Дорогой мой учитель

пьеса в 13 картинах

Действующие лица

Алексей Александрович Спаркин - археолог. [23]
Ирина Петровна Спаркина - директор детского сада, жена Алексея Александровича. [38]
Вася Спаркин - студент II курса археологического института, сын Алексея Александровича и Ирины Петровны. [14]
Надя Спаркина - школьница, ученица 11 класса, дочь Алексея Александровича и Ирины Петровны. [86]
Татьяна Николаевна - директор школы. [38]
Марина Павловна - учитель физики. [1]
Владимир Александрович - учитель математики. [49]
Оля - одноклассница и подруга Нади. [10]
 
Картина 1

Квартира Спаркиных. Гостиная. Виден стол, на столе - телефон, несколько стульев. Вбегает Надя - веселая, оживленная, в руках у нее сумочка. Она достает из нее книгу, не глядя, бросает сумку на один из стульев, встает коленом на стул, опирается локтями о стол и углубляется в чтение. Через некоторое время, не отрываясь от книги, садится на стул, подвернув под себя ногу. Она так увлечена чтением, что не заметила, как вошел Вася, который, увидев Надю, тихонько к ней подкрадывается и щекочет под мышками.

НАДЯ. Ой! (вскочила) Васька! Дурак. Отстань. Не мешай. (Вася продолжает щекотать Надю) Ну дай почитать... Васька!
ВАСЯ. Чем увлекается молодое поколение? (берет книгу и читает) Артур Хейли. Колеса. (похлопывает книгой по руке) Та-ак. Колеса, значит? (Надя непонимающе смотрит на Васю) А я и не знал, Наденька, что ты наркоманка.
НАДЯ. (удивленно хлопает глазами) Ка... какая наркоманка?
ВАСЯ. Ну тут же написано: колеса. (объясняет, как маленькой девочке) А колеса, это что? Таблетки. А таблетки, это что? Наркотики. (Надя с хитрым видом подкрадывается к Васе, Вася отступает) Вот я и говорю - наркоманка...
НАДЯ. (накидывается на Васю с кулаками и осыпает его ударами) Наркоманка? Я сейчас покажу тебе наркоманку!
ВАСЯ. Надька, перестань!
НАДЯ. Ты у меня сам станешь... студент несчастный!
ВАСЯ. Ну больно же, Надя.
НАДЯ. Будешь знать, как дразниться!

В комнату входит Алексей Александрович. Вася и Надя увлечены борьбой и не замечают его. Алексей Александрович несколько минут молча наблюдает за детьми.

ВАСЯ. Надя, я предупреждаю. Я перехожу в наступление. (пытается схватить Надю, та взвизгивает и отпрыгивает)
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. Все деретесь?

Надя и Вася замерли и одновременно повернулись в сторону Алексея Александровича.

НАДЯ. (подбежала к Алексею Александровичу и прыгнула ему на шею) Па-апка!!

Надя нежно обнимает Алексея Александровича. Вася снисходительно смотрит на них.

НАДЯ. Папка, какой ты молодец, что прилетел! Именно сегодня. Я тебя так люблю! Милый мой папка... Ты надолго?
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. Завтра вечером уезжаю. А может и днем. Ты же знаешь - командировка моя не кончилась. Хотелось тебя поздравить с началом учебного года.
НАДЯ. (печально вздыхает) И все равно ты молодец. Как здорово, что ты здесь!

С другой стороны входит Ирина Петровна.

ИРИНА ПЕТРОВНА. (удивленно) Алексей? Ты приехал? А я тебя не ждала. Что случилось?
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. Ничего не случилось.
ИРИНА ПЕТРОВНА. Но ты должен был вернуться не раньше, чем через месяц...
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. (ласково гладит Надю по голове) Вот хотел, как всегда, дочку в школу проводить.
ИРИНА ПЕТРОВНА. (удивленно-обиженно) Так ты приехал ради Нади? А я думала,.. ради меня... Уже и обрадовалась.
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. (подходит к Ирине Петровне) Иринка, ну ведь ты же не идешь завтра в школу...
ИРИНА ПЕТРОВНА. (сердито) Ну да, не иду. А просто так, потому что соскучился? (тревожно) Или ты не скучал?

Алексей Александрович, Вася и Надя говорят одновременно.

АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. Ирина, ну перестань...
ВАСЯ. Мама, не надо...
НАДЯ. (подбегает к Ирине Петровне и обнимает ее) Мамочка! Папа очень тебя любит. Правда-правда. Мы все тебя любим. Он к тебе приехал. И ко мне. И к Васе. Мамочка, ну не сердись...
ИРИНА ПЕТРОВНА. (раздраженно) Любит... Конечно. Это любовь? Да? Сколько раз так было: уезжает, приезжает и никогда не поинтересуется - как я, что я, никогда цветы не подарит!
НАДЯ. Мамочка...
ИРИНА ПЕТРОВНА. Булыжники какие-нибудь привезет. (передразнивает) Это кимберлит, это полевой шпат... Тьфу! Археолог!
НАДЯ. Ну, мамочка...
ИРИНА ПЕТРОВНА. (с досадой) А ну вас всех! Что вы понимаете?.. (хочет еще что-то сказать, но, махнув рукой, уходит)

Надя и Вася вопросительно смотрят на Алексея Александровича, который растерянно смотрит вслед ушедшей Ирине Петровне. Затем горестно вздохнул, невесело улыбнулся и пошел за ней. Надя и Вася переглянулись.

ВАСЯ. (направляется к выходу) Ну, ладно...
НАДЯ. Уходишь?
ВАСЯ. Да. Пойду, подышу. (поймал вопросительный взгляд Нади) Вот где эти сцены сидят у меня!
НАДЯ. Ага...

