В закисках

Отзвенело лето. Растворился в утренних туманах зной. В шумные многоголосые стаи собираются перелётные птицы, словно спорят, перебивая друг друга, как бы договариваясь о предстоящем долгом пути на юг или проводя выборы вожака, уподобляясь нам, людям.
Природа в ожидании скорых перемен. Правда, к полудню всё возвращается на круги своя: снова становится нестерпимо жарко. И ветер не холодит, а обжигает, так как в это время года в основном дует с юго-востока, неся по воздуху пыль и песок, безжалостно срывая первые листья с вязов – все же остальные деревья всё еще красуются в пышных кронах, изредка позолоченных рыжеющей листвой. Тополя и ивы по-прежнему горят изумрудом зелени, наперекор приближающемуся листопаду.
В холодные утренники природа ленива, она словно потягивается, не желая рано просыпаться. Ещё немного – и начнётся охотничий сезон на водоплавающих, или «на перо», как говорят здешние охотники. Вот тогда-то природе-матушке будет не до сна. Уже на утренней зорьке начнёт она вздрагивать от ружейных выстрелов, разлетающихся гулким эхом по всей необъятной пойме. Потом небольшое затишье, - а к вечеру всё повторится сначала.
Несмотря на то, что по молодости приобрела двустволку и вступила в общество охотников-любителей, будучи в нём единственным представителем слабого пола, стать поклонницей охоты так и не смогла. Каждый раз, стоя в болотных сапогах на берегу озера и ощущая тяжесть ружья на плече, казалось, что собираюсь сотворить нечто противозаконное, противоправное и противоестественное природе. Так, выстрелив несколько раз по бутылкам, скажу, без хвастовства, не уступая в меткости заядлым охотникам, больше за всю вылазку на природу ружья не вскидывала, а бродила по милым сердцу местам, вглядываясь в синеющую даль осеннего неба, вслушиваясь в какофонию осенних звуков. И вот ведь, что удивительно, несмотря на то, что я по-прежнему не расставалась с ружьём, утки, казалось, меня совсем не боялись. Они подпускали к себе так близко, что я могла рассмотреть их, понаблюдать за тем, как они умело ныряют или прячутся в осоку, едва заслышав приближающихся к озеру охотников, а то взлетят вдруг все разом, последовав вверх, словно по команде. Но тогда уж держись, - умельцы брать птицу с лёту обязательно расстараются, да и попадут в уток. И те камнем упадут вниз, чаще всего в воду, куда, выслуживаясь перед своими хозяевами, бросятся в холодную воду сразу несколько охотничьих собак, чтобы принести на берег добычу. Однажды я наблюдала удивительную картину, стоя рядом с водой, когда вот так же утки взмыли в небо. Пригляделась, а у самого берега, чуть ли не на суше, в камышах спрятался крупный селезень. Подумала, уж не подранок ли. То-то ему бедному не повезло перед самым перелётом. Однако когда пальба прекратилась, и псы с вожделенными охотничьими трофеями выплыли, важно поднимая головы и держа в пасти уток, пройдя мимо меня, я обратила внимание, как селезень быстро, но бесшумно отплыл в сторону, явно решив перепрятаться от собак. Охотники тем временем, собрались сменить дислокацию и переехать на другое место, возможно, туда, куда улетели, напуганные выстрелами обитатели этого маленького озерца. Я ехать с ними отказалась, сославшись на то, что обратный путь у них всё равно будет лежать по дороге, огибавшей озеро справа – там я и попросила меня подхватить. Как только машина отъехала, мой селезень, ничуть не убоявшись меня, выплыл на самую середину водоёма. Он поплескался, понырял, смешно повертел шеей, украшенной ярким разноцветным ожерельем, после чего вспорхнул, и, как ни в чём не бывало, и улетел в сторону, противоположную той, куда уехала машина, уже скрывшаяся из виду. Слава Богу, что я ошиблась, и птица оказалась не только не подраненной, но ещё и хитрой – значит, долетит до юга, подумала тогда я, порадовавшись победе птахи над человеком.
Не знаю, что послужило причиной, но больше с той самой охоты, когда я повстречала умного селезня, я с охотниками в пойму не езжу, а предпочитаю отдаваться своему любимому занятию – рыбалке, даже когда охотничий сезон в разгаре.
Выбираю будний день – в выходные здесь просто слишком много народа, а я предпочитаю быть один на один с природой, чтобы никто не мешал с ней общаться, учиться у неё мудрости и терпению, и отправляюсь на Ахтубу. Выезжаю на велосипеде затемно, иначе до восхода солнца к месту не добраться. Еду вниз по течению, в так называемые, Закиски. Кстати, в здешних местах многие из названий, передаваемых из поколения в поколение, звучат поистине удивительно мелодично. Вы только вслушайтесь! Озера Галички, Осошное, Калач, Буравель, Сухонькое, Грузкое – не правда ли, музыка в словах, да и только! Складывается впечатление, что наши предки, давая водоёмам эти ласковые имена, словно объяснялись в любви каждому из этих голубых островков среди малахитового моря пойменных трав.
