Демократия, Японский Вариант

Просматривая англоязычные страницы интернета мне часто приходится сталкиваться с критикой российской демократии. Критика, в обшем-то, справедливая. Настораживает, правда, что критика усиливается или ослабевает в зависимости от текущей международной обстановки. Однако, до сих пор я ничего не слышал о японской демократии. По умолчанию - там все в порядке. Странно, конечно, что одна партия у власти уже 50 лет. И вот, случайно, я натыкаюсь в интернете на обсуждение документального фильма "Компания" о демократии в Японии. Привожу статью с небольшими сокращениями.

Синопсис.

Новый документальный фильм "Компания" появился случайно. Кацухиро Сода готовился снимать другой фильм, когда он узнал, что его бывший одноклассник из Токийского Университета, Кацухико Ямаучи, был выдвинут правящей Либерально Демократической партией (ЛДП) кандидатом в члены городского совета. Ухватившись за эту возможность, Сода быстро получил согласие Ямаучи и ЛДП - возможно неожиданно, учитывая откровенность с которой показаны местные операции ЛДП - снимать компанию. Сода приступил к эксперименту один, без помощников, и следовал Ямаучи в течение 12 лихорадочных дней японской избирательной кампании в октябре 2005 г.

Сода, однако, знал больше, чем показано в фильме. Он знал, что его друг был далеко не идеальный кандидат. 40 летний мелкий бизнесмен Кацухико "Яма-сан" Ямаучи (который 5 раз проваливался на приемных экзаменах в колледж) не обладал никаким политическим опытом. У него не было никакой предыдущей поддержки, никакой собственной программы и не было времени подготовить таковую. Честный, приятный и скромный, но совсем не лидер и никогда не оглашал собственных политических взглядов. И тем не менее ЛДП выдернуло его из неизвестности, чтобы представить его как носителя стандартных качеств в гонке за решающее место в городском совете города Кавасаки. Как показал фильм, ЛДП прекрасно знала на кого ставить т. к. понимает японскую избирательную политику.

ЛДП почти без перерыва руководит страной в течение 50 лет, что может удивить американцев, которые привыкли периодически отстранять от власти "разбойников". Для американцев может явиться сюрпризом дисциплина в политических партиях Японии. ЛДП, например, выбирает новых кандидатов каждый избирательный цикл, сверху донизу, и те кто намечен, тренируются и проверяются партией и продвигаются снизу вверх. Что эти дисциплинированные действия партийцев рассказали о японской демократии - это мучительный и сложный вопрос. Сода не комментирует то, что снимает, оставляя зрителю делать выводы.

Что совершенно ясно из фильма, это качества кандидатов, которые ЛДП приветствует. Послушание партийным нормам, включая жесткое подчинение партийной иерархии, готовность показать избирателям собственную малость, скромность - очень далеко от американского идеала независимого и смелого кандидата.

Поэтому Яма-сан может быть идеальный японский кандидат. Он почти болезненно подобострастен к партийным руководителям, которые всегда под рукой, чтоб наставить и предостеречь нового политика. Они подробно разбирают как он стоит, кланяется, одевается, говорит, даже как обращается к жене. Ямаучи неизменно кается и обещает исправиться. Его жена, Саури, профессионально работает на американскую корпорацию, порой жалуется на партийный диктат. ("Почему мы должны носить белые перчатки и снимать их, когда пожимаем руки?"). И все равно, она тоже полностью в роли жены кандидата, как того ожидают избиратели. Саури также беспокоится, что случится, если Яма-сан проиграет. Новичок оплачивает свою компанию сам, не ища финансовой помощи.

