Ночь на паперти

НОЧЬ НА ПАПЕРТИ

Cубботним днем дождавшись солнечной погоды, и составив заранее маршрут, на загороднем автобусе поехал в Утену, расчитывая за день посетить и сфотографировать тамошнюю церковь и несколько церквей в близлежащих городках - Аникщай и Ужпаляй. Это была одна из первых моих дальних паломнических поездок по Литве, но я запознился немного и выехал только в 11 утра. В салоне старенького дымящего ЛАЗА всего несколько пассажиров, поэтому когда вдруг не доезжая поселка Гедрайчай, в поле за деревьями приметил маковку с православным крестом, и попросил водителя приостановится на несколько минут, он согласился.Я подошел к паперти запертой сельской церкви , в списке приходов который мне дали недавно в секретариате Епархии она не значится.Обошел ее и сфотографировал. День начался удачно, и уже в полдень автобус подъвозил меня к столице пивоваров края.У автовокзала старушка показала направление „кур русу церкве ”-где русская церковь, поэтому быстро нашел ее на окраине - очень акуратненькую и свеже покрашенную, к сожалению калитка была тоже закрыта. Перекрестился и пофотографировал с разных сторон привлекая внимание местных жителей и один из компании мужчин отобедавших в тенечке „местной продукции”, с гордостью в голосе просветил - „Пас Иванова висада тварка”, у Иванова всегда порядок.Тогда я был уверен что это храм Вознесения Господня.
Маленькое отступление- через год пришлось еще раз приехать в этот город, церковь оказалась старообрядческой, как потом подсказал увидев ее на фотографии священник отец Нестор из Тельшай. Теперь приезжим советую местных жителей в Утене лучше спрашивать, где находится улица Майронё, а не где русская православная церковь, могут показать и на старообрядческую,а я же только зимо через пол года поклонился скромному храму Вознесения Господня,ставшему церковью в 1989 году. Это большой деревянный дом с иконой на стене, увенчаный восмиконечным крестом, на улице виден издалека. Во время Второй мировой войны в городе сгорела православная церковь - св.Сергия Радонежского, построенная 1867 году.
А в тот субботний день, еще в неведении вернулся на автобусную станцию, что б вскоре на микроавтобусе местного маршрута ехать в Ужпаляй. За околицей Утены асфальт быстро кончился и 15 километров пылим по гравейке. Напротив остановки в Ужпаляй возвышается здание высокого и величественного костела из красного кирпича с двумя башнями. Православная церковь святителя Николая по главной улице в лево, размером она поменьше и архитектурой поскромней, но тоже каменная и расположена в парке. Вокруг здания втот день примостились с мольбертиками два десятка подростков, наверно у них урок рисования в близ расположенной школе ,поэтому в этот день довелось увидеть два десятка разных рисунков этой церкви, а костел они наверно нарисуют в другой раз.
Как потом прочитал в статье, возле этой церкви в августе 1997 года происходили странные события оставленные без внимания – международный слёт родноверов, неоязычников Европы, обращающихся в своей деятельности к дохристианским верованиям и культам, обрядовым и магическим практикам, занимающихся их возрождением и реконструкцией. На увиденной фотографии несколько человек в косоворотках во дворе у церкви трубят в метровые трубы (21). Еще самым главным событием городка Ужпаляй является католическим праздником атлайдай - обряд отпущения грехов на Святую Троицу. Тогда сюда съезжается множество больных и просто паломников, которые молятся и умываются водой из местного родника (20).
Через полтора часа в Утену вернулся тем же автобусом,почти сразу пересев на маршрутку в город Аникщай - колыбель классиков литовской литературы.
В Литве когда-то было много церквей, построенных в честь св.Александра Невского, небесного заступника православных нашего края, осталось пять, и одна из них находится в этом городе.
К церкви дошел через весь город, как подсказали горожане, по левой стороне улицы Билюно. После второй речушки, из-за поворота неожиданно предстал каменный вместительный, хорошо сохранившийся, досмотренный и ухоженный храм. Над входной дверью в арке висели колокола, рядом был вырыт колодец, а оградой служили столетние дубы, посаженные когда то живой изгородью вокруг. Не понимал тогда,и все хотел сфотографировать чтоб в обектив не попало деревянное небольшое здание на територии прихода, а ведь на нем по литовски было написано „valgikla“–столовая, и это не спроста.Сколько надо было поездить чтоб дошло, что место, где в наше время кормят людей, да еще возле храма, не менее важно чем сам храм, а такой церкви я и потом не видел, как и столовую при храме, не считая Свято-духов монастырь.
