПБ посредством неисполнения тех же ПБ. Считаем, что это "нормальный парадокс", рождение и разрешение которого является одним из отличительных признаков инноваций. И требования ПБ, предусматривающие подчинение структур безопасности шахты ее директору, разумеется, должны быть пересмотрены. Это вполне уместно в контексте преобразований, целью которых является достижение безопасности. А разделение полномочий, рассмотренное выше, – лишь средство достижения этой цели.
        Безусловно, принятие предложенной идеи даже за основу требует больше оснований, чем приведенные выше доводы. И в этих условиях представляется нелишним проведение эксперимента под контролем представителей нашей науки и независимых экспертов. С этой целью на первоначальном этапе могло бы быть выделено несколько самых опасных газовых шахт, которые после соответствующих организационных преобразований находились бы под наблюдением в течение ряда лет. Разумеется, выводы потом…
  Нам представляется, что предложение, приведенное выше, не утратило своей актуальности. В то же время, и это вполне естественно, за прошедшие годы кое-что изменилось. Так, было снова, уже в который раз, образовано Министерство угольной промышленности Украины, куда вошла ГВГСС, и из которого, по нашему мнению, ее следует вывести. А подчинить, наверное, Министерству Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы. Конечно же, в контексте всех предложенных в статье мероприятий. И, наконец, что тоже весьма важно, горноспасатели должны обрести статус государственных служащих, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
  Предложенное разделение полномочий не есть панацея от всех болезней. Это даже не очень органичное решение для того, чтобы закладывать его в очень долгосрочные проекты и, разумеется, имеет ряд недостатков, которые, может быть, будут исследованы другими авторами. Однако, как нам представляется, это – реальный выход из сложившейся в отрасли ситуации, и превентивная мера, которая будет работать, пока наша демократия будет «подрастать». Может, эта самая мера и нужна всего на десять – пятнадцать лет, как знать

2005г.


Краткое содержание

К проблеме безопасной эксплуатации угольных  шахт  Украины
 
    А.  Е.  Гольберт,  горный инженер-электромеханик

Реферат
    
        С целью создания и поддержания  безопасных  условий труда в угольных шахтах Украины автором предлагаются структурно-организационные преобразования. Если попробовать обозначить их совокупность одним  ключевым словом, то этим словом будет - "разделение"…

Ключевые слова: шахта,  безопасность,  разделение  полномочий,  диспетчер,  эксперимент.