Почему же Яма-сан вступил в избирательную компанию? Что вынудило его перевернуть свою жизнь по повелению неизвестных партийных лидеров? Что заставляет его преследовать цель, ради которой у него не было амбиций или таланта? Может ли он выиграть? Ямаучи никогда полностью не ответил на первые три вопроса. Он признает, что поддался оппортунизму и персональным амбициям. ("Мой план был сначала стать известным, а потом добиваться официального поста"). Но здесь также видна специфика японского понимания чувства долга: просто следуй тому, что требуют старшие. Чтобы ответить на последний вопрос, ЛДП лезла из кожи вон, выделив Ямаучи мощную команду. Когда компания приближалась к кульминации ЛДП направила в помощь своих лидеров, включая Премьер-Министра Джуниширо Козуми, что неслыханно для выборов в горсовет не крупного города.

Но не это история, которую рассказывает "Компания". Скорее, это рассказ о том как Ямаучи следует проверенным временем правилам японской избирательной компании - "всем кланяться" ("даже телефонным столбам!" требует советник). Это требует участия в сумасшедшем круге школьных и спортивных событий, поездки в дома для престарелых, социальные собрания, посещение вокзалов и автостанций. И везде первое, что он делает, это глубоко извиняется, что причинил неудобства, потом жмет каждому руки, и как можно чаще повторяет свое имя и партию. Мало кто в проходящей толпе обращает на него внимание, хотя порой ему говорят "Похоже, что ты говоришь искренне". Это считается в японской политике заслужить от избирателей золото.

В компании не обсуждаются никакие злободневные вопросы. Только повторяются лозунги вслед за партийными лидерами. Премьер Козуми говорит о реформах и Ямаучи повторяет, как попугай. Он никогда не пытается объяснить лозунг. Кандидат должен строго придерживаться сценария - это повторять свое имя и название партии. Ямаучи - это пешка в игре, где оказалось, что место в пригородном горсовете очень важно для партии, и игра ведется на уровне вне пределов его понимания. Ямаучи сознает это, тем не менее он выполняет все задания с искренностью и заразительным энтузиазмом, который порой выглядит наивным и слегка дурацким.

ИНТЕРВЬЮ

Корр. О чем этот фильм?

Казухиро Сода: "Компания" - это фильм о парне - моем друге - по имени Яма-сан, который вел избирательную компанию в Японии, хотя не имел никакого политического опыта, никакой харизмы, без денег и без свободного времени. Но он был поддержан мощнейшей политической партией, и фильм о его борьбе, а также о японской избирательной системе и культуре.

Корр. Яма-сан вырос в Токио. Как это оказалось, что он избирается в городе Кавасаки, и как он представился жителям города?

Сода: У Яма-сан есть малый бизнесс по продаже марок и монет, но однажды ему позвонил крупный политик и спросил, не желает ли он стать политическим кандидатом. Ему дали 30 секунд на ответ. И он согласился бороться за место в городском совете, в городе с которым у него нет никаких отношений. Он никого не знал в Кавасаки, никогда там фактически не жил, но его выдвинули. Поэтому во время компании он не особенно распространялся, где он фактически живет.

Но была причина, почему партия выбрала его, хоть он политический новичок. Обычно старые политикиЛДП - это местные работники, которых партия воспитывала много лет. Но их часто критикуют, что они оторвались от народа. Поэтому было решено подобрать кандидата из рядовых людей, без всяких политических связей, и таким образом они могли сказать, что на него никто не влияет. Яма-сан подчеркивал, что он не политик, и не связан с бюрократами или лоббистами. Он новичок и готов к изменеиям. Вот что он хотел сказать. Более всего он упирал на то, что поддерживает популярного премьера Козуми.

Корр. Похожа ли политическая система Японии на США? Это двухпартийная система?

Сода. В последние годы - это в основном двухпартийная система, хотя есть и другие партии, как Компартия, весьма крепкая. Есть крепкая Социал -Демократическая партия. Но у нас две большие партии - Либерально Демократическая, которая доминирует последние 50 лет, почти без перерывов. И вторая партия - Демократическая. Так что, это похоже на американскую смстему. Разница в том, что в Америке правительство меняется - то Демокоаты у власти, то Республиканцы - а в Японии нет. Там у власти одна партия - ЛДП.

Корр. 50 лет - это очень долго быть у власти.