 Что ни изгиб или поворот русла реки, - у них тоже свои названия. От самого понтонного моста до поворота дамбы к селу Солянка, участок берега Ахтубы назван странным именем Закиски. Здесь порой даже в будние дни трудно найти уединенное место для рыбалки, ибо левый берег на этом участке реки давно облюбовали многочисленные отдыхающие, особенно приезжие, которые, единожды попав сюда, предпочитают ежегодно часть своего отпуска проводить именно здесь. До глубокой осени вдоль всего берега стоят здесь машины с самыми различными региональными номерами, привозящими любителей порыбачить и погреться под ласковым астраханским солнышком. Кругом палатки, пологи – настоящие матерчатые и брезентовые городки. Между деревьями в тополиной посадке на проволоке или леске развешана сушащаяся рыба. От костров вместе с дымком поднимается пряный запах ухи, сдобренной специями. Где-то рядом на вертелах, над тлеющими угольями жарится сомовий шашлык – его аромат распространяется по всему берегу. То-то будет чем похвастаться удачливому рыбаку перед сослуживцами и знакомыми по возвращении из отпуска. Наверняка найдутся такие, кто после рассказов о чудесном отдыхе на берегу Ахтубы, изъявят желание последовать примеру рассказчика и укатит сюда всей семьей.
А сколько рыбацких баек увезут с собой и те, кому повезло с рыбалкой, и те, кто толком снастей оборудовать не научился. Но зато рыбы – варёной и жареной, вяленой и копчёной наверняка наелись все, даже те, кто равнодушен к рыбалке, а предпочитал весь отпуск возлежать на песке или купаться в реке.
…Нахожу узенькую тропку среди ивняка, ведущую прямо к воде, благо, пробраться по ней можно лишь на велосипеде, да и то, ведя его за руль, причём сильно наклоняясь. Зато сюда солидному транспорту путь заказан, да и приезжие вряд ли захотят пробираться по дебрям, когда вокруг столько прекрасных мест с хорошим подходом к берегу.
Внизу небольшой песчаный пятачок. Река в этом месте спокойная, течёт плавно и медленно, так как до самой середины тянется отмель. И лишь ближе к противоположному берегу, где есть глубокие ямы и коряжник, а со дна бьют ключи, отчего вода здесь остается холодной даже в жаркий июльский полдень, течение мощное. Забросишь туда закидную, даже с тяжёлым грузом, - всё равно снесёт. Лучше всего ловить на границе отмели и плёса. Малёшником поднимаю из воды с десяток серебристых рыбёшек, не больше мизинца длиной, насаживаю каждую на крючок, и забрасываю леску вправо против течения, дав грузилу успокоиться на дне. Затем закрепляю леску каждой закидной на сторожках из тоненьких ивовых прутиков и вешаю на них колокольчики. Мне их изготовил муж из каких-то немыслимых старых радиоламп – я в этом плохо разбираюсь. Но зато звон от них, даже при слабой поклёвке, громкий - со специфическим серебряным переливом. Жаль только, что приходится долго ждать, пока эти самодельные колокольчики задрожат и запоют, потревоженные поклёвкой рыбы.
В ожидании сижу прямо на успевшем нагреться песке, подстелив брезентовый мешок от снастей, и наблюдаю за боем жереха прямо напротив, почти у самого берега. Потрясающее зрелище, я вам скажу, когда целая стая, иначе не назовёшь, хищников набрасывается на рыбную молодь, собравшуюся покормиться мелкими жучками и личинками, падающими в воду с наполовину затопленного и подгнившего кустарника. Правда, сама я жереха ловила редко, да и то не на закидные, а на завозные снасти, которые были поставлены на судака, а попались тогда исключительно жерехи. Рыба, конечно же, вкусна в любом виде, вот только есть её нужно крайне осторожно, так как в ней много мелких костей – другое дело сом или судак.
Ну, наконец-то зазвенел дальний колокольчик, а я уже и ждать перестала. Колокольчик заливается, захлёбывается, а сторожок так и пляшет. Добегаю, делаю подсечку и, почувствовав, как леска заходила из стороны в сторону под тяжестью попавшейся рыбы, начинаю неторопливо вытаскивать снасть. Каково же было моё удивление, когда я вытащила на пологий песчаный бережок сразу двух рыб: на живца помельче, попался небольшой лещ, что в моей практике бывало крайне редко – лещи почти всегда брались на червя. На второго живца попался судачок, правда, не очень крупный, но все-таки судак, а не бершик. Ну, думаю, раз сегодня ловится лещ, нужно попробовать насадить червя, что я и делаю – хорошо, что предусмотрительно захватила коробочку с червями. Что ни говори, а на рыбалку всегда стоит несколько видов наживок брать – на одно не клюёт, не другое возьмётся.
