Книга мудрости Глава 2

Теперь мы были у цели. Комнаты, которые нам отвели, оказались на редкость светлыми: моя - розовая, а Джорджа - голубая. Мой веселый друг уже в этот день успел облазить стены замка и сделать вывод, что сам костяк построен в XIII веке, а надстройки производились в XV и XVIII веках. "Интересное местечко, - сказал он мне перед сном, - только ужасно скучно, одна дама, да и то старая!"
Возможно вам покажется странным, что в конце XX века еще совсем молодые люди увлекаются какой-то стариной, рухлядью. Но если вы решите, что мы с Джорджем являемся наискучнейшими начинающими учеными, которые готовы целые сутки ковыряться в грязи или читать сотни томов научной литературы, то вы ошибетесь. Мы скорее больше походили не веселых и распутных студентов средневековья, которые являлись излюбленными героями для многих драматургов того времени. Мы часто без дела слоняемся по сету в поисках приключений и иногда находим кучу неприятностей. То, что мы с Джорджем увлеклись старинными замками, - в том я усматриваю иронию судьбы, или перст божий.
Когда-то триста лет назад мой предок граф де Треньи выезжал со свитой или со сварой гончих псов из ворот своего замка. Когда я думаю об этом, мне делается томно. Хочется заснуть и очнуться в то чудесное время, когда звенели шпаги, дворяне вызывали друг друга на дуэль из-за очей прекрасной дамы, когда войны носили продолжительный характер, так что могла пройти вся жизнь человека, от рождения до смерти, а война бы не прекращалась. Сколько возможностей для того, чтобы выделиться и возвыситься в глазах окружающих! Но былого не вернешь. Графы, бороны, короли, как герои сказок, возникнув из небытия, ушли, сгинули навек. Что мне в моем титуле, который столько раз пытались свергнуть Революции, Реставрации, Империи! О, бедная моя Франция! Найдется ли еще хоть одна страна, на долю которой выпало бы столько испытаний!
Поначалу мои предки пытались сопротивляться, влезали в политические интриги, нередко из-за этого их жизнь оканчивалась очень плачевно: на плахе! Граф Виктор де Треньи. Могучий, сильный человек, дуб, а не человек! Погиб, точнее его казнили по постановлению Революционного трибунала 10 октября 1793 года. Да, он выступал против революции и якобинцев! А что ему оставалось делать?! Он был дворянин, христианин и, разумеется, монархист. Возможно, будь я на месте якобинцев, я поступил бы точно так же, да простит меня мой далекий пра-пра-прадед. Но гибель его жены и двух дочерей! Этого я не понимаю.
Декрет Конвента "О подозрительных" гласил:
- Считаются подозрительными те из бывших дворян, включая мужей, жен, отцов, матерей, сынов, дочерей, братьев и сестер, которые не проявляли постоянно своей привязанности к революции.
Какая уж тут привязанность! Я, откровенно говоря, не знаю, как они погибли, так что зря клеветать не хочу, но факт остается фактом: через день после смерти графа за ними пришел вооруженный отряд, через пять дней были обнаружены их трупы, свидетелей и документов нет и в помине. Мрачная история! Я часто задаю себе вопрос, почему они в такое смутное время остались во Франции, когда многие, лучшие и не совсем лучшие, дворянские фамилии эмигрировали. И нахожу лишь один ответ: патриотизм - единственное чувство, которое заставляет людей оставаться со своей страной в годину суровых испытаний. Вечная им слава!
Прошло много лет с тех пор, но я часто вспоминаю того графа де Треньи. Как-то моя тетушка сказала, что я чертовски на него похож, но она мне явно льстила, какой из меня герой! Род наш продолжил единственный сын и наследник графа: виконт, а позже граф Артур де Треньи. И так далее. Я не хочу утруждать вас чтением моего генеалогического древа, скажу лишь, что уже в середине XIX века графы де Треньи крепко плюнули на аристократические традиции и ударились в различного рода предприятия. Дельцы, дельцы! Графский титул льстил их самолюбию, но от благородных дворянских привычек ничего не осталось: непостоянство, коварство и мстительность - вот три ипостаси рода де Треньи.
Я еще был ребенком, а мне уже внушали, что я должен продолжить дело отца. Я терпеть не мог точных наук, получал ужасные оценки, и хотя меня за них не очень ругали, я понял, семья перестала на меня рассчитывать. Слава богу! У меня был младший брат - Эжен. Пусть теперь его мучают. В восемнадцать лет я ушел из дома, закончил исторический факультет Парижского университета. Но как я учился! Надо мной как проклятье довлело гордое имя графов де Треньи.
"Мсье, Вы бесподобный лентяй! Зачем Вы учитесь в Университете! Идите развлекаться в какой-нибудь бордель!" - так выговаривал меня наш "добряк" профессор древней истории. Он не мог мне простить того, что я не посещаю его лекции и, мало того, ничего не читаю по древней истории. Помню, на моем курсе были студенты, которые вообще не появлялись на горизонте, но их никто не замечал, но за меня этот профессорошка ухватился мертвой хваткой. Один бы он меня не одолел, но ему помог доктор Фортье - специалист по средневековью. Он где-то раскопал мою родословную и однажды на семинаре спросил: "Сударь, Вы случайно не знаете, где находится родовой замок графов де Треньи? Не могли бы Вы нас просветить?" Мне было чертовски стыдно, я никогда не слышал, что у нас где-то существует замок, никто о нем не упоминал. Он, разумеется, когда-то существовал, но где он и что с ним стало, я понятия не имел.
Жестоко обидевшись на своих сородичей, я пошел прямо к отцу и потребовал объяснений. Я не знал тогда, что своими руками резко меняю себе жизнь. Замок был цел. Там жила наша бабушка, о которой я также ни разу не слышал. У нее была страшная болезнь, она была прокаженной!


Рецензии