Сода. Да, очень долго. Но есть изменения. Из-за кризиса пенсионной системы и скандалов с коррупцией в прошлом году ЛДП потеряла контроль над высшей палатой в парламенте. Демократы котролируют верхнюю палату, что очень необычно в Японской политической истории. И некоторые люди утверждают, что это очень нестабильно, что партии должны объединиться и стать одной большой партией. А другие возражают, что это опасно для демократии. Это переходный период сейчас.

Корр. Расскажите больше о вашем друге, Яма-сан. Как вы встретились?

Сода. В Токио в 1989 г. Мы были одноклассники, правда я никогда в классе его не видел, он не появлялся. В то время Яма-сан жил в плохом общежитии в центре кампуса. Мы там собирались после лекций, пили пиво, валяли дурака, говорили о девочках, спали днем. Тогда мы с ним подружились. Но потом мы не виделись 20 лет. И однажды я узнал, что он кандидат от ЛДП. Я был потрясен. Я знал, что он далек от политики, а ЛДП наиболее консервативная партия в Японии, тогда как он был весьма либерален, тип богемы, парень со свободной душой. Я заинтересовался снять фильм о его компании. Он согласился и ЛДП тоже, и я начал снимать.

Корр. Избирательная компания в Японии очень отличается от американской. Расскажите о культурных отличиях.

Сода. Демократическая избирательная система - концепция универсальная, но когда разные культуры и страны адаптируют систему, она локализуется, и в игру включаются разные культурные аспекты. Очевидно, что японские выборы делаются по-японски. Они сконструированы так, чтоб вызывать интерес японских избирателей, компания ведется так, чтоб заслужить голоса японцев, а не американцев или французов. Вот причина, как я думаю, почему ЛДП разработала свой способ ведения компании, который был очень успешен раз они так долго у власти. То что вы видите в фильме, как Яма-сан ведет компанию, это часть системы, которая работает десятки лет.

Обычно в Японии кандидат носит ленту со свим именем. Он стоит перед входом в подземку и обсуждает вопросы, но самое главное - он повторяет свое имя. Он ездит вокруг города в машине, которая каждые три секунды повторяет его имя, потому что предполагается, что внимание избирателя держится только три секунды. Важно также получить поддержку местных лидеров, они помогут организовать поддержку своего района. Это очень типично в Японии. Это вроде: "У меня друг знает этого парня, чего бы тебе за него не проголосовать?".
 
Корр. Похоже, что есть множество культурных традиций, которые увязаны с выборами, и кандидаты должны следовать протоколу, как они себя ведут. Расскажите об этом.

Сода. В фильме многие члены партии ругают Яма-сан за то, как он кланяется, или как он жмет руки людям. Его обучают смотреть в глаза, когда жмешь руки. Есть много мелких деталей, которым он должен следовать.

Мне кажется, что эти детали часть ритуала. Я не знаю влияет ли на выборы, как он жмет руки или кланяется, но эти детали символичны, как если бы это были детали религиозной церемонии или фестиваля. Я жил в США последние 15 лет, так что все в Японии выглядит как экзотика. Вроде я делаю антропологическое исследование, а избирательная компания - это ритуал, как Кабуки театр, чтобы убедить себя, что у нас демократия и мы выбираем представителей. Так я думал, когда снимал и редактировал.

Другие культурные особенности очевидны во время компании. Например, в Америке люди будут очень удивлены, когда Яма-сан говорит "Я новичок - у меня нет политического опыта, я не знаю что делать". Но в Японской культуре это принято. В Японской культуре люди не должны выглядеть очень уверенными или гордыми. Если ты выглядишь очень уверенно, люди могут подумать, что ты высокомерен и не заслуживаешь доверия. В Америке, наоборот, кандидат должен выглядеть, будто он знает, что делать, и действовать как лучший из лучших.

Корр. А смотря с японской стороны, есть ли в американской системе вещи, которые поражают вас как странные и экзотические?

