Шум...

Татьяна с Ольгой подружились примерно год назад, хотя знали друг друга довольно давно. Их сблизила работа, к которой они одинаково увлечённо и творчески подходили. Не раз они засиживались в отделе, забывая о том, как бежит время, обсуждая разработку совместных проектов. Иногда они позволяли себе отвлечься от дела и вести задушевные беседы о личном. У обеих были уже взрослые дочери. У Татьяны – одна, у Ольги – три… У подруг были не просто общие работа, интересы и взгляды на мир. Они, казалось, понимали друг друга с полуслова. По-женски чувствовали многие тональности взаимоотношений со своими мужчинами, дочерьми, окружающими людьми. Их оценки действительности и поведения людей удивительным образом оказывались схожими. Их дружба с каждым днём становилась более наполненной и многогранной, поскольку комфортность общения взаимно обогащала их.

Иногда, покидая помещение учреждения, где они работали вместе, Татьяна и Ольга могли позволить себе пройтись по улицам любимого города и поговорить.

Городской шум не мешает их разговору, который льётся непринуждённо, позволяя хоть на время забыть о личных и домашних неприятностях, которые становятся такими мелкими после общения друг с другом и наблюдениями за городской суетливой жизнью.

Шум становится фоном общения двух родственных душ, изливающих друг другу потоки радостных и счастливых, горьких и печальных мгновений женских буден, которые и составляют историю жизни каждой из них.

Шум...
Для городских жителей это явление настолько привычное, что они почти его не замечают, когда находятся в каменном пространстве душного, загазованного, но ещё по вечернему солнечного, умытого летним дождём, обладающего своеобразной красотой архитектурных застроек, такого родного города!

В городском шуме они различают звуки двигающегося бесконечным потоком автотранспорта, звонки трамваев и скрежет их колёс на повороте трамвайной линии, лёгкий гул сливающихся в один хоровой звуковой поток разговор прохожих, из которого нет-нет и «выбиваются» крик матери, окликающей ребёнка, шаловливо убегающего вперёд по тротуару на обочину дороги, пение уличных музыкантов под аккомпанемент гитары, аккордеона или скрипки.

Из окон жилых домов льётся музыка…разноплановая, в зависимости от вкуса их обитателей. У кого-то громко звучит репортаж футбольного матча – шум трибун перекрывает счастливый, пронзительный крик комментатора, срывающего голос в попытке перекричать тысячи болельщиков, ревущих в одном порыве: «Гооооооол!». А вот за этими окнами, и за другими, и третьими…из телевизионного любимца-«ящика» звучат голоса известных актёров – идёт сериал, ради которого тысячи женщин спешили с работы, пробежавшись по магазинам, где загрузились продуктами, из которых получится замечательный ужин, приготовленный ими под впечатлением от самых ярких сцен очередной серии.

За зелёными высокими железными воротами в соседнем квартале находится охраняемый объект. Охрана не дремлет…не дремлет и злая собака, которая беспрестанно лает, откликаясь на любой посторонний звук и движение, попадающие в её поле зрения и слуха… В каменном мешке высотных жилых домов, окружающих по периметру данный объект, собачий лай звучит особенно звонко, вызывая горячее желание большинства жителей, пытающихся отдохнуть после тяжёлого трудового дня, в нетерпении прекратить этот монотонный лай «кровавой расправой», которая может присниться только в страшном сне.

Подруги решили поскорее свернуть на тихую тенистую улочку, пройти дальше в городской парк, чтобы окунуться в тишину этого городского уголка, где приглушены его звуки, слышен шелест листвы деревьев, пение птиц, воркование голубей – непременных спутников человека в бесконечном потоке и круговерти городской суетливой жизни. В аллеях слышно лёгкое шуршание шин детских колясок, велосипедов, специфичный звук роликовых коньков или скейтов, которыми управляют ловкие тинейджеры… Можно посидеть у фонтана, шум воды которого сливается с остальными звуками, выделяясь своей мерной, хрустальной музыкой огромного количества капель, летящих в общих потоках воды, светящихся яркими лучиками солнца и переливающихся разноцветной радугой.