Вася ушел. Надя несколько минут задумчиво стоит, смотря вслед Васе. Видно, что она очень переживает. Потом медленно, как бы нехотя, подошла к столу, взяла книгу и пошла в комнату.

Картина 2

Коридор школы. С разных сторон навстречу друг другу идут Надя и Владимир Александрович, который смотрит по сторонам, что-то разыскивая.

ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. (Наде) Вы не подскажете, где мне найти директора?
НАДЯ. (показывает руками) Вам лучше назад вернуться. Дойдете до лестницы, спуститесь на первый этаж, от лестницы направо, потом повернете во второй коридор налево, слева будет лестница, поднимитесь на третий этаж, повернете направо, в первый коридор направо и налево третья или четвертая дверь. Запомнили?
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. (пытается повторить) Назад, до лестницы, вверх...
НАДЯ. Вниз.
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Вниз на первый этаж, потом направо, третий коридор направо...
НАДЯ. Второй коридор налево.
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Да... Второй коридор налево. Потом... где-то (неуверенно) лестница должна быть?
НАДЯ. Вы так не найдете. Давайте лучше я вас провожу.
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Да, пожалуйста... (Владимир Александрович и Надя уходят) У вас такая большая школа. Как лабиринт. Заблудиться можно.
НАДЯ. Экспериментальная. А вы учитель?
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Да. Возможно, буду у вас работать. Если с директором договоримся.
НАДЯ. А предмет?
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Математика.

Ушли. Последние слова Владимир Александрович и Надя говорят на ходу и, возможно, не все реплики успевают произнести до ухода за кулисы.

Картина 3

Кабинет директора школы. Стол, стул, на котором сидит Татьяна Николаевна и что-то пишет в каких-то бумагах и стул для посетителей с другой стороны. Видна часть коридора, по которому подходят Владимир Александрович и Надя.

НАДЯ. (показывает на кабинет) Вот и кабинет директора.
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Спасибо. (входит в кабинет) Здравствуйте. Можно?
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА. Входите.

Владимир Александрович входит. Татьяна Николаевна вопросительно смотрит на него. В открытых дверях стоит Надя и смотрит на Владимира Александровича.

ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Я учитель математики. Мне сказали, что вам нужны математики.
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА. (обрадовано) Да, нужны. Садитесь. (Владимир Александрович садится) Меня зовут Татьяна Николаевна.
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Владимир Александрович.
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА. Вы давно в школе?
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Шестнадцать лет.
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА. Какие классы?
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Старшие. Девятый, десятый, одиннадцатый.
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА. А где работали раньше? (заметила стоящую в дверях Надю) Спаркина, тебе чего?
НАДЯ. Ничего...
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА. Ну, тогда, я тебя не задерживаю. Иди, готовься к урокам. (Надя пошла) Да! Передай классу, что сегодня у вас будет математика.
НАДЯ. Хорошо. (уходит)
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА. Так на чем мы?.. Да, где вы работали?
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. В 121 школе.
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА. И почему ушли? Не поладили?
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Да не совсем так. Школу закрыли на капремонт. Потом там будет то ли лицей, то ли гимназия. Штат будет меньше. Правда, еще никого не увольняли. Всем платили ставку. Ходили мы, строителям помогали. Но ведь я учитель, а не строитель. И потом, ознакомился я с программой этого лицея... Не понравилась она мне. Ну, я и подал заявление. Сходил в роно, там на меня косо посмотрели, но адрес ваш дали. И вот я здесь...
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА. Хорошо. Я думаю, мы сработаемся. Вы сможете дать урок сегодня? В одиннадцатом классе. Я, как вы слышали, уже объявила об этом. Не обязательно давать какой-нибудь материал. Познакомитесь с классом, поговорите...
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Да, пожалуй, смогу.
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА. Вот и замечательно. (смотрит в бумаги) Это четвертый урок. У нас еще два "окна". Идемте в учительскую. Я вас представлю коллективу и мы точнее определимся с вашими уроками.

Татьяна Николаевна и Владимир Александрович вышли из кабинета.

Картина 4

Квартира Спаркиных. Гостиная. Стол, стулья. За столом сидит Вася. Пьет чай с бутербродом и читает журнал. Входит Надя. Она невесело бросает сумку на один из стульев и садится на другой.

НАДЯ. (расслабленно опирается спиной на спинку стула) Привет.
ВАСЯ. (продолжает читать) М-м-г-м.

Несколько минут стоит тишина. Вася читает, Надя сидит.

ВАСЯ. (посмотрел на Надю) Что в школе? (Надя молчит) Как успехи? (Надя молчит) Надь, ты что, двойку что ли получила?
НАДЯ. (безразлично) Нет.
ВАСЯ. Да что с тобой?
НАДЯ. (тем же тоном) Ничего.

Несколько минут стоит тишина.

НАДЯ. (самой себе, ни на кого не глядя) У нас новый учитель математики...
ВАСЯ. (удивленно посмотрел на Надю) Ты говорила...
НАДЯ. (не обращая внимания на Васю) Он какой-то... необыкновенный. Я таких раньше не встречала... Ты знаешь, я никогда не интересовалась математикой, а... когда он рассказывает, мне интересно. Я хочу его слушать, я... с нетерпением жду его урока... Весь урок сижу, как завороженная...
ВАСЯ. Может, ты просто влюбилась?
НАДЯ. (серьезно) Не знаю. Может быть.

Надя встала, взяла сумку и медленно пошла в комнату.

ВАСЯ. Ты куда?
НАДЯ. (не оборачиваясь) Уроки учить. (ушла)

Вася встал и несколько минут задумчиво смотрит вслед Наде. Потом, вспомнив что-то, посмотрел на часы, торопливо схватил журнал и выбежал.