Сода. Да, есть. Например, американский кандидат не ограничен сколько денег он потратит на компанию. Поэтому результат выборов есть функция твоего кошелька. В Нью-Йорке мэр миллиардер, понятно, что без этих денег он бы не был избран. В Японии избирательный закон запрещает кандидатам тратить слишком много. Есть предел, сколько кандидат может потратиь и предел на длительность компании, поэтому люди без особых средств тоже могут испытать свой шанс. Есть лимит сколько брошюр кандидат может раздать. Кандидат не допускается к телерекламе, т.к только богатым это по карману. Есть недостатки в том, что много правил и законов в японской избирательной системе, но она более справедлива, давая равные возможности людям быть избранными. Когда я смотрю на американский политический процесс мне слегка не по себе, потому что в американской системе только тот, кто богат, может быть избран. Я думаю это очень капиталистический способ для выборов.

Корр. В фильме возникают интересные вопросы касающиеся культуры подачи жены Яма-сан. Расскажите.

Сода. Прежде всего, Яма-сан выдвигался от ЛДП, очень консервативной партии с традиционными японскими ценностями. Партия ожидает, что женщина не должна работать, оставаться дома и помалкивать.

Жена Яма-сан весьма независима, у нее карьера, она основной кормилец в семье. Но во время компании она называет себя домохозяйка, и все называют ее домохозяйка. Было даже предложено, чтоб она оставила работу и представила лучший имидж. Это стало причиной конфликта между ней и Яма-сан.

Мне это было интересно, потому что Яма-сан совсем не такой. Он либерал и верит в равенство полов. Но его заставили притвориться, что он консервативен, чтобы соответствовать ценностям партии и избирателей. В фильме его жена, Саури-сан, сердится и возмущается. Она говорит "Я не брошу работу пока ты не станешь премьер министр". Это был яркий момент в фильме.

Корр. Как вы снимали фильм?

Сода. Когда я снимал фильм я хотел быть незаметным, как муха на стене. Поэтому я работал один, без ассистентов. Я снимал на протяжении всей компании и люди забыли, что я снимаю, я слился с ними, и они вели себя вполне натурально. Так я смог снять все эти откровенные сцены избирательной компании Яма-сан.


Рецензии
W tretjem absaze o Jama san kak ras napisano to, chto ja hotela skasat' o Shewardnadse i o
Gorbachewe is rasskasa "Kto rasrushil B. stenu". Oni toshe ne imeli nikakogo
opyta ( w dannom sluchaje - nikakogo meshdunarodnogo opyta!) - i rasrushili
wes' mir! Is nachal'nych schkol w Grusii i na Stawropolje ne otkasalis' wlest'
na otwetstwennyje dolshnosti ! Dwa barana.

Жарикова Эмма Семёновна   23.12.2019 02:03     Заявить о нарушении
Действительно, японская демократия весьма напоминает советскую. Как сказано в статье: «Послушание партийным нормам, включая жесткое подчинение партийной иерархии, готовность показать избирателям собственную малость, скромность - очень далеко от американского идеала независимого и смелого кандидата.»

Но есть очень-очень важное отличие от Союза: в Японии живут японцы! Помните, был такой анекдот во времена Брежнева, где его помощники расхваливают японские достижения, и что нам надо все это перенять. На что Брежнев им говорит: «Это все очень хорошо, но где я возьму столько японцев».

Японская демократия – это фиговый листок, чтоб Запад не цеплялся. Имея японцев можно мириться с любой формой правления. А чужих они к себе не пускают.

Михаил Абрамов   24.12.2019 03:16   Заявить о нарушении
Нет. такого анекдота не слышала!)))))) Я в то время уже жила в ГДР. Тут Брежнев поражал всех граждан своими мощными бровями.

Да, надо превзойти старших и сказать в подходящий момент : " Где же я возьму столько африканцев?" - И, без задней мысли, запустить их со всех сторон в свою страну. (Энджела)

А Брежнев не мог, так как японцы только с одной стороны.

Жарикова Эмма Семёновна   24.12.2019 03:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.