Здесь никто не может помешать сокровенному разговору двух женщин, которые сегодня делятся друг с другом наболевшими моментами взаимоотношений со своими мужчинами. Татьяна с тревогой рассказывает о своём беспокойстве по поводу её любимого, который, как ей казалось, реже стал ей звонить. У неё возникло недоброе предчувствие, что их отношения рассыпаются на глазах, хотя внешне всё идёт как всегда: при встрече Володя всегда дарит ей цветы, нежно обнимает и целует её. Они много времени проводят вместе и уже не раз обсуждали возможности совместной поездки в отпуск к его родителям на Волгу. Володя так давно там не был. Ему хотелось не просто повидать стареющих родителей, но и познакомить с ними свою любимую женщину, которую, наконец, встретил через несколько лет после развода.

- Ты просто устала, - говорит Ольга, улыбаясь, - тебе нужно отдохнуть немного. Постарайся пока не показывать Володе вида о своих беспокойствах. Время всё расставит на свои места. Я наблюдала как он смотрел на тебя, когда мы встретили его, помнишь, возле нашей конторы… Это был взгляд влюблённого, который очень соскучился. Не надо давить на мужчину, выказывая своё нетерпение непременно привязать его к себе.

- Возможно, ты права. Как мне хочется, чтобы это было именно так! Я боюсь его потерять. Мне иногда кажется, что я знаю его всю жизнь. Володя мне очень дорог, он стал таким родным, близким человеком, что потерять его - означает - вырвать душу… Прости, что я говорю так.

Татьяне стало очень неловко за свою слабость и за свои слова. Она понимает, что, возможно, Ольге больно это слышать, поскольку полгода назад она похоронила своего мужа.
 
- Ты не думай, я тебя прекрасно понимаю, - ответила Ольга. У нас у каждой – своя ситуация. Ты знаешь, а я иногда ловлю себя на крамольной мысли, что мне стало легче после смерти Николая. Я устала от его болезни, от его мучений, от его капризов, от своего бессилия, что не могу ему ничем помочь. Я сделала всё, что от меня зависит, в моих силах было лишь смягчить его мучения, насколько это возможно. Только сейчас понимаю, в каком напряжении жила вся моя семья. В течение последних полутора лет я забыла о себе напрочь. Порой забывала посмотреть в зеркало. Да и сейчас забываю... Некогда. Да и не хочу. Устала. Ещё годика три продержаться, доучить Наталью с Иришкой, а там можно и бросить все подработки… Хорошо, что Маришка уже самостоятельно зарабатывает. Кстати, мы ведь в эти выходные должны поехать на Аршан по путёвке, которую на работе взяла Марина. Путёвка на четверых. Наташа с однокурсниками едет на Байкал, поехали с нами! Что будет место пропадать? Вот и отдохнёшь немного, отвлечёшься… И Володе полезно поскучать немного для укрепления отношений… Все твои сомнения развеются, вот увидишь, когда приедешь!

...В аллее парка становилось прохладно, подул ветерок, а вечернее солнце скрывалось за густыми кронами деревьев. Подруги, продолжая уже веселее обсуждать преимущества предстоящей поездки, встали со скамейки и отправились по аллее дальше, на солнечную набережную. Они болтали без остановки, смеясь и перебивая друг друга, перебирали мелочи своего будущего трёхдневного багажа…Так незаметно они вышли, пожалуй, к самому любимому месту прогулок горожан...
       
Как приятно пройти по набережной реки, прорезающей своим прозрачно-голубым течением городское пространство, даря ему прохладу, свежесть и завораживающие звуки течения реки, несущей свои воды по определённому природой и откорректированному человеком руслу, и крика чаек, взметающихся над водной рябью и опускающихся на неё в поисках мелкой рыбы или хлеба, брошенного заботливой рукой человека, оказавшегося в этот день на живописном берегу ухоженной набережной.

На другой стороне реки виден железнодорожный вокзал, где, стуча колёсами, прибывают и отправляются пассажирские и товарные поезда, электрички. Сигналы электровозов, стук колёс, переговоры и объявления служащих вокзала доносятся до нас звуковой волной, скользящей по глади реки...
 