       Последние годы угольную промышленность Украины  буквально преследуют аварии. Но, невзирая на всю  сложность прогнозирования, мы имеем некоторые основания считать, что  ситуация  в ней не безнадежна. Однако это верно не  при любых условиях. И, с нашей точки зрения,  для  реальной перспективы существования  глубоких  газовых шахт в Донбассе, даже, может быть, угольной промышленности  в Украине в целом,  необходимы коренные преобразования – реформа.  Реформа, целью которой  было бы создание и поддержание тут безопасных и относительно комфортных  условий труда.  Прежде всего,  это структурно-организационные преобразования.  Разумеется, они  должны быть подкреплены  рядом прогрессивных экономических и технических решений. 
        Каким же все-таки нам видится выход из сложившейся в отрасли  ситуации? Его как раз мы и хотим предложить к обсуждению.
       Если попробовать обозначить такое решение одним ключевым словом, то этим словом будет - "разделение". Разделение полномочий внутри единого предприятия.   
Итак, суть предложения сводится к следующему: все без исключения структуры,
обеспечивающие безопасность, должны быть выведены из подчинения директору шахты, всей ведомственной вертикали начальников вверх и вниз от него. Таким образом, целые участки должны быть переданы другой, абсолютно сторонней организации со всем их штатом. Соответствующие фонды также должны быть полностью переданы ей на баланс. При этом контролирующая сторона (эта организация) никак не должна зависеть от подконтрольной (шахты). Более того, интересы сторон должны быть различными, в идеале – диаметрально противоположными. Тогда и контроль будет эффективным.
       Особо следует остановиться на диспетчерской службе. Эта служба должна быть дополнена   независимой  диспетчерской службой, участком  сторонней организации, тесно взаимодействующим с диспетчерской службой  шахты.     К независимому горному диспетчеру  должна стекаться вся оперативная информация,  и  ему должны быть  предоставлены весьма широкие полномочия,  в отличие от подчиненного ему шахтного  (или технологического и транспортного) диспетчера – сотрудника данного предприятия.   
Таким образом, возникает  непростой вопрос, какому все-таки ведомству (организации) подчинить эти, выделенные за рамки полномочий администрации  шахты,  структуры?  Уже ясно, что, с одной стороны, такое ведомство не должно быть подвержено   влиянию руководства  предприятия, а с другой, – оно должно иметь все  необходимые  возможности для того, чтобы компетентно заниматься  созданием и поддержанием  безопасных условий   ведения  работ  в  шахте.
          При рассмотрении сквозь призму обозначенных признаков организаций – вероятных кандидатов на эту роль, наш взгляд остановился на Государственной военизированной горноспасательной службе (ГВГСС). Она, кроме  прочего, способна обеспечить высокий уровень исполнительской дисциплины. Более того, главной и непосредственной задачей, которую обязана решать эта организация, является ликвидация аварий в угольных шахтах. Другими словами, горноспасательные части заинтересованы в поддержании безопасности больше остальных, потому что эта самая безопасность "обещает" им отсутствие основной работы, которую призваны выполнять ее сотрудники, рискуя жизнью. При  этом  немаловажно, установить такой порядок, в соответствии с которым, первыми сотрудниками ГВГСС, приступающими к спасательной операции на конкретной шахте, были именно те, кто постоянно обеспечивает ее безопасность (структуры, сформированные для замещения тех участков, которые раньше принадлежали шахте). Далее, важно отметить, что такая реформа не должна быть половинчатой. Принцип разделения, чтобы сработать, должен быть реализован до конца. Горноспасательная служба должна быть кардинально реорганизована.  Ее подразделения, дислоцированные на шахтах,  наряду с  прежними,  должны решать  целый ряд дополнительных  задач.  И, главное,  –   ГВГСС должна быть выведена из состава Министерства угольной промышленности  Украины. Наверное, ее следовало бы подчинить Министерству Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы. И, наконец, что тоже представляется  весьма важным, горноспасателям  следовало бы предоставить   статус государственных служащих, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
         Безусловно, принятие предложенной идеи даже за основу требует больше оснований, чем приведенные выше доводы. И в этих условиях представляется нелишним проведение эксперимента под контролем представителей нашей науки и независимых экспертов. С этой целью на первоначальном этапе могло бы быть выделено несколько  сверхкатегорных и опасных по внезапным выбросам угля и газа  шахт.  И после соответствующих организационных преобразований   в течение ряда лет они находились бы под наблюдением. Разумеется, выводы потом…
          Разделение  полномочий  не есть  очень органичное решение,  и, разумеется, имеет ряд недостатков, которые, может быть, будут исследованы другими авторами. Однако, как
нам представляется,  это –  реальный выход из сложившейся в отрасли ситуации, и превентивная мера, которая временно будет  работать. Может, эта самая мера и нужна всего на десять – пятнадцать лет, как знать …




 «Горный журнал»  12. 2009,  с.55 -56.
Издательский дом « Руда и Металлы»  РФ


УДК 622.272.633: 622.86

А. Е.  Гольберт  (ОАО  «Донецкшахтострой»),  главный механик

К проблеме обеспечения безопасной эксплуатации угольных шахт Украины*


В связи с многочисленными авариями на глубоких, опасных по выбросам угля и газа шахтах Донбасса автор предлагает провести организационно-структурную реформу отрасли с выделением служб обеспечения безопасности шахт  в специализированные организации в составе Государственной  горноспасательной службы с подчинением последней Министерству по чрезвычайным ситуациям Украины.
_______________________________
Ключевые слова: угольные шахты, выбросы угля и газа, аварии, управление охраной труда и промышленной безопасностью, организационно-структурная реформа.
________________________________

Объективные условия подземной  добычи угля в Донбассе, где разрабатывают много пластов, опасных по внезапным выбросам угля и газа, весьма сложные. Увеличение глубины шахт сопровождается возрастанием  частоты и интенсивности выбросов, в том числе с тяжелыми последствиями.
 