Моя предусмотрительность с лихвой оправдалась: поймала ещё одного леща, но уже значительно покрупней. Словно от стыда, что попался и не смог меня обхитрить, лещ через несколько минут начал краснеть с брюшка, таким его и отпустила в садок, который на сей раз проверила дома тщательнейшим образом. Затем я ещё поймала язя, что внешне очень напоминает плотву, только он покрупнее и потолще в спинке.
И вот удача, так удача! Что же это так сильно сопротивляется? Неужели сом? Пожалуй, нет. Тот обязательно встанет, упрётся так, что с места не сдвинуть, и тогда приходится попускать леску до тех пор, пока рыбина не устанет и не начнёт потихоньку поддаваться на подтягивания её к берегу, однако, окончательно сом сдастся лишь тогда, когда совсем выбьется из сил в борьбе с усилиями рыбака. Порой такая борьба рыбака с рыбой, если это действительно крупный сом, может длиться полчаса и более. Мне доводилось видеть, как иного рыбака, удящего с резиновой лодки, сом возит туда-сюда, вверх-вниз по течению реки – и не всегда рыбак в этой схватке оказывается победителем: то поводок металлический оторвётся, то леска лопнет, а случалось, спиннинговое удилище вырывало из рук рыбака, и в воде оказывались и спиннинг, и сам рыбак. Как-то раз, подсев к костру, куда меня пригласили отведать ушицы местные старожилы, я услышала страшную историю. Старик рассказал о том, что где-то именно здесь, в Закисках, попавшийся на крючок сом подплыл к лодке и, изловчившись, так стукнул мощной махалкой о борт, что лодка перевернулась, а рыбак утонул. Он так и не успел смотать с руки шнур, на конце которого был тот роковой крючок, что, вместе с насаженной на него лягушкой и заглотил разъярённый сом-великан. Что удивительно, обычно, «травя» свои байки, рыбаки прихвастывают и о размере пойманной ими рыбы, и о весе всего улова, а уж разным историям они обязательно становятся в своих рассказах очевидцами, если не главными героями. Видимо поэтому не всегда верится в правдивость этих рыбацких историй. Старик же тогда, наоборот, завершив рассказ, добавил:
- Врать не буду, я тому свидетелем не был. Но дедок, что мне эту жуть рассказал, сурьёзный был мужик - в позапрошлом годе, как помер. Он не больно-то любил байки травить, сказывал, они тогда целой артелью сюда ходили, чтобы выловить энтого самого сома, да только ничего у них не вышло – тот и сети прорывал, и другие снасти, понятное дело. Поговаривают, до сих пор рыбина эта в здешнем омуте живёт, может поэтому мало кто отваживается тута с лодки удить.
Я почему-то поверила старику, хотя рассказ его мало отличался от обычных рыбацких баек.
Но вернёмся к поклёвке. Судя по всему, мне всё-таки попался не сом – повадки не те. Вытащив уже почти всю леску из воды, я наконец-то увидела добычу. Это была удивительная по красоте розовая стерлядка. Зная, что по существующим законам вылов этой породы рыб запрещён, я, тем не менее, рискнула-таки вытащить поймавшуюся красавицу на берег. Ну, не по-русски это отпускать улов в воду, хотя и показывают нам в последние годы по телевизору, как милосердно поступают рыбаки-любители за рубежом. По-видимому, разница в менталитете. Для них рыбалка – это развлечение и хобби, а для нас же, рыбалка – это в первую очередь – промысел. А если быть ещё точнее – приятный промысел.
Прячу свой улов поглубже в рюкзак, перекладывая его осокой, сверху поместив остальную пойманную рыбу, и, преодолев подъём, сначала иду по той же узкой тропке, а потом через тополиную посадку, вперёд – к дому. Нужно торопиться. Дни стали значительно короче, да и путь домой не близок, оглянуться не успеешь, - наступят сумерки. Мне же добираться на велосипеде, притом без фары, по тёмному, придётся нелегко, одно радует: дорога домой всегда короче, а может быть, так только кажется.
К вечеру жара спала, и стало даже прохладно, так как подул вдруг встречный северо-западный ветер. Если он усилится, то на его преодоление при езде на велосипеде, придётся потратить много сил.
Мне вспоминается случай, когда из этих мест мне вообще, пришлось, крепко вцепившись руками в руль, весь путь проделывать пешком, потому что ветер буквально сбивал с ног. Правда, в тот раз на помощь мне пришел муж, вовремя приехавший за мной на машине, едва он вернулся со службы и увидел, что творится на улице. Помню, долго не пускал он меня на рыбалку одну, то снасти запрячет, то велосипед приведёт в негодность. Так что приходилось ждать до выходных, когда можно было отправиться на природу вдвоём на машине, но тогда уже мы выбирали озёра, которые находились поближе к Волге, где-нибудь в районе села Грачи или хутора Корочин, куда на велосипеде отваживаются ездить лишь самые отчаянные смельчаки, да и то мужчины.
Тем временем ветер всё усиливался. Но так как рыбалка удалась на славу, в этот раз я готова была терпеть любой ветер.


Рецензии