Картина 5

Кабинет математики. За столом учителя сидит Владимир Александрович и проверяет тетради. В кабинет вошла Надя и нерешительно остановилась в дверях.

ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. (увидел Надю) Спаркина? Что тебе?
НАДЯ. (сделала два-три шага) Владимир Александрович,.. я... мне не понятно... задача...
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Задача? Но сегодня у нас не было задач.
НАДЯ. (растерянно) Да?.. Значит... я перепутала задание... (хочет уйти)
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Подожди. Давай разберемся. Раз уж пришла. Садись. (Надя села) Что за задача? (берет учебник) Какой номер?
НАДЯ. Номер?.. Я... не помню...
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Не помнишь? (внимательно посмотрел на Надю) На, тогда покажи. (дает Наде учебник)
НАДЯ. (берет учебник, листает) Сейчас... найду... (старается не смотреть на Владимира Александровича) Вот эта. (ткнув пальцем в книгу, отдала ее Владимиру Александровичу)
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. (посмотрел в учебник) 117? (удивленно) Но мы же ее недавно в классе разбирали. Всем все было понятно.
НАДЯ. (еще больше растерялась) Да?.. Значит это другая задача. Я покажу... (берет учебник и лихорадочно его листает) Сейчас... Сейчас найду...
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. (кладет руку на руку Нади) Надя, зачем ты пришла? Я не верю, что ты не разобралась в задаче. У тебя никогда не возникало вопросов ни по алгебре, ни по геометрии.
НАДЯ. (глядит вниз) Я задачу не поняла...
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. (мягко) Надя,.. что с тобой?
НАДЯ. (суетливо теребит учебник; со слезами) Владимир Александрович,.. я задачу не поняла... Я... не поняла... Правда... Не поняла... (плачет) не поняла... не поняла... (в дверях кабинета появляется Татьяна Николаевна)
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. (вскочил, подбежал к Наде) Надя, да что с тобой? Успокойся. (встает перед Надей на корточки) Надя, ну перестань. Что случилось? Не плачь...
НАДЯ. (посмотрела на Владимира Александровича) Владимир Александрович, (всхлипывает) простите меня... Владимир... Александрович... (несмело касается его головы)
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА. Спаркина! Это что такое?!

Надя вскакивает и убегает.

ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА. Владимир Александрович, вы с ними поосторожнее. Они на многое способны. (уходит)

Владимир Александрович некоторое время сидит в растерянности на корточках, опершись рукой о стул. Потом, вздохнув, встал, собрал тетради в портфель (сумку, дипломат) и вышел.

Картина 6

Часть улицы. Из-за кулис медленно выходят Оля и Надя. Где-то на середине сцены останавливаются. Разговор начинается за кулисами. Надя почти не слушает Олю.

ОЛЯ. Надь, ты представь. Петька бросает Катьке записку. Там стихи, объяснение в любви и все такое. Записка не долетает и падает на пол. Катька не знает ничего. Записка на полу. Петька с ума сходит. Ему, чтобы поднять, надо весь ряд обойти. Он быстро строчит другую записку: "Катя, подними первую записку". Бросает Катьке. Та ловит, читает и начинает вертеться. Хочет поднять первую записку. А в это время Славка, этот козел сопливый, хватает записку и читает. А там такие вещи. А он, подлюка, не только прочитал, он еще дописал что-то и бросил Катьке. Уж не знаю, что он там нацарапал, но Катька, прочитав, бросает книги в сумку и пулей вылетает из кабинета. А после уроков Петька со Славкой пошли за школу. Разбираться... (замечает невнимание Нади) Да ты не слушаешь?
НАДЯ. Оля, я хочу с тобой посоветоваться. (Оля заинтересованно смотрит на Надю) Понимаешь... Я, кажется, влюбилась.
ОЛЯ. Ну? В кого? В Петьку?
НАДЯ. Нет.
ОЛЯ. В Витьку? (Надя отрицательно качает головой) А в кого же? Ах! В Гену?
НАДЯ. Нет. Он не из класса.
ОЛЯ. Из параллельного что ли? (Надя отрицательно качает головой) Из другой школы?
НАДЯ. Он учитель.
ОЛЯ. (несколько секунд ошеломленно смотрит на Надю) Учитель?? (с еще большим интересом) А кто? Надь, ты ему сказала? Он знает? Давно это ты? Он что ведет?
НАДЯ. Математик.
ОЛЯ. Это новый что ли? (разочарованно) Ну у тебя и вкус, подруга. (Надя потупилась) Лысый, скучный... Ты бы лучше в химика влюбилась. Вот это мужик! И красивый, и деловой, и сильный. В прошлом году, помнишь... (оборачивается к Наде, замечает ее расстроенный вид, пытается загладить свою ошибку) Ой! Дура я! Надь, прости. Ну, у вас что?
НАДЯ. Я приходила к нему, хотела сказать... Но тут директрисса появилась.
ОЛЯ. Она всегда не вовремя появляется. Пойдешь еще?
НАДЯ. Нет. Я хочу ему письмо послать. Помоги написать. Понимаешь, нужно найти такие слова, чтобы он понял, чтобы он...
ОЛЯ. Пошли! (увлекает Надю за кулисы) Мы такое письмецо напишем... В стихах. Только до камня не дойдет. Так распишем... Ну, подружка, ты даешь... В учителя! С ума сойти... (уходят)

Картина 7

Кабинет физики. За столом учителя сидит Марина Павловна. Напротив нее на стуле - Надя. Марина Павловна записывает что-то в журнал, потом поднимает голову.