А вот в ясном голубом небе показалась серебристая железная птица - это красавец сверхзвуковой самолёт, который начинает заходить на посадку… Его пассажиров ждут с нетерпением родные и близкие в аэропорту, находящемся в черте города. Привычный звеняще-свистящий звук прибывающего в наш город летательного аппарата многим режет слух…
Уже много времени, а солнце продолжает ласкать кожу своим июльским теплом… Но пора по домам… Взрослые девчонки встретят своих мам горячим ужином, весёлым щебетом новостей, которые подарил им этот день...

***
Вот и наступила короткая пятница, когда подругам можно было, наконец, отправиться в небольшое путешествие, экипировавшись, как положено...

Как же хорошо оторваться от городского шума и уехать за город, в один из уголков природы, наслаждаясь её тишиной, которая так относительна, потому что у природы – свой шум, но он так ласкает слух и ложится бальзамом на душу, израненную резкими звуками большого города и напряжением человеческих взаимоотношений!

Татьяна и Ольга с дочками встретились на автовокзале, расположились удобно в маршрутке, быстро заполнившейся пассажирами, желающими отдохнуть в одном из экзотических уголков Бурятии, и в хорошем настроении и ожидании ярких впечатлений, двинулись в путь.

Выехав за город, три с половиной часа они ехали по трассе, делая короткие остановки на завтрак и отдых, который так необходим затёкшему телу от почти неподвижного сидения в кресле. Голова гудит от монотонного звука мотора микроавтобуса, от его выхлопных газов… Но на привале можно вдохнуть полной грудью чистоту свежего загородного воздуха! Жизненно необходимо и послушать тишину маленьких населённых пунктов, которые так гостеприимно их встречали на пути следования.

Путешествие сопровождается интересной и весёлой беседой женщин и взросленьких девушек-сестрёнок, которые как в детстве звонко хохотали, то и дело подтрунивая друг над другом… Попутчики не возражали против этого гомона, поскольку он лишь свидетельствовал о наивной непосредственности и чистоте входящих во взрослую жизнь юных женщин, у которых ещё впереди все жизненные неурядицы и проблемы. А пока их радостный смех говорил о безоблачной лёгкости их первых жизненных этапов…только болезнь и потеря отца, это серьёзное потрясение ещё саднило незаживлённой душевной раной, которая вдруг тенью промелькнёт на их красивых личиках, когда они вспоминали детские странички семейного путешествия и отцовскую реакцию на их шалости.

Постепенно попутчики отрываются от проблем, оставленных ими в городе, а от этого на душе становится светло и спокойно. Радует глаз пейзаж, открывающийся за окном: поля, по которым бродят небольшие табуны лошадей и стада коров, периодически пересекающих проезжую часть, создавая препятствия для продвижения вперёд. Вдоль дороги стоят стройные сосны, ели, берёзы. Татьяна вдруг подумала и поделилась с Ольгой тем, что их красота настолько совершенна, что так и хочется слагать стихи, мысленно «фотографировать» эти чудные картинки, чтобы с умиротворением и наслаждением вспоминать их потом долгими зимними вечерами.

Путь лежит в Восточные Саяны. Дорога представляет собой почти постоянные подъёмы в гору и спуски, местами она кружит пассажиров в серпантине поворотов, за одним из которых неожиданно появляется серебристо-изумрудная гладь озера Байкал. Он притягивает к себе, вызывая общий восторг! Преодолев этот короткий участок пути, они скоро оказываются в Тункинской долине. Тунка – «чёрная вода (чаша)» в переводе с бурятского языка, с языка народа, в чьи владения въехали они - гости этой земли, наполненной особым теплом яркого солнца, необыкновенной красотой зелени тайги и полей, загадочной картиной остроконечных холмов Саянских гор, вершины которых как будто цепляют чёрные тучи, серые и белые облака. Создаётся впечатление, что это богатыри в остроконечных шапках курят трубки и ведут беседу, зорко наблюдая за всеми, кто проезжает по тонкой полоске дороги, разрезающей долину.