Последние годы угольную промышленность Украины буквально преследуют крупные аварии, при расследовании причин которых фиксируют, как правило, человеческий фактор, имея в виду при этом владельцев шахт, не обеспечивающих финансирование в необходимых объемах создания  и освоения   безопасных технологий угледобычи, технического перевооружения, применения современных автоматизированных систем контроля и предупреждения опасных проявлений, а также строгого соблюдения требований правил безопасности (ПБ) в безудержной погоне за объемами добычи и прибылью. Ситуация такова, что возникает реальная угроза существованию глубоких угольных шахт в Донбассе.
Многие специалисты считают необходимым ужесточить требования действующих «Правил безопасности в угольных шахтах» и других нормативных документов по обеспечению безопасности ведения горных работ. Между тем причиной большинства трагедий стали грубые нарушения правил, а вовсе не их «мягкие»  (или не достаточно жесткие)  требования. Скорее всего,  речь должна идти о неправильном (по умолчанию) распределении финансовых потоков (инвестиций) в пользу максимальных объемов добычи угля и в ущерб технико-технологическому обеспечению охраны труда и промышленной безопасности.
Если же исходить из того, что в нынешних реальных условиях дефицит финансовых средств неизбежен, то следует делать выбор между установленными владельцами и администрацией шахт нормами добычи угля и обеспечением  требований ПБ. В этом случае снижение объемов добычи угля станет ценой, которую нужно платить за безопасность шахтеров.**
Ясно, что остро необходимая  для угольных  шахт Украины глубокая технико-технологическая модернизация потребует длительного времени (порядка 10 - 15 лет) и значительных инвестиций. Поэтому на данном  этапе в целях радикального повышения уровня промышленной безопасности угледобычи в Донбассе, по мнению автора,  необходима структурно-организационная реформа отрасли, суть которой  заключается в лишении собственника, дирекции, ведущих менеджеров шахт возможности не исполнять законы, касающиеся охраны труда и промышленной безопасности (ОТ и ПБ), рискуя при этом судьбами и жизнью людей.
Ключевое слово реформы - «разделение». Предлагается вывести из подчинения администрации шахт все штатные службы, осуществляющие контроль за состоянием и применением средств обеспечения охраны труда и промышленной безопасности, с передачей их вместе с соответствующими штатами и фондами сторонней организации, с разделением полномочий, прав и ответственности. К таким подразделениям относятся службы вентиляции, пылеподавления, дегазации пластов и т.п.  Возможна также передача части крепильщиков,  работников маркшейдерской,  геологической и диспетчерской  служб.
Финансирование деятельности специализированной сторонней  организации должно осуществляться, скорее всего, на условиях оказания услуг по обеспечению ОТ и ПБ шахты, но, учитывая остроту момента, необходимо также заинтересованное участие государства в виде бюджетного финансирования  важнейших проектов, относящихся непосредственно к решению наиболее острых проблем  ОТ и  ПБ  в угольной промышленности Украины.

Важное  значение  имеет ведомственная принадлежность  организаций,  выводимых из подчинения администрации шахт. По мнению автора, исходя из принципа независимости от собственника шахты, уровня исполнительской дисциплины, компетентности  и опыта, наиболее соответствующей задачам и эффективной является  государственная военизированная горноспасательная служба (ГВГСС), прямое назначение которой - профилактика, предупреждение, локализация и ликвидация аварий, а главное - спасение горняков, попавших в зону аварии. Целесообразно также в рамках предлагаемой реформы вывести ГВГСС из состава Министерства угольной промышленности  и подчинить ее МЧС Украины.
Разумеется, реализация предлагаемых преобразований потребует внесения соответствующих изменений в ПБ и другие нормативно-правовые акты, касающиеся прав, обязанностей, полномочий и ответственности лиц и организаций по вопросам ОТ и ПБ в угольной промышленности.
Представляется также целесообразным на первом этапе выделить несколько опасных по выбросам угля и газа шахт и провести экспериментальную проверку действенности новой организационной структуры под контролем и наблюдением компетентных работников горной науки, независимых экспертов и надзорных органов.
Предлагаемые автором идеи не являются развернутой программой действий - это лишь попытка придать импульс решению давно назревших проблем реформирования системы управления охраной труда и промышленной безопасностью в угольной промышленности Украины.
_______________________________
*Публикуется в порядке обсуждения.
** От редакции.  Представляется целесообразным ученым и практикам угольной промышленности разработать и узаконить нормативно-методические документы, устанавливающие предельный уровень производительности угольных шахт (горизонтов, участков, лав) по критерию минимизации рисков выбросов и горных ударов для глубоких и особо опасных шахт с учетом их конкретного технико-технологического оснащения.
__________
     Рецензия на статью Гольберта А.Е. «К проблеме безопасной эксплуатации угольных шахт Украины»

     Уважаемый Артур Ефимович!
     Редакция журнала направляла Вашу статью «К проблеме безопасной эксплуатации угольных шахт Украины» в Управление...
     Специалисты Управления считают, что публиковать статью Гольберта А.Е. «К проблеме безопасной эксплуатации угольных шахт Украины» в журнале ...    нецелесообразно, так как предложенные решения по структурно-организационным преобразованиям в системе обеспечения и контроля безопасности на угольных шахтах Украины не входят в компетенцию надзорных органов ...
Главный редактор...


               


Рецензии
Специалисты Управления считают, что публиковать статью Гольберта А.Е. «К проблеме безопасной эксплуатации угольных шахт Украины» в журнале ... нецелесообразно, так как предложенные решения по структурно-организационным преобразованиям в системе обеспечения и контроля безопасности на угольных шахтах Украины не входят в компетенцию надзорных органов ...
Главный редактор...

Знакомо до зубной боли...

См. Сколько стоит воздух?
Эту статью из газеты Республика в Институт Физики Академии наук отправляли на рецензию, мне письменного ответа никто не давал, но темные эти "ученые" очень...

Насчет инноваций см. Изобретение как преступление - там как раз предложение "организационного" характера...

Андрей Бухаров   16.10.2012 00:21     Заявить о нарушении