МАРИНА ПАВЛОВНА. Надя, я хочу поговорить с тобой об одной очень серьезной вещи... И хочу сразу сказать: я не враг твой, я не хочу тебе зла, я хочу помочь тебе... (Надя сидит, не поднимая головы) Ко мне случайно попало вот это. (показывает листок бумаги: записку или письмо; Надя, увидев его, вскрикивает) Это твое письмо к Владимиру Александровичу, учителю математики, в котором ты объясняешься ему в любви. (Марина Павловна некоторое время молчит, как бы собираясь с мыслями) Послушай, девочка, тебе еще рано думать о любви. (встала) Тебе надо думать о будущем. Ты решила, куда будешь поступать? И потом, даже если кого-то и полюбить, то, я думаю, все-таки своего сверстника, а не своего учителя, а? Как ты считаешь? (Надя молча плачет) Он же старше тебя на двадцать лет! (подошла к Наде, пытается заглянуть ей в лицо, Надя отворачивается) Наденька, ну давай будем серьезнее. Представь себя на его месте. Своими нелепыми письмами... (Надя бросила возмущенный взгляд на Марину Павловну) Да, конечно нелепыми, а какими же еще? Так вот, этими письмами ты ставишь в неловкое положение прекрасного педагога и хорошего человека. Это я тебе говорю, как его товарищ. (заметила или сделала вид, что только что заметила, что Надя плачет) Наденька, ну что ты? Перестань. Смотри-ка, вся отсырела. (вытирает Наде слезы) Надя... Пройдет время, все забудется... (Надя отрицательно качает головой) Ну, хорошо. Допустим, ты его любишь. Допустим, хотя у меня в голове не укладывается, как это может быть. Ну, пусть так. Но ведь ты понимаешь, что он не сможет ответить тебе взаимностью. (Надя испуганно посмотрела на Марину Павловну) Конечно, нет. А ты думала иначе? Да ты, наверное, совсем об этом не думала. Ну, как ты себе это представляешь? Учитель и ученица... Тем более такая разница в возрасте. Как он после этого сможет войти в класс? Как посмотрит в глаза коллегам? Как на все это роно посмотрит? Ему, скорей всего, придется оставить школу. И неизвестно, удастся ли ему найти другую работу. А он отличный учитель и влюблен в свою профессию. Ты ведь не хочешь ему горя? (Надя отрицательно покачала головой; облегченно) Ну вот и прекрасно. (поднимает Надю со стула) Иди, еще раз подумай (идут к двери) и прекрати эти преследования, пока дело не зашло слишком далеко. Я знала, что ты все поймешь и примешь правильное решение. Ты взрослая и умная девушка... (уходят)

Картина 8

Квартира Спаркиных. За столом сидит Ирина Петровна и делает маникюр. Входит Надя.