Последние километры пути до живописного посёлка Аршан («целебная вода») преодолеваются по участку дороги, окаймлённой стройными, высокими елями, стоящими одна к одной и как будто приветствующими гостей своими пушистыми лапами, раскачивающимися на ветру…
Посёлок встретил путешественниц тепло… Всё здесь казалось интересным и необычным: большое количество отдыхающих, одетых по-летнему пёстро, но свободно и удобно для прогулок по предгорьям Саян, ряды местных торговцев целебными душистыми травами, кедровыми орешками и сувенирами, привезёнными из Монголии, группа местных жителей, предлагающих прогулку на лошадях (на задней части крупа каждой можно было легко рассмотреть своеобразное клеймо, отчего сжималось сердечко…). У одной из торговок Мариша спросила, как пройти на улицу, где расположен домик для проживания по путёвке. Женщина очень приветливо и охотно объяснила дорогу, красноречиво жестикулируя и, для пущей верности, указала левой рукой, что им нужно, пройдя чуть вперёд, повернуть направо.

-Так направо, или налево? – переспросила Ольга.

-Направо-направо! – убедительно повторила женщина, продолжая настойчиво жестикулировать левой рукой, чем окончательно сбила путешественниц с толку!

В недоумении, но со смехом и шутками, женщины и девушки продолжали подниматься по улице, несколько утомлённые жарким солнцем и необходимостью нести тяжёлые сумки в гору. Оказавшись у развилки дороги, они всё-таки остановились и отправили Маришу «на разведку» налево, а сами решили отдышаться… Вскоре Мариша вернулась с радостной вестью, что остался совсем короткий участок пути, и их ждёт долгожданный отдых в уютном домике
 Так Татьяна и Ольга с дочерьми влились в поток трёхдневного отдыха и освобождения от напряжения городской жизни.

Шум местной природы сопровождал путешественниц повсюду: в их прогулках по посёлку, к минеральным водам, к водопаду.

С шумом несёт свои воды с Саянских гор чистая, как слеза, река Кынгырга («бубен шамана»), разделяющая посёлок на две части. Её сильные ледяные воды мощным потоком срываются с крутых горных склонов, образуя водопады, пробивая себе дорогу среди скалистых ущелий, увлекая за собой мелкие камни, разбивая в крошку белоснежный мрамор, переворачивая и перекатывая глыбы камней…Этими отшлифованными валунами усыпано всё устье реки…Особенно разбушевалась Кынгырга в дни и ночи дождей, когда шум сильных порывов ветра, холодного ливня и мощного течения реки сливался в единый хор аршанской песни, воспевающей силу и величие природы, и отдыхающие как будто слышали звучание бубна шамана, совершающего обряд их посвящения в ценителей природы, здоровья и самого Человека.
 
Постоянно шумит ветер, то усиливаясь, то затихая. Он с силой раскачивает кроны деревьев, издающих шипящие, шуршащие звуки, и разносит ароматы разнотравья, которые хочется поглощать с надеждой на исцеление от всех недугов, на приобретение душевного равновесия и умиротворения.

«Помогает...» - думала неоднократно Ольга, делая глубокий вдох и выдыхая свободно, без усилий, без больного кома в груди, в которой уже не было горького внутреннего всхлипывания, сопровождавшего её последние полгода.

Татьяна не раз пожалела о том, что в этом путешествии рядом с ней нет дочки и Володи. Но Алёнка уехала погостить к друзьям в Санкт-Петербург и должна вернуться оттуда со своим ворохом впечатлений. А Володя работал в эти выходные. Да и действительно, ей так хотелось остаться одной и спокойно поразмыслить о своём будущем, о своих сомнениях, которые всё быстрее улетучивались вместе с усталостью, особенно после телефонных разговоров с любимым, который звонил ей почти каждый час, вызывая хитренькие улыбки девчонок!

Три дня путешествия пролетели так быстро, но впечатлений они оставили столько, что подругам показалось, что на Аршане они были как минимум неделю! Незабываемыми оказались эти дни! По возвращении домой у всех возникло такое чувство, что произошло очищение души от гари и боли городской жизни. Перед мысленным взором долго ещё возникали картинки дикой, но обладающей особенной красотой, сибирской природы. Они убедились в том, что для горожанина шум дикой природы намного ближе, чем городская суета и травмирующие звуки города. Шум природы обладает целительными свойствами...

28-29.07., 08-10.08.2008 г.


Рецензии
Прекрасное произведение.
Безумно понравилось.

Маргулис Дебора   16.10.2017 16:25     Заявить о нарушении
Благодарю!
Очень приятно...
С уважением, Мария...

Мария Бердникова   28.03.2018 18:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.