Первый ком не ком, но вообщем так получилось, что вернувшись на автовокзал, мне единственному пассажиру, диспечер сообщила что последний автобус на Вильнюс сломался, и больше ничего не поедет- показав направление где у них останавливают автостопом. Наступал вечер, и четыре часа, меняя дислокации и перечитывая десятки раз мысленно все свои молитвы, безуспешно „голосовал”. Через каждых три – четыре минуты проезжали легковые машины, и остановились за весь вечер три из них, но никто так далеко не ехал.
В сумерках вернулся к храму купив по дороге батон и минералки и на ступеньках паперти провел незабываемую майскую ночь. Может самую главную в своей жизни. Когда становилось холодно, на заднем дворе согревался бревном из штабеля с дровами и долго ночью не затихали какие-то крики вокруг, это ведь яблочная столица. Ждал рассвет, утром в 7.30 пойдет первый автобус на Укмерге, а там разыщу храм Воскресения Христова…
В городе Аникщай, особое место занимает действующий мемориальный музей епископа, профессора Каунасской католической духовной семинарии - Антанаса Баранаускаса (1835—1902), переводившего на литовский язык Библию и писавшего религиозные песни. Его поэтическое наследие состоит из поэм „Путешествие в Петербург“ и „Аникщяйский бор“ входящих в классический фонд литовской национальной литературы и стихотворного диалога “Разговор Певца с Литвой“. Кроме того здесь созданы мемориальные дома-музеи писателей Антанаса Венуолиса и Броне Буйвидайте, а неподалёку мемориальные усадьбы писателя Йонаса Билюнаса и собирателя народного творчества, библиофила Станисловаса Диджюлиса и его супруги писательницы Людвики Диджюлене.
Отовсюду в этом небольшом городке видно величественное здание костела святых апостолов Петра и Павла.
Немного продрогнув, но без уныния,на второй день первым автобусом из Аникщяй приехал на Укмергский автовокзал, расположенный на окраине города. Времени с утра было предостаточно побродить по окресностям,пока не вскарабкался на крутой склон и не наткнулся на старое русское правосланое кладбище. А вот и маленькая деревянная церквушка Воскресения Христова. У входа на кладбище, небольшой домик такого же зеленого цвета. Наконец с маленькой колоколенки раздался колокольный звон, приглашающий в храм на службу. В такт ему завторил колокол еще какой-то церкви. Как оказалось старообрядческой и расположенной невдалике.Русские кладбища тоже рядом, но отгорожены, как разгороженны к сожалению жизни русских православных и староверов Литвы.
За бессонную ночь был вознагражден тем, что Божественная Литургия началась, так получилось, впервые для меня одного, позже подошли певчая и еще трое прихожан.Священник один все сделал по уставу, но никто из нас ни исповедовался и не причастился, и не было для нас и проповеди и пасторского напутствия после целования креста.
Через год, увидев все церкви нашего края, мне захотелось еще раз приехать и сюда. Воспользовавшись оказией, через час уже поворачивал за мостом через речку Швянтои, что в переводе с литовского значит Святая, направо, и миновав старообрядческую церковь, подъезжаю к знакомым красивым кирпичным воротам, построенным прихожанами позапрошлого века,о чем напоминает памятная доска. Немногословный батюшка Василий, в двух словах рассказал что церковь построили 1868 году и разрешил еще раз ее сфотографировать.
К прискорбию, вскоре настоятель нашего прихода отец Александр, благославивший на поездки, поведал что церковь в Укмерге обворовали и пожилой священник Василий Калашник после этого умер.
Морозным зимним днем, в третий раз приехал к осиратевшему храму поклонится могиле последнего настоятеля Василия Калашника, долголетнего пастыря немногочисленного и небогатого прихода. Хотя ” в настоящее время священника здесь нет” как информируют на сайте Епархии о Укмергском приходе, тропинка в глубоком снегу от старых ворот до церкви была широко расчищена и свеже протоптана дорожка к заснеженному могильному холмику священнослужителя…


Рецензии