ИРИНА ПЕТРОВНА. А... Надя. Рано ты сегодня.
НАДЯ. Последний урок отменили.
ИРИНА ПЕТРОВНА. (закончила маникюр) Кстати, насчет школы. Сегодня приходила Татьяна Николаевна, ваш директор. Говорила просто удивительные вещи.
НАДЯ. (тревожно) Какие?
ИРИНА ПЕТРОВНА. (рассматривая накрашенные ногти) Будто ты... влюблена в учителя... математики. (опустила руки, встала) Чушь какая-то!
НАДЯ. (решительно) Это правда, мама.
ИРИНА ПЕТРОВНА. (изумленно) Правда?? Что ты хочешь этим сказать?
НАДЯ. Я люблю его.
ИРИНА ПЕТРОВНА. Кого это его? Учителя? Этого мужика? Да ты что, с ума сошла? Он же старик! (Надя молчит) Надя... (тревожно) Ты это серьезно?
НАДЯ. (посмотрела в глаза Ирине Петровне, после паузы) Да.
ИРИНА ПЕТРОВНА. (растерянно) Надя... дочка... Да как же это?.. Я просто не знаю... Надо как-то...
НАДЯ. Мама, ничего не надо... (Ирина Петровна вопросительно смотрит на Надю) Ничего...
ИРИНА ПЕТРОВНА. (раздраженно) Чего не надо? Что значит "не надо"? Что вообще происходит?
НАДЯ. (спокойно) Все очень просто. Я влюбилась... Мамочка, ну что тут такого?
ИРИНА ПЕТРОВНА. Что такого? Ты еще спрашиваешь? Надя, ты сама то представляешь, что происходит? Влюбилась!
НАДЯ. Мама, но все влюбляются...
ИРИНА ПЕТРОВНА. Меня не интересует, что там делают все! Ты моя дочь и я не хочу, чтобы с тобой что-нибудь случилось. Господи, он же лет на двадцать старше тебя!.. Спасибо тебе, доченька, обрадовала! Сюрприз преподнесла... Это ж надо додуматься до такого! Как тебе вообще в голову такое пришло? Когда успела? Вроде двух месяцев еще не проучились...
НАДЯ. (просяще) Мама...
ИРИНА ПЕТРОВНА. Молчи!.. Так... Ну я этого так не оставлю. Сегодня, нет сегодня поздно. Завтра я пойду в школу к этому... (с издевкой) учителю...
НАДЯ. (укоризненно) Мама!..
ИРИНА ПЕТРОВНА. (громко) К этому извращенцу, к этому... Дон-Жуану... Я ему все выскажу! Он у меня проклянет тот день, когда тебя увидел! Как его только до детей допустили? Его место не в школе, а в... тюрьме, в одиночке...
НАДЯ. Мама, ну что ты говоришь? Он хороший учитель...
ИРИНА ПЕТРОВНА. Хороший?!! Так вот, милая моя, этот твой хороший учитель в школе больше работать не будет. Я к директору пойду, потребую, чтобы его выгнали, не поможет - в роно схожу, в министерство! Но добьюсь своего! Выгонят его из школы, как миленького.
НАДЯ. Мама, ну зачем ты так? Он же тут совершенно не при чем!
ИРИНА ПЕТРОВНА. Как не при чем?
НАДЯ. Так... Я сама все...
ИРИНА ПЕТРОВНА. Сама? Ха-ха-ха! (обняла Надю за плечи) Дочка, ты еще молода и многого не понимаешь. Это тебе кажется, что ты сама. Они, мужики, хитрые. Нет уж, поверь мне, это он тебя окрутил. Да так ловко, что ты сама этого не заметила. Но ты не бойся. Я тебя в обиду не дам. Пройдет немного времени и этот тип оставит тебя в покое. Я хорошо знаю все их премудрости... А ты пока дома посидишь.
НАДЯ. Но, мама...
ИРИНА ПЕТРОВНА. Ничего, потом нагонишь. Учиться только начали. А я займусь этим математиком.
НАДЯ. (кричит) Нет, мама! (Ирина Петровна удивленно смотрит на Надю) Нет! Ничем ты заниматься не будешь! Никуда ты не пойдешь! И я тоже дома сидеть не буду! Я в школу пойду.
ИРИНА ПЕТРОВНА. (строго) Надя...
НАДЯ. Я уже взрослая. Мне шестнадцать уже. Совершеннолетняя! Паспорт имею. И я буду жить так, как я хочу.
ИРИНА ПЕТРОВНА. Что?! Взрослая?!! Разговорилась! Паспорт... Пока ты живешь в этом доме, за тебя буду решать я. Мне лучше известно, что тебе надо, а что не надо. Никуда ты не пойдешь. Я тебя не пущу! Слов не поймешь - запру. А этого...
НАДЯ. Мама, прекрати!! Хватит! Он очень хороший. Ты же его не знаешь. И кто тебе сказал, что ты лучше меня знаешь, как мне жить? Я сама буду решать, что мне делать. Ты всегда все за всех решаешь. Папа из-за тебя из командировок не вылезает. Домой ехать не хочет!
ИРИНА ПЕТРОВНА. Надя...
НАДЯ. А что? Неправда, скажешь? Как приедет, сценой встречаешь. Все тебе не так, все тебе не эдак... Подарки тебе его не нравятся! Он их от всей души, а ты - в мусорное ведро. Как он только живет с тобой?! (внезапно замолчала, закрыла рот рукой, потом тихо) Ой, мама...
ИРИНА ПЕТРОВНА. (подавленно) Я не знала, Надя, что ты можешь быть такой злой и... жестокой. (хочет еще что-то сказать, но, махнув рукой, уходит)
НАДЯ. (несколько секунд виновато смотрит вслед Ирине Петровне) Мама... Мамочка... Я глупая, дура... Прости меня... Мамочка!.. (убегает за Ириной Петровной)

Картина 9

Кабинет Татьяны Николаевны. Она сидит за столом. Входит Владимир Александрович.

ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА. Входите, Владимир Александрович. Я вас пригласила, чтобы поговорить об одной вашей ученице. По-моему, уже пора нам об этом поговорить.
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Вы имеете в виду Надю Спаркину?
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА. Вы проницательны. Ну, что ж, тем лучше. Легче будет разговаривать. Да, я имею в виду Спаркину, вернее, ее поведение по отношению к вам. До меня дошли сведения, что она забрасывает вас письмами, в которых объясняется вам в любви. Это так?
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Да, я получил от Надежды несколько писем... В этих письмах она сообщает, что испытывает ко мне определенные чувства.
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА. Хорошо. У меня была слабая надежда, что это сплетни, но все оказалось правдой. Давайте решать...
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Татьяна Николаевна, а откуда вам известно об этих письмах?
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА. Беспроволочный телеграф, Владимир Александрович. Школа...
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Насколько я знаю, во всех школах о личных делах учеников директор узнает в последнюю очередь или не узнает совсем.
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА. Я не отношусь к таким директорам.
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Поэтому я и спрашиваю: откуда вам все это известно? У вас есть осведомители?
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА. Это неважно. Давайте вернемся к нашим общим делам.
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Понятно. Я слушаю вас.
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА. Мне кажется, что пора принять меры и пресечь эту, если так можно выразиться, любовную переписку.
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. А я считаю, что это должна решать Надя и, в крайнем случае, ее адресат, то есть, я. Но никак не вы, директор.
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА. Им только дай волю, они вам нарешают. Всю школу вверх дном поставят!
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Я вижу, вы несколько предубеждены против этих ребят?
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА. Нет, не предубеждена. Просто у меня опыт. Я тут такого насмотрелась...
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Но ведь я тоже не новичок в школе. И тоже наблюдал не один школьный инцидент. И все-таки я убежден: это очень хорошие ребята. Немного взбамлошные, немного неуправляемые, немного непредсказуемые, но это наши дети, Татьяна Николаевна. Это наше будущее. Надо относиться к ним бережно, надо им верить, доверять. Нельзя так резко врываться в их личную жизнь. Чему это их научит?
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА. Вот обо всем этом вы нам завтра и расскажете на педсовете. Пригласим эту Спаркину и поставим, наконец, все точки над i.
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Надю на педсовет? Да вы что? Так нельзя. Это... грубо. Я категорически против. И не буду обсуждать эту тему всенародно. Да и Надю туда не пущу.
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА. Вы забываетесь, Владимир Александрович! Пока я здесь директор!
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Татьяна Николаевна, давайте подождем. Позвольте мне хотя бы поговорить с Надеждой.
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА. Вы думаете, это улучшит ситуацию?
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Если я с ней не договорюсь, то лично приведу ее к вам на педсовет.
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА. (несколько секунд внимательно смотрит на Владимира Александровича) Хорошо. Договорились. Даю вам два дня.
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Спасибо, Татьяна Николаевна.
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА. Вы домой?
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Да, только портфель свой заберу.
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА. Тогда идемте.

Татьяна Николаевна берет свою сумку и вместе с Владимиром Александровичем выходит.

Картина 10

Квартира Спаркиных. Входит Надя, явно расстроенная. Медленно, устало кладет портфель на один из стульев, садится за стол и несколько секунд сидит неподвижно, глядя в одну точку. Потом вдруг роняет голову на руки и плачет. Через некоторое время звонит телефон. Надя медленно поднимает заплаканное лицо и берет трубку.

НАДЯ. (вытирая глаза и щеки) Алло.
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. (из трубки) Алло, алло! Кто это? Надя? Надя, это папа...
НАДЯ. (обрадовано) Папа? Здравствуй, папочка! Как хорошо, что ты позвонил. (всхлипывая) У нас тут такое творится...
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. (кричит) Надя! Что случилось? Надя! Ты плачешь? Говори громче, здесь плохо слышно.
НАДЯ. (громко и отчетливо, сквозь слезы) Папа, мне плохо. Они мне не верят. Папа, приезжай пожалуйста, мне нужна твоя помощь. Я совсем одна, понимаешь? Они все против меня. Все, все... (плачет)
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. (тревожно) Надя, Надя, что случилось? Надюша, ну перестань, не плачь, объясни толком. Я ничего не понимаю, Надя!..

Надя плачет в трубку. Алексей Александрович безуспешно пытается до нее докричаться. Входит Ирина Петровна.

ИРИНА ПЕТРОВНА. Надя, что ты плачешь? Положи трубку, все равно не разговариваешь.
НАДЯ. (отдавая трубку, сквозь слезы) Там папа...
ИРИНА ПЕТРОВНА. Алексей? (взяла трубку) Алло! Алексей, что ты звонишь? Случилось что?
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. Это у вас случилось, а не у меня! Что там стряслось? Почему Надя плачет?
ИРИНА ПЕТРОВНА. А-а-а, вот ты о чем. Да ничего страшного. Просто наша дочь учудила. Возомнила себя взрослой. Вбила себе в голову, что она влюбилась...
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. Влюбилась? Так это же замечательно! Я рад за нее. Передай ей от меня поздравления.
ИРИНА ПЕТРОВНА. Подожди ты поздравлять! Торопыга. Ты же не знаешь в кого она влюбилась.
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. Да какая разница?
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Она влюбилась в учителя! Представляешь? В своего учителя!
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. Ну и что?
ИРИНА ПЕТРОВНА. Как ну и что? Он же старик! Твой ровесник.
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. Ну и что??
ИРИНА ПЕТРОВНА. Ты не понимаешь! Алеша, нельзя быть таким беззаботным, хотя бы в отношении к своей дочери. Хорошо, хоть я смотрю на эти вещи более серьезно.
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. Ирина, я умоляю...
ИРИНА ПЕТРОВНА. (твердо) Нет, нет и нет! Я этого так не оставлю. Я приму меры. Уже приняла. Сегодня была в школе, говорила с этим, с позволения сказать, учителем.
НАДЯ. (укоризненно) Мама!
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. Ирина, я тебя прошу... Я тебя очень редко просил,.. а сейчас прошу. Не делай ничего, пока я не приеду. Я все бросаю и еду к вам. Завтра, крайний срок - послезавтра, я буду дома. Подожди, ладно?
ИРИНА ПЕТРОВНА. Ага, подожди... А этот педагог за это время что-нибудь сделает с нашей Надей. Или ты хочешь, чтобы она забеременела?

Надя и Алексей Александрович говорят одновременно.

АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. Ирина, что ты говоришь?
НАДЯ. (кричит) Ты плохая! Гадкая! Злая! Противная! Ненавижу тебя! Ты... (хочет сказать еще что-то, но не находит слов и убегает из комнаты)
ИРИНА ПЕТРОВНА. Надя, подожди! Куда ты? Стой! Вернись! Надя! Ну вот...
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. Что там случилось?
ИРИНА ПЕТРОВНА. Надя убежала. Нагрубила мне, накричала и убежала.
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. Вот видишь. Ирина, ради всего святого, не предпринимай ничего без меня. Это очень серьезно. Мы можем поломать жизнь ребенку, Я скоро приеду.
ИРИНА ПЕТРОВНА. Интересно получается. Ты по телефону поговорил и сразу во всем разобрался. А я тут нахожусь и ничего понять не могу, так? Нет, милый мой, я тоже люблю Надю, тоже желаю ей добра. И я не хочу, чтобы ее жизнь, как ты выразился, была поломана. Я приму все меры. Ждать я не собираюсь. Некогда ждать. Пора действовать. Надо спасать ребенка...
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. Ирина, извини, я не могу больше говорить, самолет. Я прошу тебя, не делай глупостей. Я вылетаю... (вешает трубку)

Ирина Петровна положила трубку и некоторое время в раздражении ходит по комнате.

ИРИНА ПЕТРОВНА. (остановилась) Черт знает, что такое! (ушла в другую комнату)

Картина 11

Школьный коридор рядом с кабинетом директора. Из кабинета не спеша выходит Татьяна Николаевна, собираясь уходить. Из-за кулис стремительно выбегает Надя и налетает на Татьяну Николаевну.

ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА. (удерживает Надю) Это что такое?! Куда это ты так торопишься? (заглядывает в лицо Наде) Спаркина? Замечательно! На ловца и зверь... Ну-ка, зайди в кабинет.
НАДЯ. (пытается вырваться) Татьяна Николаевна! Отпустите меня... Мне очень надо... Ну, Татьяна Николаевна... Пожалуйста!
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА. Знаю, знаю, куда ты торопишься... К Владимиру Александровичу? (Надя опустила голову) Ну вот. Об этом я и хотела с тобой поговорить. Идем.

Надя с обреченным видом заходит в кабинет. За ней входит Татьяна Николаевна и садится за стол.

ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА. (показывает на стул) Садись. (Надя села) Так вот. Я знаю, что у тебя с нашим новым учителем математики сложились довольно своеобразные взаимоотношения, по причине которых ты стала предпринимать определенные действия. Сверлишь педагога глазами на уроках, забрасываешь его письмами. Об этом уже говорит вся школа. Возможно, кто-то и сочувствует тебе, кто-то и верит... Лично у меня никогда не было на этот счет иллюзий. Я прекрасно понимаю, чего ты добиваешься. (внимательно смотрит на Надю) Сама мне скажешь, зачем ты это все затеяла или предпочитаешь, чтобы это сделала я? (Надя непонимающе смотрит на Татьяну Николаевну) Так. Ну, хорошо. Скажу я. (отчетливо выговаривает каждое слово, пристально глядя на Надю) Ты хочешь охмурить учителя, чтобы потом выбивать хорошие оценки для себя и своих...
НАДЯ. (возмущенно) Как вы смеете?
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА. В каком смысле? Ты хочешь меня убедить, что все это правда? Что ты действительно любишь взрослого мужчину, который на двадцать лет старше тебя и, говоря между нами, совершенно несимпатичен? Ты сама-то подумай, со стороны посмотри на это. Ну поставь себя рядом с ним. Хотя бы мысленно. Ты и он... Это же нелепо. Согласись.
НАДЯ. (после паузы) Может быть, нелепо... Может быть глупо... Даже, скорей всего, глупо... Но... что я могу сделать? (в отчаянии) Татьяна Николаевна, помогите мне! Вы же женщина, вы должны меня понять. Я все понимаю. Я понимаю, что у нас никогда ничего не может быть, что я ему в дочки гожусь, все я понимаю... Вот тут... (показывает на голову) А тут... (кладет руку на левую сторону груди) горит... сердце стучит, и ничего я сделать не могу. Оно сильнее разума. Понимаете? Я сижу на уроке и не могу глаз от него отвести, готовлю дома задание и представляю, как он отреагирует: как посмотрит, что скажет... Даже гулять я стала рядом с его домом, надеясь, что он выйдет и мы с ним встретимся. Случайно. Татьяна Николаевна, я люблю его...
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА. Хватит! Передо мной то хоть спектакль не разыгрывай!

Татьяна Николаевна в раздражении встала и некоторое время ходит по кабинету. Потом подошла к Наде. Та встала.

ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА. (взяла Надю за плечи) Послушай, Надя, я не хочу тебе зла. Ты хорошая, красивая девушка, способная ученица. Кончишь школу, поступишь в институт, - вся жизнь впереди. Тебя ждет прекрасное будущее! Сколько интересного, радостного... Давай не будем из-за глупого розыгрыша, из-за этих бредовых идей ломать это будущее. Давай договоримся: ты прекращаешь все свои поползновения относительно Владимира Александровича, а я про все это забуду. И все будет по-старому. Как прежде. А?.. Ну не удалось тебе провести (усмехнулась) директрису. Вы ведь так меня называете?
НАДЯ. Но я люблю его...
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА. Надя, ты заставляешь меня принимать крутые меры. Можешь быть уверена - у школы достаточно способов повлиять на тебя. Для начала - педсовет. Сможешь ты врать в лицо всему педсоставу так, как врешь сейчас мне? Потом, если это не поможет, - общее собрание школы. (Надя слушает Татьяну Николаевну, крепко сжав губы) Тебе придется все это повторить при всей школе. Это будет нелегко. Потом - роно. Будем вызывать родителей. Короче, если ты не перестанешь, тебя ждет много неприятностей. Я хочу тебя...

Неожиданно Надя падает в обморок. Татьяна Николаевна подхватывает ее и неуклюже сажает на стул.

ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА. (легонько хлопает Надю по щекам) Надя... Надя... Да что с тобой? Давай, давай, приходи в себя. (Надя открывает глаза) Вот видишь, уже плохо. Ну, как ты себя чувствуешь?
НАДЯ. (слабым голосом) Хорошо.
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА. Домой сможешь дойти?
НАДЯ. Смогу. (пытается встать, но чуть снова не падает, хватается за стол)
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА. Нет, давай лучше я тебя провожу. Идем.

Подхватывает Надю под руки и вместе с ней уходит.

Картина 12

Кабинет математики. За столом учителя Владимир Александрович. В дальнем углу кабинета сидит Надя.

ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Надя, подойди сюда.

Надя робко посмотрела на Владимира Александровича, потом вдруг резко встала и решительно подошла к столу.

НАДЯ. Тоже учить будете? Давайте! Я маленькая, вы большой, вы старше, вы учитель, а я ученица, вы мне в отцы годитесь и вообще все это неправда! Давайте!.. (после паузы) Что же вы молчите?..
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Успокойся. Сядь. (Надя села; после паузы) Надя... Наденька, ты очень хорошая девушка... Милая... И... я счастлив, что ты меня... любишь. Я ни секунды не сомневаюсь в искренности твоих чувств. И, поверь мне, очень хочу ответить тебе взаимностью, но... так бывает, что обстоятельства сильнее нас...
НАДЯ. (с надрывом) Какие обстоятельства?!
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Какие?... Ну... во-первых, я женат...
НАДЯ. Врете вы! Все вы врете! Нет у вас жены. Она бросила вас, бросила! И оставила вам троих детей.
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. (растерянно) Ты знаешь...
НАДЯ. Владимир Александрович, ну почему? Почему ничего нельзя? Мы же взрослые люди. Вы сказали "хочу ответить". Так что же вы не отвечаете?
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Есть множество причин...
НАДЯ. Ну какие причины? Какие?!. Скажите прямо - просто не хотите связываться с какой-то сумасбродной девчонкой.
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Мой сын старше тебя на полтора года.
НАДЯ. Ну и что?
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Это одна из причин.
НАДЯ. Да что вы все заладили: причины, причины... Мама грозится меня запереть, директриса грозит педсоветом, роно... А вам никто и ничем не грозит. Вы свободны. Можете уйти из этой школы в другую или, вообще, на другую работу. И все равно что-то вас держит. Но что? Что?!
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Все не так просто, Надя.
НАДЯ. Вы просто боитесь! Боитесь, что о вас подумают, боитесь, что о вас скажут, боитесь всего... Вы трус! Просто трус! (убегает)
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Надя, подожди...
НАДЯ. (у выхода, не оборачиваясь) Оставьте меня! (убегает)

Владимир Александрович вскочил и досадливо ударил кулаком в ладонь другой руки.

ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. Черт! Убежала. Надо же... Положеньице. (после паузы) Постой... А куда она побежала? Выход в другой стороне... (тревожно) Надя... (выбегает из кабинета с криком) Надя!!

Картина 13

Кабинет в школе. Вбегает Надя. Садится на стул за стол, роняет голову на руки и плачет. Так проходит несколько минут. За кулисами слышны голос: "Надя! Надя!.." Надя медленно поднимает голову и нерешительно смотрит в сторону голоса, вытирая руками слезы. Затем, словно приняв какое-то решение, взяла сумку и ищет в нем носовой платок, поминутно оборачиваясь в сторону голоса. После нескольких неудачных попыток в нетерпении вытряхивает содержимое сумки на стол. Находит платок и вытирает им слезы. Неожиданно взгляд Нади падает на нож, выпавший из сумки. Осторожно, с опаской, Надя берет этот нож и внимательно его рассматривает, пробует острие пальцем. Потом, сильно сжав губы, медленно подносит нож к руке, с намерением перерезать вену. В это время в дверях появляется Алексей Александрович.

АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. (увидев Надю, кричит) На-адя-а-а!

Надя от крика вздрагивает и решительно режет ножом руку. Сразу обильно потекла кровь. Надя теряет сознание и падает. Подбежавший Алексей Александрович подхватывает ее.

АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. Надя. Дочка. Что же это... Как же, Наденька?.. Эй, кто-нибудь! Врача! Надя... Сейчас... Потерпи... Есть в этой школе кто-нибудь или нет?!!

В дверях появляется Оля.

ОЛЯ. Ой! А что здесь происходит? (подбегает) Кровь... Надя...
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. Врача! Быстрей врача!
ОЛЯ. Да-да. Я сейчас!

Оля убегает и в дверях сталкивается с Татьяной Николаевной. Татьяна Николаевна оторопело смотрит на Олю, хочет сказать что-то, но Оля убегает.

ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА. (подходя, строго) Что здесь происходит? (увидела кровь) Наденька... Девочка моя... Зачем ты? Надя...

Надя приходит в себя.

НАДЯ. (слабым голосом) Папа, я люблю его... (в дверях появляется Владимир Александрович) А он меня... нет...
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. (подходит к Наде, решительно) Неправда! Наденька, милая моя Наденька. Я тоже тебя люблю... И у нас все будет. Правда. Ты только... держись...

Надя кивнула головой.

НАДЯ. (с улыбкой) Дорогой ты мой... учитель...

Надя снова теряет сознание. Владимир Александрович берет ее на руки и несет к выходу. Слышна сирена подъезжающей машины скорой помощи. Татьяна Николаевна и Алексей Александрович молча посмотрели друг на друга, потом Алексей Александрович побежал за Владимиром Александровичем, а Татьяна Николаевна постояла, как бы обдумывая случившееся, затем, покачав головой, тоже медленно ушла.

З А Н А В Е С

ВАН © 1998


Рецензии
Пьеса написана неплохо,но очень ...по-книжному.
А кто сказал,что на любовь ОБЯЗАТЕЛЬНО отвечают любовью? И что за блажь-Я люблю,значит ВЫ ОБЯЗАНЫ ответить тем же,иначе ВЫ трус и вообще нехороший человек.
И ВЫ своим финалом учите-пригрози,порежь вены-и тебе ответят любовью.
НЕЛЬЗЯ такое показывать молодым!
ПРостите,но оставляю без оценки,так как не могу сказать,что не понравилась,но и понравилась-тоже не скажу.
Удачи!
С уважением,

Фрида Дроздова   19.02.2012 19:14     Заявить о нарушении
Интересное заключение. С Вашего позволения, оставлю его без комментариев - каждый имеет право на своё мнение.
Спасибо, с уважением ВАН

Van   19.02.2012 19:29   Заявить о нарушении
Не знаю,видели ли Вы фильм "В моей смерти прошу винить Клаву К." Вот классический (по моему мнению) пример,как надо учить подростков любить. Как пережить неразделённую любовь. Там умнейший папа на вопрос сына "А что же делать?" отвечает мудро "Страдать!". Да,да. Перестрадать и жить дальше!

Фрида Дроздова   19.02.2012 20:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.